Технологическая карта конспекта НОД по развитию речи "Прогулка в осенний лес".
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Формирование эмоциональной лексики (подготовительная группа).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_nod_progulka_v_osenniy_les.docx27.63 КБ

Предварительный просмотр:

Педагоги:  Милованова Елена Анатольевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 22»  г. Рязань

Тема занятия: «Прогулка в осенний лес»

Приоритетная образовательная область ФГОС ДО: речевое  развитие

Возрастная группа: 4-5 лет (логопедическая группа)

Цель: способствовать:

- развитию эмоциональной лексики;

- развитию умения распознавать эмоции (грусть, радость);

- активизации словаря по теме занятия

 - уточнению и закреплению представлений об осени и лесе

 - доброжелательному взаимодействию детей друг с другом и со взрослыми.

             Задачи:

             1. Создать условия для речевой деятельности детей посредством игр, игровых упражнений, создания РППС по теме занятия.

             2.Упражнять в словообразовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и увеличительным значением.

             3. Упражнять в подборе антонимов.

             4.Создать условия для отработки  выразительных движений в воспитании эмоций посредством психогимнастики.

             5. Организовать рефлексивную самооценку детьми своей деятельности на занятии с помощью вопросов.

Словарная работа: слововообразование.

Предварительная работа: рассматривание осенних иллюстраций, отгадывание загадок про осень и лесных жителей, беседа об осени, наблюдение на прогулке за деревьями.

Оборудование: репродукции картин, декорации осеннего леса, игрушка (сова, мяч), маты, 2 магнитных доски (мольберты).

Ход занятия

Этапы деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей, возможные ответы

Расположение детей

Мотивационно-организационный этап

Весёлое приветствие  «Здравствуйте, ладошки!»

Приложение 1

А как ещё можно поздороваться друг с другом?

Загадывает загадку про осень.

Приложение 2

На 2 магнитные  доски выставляются репродукции картин с изображением осеннего леса (образуют «вход» (ворота) в лес).

Какие осенние приметы вы знаете?

Предлагает отправиться на прогулку в осенний лес.

Дети выполняют приветствие с движениями.

Дети предлагают свои варианты.

Дети отгадывают загадку.

Дети рассматривают репродукции.

Актуализация знаний детей: осенние приметы.

   

Свободно, напротив воспитателя.

Дети садятся за столы.

Практический этап

Предлагает построиться друг за другом пойти по тропинке по лесу.

Физкультминутка   «По тропинке в лес пойдём…»

Приложение 3

Какой чистый и свежий воздух в лесу!

Дыхательная гимнастика (глубокий вдох – выдох 3-5раз)

Кого можно встретить в лесу?

 Сюрпризный момент: встреча совы. Сова здоровается грустным голосом.

Какое настроение у совы? Как вы догадались?

Предлагает развеселить сову.

Д/ игра «Назови ласково лесные слова» (с мячом).

Приложение 4

Сова благодарит детей.

Какое сейчас настроение у совы? Как ещё можно сказать?  

Сова предлагает сесть на полянке (на длинные маты) и поиграть в её любимую игру.

Д/ игра «Скажи наоборот».

Приложение 5

Сова рассказывает тайну про чудовище из её леса.

Приложение 6

Пластические этюды: изобрази чудовище, изобрази мышку.

Страшно вам было, когда вы изображали чудовище?  А мышку? А сейчас вам страшно? Тогда поиграем в игру.

Д/ игра «Что у мышки, а что у чудовища?»

Приложение 7

Сова хвалит детей, прощается  и улетает.

В лесу растёт много деревьев. Какие деревья вы знаете?

Давайте представим, что мы с вами деревья в осеннем лесу.

Психогимнастика «Осень».

Приложение 8

Осенью погода очень изменчивая. Сейчас может   начаться дождь. Поэтому  нам пора возвращаться в группу.  Предлагает построиться  друг за другом и по тропинке отправиться обратно в детский сад.

Приложение 9

Физкультминутка «По тропинке в лес пойдём…»

Актуализация знаний детей: лесные жители.

Угадывают по голосу и называют  эмоцию грусти (грустное, печальное).

Играют в игру.

Называют  эмоцию радости (радостное, весёлое)

Играют в игру.

Дети слушают стихотворение.

Изображают чудовище и мышку.

Ответы детей.

Дети называют слова (с показом).

Прощаются с совой.

Актуализация знаний детей:  деревья.

Выполняют психогимнастику «Осень».

Строятся в колонну и выполняют движения.

На ковре, друг за другом (в колонну).

Свободно, напротив воспитателя.

В кругу, на ковре.

Сидят на матах.

Свободно, около воспитателя.

Свободно, на ковре, около воспитателя.

Итоговый этап

Рефлексия.

Понравилась вам прогулка по осеннему лесу?

Кого мы встретили в лесу?

Как мы помогли сове?

Что больше всего вам понравилось?

Какое у вас сейчас настроение?

Ответы детей.

Сидят за столами.

Приложение 1

Приветствие  «Здравствуйте, ладошки!».

Здравствуйте, ладошки! Хлоп, хлоп, хлоп!

Здравствуйте, ножки! Топ, топ, топ!

Здравствуйте, щёчки! Плюх, плюх, плюх!

Пухленькие  щёчки! Плюх, плюх, плюх!

Здравствуйте, губки! Чмок, чмок, чмок!

Здравствуйте, зубки! Щёлк, щёлк, щёлк!

Здравствуй, мой носик! Бип, бип, бип!

Здравствуйте, детки!

Здравствуйте, гости!

Приложение 2

 «Листья с веток облетают,

Птицы кт югу улетают.

«Что за время года?» - спросим.

Нам ответят: «Это осень».

Приложение 3

Двигательное упражнение «По тропинке в лес пойдём…».

По тропинке мы пойдём (дети шагают по кругу),

По высокой траве сейчас мы идём (высоко поднимают ноги),

Лужу мимо обойдём (обходят воображаемую лужу),

Перепрыгнем ручеёк (перепрыгивают через «ручеёк»).

Посмотрели мы налево. Слышите, там дятел стучит.

Посмотрели мы направо. Прислушайтесь, там ручей журчит.

Поднимите голову вверх. Прямо над нами, на высокой сосне прыгает белка с ветки на ветку.

Под ногами юркнул в норку мышонок, посмотрите.

 Приложение 4

Дидактическая игра с мячом: «Назови ласково».

Сова: я буду бросать вам мяч и называть слова, которые можно встретить в лесу. А вы будете ловить мяч и называть ласково те слова, которые я буду называть.

Лист - листочек, листик               Дерево – деревце

Туча  - тучка                                 Дуб - дубок, дубочек

Лужа – лужица                              Ёлка – елочка

Солнце – солнышко                      Берёза – берёзка

Ручей ручеёк                                  Лиса – лисичка

Рябина – рябинка                             Ёж - ёжик

Ветер – ветерок                                Заяц – зайчик

Белка – белочка                                Сова – совушка

Приложение 5

Игра «Скажи наоборот»

Зайчик  маленький, а медведь … большой.

У лисы уши короткие, а у зайца… длинные.

Ёжик добрый, а волк … злой.

Зайчик слабый, а медведь … сильный.

Зайчик трусливый, а медведь смелый.

У лисы хвост длинный, а у медведя …  короткий.

Белочка весёлая, а ёжик … грустный.

Летом погода солнечная, а осенью …дождливая, пасмурная.

Приложение 6

   Чудовище

Живет в норе чудовище.

Хранит в лапах сокровище.

У чудовища – длинный хвостище,

Крепки у него лапищи.

Кривы на лапищах когтищи.

Остры у него зубищи.

Черны у него глазищи.

Блестящи его усищи.

Да ты не бойся, малышка,

Чудовище – это мышка.

Пещера – мышкина норка,

А сокровище – хлебная корка.

Приложение 7

Дидактическая игра «Назови, что у мышки, а что у чудовища?

Воспитатель: Вспомните, что было у чудовища, а что у мышки. Я назову вам слово-предмет, а вы измените мое слово.

Воспитатель:

Хвост.     А у чудовища? (хвостище)   А у мышки? (хвостик)

Лапы.      А у чудовища? (лапищи)      А у мышки? (лапки)

Когти.     А у чудовища? (когтищи)     А у мышки? (коготки)

 Зубы.       А у чудовища? (зубищи)       А у мышки?  (зубки)

Глаза.       А у чудовища? ((глазищи)    А у мышки?  (глазки)

Усы.         А у чудовища? (усищи)         А у мышки? (усики)

   Приложение 8

   Физкультминутка «Осень»

  1. Осень. Набежал лёгкий ветерок, зашептались листочки на деревьях — руки подняты вверх, пошевелить пальцами рук.
  2. Ветер подул сильнее, закачались ветви деревьев — раскачивают руками.
  3. Ветер всё усиливается, начинается ураган, закачались и стволы деревьев, гнёт ветер деревья к земле — руки вверх, наклоны туловища из стороны в сторону.
  4. Но вот ветер затихает, а листья, оставив своё пристанище на ветках, кружась в воздухе, падают на землю. Кружатся на месте и по всему залу.
  5. Но вот ветер затих совсем, и листочки плавно опускаются на землю — дети приседают на корточки, опуская руки на пол перед собой.
  6. А сейчас пройдём по опавшим листьям и пошуршим ими — дети расходятся по всему залу, медленно идут, поочерёдно поднимая то правую, то левую ногу, плавно приседая на одной ноге, будто подкидывая осенние листья.
  7. А теперь возьмём кучу листьев и подбросим её вверх.

   Приложение 9

«Дорога домой»

Лужу снова обойдём,

Перепрыгнем  ручеёк,

Обойдём большой пенёк.

Побыстрее мы пойдём,

Потом немножко отдохнём»

Вот мы снова  в детском  саду!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта НОД "художественно- эстетическое развитие" "Золотая осень"

В гости к детям приходит художник с волшебной книгой. Изучая её странички, дети отгадывают загадки о цвете, учаться смешивать и находить недостающий цвет, а нетрадиционной техникой рисования мятой бум...

Технологическая карта конспекта занятия по развитию речи

Технологическая карта конспекта занятия по развитию речи старшего дошкольного возраста...

Технологическая карта (конспект) занятия по развитию слухового восприятия и обучения произношению в группе компенсирующей направленности слабослышащих и позднооглохших детей по теме "Насекомые".

Данная публикация представляет собой технологическую карту занятия по развитию слухового восприятия и обучения произношению в группе компенсирующей направленности слабослышащих и позднооглохших д...

Технологическая карта Конспект ОД по развитию речи в подготовительной группе с элементами ТРИЗ «Путешествие в страну сказок»

Эмоциональный настрой детей.Дети заходят под музыку «В гостях у сказки» и встают в круг.В-ль: Дети, какое у вас сегодня настроение?В-ль: Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу св...