Речевой досуг "Первоцветы"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Счастливцева Ирина Николаевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoy_pervotsvety.docx27.19 КБ

Предварительный просмотр:

Речевой досуг «Первоцветы».

Ведущий: Ребята, я очень рада вас видеть в этом зале! Как вы думаете, чем мы будем заниматься?...

Но сначала нам нужно поздороваться и пожелать друг другу хорошего настроения. (стоят в кругу).

Пальчиковая игра с шариком Су - Джок.

«Приветствие»

(поочередно надевать массажное кольцо на каждый палец)

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький цветок!

Мы живём в родном краю –

(сжимаем и разжимаем кольцо в руке)

Всех я вас приветствую!

(разводим руки в стороны).

Здравствуйте, ребята! (садятся).  Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы:

Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает,

Когда это бывает? (Весной).

- А какие изменения происходят в природе с приходом весны? (Дети отвечают, и нужно подвести их к разговору о цветах).

- Как называются первые цветы? (первоцветы).

- А как вы понимаете это слово? (ответы детей) (После предложенных ответов воспитатель дает понятие первоцветы)

Первоцветы – это цветы, которые первыми расцветают после зимы первыми в лесах, на лугах и в садах. Это первые весенние цветы. Каждый цветок удивителен своей красотой, а так же восхищает нас своим тонким ароматом.

Презентация.

1 слайд: - Чудесные белые колокольчики хрупкого цветка появляются ранней весной, когда в лесу еще лежит снег. Вырастают на проталинке из маленькой луковички с первыми теплыми лучами. И этот цветок в народе называют подснежником.

2 слайд: Мать-и-мачеха самый первый цветок весны. Ее назвали так потому, что одна сторона листа — теплая, как мама, а другая холодная, как мачеха. С начала у Мать-и-мачехи появляются цветы, а когда они отцветут, вырастают листочки. По цветочкам Мать-и-мачехи можно определять время. Вечером, кажется, будто они завяли, но на самом деле заснули. А утром они опять раскрывают свои цветочки. Мать-и-мачеха лечебный цветок и используется для приготовления лекарств.

3 слайд: Ландыш - самый красивый, самый нежный и самый пахучий. Цветки у него будто белые колокольчики на тоненьком стебельке. А запах такой, что не надышишься! А когда ландыши отцветут, на них появляются красные ягоды, тоже красивые. Но ты их не срывай, они ядовитые для человека, а для птиц лакомство.

4 слайд: Одуванчик — маленькое солнышко, любимый цветок детворы. Из него плетут первые веночки, а когда отцветут — пускают парашютики. С древних времен одуванчик используют в лечебных целях и называют «эликсир жизни».

5 слайд: Тюльпан. Тюльпаны не одно столетие сопровождают жизнь человека. Когда то, луковицы тюльпанов оценивались очень высоко и стоили весьма дорого.

Тюльпаны, и сейчас, очень ценятся во многих странах. Но, страной тюльпанов заслужено называют – Голландию. Название "Тюльпан" исходит от персидского слова toliban («тюрбан»), и дано цветку за сходство бутонов с восточным головным убором, похожим на чалму.

6 слайд: Нарцисс. Весенний сад немыслим без нарциссов. Эти растения, благодаря разнообразию форм и окрасок цветов, способны преобразить любой участок. Тем более что цветут они дольше остальных весенних луковичных.

7 слайд: Крокус цветет после подснежника, среди полурастаявшего снега. Цветки крокуса появляются почти из-под снега. Стебель крокуса сильно укорочен. Листья у крокусов узкие, зеленые. Цветки у крокусов направлены вверх, с лепестками. Распустившиеся цветки напоминают тюльпан. Цветы желтые, белые, бледно –голубые, сиреневые.

8 слайд: Примула. Цветение примул наступает ранней весной. Светло-зеленые или ярко-зеленые листья. Ароматные цветки. В народе у примулы молодые, волнистые листочки называют - "баранчиками". "Ключиками" – называют цветки, они собраны в соцветие и похожи на связку ключей, которые открывают весной дорогу всему зеленому царству.

«Аромат цветов».

Встать, положить ладони себе на грудь. Сделать медленный вдох через нос, стараясь не поднимать плечи. Задержать дыхание и медленно выдохнуть, произнося: «А-а-ах!».

Повторить 3-4 раза.

9 слайд: Цветик-семицветик.

- Ребята, а это что за цветок, как он называется? Он относится к первоцветам? Конечно же, это не первоцвет, а сказочный цветок. Из какой сказки? Почему он был волшебным?...

Вы знаете ребята, у меня тоже был такой цветок, но когда я шла в детский сад подул весенний ветер и все лепесточки разлетелись. Вот если бы найти их, тогда волшебный цветок смог бы исполнить одно наше желание. Может, вместе поищем лепестки?

Давайте найдем желтый лепесток.

Задание 1.

Язычок предлагает поиграть: нам нужно будет подражать разным звукам, которые окружают нас:

Чики – чики – чики – чок –

Не стесняйся, Язычок,

Не пугайся, не ленись,

Повторяй, не ошибись.

Где-то собаки рычали: «Р-р-р».

В стойле коровы мычали: «М-м-м».

В комнате мухи жужжали: «Ж-ж-ж»

Мимо машины бежали: «В-в-в».

В небе далёком гудел самолёт: «Л-л-л».

Свистели от ветра все провода: «С-с-с».

Капала в кухне из крана вода: «К-к-к».

Перекликались в ночи поезда: «Ч-ч-ч».

Листья под ветром шуршали: «Ш-ш-ш».

А комары всё летали: «З-з-з».

( Звукоподражания подкрепляют движениями.)

Сейчас поищем и найдем синий лепесток.

Задание 2. Игра «Исправь ошибку».

Давайте подумаем и составим правильные предложения.

- Весной Земля пригревает солнце (Весной солнце пригревает Землю);

- Зимой тепло и бегут ручьи (Весной тепло и бегут ручьи);

- Тает ручей, течет снег. (Тает снег, течет ручей);

- Расцвели птицы и запели первоцветы.( Ожили первоцветы и запели птицы).

- В подснежниках появился первый лес. (В лесу появились первые подснежники).

- На солнечной Фиалке, полянка расцвела (На солнечной полянке Фиалка расцвела);

- Клумбу посадили на цветок. (Цветок посадили на клумбу).

- Цветы нужно сорвать (Цветы нельзя срывать!);

- Прилетела весна, наступили грачи (Наступила весна прилетели грачи);

- Цветок состоит из букетов. (Букет состоит из цветов).

Давайте найдем розовый лепесток.

Задание 3. Игра «Наоборот»

Вот и нам пришел черед

Сыграть в игру «Наоборот»

Скажу я слово высоко,

А ты ответишь …низко.

Скажу я слово далеко,

А ты ответишь …близко.

Скажу я слово потолок,

А ты ответишь ….пол.

Скажу я слово потерял,

А скажешь ты ….нашел.

Тебе скажу трусливый,

А ты ответишь …смелый.

Скажу я слово черный,

А ты ответишь …белый.

А вот теперь короткий,

Ответить нужно ..длинный.

Скажу, что слабый он совсем,

Вы мне ответьте ..сильный.

Другое слово вам больной,

Ты говори …здоровый.

Я говорю, что старый дом,

А ты мне скажешь …новый.

Все отвечали хорошо,

И каждый молодец,

Теперь начало я скажу,

Ты говори …конец.

Теперь найдем красный лепесток.

Задание 4. Физминутка «Весенние цветы» (Проводится под музыку Чайковского.)

Представьте, что вы – маленькие семена цветов. Вас посадили в землю на клумбе. Теплый солнечный луч упал на землю и согрел семена. Из них проросли маленькие росточки, совсем слабые, хрупкие, беззащитные. Но вот пригрело весеннее солнышко, и маленькие росточки начинают быстро расти. Вот росток, набрался сил, пробуравил землю и выбрался, наконец, на свежий воздух. Ваши листики подросли, стебель стал крепким, вы тянетесь к свету, к солнцу. Как хорошо! Вот на стебле появился маленький бутон. Он растет, набухает, и, наконец, разворачивает лепестки. Сначала лепестки кажутся немного помятыми, но вот они распрямились, и все вокруг увидели прекрасный весенний цветок.

Сейчас найдем зеленый лепесток.

Задание 5. Пальчиковая гимнастика.

Ребята, а как мы можем узнать сколько слогов в слове? Что для этого можно сделать? (ответы детей). Покажите как это, хлопая в ладоши, измерять слова? Вот, например, солнце. Сколько слогов в этом слове? Давайте прохлопаем все вместе. А если назвать его ласково – «солнышко», сколько будет слогов?

- цветок, тюльпан, подснежник, первоцвет, лист, крокус, одуванчик, мать-и-мачеха и т. д.

Ведущий и дети вместе прохлопывают слова, считая количество слогов. Организуется игра «Придумайте слово с 2 слогами (3, 4 слогами)».

Теперь найдем оранжевый лепесток.

Задание 6. Дидактическая игра «Сложи цветок».

Воспитатель предлагает каждому разрезные картинки с изображением первых цветов. Детям необходимо собрать целую картинку из частей.

А сейчас найдем серый лепесток.

Задание 7. Загадки о первоцветах.

Первым вылез из темницы

На лесной проталинке.

Он мороза не боится,

Хоть и очень маленький. (Подснежник)

Золотой цветочек,

Листья изумрудные,

С одной стороны нежные,

А с другой чуть грубые. (Мать-и-мачеха).

На зеленой крупной ножке

Вырос шарик у дорожки.

Ветерочек прошуршал

И развеял этот шар. (Одуванчик)

Белый горошек

На зеленой ножке

Зреет, раскрывается,

В колокольчик превращается. (Ландыш)

Я знаменита не цветами,

А необычными листами.

То твердыми, холодными,

То мягкими и теплыми. (Мать-и-мачеха).

Их в Голландии найдёте,

Там везде они в почёте.

Словно яркие стаканы,

В скверах там цветут ...(Тюльпаны).

Стебель голый и прямой,

Листик тонкий и тугой,

На верху колокольчик,

В обрамленье лепесточков! (Нарцисс)

Мы все лепесточки собрали. Теперь этот цветок исполнит наше желание.

Что бы вы хотели? (Предложения детей).

- К сожалению, жизнь первоцветов недолговечна. И многие первоцветы находятся под охраной и занесены в Красную книгу. Часто люди срывают первые цветы, не задумываясь о том, что они очень скоро погибнут.

- Ребята, а как вы думаете, как сделать так, чтобы цветы радовали нас своей красотой, но мы их не рвали? (ответы детей).

Давайте мы с вами не будем рвать цветы, а попросим у Цветика-семицветика, чтоб он подарил нам первоцветики-раскраски.  Мы их раскрасим, и будем любоваться. Согласны?

Тогда говорим волшебные слова:

Лети–лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг,

Лишь коснёшься ты земли,

Быть по-нашему вели.

Пусть все будут счастливы, здоровы,

Веселы, дружны.

Пусть солнце улыбается,

Сбываются мечты!

(дети исполняют весёлый танец.)

Рефлексия: - Вам понравилось выполнять задания Цветика-семицветика?

А получать подарки от Цветика-семицветика? Было весело?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Периодизация возрастов. Возрастные закономерности психомоторного и речевого развития. Сензитивные периоды и гиперсензитивные фазы речевого развития ребенка

Это статья представлена  для родителей и начинающих логопедов, так как все нарушения начинаются с  рождения. А в этой статье показана как развивается ребенок в разные периоды свой жизни.Пред...

Стимулирование речевой активности детей через организацию речевой среды в ДОУ.

Какой должна быть среда для создания благоприятой почвы для развития речи у детей с ОНР? Как правильно и рационально разместить материал в группе? Какие пособия и игры можно сделать для развития речи?...

Формирование речи и речевого общения в процессе организации речевых игр

Опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста содержит задачи, направления работы, этапы,  используемая литература...

Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Из опыта работы РМО «Речевое развитие дошкольников в современной образовательной системе. Направления речевой работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО»

Взаимодействие  работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников  Сегодня произошли изменения в системе Российского образования, обновления его качества. В связи с утверждением ...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство речевого развития дошкольников»

Конспект  организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство ...

Дополнительная общеразвивающая программа речевой направленности по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет, не посещающих группы компенсирующей направленности и логопункт «Речевой калейдоскоп»

Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительн...