Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Непосредственно-образовательная деятельность по речевому развитию в старшей группе
Тема: Рассказывание по картине «Ранняя весна»
Цель: развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
Программное содержание:
Образовательные задачи: Учить детей составлять рассказы по картине (по плану воспитателя); закреплять умение связно, последовательно рассказывать по картине; учить употреблять в речи существительные и прилагательные женского, мужского и среднего рода (упражнять в словообразовании). Расширять и обобщать имеющиеся у детей знания о весне. Уточнять и расширять словарь по теме "Весна".
Развивающие задачи: развивать монологическую и диалогическую формы речи, интерес к рассказыванию. Совершенствовать навыки рассматривания картины, формировать целостное представление об изображённом на картине. Развивать внимание, логическое мышление, память, воображение.
Воспитательные задачи: Воспитывать любовь к живой и неживой природе, умение чувствовать ее красоту.
Предварительная работа: наблюдение за деревьями на участке детского сада, беседа о весенних явлениях в живой природе, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений о весне.
Словарная работа: половодье, пробуждение, нежная зелень, почки набухли, возвращается к жизни, небо по-весеннему голубое.
Материал и оборудование: картина «Ранняя весна», шкатулка
Ход
Воспитатель: Ребята, когда я сегодня пришла в детский сад, то около нашей группы я увидела конверт с надписью « ребятам старшей группы».
Хотите посмотреть, что в этом конверте?
Дети: Да
Воспитатель достает картинки с изображением каждого времени года. Дети рассказывают, по каким признакам они узнали времена года.
Воспитатель: Ребята, а на одной из картинок загадка. Послушайте:
Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи.
В дом свой- улей пчела
Первый мед принесла.
Кто скажет, кто знает
Когда это бывает?
Дети: Это бывает весной.
Воспитатель: Правильно. А как вы догадались?
Дети: Потому что зазвенели ручьи, грачи прилетели. А это бывает только весной.
Воспитатель: Ребята, а какие еще изменения происходят в природе весной?
Дети: Тает снег, набухают почки на деревьях, появляются первые листочки, небо становится голубым.
Воспитатель: Ребята, весна красивое время года. С давних времен люди складывали стихи, песни о весне, сочиняли загадки и пословицы. Послушайте, я расскажу вам о приметах весны.
Щедра весна на тепло, да скупа на время.
Апрель начинается при снеге, а кончается при зелени.
Апрельские ручьи землю будят.
Синие облака в апреле — к теплу и дождю.
Воспитатель: У нас в детском саду есть копилка народных мудростей. Мы в нее складывали пословицы и приметы времен года. Только вот о весне забыли. Хотите положить туда свои знания? (Да).
В круг ребята становитесь,
Крепче за руки держитесь.
Я шкатулочку возьму,
И приметы соберу.
Воспитатель: Открывает крышку, а дети называют приметы и пословицы.
Вода с гор течет, весну за собой ведет.
Апрель с водой, май с травой.
Одна ласточка весны не делает.
Весна красна делами, а осень пирогами.
Что весной посеешь, то осенью пожнешь.
Воспитатель: Молодцы, вы замечательно все говорили, наша чудесная шкатулочка пополнилась вашими мудростями. Кто – то из вас вспомнил слова сам, а кому – то помогла вот это картина.
(Показ картины)
Воспитатель: Ребята проходите на свои места и давайте внимательно посмотрим на картину.
- Ребята, кто изображен на картине?
Дети: На картине нарисованы дети.
Воспитатель: Как они одеты?
Дети: Они одеты в пальто, сапожки, шапки, теплые штаны, шарф.
Воспитатель: А как вы думаете, почему они так одеты?
Дети: Потому что на улице ранняя весна и ещё не совсем тепло.
Воспитатель: Какой день изобразил художник?
Дети: Художник изобразил ясный день.
Воспитатель: Посмотрите внимательно на картину и скажите, где гуляли дети?
Дети: Дети гуляли в лесу.
Воспитатель: Что они увидели в лесу?
Дети: В лесу ребята увидели речку, деревья, на земле кое – где виднелись первые проталины, и первые цветы подснежники.
Воспитатель: Почему девочка и мальчик, так внимательно смотрят на цветы?
Дети: Мальчик и девочка любовались цветами, потому что они очень красивые.
Воспитатель: Какого цвета подснежники выросли на проталинке?
Дети: На проталинке росли синенькие подснежники.
Воспитатель: А что ещё вы можете сказать о цветах, какие они?
Дети: Они маленькие, красивые, нежные, весенние, первые?
Воспитатель: Ребята, всмотритесь в картину и скажите какие краски и тона преобладают в ней?
Дети: голубые, светло – коричневые.
Воспитатель: Ребята, а какими словами вы можете описать небо?
Дети: Небо высокое, по – весеннему голубое, с белыми пушистыми облаками.
Воспитатель: Расскажите о деревьях, которые изображены на картине.
Дети: Деревья пока стоят без листочков.
Воспитатель: Что вы видите вдалеке?
Дети: Вдалеке виднеется лес и птицы.
Воспитатель: Что можно сказать о воде?
Дети : Вода светлая, в ней отражается небо и лес.
Воспитатель: Правильно ребята. Посмотрите внимательно на воду. На ней видны тени от деревьев, они расплылись, значит, дует небольшой ветерок. Ребята, а как можно эту картину назвать?
Дети: Весна.
Воспитатель: А теперь послушайте, как я опишу картину.
Наступила ранняя весна. День был ясный по-весеннему теплый. Ребята пошли на прогулку в лес. В лесу повсюду тает снег, бегут звонкие ручьи, появляются проталинки. На проталинках, куда добрались солнечные лучи, растут маленькие, нежные, весенние подснежники. Ребята, остановились, чтобы посмотреть первые весенние цветы. Тут и там пробивается первая, нежная, зеленая травка. Вдали виднеется стая грачей, прилетевшие из теплых стран, густой лес над которым высокое голубое небо с белыми облаками. На деревьях кое – где начинают набухать почки, видно, что деревья проснулись. Посмотрев на речку, девочка увидела тени деревьев, неба с белыми пушистыми облаками. Ребятам интересно гулять и любоваться красотой весеннего леса. Хорошо весной в лесу.
А теперь ребята, попробуйте вы рассказать о весне, изображенной на картине.
- Сначала вы должны рассказать о том когда происходило действие и какой был день.
-Где всё происходило?
-Что интересного увидели дети?
- А закончите свой рассказ словами о том, как хорошо и радостно весной?
Дети по желанию составляют рассказ.
(Если дети затрудняются, воспитатель напоминает план. После каждого рассказа дается оценка.)
Воспитатель: Давайте мы с вами немного отдохнем и проведем интересную физкультминутку.
Лебеди летят,
Крыльями машут.
Прогнулись над водой
Качают головой.
Прямо и гордо
Умеют держаться.
Очень бесшумно
На воду садятся.
Воспитатель: Молодцы, ребята, из вас получились красивые лебеди. Давайте присядем на свои места и продолжим. А сейчас давайте поиграем в игру «Подбери слово». Я назову слово, а вы подберете к нему такое слово, о котором так можно сказать.
Про что можно сказать «весенний»? (про ручеек, дождь, сад)
Про что можно сказать «весенняя»? (про воду, траву, реку, проталинку)
Про что можно сказать «весеннее»? (про небо, облако, солнце)
Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием.
Итог.
Воспитатель: Ребята. Чем мы сегодня занимались?
Дети: составляли рассказ по картине, играли в игры.
Воспитатель: О чем мы сегодня говорили?
Дети: Мы говорили о весне.
Воспитатель: Давайте вспомним по какому плану мы составляли рассказ.
Дети: 1. Когда происходило действие и какой был день.
2. Где всё происходило.
3.что интересного увидели дети.
4. чем все закончилось.
Воспитатель: Занятие закончим стихотворением о весне, которое нам расскажет Альбина: "Весна", Дружинина.
Что весной творится!
Прилетают птицы!
Тает снег и тает лед,
И на речках - ледоход!
Появляется трава,
Оживает поле.
Ливень льет как из ведра,
Гром грянет: "Весна" Ура!"
Воспитатель: Молодцы! Все старались, работали активно, дружно, были внимательными. А сейчас мы пойдем на прогулку и постараемся найти все приметы весны на участке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План- конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе ОО "Речевое развитие" Тема: "Путешествие по сказкам"
План- конспект НОД ОО "Речевое развитие" Тема " Путешествие по сказкам"....
Конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе. Тема: «Сказочная птица» (логика образовательной деятельности).
Конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе. Тема "Сказочная птица" (логика образовательной деятельности)....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию старшая группа Тема: «Ищем семью для Кузьки».
Цель:1. Закреплять знания детей о знакомых литературных произведениях, о жанровых особенностях сказки.2.Формировать умения применять пословицы в соответствующей речевой ситуации.3. Развивать коммуника...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию младшая группа «Здоровое питание»
Конспект способствует формированию первичных представлений о здоровом питании; совершенствованию грамматического строя речи у младших дошкольников....
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе. Речевое развитие. Тема: «В стране дорожных знаков»
Тема: «В стране дорожных знаков»Задачи:«Социально – коммуникативное развитие»1.Расширять знания детей о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира. Закрепить знания дошко...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию в группе компенсирующей направленности с ТНР Тема: «Осень»
Обобщить и систематизировать знание детей об осени.Активизировать словарь детей по данной теме....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР Тема: « Кормушка для птиц»
Систематизировать знания детей о видах птиц, их особенностях жизни осенью...