Семинар-практикум для воспитателей «Нетрадиционные методы и приемы воспитания ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении » в рамках проекта «Ресурсная школа» «Использование приемов мнемотехники, как средство развитие речи детей с ОВЗ»
консультация по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему
Мнемотаблицы можно использовать при обучении детей составлению рассказов, пересказу сказок, разучивании загадок, потешек, стихов; при автоматизации и дифференциации звуков, образовании родственных слов. Использование наглядных моделей и схем способствует формированию лексико-грамматических средств языка и правильного произношения, а также является профилактикой дисграфии и дислексии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_priemov_mnemotehniki_kak_sredstvo_razvitiya_rechi_detey_s_ovz.docx | 200.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование приемов мнемотехники, как средство развития речи детей с ОВЗ
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Использование мнемотехники в настоящее время становится очень актуальным.
Дети с тяжелыми нарушениями речи с трудом заучивают стихи, пересказывают тексты, составляют рассказы. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своѐм воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединѐнные образы. Для
прочного и лѐгкого запоминания следует наполнить слово содержанием (с помощью приѐмов мнемотехники), связать его с конкретными яркими зрительными, звуковыми образами, с сильными ощущениями.
Цель обучения – развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, т.к. они тесно связаны с полноценным развитием речи.
Основа обучения – развитие творческого познания.
У детей с тяжелыми нарушениями речи особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, обеспечивающих запоминание и увеличение объема памяти, что и составляет суть мнемотехники.
Мнемотаблицы – схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Их используют для:
- Обогащения словарного запаса;
- Увеличения круга знаний об окружающей действительности;
- При обучении составлению рассказов;
- При пересказах художественной литературы;
- При отгадывании и загадывании загадок;
- При заучивании стихов;
- При словообразовании;
- При автоматизации и дифференциации звуков.
Методика использования мнемотехники при заучивании стихов:
Начинается работа с простейших мнемоквадратов. Так проводится работа
над словом. Например, даѐтся слово «мальчик», его символическое
обозначение. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово».
Для 3-5 лет необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: солнышко – жѐлтое, небо – синее, огурец – зелѐный. В старшем дошкольном возрасте можно давать детям – чѐрно-белые мнемотаблицы. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово». Затем последовательно переходим к мнемодорожкам.
Потом переходим к поэтапному кодированию сочетаний слов, запоминанию
и воспроизведению предложений по условным символам. И позже к мнемотаблицам. Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста ребѐнка.
Этапы работы над стихотворением:
1. Педагог выразительно читает стихотворение.
2. Педагог сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
3. Педагог задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая
ребенку уяснить основную мысль.
4. Педагог выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.
5. Педагог читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
6. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
Листопад (для детей подготовительной группы)
Падают, падают листья,
В нашем саду листопад.
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
Мнемотаблицы можно использовать при обучении детей составлению
рассказов, пересказу сказок, разучивании загадок, потешек; при автоматизации и дифференциации звуков, образовании родственных слов. Использование наглядных моделей и схем эффективно и заметно облегчает составление описательных рассказов, делает их четкими, связными, последовательными, Способствует формированию лексико-грамматических средств языка и правильного произношения, а также является профилактикой дисграфии и дислексии.
При ознакомлении с художественной литературой или обучении составлению рассказов работа состоит из нескольких этапов:
- Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено;
- Перекодирование информации, т.е преобразование из абстрактных символов в образы;
- Осуществляется пересказ информации (сказки, рассказа) с опорой на символы (образы), т.е. происходит обработка метода запоминания;
- Делается графическая зарисовка мнемотаблицы;
- Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему.
Пересказ рассказа «Здравствуй, зимушка-зима!»
1.Чтение логопедом текста и демонстрация опорных картинок
Наступила зима. Всюду белый, пушистый снег. Холодно на улице. Дети оделись тепло, и пошли гулять. Они покатались на санках, лыжах, поиграли в снежки, слепили весёлого снеговика. Хорошо зимой!
2. Ответы на вопросы по содержанию.
Вопросы:
- Какое наступило время года?
- Где лежит снег?
- Какой снег?
- Какая погода на улице?
- Куда пошли дети?
- Как они оделись?
- Что делали дети на прогулке?
- Нравиться ли детям гулять зимой?
3. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.
4. Пересказ текста ребёнком своими словами.
Составление рассказа о зиме по мнемотаблице.
2.Составление предложений о зиме по мнемодорожкам.
- Зимой солнце светит мало, небо покрыто тучами. Часто идёт снег.
- Снег лежит на земле, на деревьях, на домах.
- В домах зимой топят печи. В небо идёт дым.
- Люди зимой делают кормушки для птиц.3. Рассматривание мнемотаблицы
4. Составление рассказа о зиме логопедом.
Зимой повсюду лежит снег. Деревья словно в белые шубки нарядились. Солнце светит, но не греет. Морозно! В домах топят печи. Люди зимой подкармливают птиц, заботятся о домашних животных. Детям нравятся зимние развлечения: катание на санках, лыжах, коньках, игры в хоккей, снежки. Очень любят дети лепить снеговиков, строить снежные крепости.
5.Составление рассказов о зиме детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Cеминар «Развитие памяти, речи, внимания у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста» в рамках проекта «Ресурсная школа» Практикум для воспитателей и специалистов «Развитие слухового внимания и фонематического восприятия»
4-5 лет — возраст особого интереса к словам, звукам. Чтобы этот интерес не пропал, необходимо вовлечь детей в интересную, содержательную игровую деятельность. В данном материале представлены разнообра...
Мнемотехника как средство развития речи детей с ЗРР в дошкольном возрасте.
Наиболее удачным и действенным методом в работе с детьми с задержкой речевого развития, на коррекционно – развивающих занятиях, так и в индивидуальной работе, является м...
В рамках проекта "Ресурсная школа" семейный клуб на тему: "Альтернативное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья в летний период"
Информация для родителей о том, как и чем занять детей в летний период, в какие игры любят играть дети. В этих играх дети не только познают окружающий мир и адаптируются в нем, но и получают удов...
Семинар-практикум для воспитателей по теме: «Профилактика неуспешности ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении» в рамках проекта «Ресурсная школа» «Кинезиологические упражнения, как средство развития основных психических процессов»
Вниманию педагогов предложены упражнения для крупной и мелкой моторики, которые синхронизируют работу одновременно двух полушарий головного мозга, улучшают память, развивают моторику, речь, способству...
Презентация проекта "Использование лего технологий как средство развития речи детей дошкольного возраста"
Цель проекта: повышение эффективности процесса речевого развития дошкольников путём использования LEGO технологии во всех видах занимательной деятельности и в повседневной жизни дошкольников...
Проект по развитию речи в старшей группе « Мнемотехника-как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»
Все чаще педагоги и родители сталкиваются с тем, что ребенок не может запомнить быстро и качественно текст, меняет местами слова.У детей развита в основном в большей степени зрительная пам...
Проект по развитию речи "Мнемотехника как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста"
В материалах представлен опыт работы использования мнемотаблиц в речевом развитии детей при разучивании стихов, физминуток, пословиц, отгадывании загадок...