Перспективное планирование по формированию речевого творчества дошкольников по технологии развития связной речи Е. Б. Танниковой
материал по развитию речи (старшая группа) на тему

Бороздина Ольга Владиславовна

технологии развития связной речи  Е. Б. Танниковой

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективное планирование по формированию речевого творчества дошкольников

по технологии развития связной речи

Е. Б. Танниковой

Старшая группа

Воспитатель:

Бороздина О. В.

Сентябрь

Сказки из стишков

Сказки из пословиц, считалок

Сказки из потешек, кричалок и других форм малого фольклора

Сказки из одного слова

Формировать умение детей использовать стихотворение, как отправную точку для завязки сказки, используя знакомые зачины («Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…» и другие). Развивать выразительность речи. Воспитывать желание к творчеству.

Углублять умение детей понимать лаконичные и меткие по содержанию пословицы и считалки, разучивая наизусть и обыгрывая их. Умение использовать как начало  или основу для сказки. Развивать монологическую речь: умение передавать идею и содержание сказки. Воспитывать желание сочинять сказки, отражающие значение пословиц.

Формировать умение детей использовать в качестве отправного пункта для сочинения сказок потешки, кричалки и другие формы малого фольклора. Развивать умение сочинять в соответствии с требованиями к структуре сюжетного повествования: экспозиция, завязка, развитие событий, кульминация, развязка. Побуждать детей подражать добрым поступкам героев. Воспитывать чуткость к образному строю языка фольклора.

Дать представление о способе сочинения сказочной истории, отталкиваться от одного слова. Умение самостоятельно придумывать первое слово и начинать сочинять. Развивать воображение и фантазию у детей. Совершенствовать монологическую речь детей: выразительно воспроизводя диалоги действующих лиц. Воспитывать желание сочинять. Использовать в речи образные выражения.

Я. Аким. «Жадина». А. Барто «Помощница», «Уехали». 

«Раз картошка, два картошка».

Октябрь

Сказки из стишков

Сказка по-новому

Сказки из считалок

Сказки из шуточных вопросов

Знакомые герои в новых обстоятельствах

Продолжать формировать умение использовать стихотворение, как отправную точку для завязки сказки. Обогащать словарный запас. Развивать умение использовать метафоры и сравнения при развитии сюжета. Воспитывать желание к творчеству.

Познакомить детей со сказкой, обсудить проблемы взаимоотношений, нравственные поступки героев, давать аргументированные оценки. Развивать умение по-новому взглянуть на сюжет, способность наделять главных героев противоположными качествами, используя в речи прилагательные. Воспитывать нравственные ценности.

Продолжать формировать способность детей понимать меткие по содержанию считалки. При построении сюжета использовать эпитеты, метафоры, сравнения. Развивать мышление и воображение ребенка. Воспитывать желание сочинять сказки.

Дать представление об умение видеть в шуточном вопросе подсказку для нового сказочного сюжета или его начала, используя знакомые зачины («Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…» и другие). Знать другие особенности сюжета: зачин, окончание, присказка, волшебные герои, превращения, победа добра над злом. Побуждать детей видеть добрые поступки героев.

Формировать умение изменить ситуацию в знакомой сказке, создавая условия, при которых герои попадают в совершенно другие обстоятельства – фантастические и невероятные с помощью волшебных предметов (ковров-самолетов, сапогов-скороходов, палочек-выручалочек).  Развивать выразительность речи при воспроизведении диалогов между действующими лицами. Воспитывать умение давать аргументированную оценку поступкам героев.

Е. Благинина «Посидим в тишине». П. Ершов. «Конек-Горбунок».

«Василиса Прекрасная»,  «Иван Царевич и серый волк».

«Ежик, ежик, чудачек…». «Стоит коза».

«Заяц-хвастун».

Ноябрь

Сказки из загадок

Коллаж из сказок

Сказки из стишков

Сказки из одного слова

Сказки из фразеологизмов

Формировать умение, отгадывая загадки, понимать метафоры, гиперболы, сравнения, эпитеты. Обогащать словарь языковыми средствами выразительности. Побуждать детей использовать их, придумывая сказочные сюжеты. Развивать  умение начинать и развивать сюжет сказки. Воспитывать умение оценивать поступки героев.

Углублять способность детей давать полные и выразительные ответы по содержанию прочитанных сказок. Умение находить выход при создании проблемных ситуаций – попадание героя в новые обстоятельства. Развивать у детей умение использовать волшебные предметы для развития сюжета. Воспитывать способность видеть добро в поступках героев и желание подражать им.

Формировать умение придумывать сказки, используя свойственные жанру средства выразительности. Знать и использовать особенности сюжета: присказка, зачин, окончание, волшебные герои, превращения, победа добра над злом. Побуждать детей к обыгрыванию придуманных ими сказок.

Формировать способность детей, отталкиваясь от одного слова, завязать сюжет сказки, достичь кульминации и развязки. Развивать способность передавать идею и содержание сюжета. Воспитывать желание закончить сказку в положительном ключе.

Дать представление о фразеологизмах. Формировать умение понимать их переносной смысл, используя его как основу для сочинения сказки. Развивать словесное творчество детей. Воспитывать умение оценивать нравственные поступки героев собственной сказки.

«Вежливый Кот-воркот», «Кощей Бессмертный», «Айога»(нан.)

В.Витка. «Синица» (пер. с белорус. А. Шарапова). Р. Гамзатов «Мой дедушка» (пер. с авар. Я. Козловского).    

Декабрь

Сказки из «живых» капель и клякс

Цветные сказки

Сказки по-новому

Сказки из малых фольклорных форм

Эксперименты в сказках

Дать представление о новой возможности найти главного героя для сюжета сказки в образе полученной капли или кляксы. Умение отвечать на вопросы о том, на что похожа клякса. Развивать умение составлять описательный рассказ, точно и правильно подбирая слова, характеризующие особенности героя. Воспитывать желание закончить сказку в положительном ключе.

Формировать умение брать за основу цвет (желтый, синий, черный, белый и другие). Учить детей образнее воспринимать цвета. Развивать умение использовать прилагательные, наиболее точно характеризующие характер героев. Воспитывать желание к творчеству.

Продолжать учить детей по-новому взглянуть на сюжет сказки. Развивать связную речь, обучая детей построению полных и выразительных ответов по содержанию прочитанной сказки.  Продолжать развивать способность наделять главных героев противоположными качествами, используя в речи прилагательные. Воспитывать нравственные ценности.

Продолжать формировать умение детей использовать в качестве отправного пункта для сочинения сказок различные малые фольклорные формы. Развивать умение сочинять в соответствии с требованиями к структуре сюжетного повествования: экспозиция, завязка, развитие событий, кульминация, развязка. Побуждать детей подражать добрым поступкам героев.

Приучать детей давать полные ответы по содержанию прочитанной сказки, оценивая поступки героев с помощью карточек-символов. Развивать способность экспериментировать в содержании сказок, изменяя отрицательные моменты на положительные. Воспитывать активность при сочинении сказочных сюжетов.

«Желтая сказка».

«Снегурочка».

«Ты мороз, мороз, мороз…».

К. Чуковский «Тараканище», «Приключения Бибигона».

Январь

Сказки о чудищах

Сказки из шуточных вопросов

Сказки из стишков

Формировать умение создавать условия, при которых герои-чудища попадают в фантастические и невероятные ситуации с помощью волшебных предметов (ковров-самолетов, сапогов-скороходов, палочек-выручалочек и другие). Продолжать учить использовать различные средства выразительности речи. Развивать выразительность речи при воспроизведении диалогов между действующими лицами. Воспитывать умение давать аргументированную оценку поступкам героев.

Продолжать формировать умение видеть в шуточном вопросе подсказку для нового сказочного сюжета или его начала, используя знакомые зачины («Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…» и другие). Умение доводить  сюжет до кульминации. Развивать фантазию ребенка, умение использовать некоторые особенности сказочного сюжета: присказка, волшебные герои, победа добра над злом. Воспитывать активность при сочинении сказочных сюжетов.

Совершенствовать монологическую речь детей. Умение передавать идею и содержание стихотворения, придумывая продолжение, используя метафоры и эпитеты. Соблюдать структуру сюжета: экспозиция, завязка, развитие событий, кульминация и развязка. Побуждать детей к обыгрыванию придуманных ими сказок.

Б. Заходер «Собачкины огорчения», «Про сома», «Приятная встреча».

Февраль

Сказки с новым концом

Сказка из одного слова

Сказки о предметах бытовой техники

Сказки из стихов

Формировать умение создавать разнообразные виды творческих рассказов: придумывание продолжения  и конца сказки. Соблюдать структуру сюжета: экспозиция, завязка, развитие событий, кульминация и развязка. Совершенствовать умение пересказывать литературное произведение, передавая его идею и содержание. Прививать нравственные ценности.

Продолжать формировать умение детей, отталкиваясь от придуманного ими одного слова, завязать сюжет сказки, достичь ее кульминации и развязки. Совершенствовать монологическую речь, умение передавать разную интонацию героев сказки. Развивать способность передавать идею и содержание сюжета. Воспитывать желание закончить сказку в положительном ключе: победа добра над злом.

Умение составлять описательные рассказы о предметах бытовой техники, подбирая необходимые средства выразительности (метафоры, сравнения, эпитеты, олицетворения) для подчеркивания характерных особенностей предметов. Развивать воображения и фантазию детей. Обогащать словарь новыми словами. Прививать активность при желании сочинять сказочные сюжеты.

Умение передавать идею и содержание стихотворения, придумывая продолжение, используя метафоры и эпитеты. Умение находить выход при создании проблемных ситуаций – попадание героя в новые обстоятельства. Развивать у детей умение использовать волшебные предметы для развития сюжета. Воспитывать способность видеть добро в поступках героев и желание подражать им.

«Голубая птица» (туркм.,  «Храбрый мальчик» (даг.) 

С. Есенин. «Береза», К. Бальмонт «Снежинка», И. Никитин «Встреча зимы».

Март

Сказки по-новому

Сказки от одного слова

Сказки из стихов

Сказки о фантастических странах

Совершенствовать умение детей по-новому взглянуть на сюжет сказки, наделяя главных героев противоположными качествами. Умение использовать волшебные предметы для развития сюжета. Развивать связную речь, обучая детей построению полных и выразительных ответов по содержанию прочитанной сказки.  Воспитывать нравственные ценности.

Умение детей на основании придуманного другими детьми одного слова, завязать сюжет сказки, соблюдая ее структуру. Совершенствовать монологическую речь, умение передавать разную интонацию героев сказки. Развивать способность передавать идею и содержание сюжета. Воспитывать желание закончить сказку в положительном ключе: победа добра над злом.

Умение передавать идею и содержание стихотворения, придумывая продолжение, использовать разнообразные метафоры, сравнения, олицетворения и эпитеты. Умение следить за построением сказки, включая экспозиции, завязку, развитие событий, кульминацию и развязку. Побуждать детей наделять своих героев положительными качествами.

Формировать представление детей о сочинении историй о фантастических странах. Учить детей различать различные реальные и сказочные явления. Развивать умение в описательных рассказах об объектах и явлениях природы точно и правильно подбирать слова, характеризующие особенности предметов, находить их существенные признаки. Воспитывать желание закончить сказку в положительном ключе: победе добра над злом.

Ш. Перро  «Золушка», «Кот в сапогах».

А. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

«Тили-тиля-тряндия», «Небывандия».

Апрель

Сказки из загадок

Сказки о любимых игрушках

Сказки с новым концом

Цветные сказки

Продолжать формировать умение, отгадывая загадки, понимать метафоры, гиперболы, сравнения, эпитеты. Обогащать словарь языковыми средствами выразительности. Побуждать детей использовать их, придумывая сказочные сюжеты. Развивать  умение начинать и развивать сюжет сказки. Воспитывать умение оценивать поступки героев.

Формировать способности детей составлять описательные рассказы о любимых игрушках, используя различные средства речевой выразительности: метафоры, сравнения, олицетворения и эпитеты. Продолжать развивать умение детей соблюдать структуру сказки. Совершенствовать выразительность речи при рассказывании сказки. Продолжать побуждать анализировать нравственные поступки героев.

Продолжать формировать умение детей придумывать новое продолжение и конец для знакомой сказки. Умение следить за построением сказки, включая экспозиции, завязку, развитие событий, кульминацию и развязку. Побуждать детей наделять своих героев положительными качествами.

Продолжать учить детей образно воспринимать цвета, используя их как основу для создания нового сказочного сюжета. Развивать умение использовать прилагательные, наиболее точно характеризующие характер героев. Воспитывать желание к творчеству.

С. Аксаков «Аленький цветочек», Г.-Х. Андерсен. «Дюймовочка». 

«Синяя сказка».

Май

Случайные сказки

Сказки из мусора

«Перевирание» сказок

Умение составлять описательные рассказы, используя за основу забавные случаи из реальной жизни детей. Развивать умение правильно подбирать слова, характеризующие особенности предметов, находить их существенные признаки. Развивать умение детей обсуждать проблемы взаимоотношений и нравственные поступки людей. Воспитывать желание обладать положительными качествами.

Дать представление об использовании ненужных отходов для создания сказочного сюжета. Умение отметить полезность использования отходов, желание дать им «новую» жизнь. Развивать воображение, фантазию и эмоциональную отзывчивость детей. Умения использовать в речи сложные предложения и средства языковой выразительности. Воспитывать желание изобретать.

Формировать умение детей сосредоточиться, меняя существенные признаки в героях и их действиях. Развивать чувство юмора, умение понимать иронию, лукавство. Совершенствовать монологическую речь детей, умение передавать задуманную идею сказки. Воспитывать доброту.

«Златовласка», П. Бажов «Голубая змейка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по формированию лексико-грамматических представлений и развитие связной речи

В этом материале представлена работа по тематическому планированию на учебный год....

Перспективный план для формирования лексико-грамматических категорий и развития связной речи детей старшей группы

перспективный план старшей группы (сколько занятий, лексика-грамматика, связная речь)...

Перспективное планирование по самообразованию в старшей группе. Тема: «Развитие связной речи и личности ребенка в сказкотерапии».

Известно, что детские истории не были придуманы в одно время. Они сочинялись народами и передавались из поколения в поколение на протяжении многих лет. До наших дней дошли те истории, которые действит...

Перспективно-тематическое планирование по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей старшей группы с нарушениями речи.

Данный материал помогает спланировать работу по  по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи с  детьми старшей группы с нарушениями речи....

"Перспективное планирование по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи с использованием приемов мнемотехники" (подготовительная группа)

Данное планирование разработано для подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР. Также в плпнировании есть раздел с рекомендациями воспитателю. Планирование включает последов...

"Перспективное планирование по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи с использованием приемов мнемотехники " (старшая группа)

Данное планирование разработано для старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР. Также в плпнировании есть раздел с рекомендациями воспитателю. Планирование включает последовательную ...