Семинар-практикум для воспитателей «Нетрадиционные методы и приемы воспитания ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении » в рамках проекта «Ресурсная школа» «Использование приемов мнемотехники, как средство развитие речи детей с ОВЗ»
консультация по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему

Булатова Эльвира Юрьевна

Мнемотаблицы можно использовать при обучении детей составлению рассказов, пересказу сказок, разучивании загадок, потешек, стихов; при  автоматизации и дифференциации звуков, образовании  родственных слов. Использование наглядных моделей и схем способствует формированию лексико-грамматических средств языка и правильного произношения, а также является профилактикой дисграфии и дислексии. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование приемов мнемотехники, как средство развития речи детей с ОВЗ

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Использование мнемотехники в настоящее время становится очень актуальным.

Дети с тяжелыми нарушениями речи с трудом заучивают стихи, пересказывают тексты, составляют рассказы. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своѐм воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединѐнные образы. Для

прочного и лѐгкого запоминания следует наполнить слово содержанием (с помощью приѐмов мнемотехники), связать его с конкретными яркими зрительными, звуковыми образами, с сильными ощущениями.

Цель обучения – развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, т.к. они тесно связаны с полноценным развитием речи.

Основа обучения – развитие творческого познания.

У детей с тяжелыми нарушениями речи особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, обеспечивающих запоминание и увеличение объема памяти, что и составляет суть мнемотехники.

Мнемотаблицы – схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Их используют для:

  • Обогащения словарного запаса;
  • Увеличения круга знаний об окружающей действительности;
  • При обучении составлению рассказов;
  • При пересказах художественной литературы;
  • При отгадывании и загадывании загадок;
  • При заучивании стихов;
  • При словообразовании;
  • При автоматизации и дифференциации звуков.

Методика использования мнемотехники при заучивании стихов:

Начинается работа с простейших мнемоквадратов. Так проводится работа

над словом. Например, даѐтся слово «мальчик», его символическое

обозначение. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово».

Для 3-5 лет необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: солнышко – жѐлтое, небо – синее, огурец – зелѐный. В старшем дошкольном возрасте можно давать детям – чѐрно-белые мнемотаблицы. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово». Затем последовательно переходим к мнемодорожкам.

Потом переходим к поэтапному кодированию сочетаний слов, запоминанию

и воспроизведению предложений по условным символам. И позже к мнемотаблицам. Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста ребѐнка.

Этапы работы над стихотворением:

1. Педагог выразительно читает стихотворение.

2. Педагог сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

3. Педагог задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая

ребенку уяснить основную мысль.

4. Педагог выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.

5. Педагог читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.

6. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

Листопад (для детей подготовительной группы)

Падают, падают листья,
В нашем саду листопад.
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.

http://omel.ucoz.ru/stich2-osen.jpg

Мнемотаблицы можно использовать при обучении детей составлению

рассказов, пересказу сказок, разучивании загадок, потешек; при  автоматизации и дифференциации звуков, образовании  родственных слов. Использование наглядных моделей и схем эффективно и заметно облегчает составление описательных рассказов, делает их четкими, связными, последовательными,  Способствует формированию лексико-грамматических средств языка и правильного произношения, а также является профилактикой дисграфии и дислексии.

При ознакомлении с художественной литературой или обучении составлению рассказов работа состоит из нескольких этапов:

  • Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено;
  • Перекодирование информации, т.е преобразование из абстрактных символов в образы;
  • Осуществляется пересказ информации (сказки, рассказа) с опорой на символы (образы), т.е. происходит обработка  метода запоминания;
  • Делается графическая зарисовка мнемотаблицы;
  • Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему.

Пересказ рассказа «Здравствуй, зимушка-зима!»

1.Чтение логопедом текста и демонстрация опорных картинок 

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/556663/img4.jpg

Наступила зима. Всюду белый, пушистый снег. Холодно на улице. Дети оделись тепло, и пошли гулять. Они покатались на санках, лыжах, поиграли в снежки, слепили весёлого снеговика. Хорошо зимой!

2. Ответы на вопросы по содержанию.

Вопросы:

  • Какое наступило время года?
  • Где лежит снег?
  • Какой снег?
  • Какая погода на улице?
  • Куда пошли дети?
  • Как они оделись?
  • Что делали дети на прогулке?
  • Нравиться ли детям гулять зимой?

3. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.

4. Пересказ текста ребёнком своими словами.

Составление рассказа о зиме по мнемотаблице.

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/556663/img5.jpg

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/556663/img5-1.jpg

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/556663/img5-2.jpg

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/556663/img5-3.jpg

2.Составление предложений о зиме по мнемодорожкам.

  • Зимой солнце светит мало, небо покрыто тучами. Часто идёт снег.
  • Снег лежит на земле, на деревьях, на домах.
  • В домах зимой топят печи. В небо идёт дым.
  • Люди зимой делают кормушки для птиц.3. Рассматривание мнемотаблицы 

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/556663/img6.jpg

4. Составление рассказа о зиме логопедом.

Зимой повсюду лежит снег. Деревья словно в белые шубки нарядились. Солнце светит, но не греет. Морозно! В домах топят печи. Люди зимой подкармливают птиц, заботятся о домашних животных. Детям нравятся зимние развлечения: катание на санках, лыжах, коньках, игры в хоккей, снежки. Очень любят дети лепить снеговиков, строить снежные крепости.

5.Составление рассказов о зиме детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Cеминар «Развитие памяти, речи, внимания у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста» в рамках проекта «Ресурсная школа» Практикум для воспитателей и специалистов «Развитие слухового внимания и фонематического восприятия»

4-5 лет — возраст особого интереса к словам, звукам. Чтобы этот интерес не пропал, необходимо вовлечь детей в интересную, содержательную игровую деятельность. В данном материале представлены разнообра...

Мнемотехника как средство развития речи детей с ЗРР в дошкольном возрасте.

Наиболее удачным и действенным методом в работе с детьми с задержкой речевого развития, на коррекционно – развивающих занятиях, так и в индивидуальной работе, является м...

В рамках проекта "Ресурсная школа" семейный клуб на тему: "Альтернативное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья в летний период"

Информация для родителей о том, как и чем занять детей в летний период, в какие игры любят играть дети. В этих играх дети не только познают окружающий мир и адаптируются в нем, но и получают удов...

Семинар-практикум для воспитателей по теме: «Профилактика неуспешности ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении» в рамках проекта «Ресурсная школа» «Кинезиологические упражнения, как средство развития основных психических процессов»

Вниманию педагогов предложены упражнения для крупной и мелкой моторики, которые синхронизируют работу одновременно двух полушарий головного мозга, улучшают память, развивают моторику, речь, способству...

Презентация проекта "Использование лего технологий как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Цель проекта: повышение эффективности процесса речевого развития дошкольников путём использования LEGO технологии во всех видах занимательной деятельности и в повседневной жизни дошкольников...

Проект по развитию речи в старшей группе « Мнемотехника-как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»

Все чаще педагоги и родители сталкиваются с тем, что ребенок не может запомнить быстро и качественно текст,  меняет местами слова.У детей развита в основном в большей степени зрительная пам...

Проект по развитию речи "Мнемотехника как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста"

В материалах представлен опыт работы использования мнемотаблиц в речевом развитии детей при разучивании стихов, физминуток, пословиц, отгадывании загадок...