Речевой досуг "Первоцветы"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Речевой досуг «Первоцветы».
Ведущий: Ребята, я очень рада вас видеть в этом зале! Как вы думаете, чем мы будем заниматься?...
Но сначала нам нужно поздороваться и пожелать друг другу хорошего настроения. (стоят в кругу).
Пальчиковая игра с шариком Су - Джок.
«Приветствие»
(поочередно надевать массажное кольцо на каждый палец)
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький цветок!
Мы живём в родном краю –
(сжимаем и разжимаем кольцо в руке)
Всех я вас приветствую!
(разводим руки в стороны).
Здравствуйте, ребята! (садятся). Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы:
Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает,
Когда это бывает? (Весной).
- А какие изменения происходят в природе с приходом весны? (Дети отвечают, и нужно подвести их к разговору о цветах).
- Как называются первые цветы? (первоцветы).
- А как вы понимаете это слово? (ответы детей) (После предложенных ответов воспитатель дает понятие первоцветы)
Первоцветы – это цветы, которые первыми расцветают после зимы первыми в лесах, на лугах и в садах. Это первые весенние цветы. Каждый цветок удивителен своей красотой, а так же восхищает нас своим тонким ароматом.
Презентация.
1 слайд: - Чудесные белые колокольчики хрупкого цветка появляются ранней весной, когда в лесу еще лежит снег. Вырастают на проталинке из маленькой луковички с первыми теплыми лучами. И этот цветок в народе называют подснежником.
2 слайд: Мать-и-мачеха самый первый цветок весны. Ее назвали так потому, что одна сторона листа — теплая, как мама, а другая холодная, как мачеха. С начала у Мать-и-мачехи появляются цветы, а когда они отцветут, вырастают листочки. По цветочкам Мать-и-мачехи можно определять время. Вечером, кажется, будто они завяли, но на самом деле заснули. А утром они опять раскрывают свои цветочки. Мать-и-мачеха лечебный цветок и используется для приготовления лекарств.
3 слайд: Ландыш - самый красивый, самый нежный и самый пахучий. Цветки у него будто белые колокольчики на тоненьком стебельке. А запах такой, что не надышишься! А когда ландыши отцветут, на них появляются красные ягоды, тоже красивые. Но ты их не срывай, они ядовитые для человека, а для птиц лакомство.
4 слайд: Одуванчик — маленькое солнышко, любимый цветок детворы. Из него плетут первые веночки, а когда отцветут — пускают парашютики. С древних времен одуванчик используют в лечебных целях и называют «эликсир жизни».
5 слайд: Тюльпан. Тюльпаны не одно столетие сопровождают жизнь человека. Когда то, луковицы тюльпанов оценивались очень высоко и стоили весьма дорого.
Тюльпаны, и сейчас, очень ценятся во многих странах. Но, страной тюльпанов заслужено называют – Голландию. Название "Тюльпан" исходит от персидского слова toliban («тюрбан»), и дано цветку за сходство бутонов с восточным головным убором, похожим на чалму.
6 слайд: Нарцисс. Весенний сад немыслим без нарциссов. Эти растения, благодаря разнообразию форм и окрасок цветов, способны преобразить любой участок. Тем более что цветут они дольше остальных весенних луковичных.
7 слайд: Крокус цветет после подснежника, среди полурастаявшего снега. Цветки крокуса появляются почти из-под снега. Стебель крокуса сильно укорочен. Листья у крокусов узкие, зеленые. Цветки у крокусов направлены вверх, с лепестками. Распустившиеся цветки напоминают тюльпан. Цветы желтые, белые, бледно –голубые, сиреневые.
8 слайд: Примула. Цветение примул наступает ранней весной. Светло-зеленые или ярко-зеленые листья. Ароматные цветки. В народе у примулы молодые, волнистые листочки называют - "баранчиками". "Ключиками" – называют цветки, они собраны в соцветие и похожи на связку ключей, которые открывают весной дорогу всему зеленому царству.
«Аромат цветов».
Встать, положить ладони себе на грудь. Сделать медленный вдох через нос, стараясь не поднимать плечи. Задержать дыхание и медленно выдохнуть, произнося: «А-а-ах!».
Повторить 3-4 раза.
9 слайд: Цветик-семицветик.
- Ребята, а это что за цветок, как он называется? Он относится к первоцветам? Конечно же, это не первоцвет, а сказочный цветок. Из какой сказки? Почему он был волшебным?...
Вы знаете ребята, у меня тоже был такой цветок, но когда я шла в детский сад подул весенний ветер и все лепесточки разлетелись. Вот если бы найти их, тогда волшебный цветок смог бы исполнить одно наше желание. Может, вместе поищем лепестки?
Давайте найдем желтый лепесток.
Задание 1.
Язычок предлагает поиграть: нам нужно будет подражать разным звукам, которые окружают нас:
Чики – чики – чики – чок –
Не стесняйся, Язычок,
Не пугайся, не ленись,
Повторяй, не ошибись.
Где-то собаки рычали: «Р-р-р».
В стойле коровы мычали: «М-м-м».
В комнате мухи жужжали: «Ж-ж-ж»
Мимо машины бежали: «В-в-в».
В небе далёком гудел самолёт: «Л-л-л».
Свистели от ветра все провода: «С-с-с».
Капала в кухне из крана вода: «К-к-к».
Перекликались в ночи поезда: «Ч-ч-ч».
Листья под ветром шуршали: «Ш-ш-ш».
А комары всё летали: «З-з-з».
( Звукоподражания подкрепляют движениями.)
Сейчас поищем и найдем синий лепесток.
Задание 2. Игра «Исправь ошибку».
Давайте подумаем и составим правильные предложения.
- Весной Земля пригревает солнце (Весной солнце пригревает Землю);
- Зимой тепло и бегут ручьи (Весной тепло и бегут ручьи);
- Тает ручей, течет снег. (Тает снег, течет ручей);
- Расцвели птицы и запели первоцветы.( Ожили первоцветы и запели птицы).
- В подснежниках появился первый лес. (В лесу появились первые подснежники).
- На солнечной Фиалке, полянка расцвела (На солнечной полянке Фиалка расцвела);
- Клумбу посадили на цветок. (Цветок посадили на клумбу).
- Цветы нужно сорвать (Цветы нельзя срывать!);
- Прилетела весна, наступили грачи (Наступила весна прилетели грачи);
- Цветок состоит из букетов. (Букет состоит из цветов).
Давайте найдем розовый лепесток.
Задание 3. Игра «Наоборот»
Вот и нам пришел черед
Сыграть в игру «Наоборот»
Скажу я слово высоко,
А ты ответишь …низко.
Скажу я слово далеко,
А ты ответишь …близко.
Скажу я слово потолок,
А ты ответишь ….пол.
Скажу я слово потерял,
А скажешь ты ….нашел.
Тебе скажу трусливый,
А ты ответишь …смелый.
Скажу я слово черный,
А ты ответишь …белый.
А вот теперь короткий,
Ответить нужно ..длинный.
Скажу, что слабый он совсем,
Вы мне ответьте ..сильный.
Другое слово вам больной,
Ты говори …здоровый.
Я говорю, что старый дом,
А ты мне скажешь …новый.
Все отвечали хорошо,
И каждый молодец,
Теперь начало я скажу,
Ты говори …конец.
Теперь найдем красный лепесток.
Задание 4. Физминутка «Весенние цветы» (Проводится под музыку Чайковского.)
Представьте, что вы – маленькие семена цветов. Вас посадили в землю на клумбе. Теплый солнечный луч упал на землю и согрел семена. Из них проросли маленькие росточки, совсем слабые, хрупкие, беззащитные. Но вот пригрело весеннее солнышко, и маленькие росточки начинают быстро расти. Вот росток, набрался сил, пробуравил землю и выбрался, наконец, на свежий воздух. Ваши листики подросли, стебель стал крепким, вы тянетесь к свету, к солнцу. Как хорошо! Вот на стебле появился маленький бутон. Он растет, набухает, и, наконец, разворачивает лепестки. Сначала лепестки кажутся немного помятыми, но вот они распрямились, и все вокруг увидели прекрасный весенний цветок.
Сейчас найдем зеленый лепесток.
Задание 5. Пальчиковая гимнастика.
Ребята, а как мы можем узнать сколько слогов в слове? Что для этого можно сделать? (ответы детей). Покажите как это, хлопая в ладоши, измерять слова? Вот, например, солнце. Сколько слогов в этом слове? Давайте прохлопаем все вместе. А если назвать его ласково – «солнышко», сколько будет слогов?
- цветок, тюльпан, подснежник, первоцвет, лист, крокус, одуванчик, мать-и-мачеха и т. д.
Ведущий и дети вместе прохлопывают слова, считая количество слогов. Организуется игра «Придумайте слово с 2 слогами (3, 4 слогами)».
Теперь найдем оранжевый лепесток.
Задание 6. Дидактическая игра «Сложи цветок».
Воспитатель предлагает каждому разрезные картинки с изображением первых цветов. Детям необходимо собрать целую картинку из частей.
А сейчас найдем серый лепесток.
Задание 7. Загадки о первоцветах.
Первым вылез из темницы
На лесной проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и очень маленький. (Подснежник)
Золотой цветочек,
Листья изумрудные,
С одной стороны нежные,
А с другой чуть грубые. (Мать-и-мачеха).
На зеленой крупной ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерочек прошуршал
И развеял этот шар. (Одуванчик)
Белый горошек
На зеленой ножке
Зреет, раскрывается,
В колокольчик превращается. (Ландыш)
Я знаменита не цветами,
А необычными листами.
То твердыми, холодными,
То мягкими и теплыми. (Мать-и-мачеха).
Их в Голландии найдёте,
Там везде они в почёте.
Словно яркие стаканы,
В скверах там цветут ...(Тюльпаны).
Стебель голый и прямой,
Листик тонкий и тугой,
На верху колокольчик,
В обрамленье лепесточков! (Нарцисс)
Мы все лепесточки собрали. Теперь этот цветок исполнит наше желание.
Что бы вы хотели? (Предложения детей).
- К сожалению, жизнь первоцветов недолговечна. И многие первоцветы находятся под охраной и занесены в Красную книгу. Часто люди срывают первые цветы, не задумываясь о том, что они очень скоро погибнут.
- Ребята, а как вы думаете, как сделать так, чтобы цветы радовали нас своей красотой, но мы их не рвали? (ответы детей).
Давайте мы с вами не будем рвать цветы, а попросим у Цветика-семицветика, чтоб он подарил нам первоцветики-раскраски. Мы их раскрасим, и будем любоваться. Согласны?
Тогда говорим волшебные слова:
Лети–лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг,
Лишь коснёшься ты земли,
Быть по-нашему вели.
Пусть все будут счастливы, здоровы,
Веселы, дружны.
Пусть солнце улыбается,
Сбываются мечты!
(дети исполняют весёлый танец.)
Рефлексия: - Вам понравилось выполнять задания Цветика-семицветика?
А получать подарки от Цветика-семицветика? Было весело?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Периодизация возрастов. Возрастные закономерности психомоторного и речевого развития. Сензитивные периоды и гиперсензитивные фазы речевого развития ребенка
Это статья представлена для родителей и начинающих логопедов, так как все нарушения начинаются с рождения. А в этой статье показана как развивается ребенок в разные периоды свой жизни.Пред...
Стимулирование речевой активности детей через организацию речевой среды в ДОУ.
Какой должна быть среда для создания благоприятой почвы для развития речи у детей с ОНР? Как правильно и рационально разместить материал в группе? Какие пособия и игры можно сделать для развития речи?...
Формирование речи и речевого общения в процессе организации речевых игр
Опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста содержит задачи, направления работы, этапы, используемая литература...
Картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста по речевому развитию (книга Селиверстова В.И. "Речевые игры с детьми")
речевые игры с детьми старшего дошкольного возраста по речевому развитию...
Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Из опыта работы РМО «Речевое развитие дошкольников в современной образовательной системе. Направления речевой работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО»
Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Сегодня произошли изменения в системе Российского образования, обновления его качества. В связи с утверждением ...
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство речевого развития дошкольников»
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство ...
Дополнительная общеразвивающая программа речевой направленности по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет, не посещающих группы компенсирующей направленности и логопункт «Речевой калейдоскоп»
Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительн...