Технологическая карта по ОО "Речевое развитие", "Познавательное развитие" по теме "Расскажу про осень"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Савченко Татьяна Рихердовна

Материал предназначен для педагогов 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehkarta_kompleksnaya_primety_oseni.docx21.04 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта (образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие»)

Возрастная группа: средняя

Тема: «Расскажу про осень»

Образовательные области: (образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие»)

Цель: рассказ (составление рассказа) про приметы осени с опорой на составленную вместе с воспитателем схему.

Задачи:

ОБУЧАЮЩАЯ: отвечать на вопросы про приметы осени; составить схему, используя цвета и рисунки; составить связные высказывания по составленной схеме;  объяснять приметы осени на основе наблюдений и собственного опыта.

РАЗВИВАЮЩАЯ: придумать схему примет осени вместе с воспитателем, запомнить и воспроизвести в речи самостоятельно или с помощью воспитателя рассказ про приметы осени.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ:  составлять рассказ по очереди, не перебивая других детей.

Планируемые результаты:

Дети будут отвечать на вопросы про приметы осени;  составят схему, используя цвета и рисунки; составят связные высказывания по составленной схеме;  объяснят приметы осени на основе наблюдений и собственного опыта.

Дети придумают схему примет осени вместе с воспитателем, запомнят и воспроизвести в речи самостоятельно или с помощью воспитателя рассказ про приметы осени.

Дети  расскажут по очереди, не перебивая других детей.

Словарная работа: моросит (капает мелкими каплями), ливень (сильный дождь), урожай (овощи, фрукты и ягоды, которые собирают люди осенью)

Этапы, продолжительность

Задачи  этапа

Деятельность педагога

Методы формы приемы

Деятельность детей

Планируемые результаты

1

Организационно-мотивационный

Организация направленного внимания и формирование  у детей интереса к предстоящей деятельности

Воспитатель собирает вокруг себя детей, показывает картинки про осень  (на одной- сбор урожая, на другой- дети гуляют под дождём, на третьей – листья опадают с деревьев)

Показывает картинки и спрашивает, что на них нарисовано?

Какое время года на каждой из картинок?

О подытоживает: если я вам показала эти картинки, значит, про что мы с вам будем говорить?

Наглядный показ картинок, словесный: вопросы детям

Дети собираются вокруг воспитателя, рассматривают картинки, отвечают на вопросы воспитателя

Проявляют готовность к предстоящей деятельности, эмоционально реагируют

2

основной

Этап ознакомления с материалом

Этап постановки проблемы

Этап практического решения проблемы

ОБУЧАЮЩАЯ: отвечать на вопросы про приметы осени; составить схему, используя цвета и рисунки; составить связные высказывания по составленной схеме;  объяснять приметы осени на основе наблюдений и собственного опыта.

РАЗВИВАЮЩАЯ: придумать схему примет осени вместе с воспитателем, запомнить и воспроизвести в речи самостоятельно или с помощью воспитателя рассказ про приметы осени.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ:  составлять рассказ по очереди, не перебивая других детей.

Воспитатель напоминает детям о том, что нужно вспомнить какая бывает осень:

-какая погода?

-как мы одеваемся?

-что происходит в природе?

-как собирают урожай

 

Затем воспитатель подытоживает: посмотрите, сколько примет осени мы с вами перечислили.

А знают ли наши родители о том, что мы сможем составить про осенние приметы рассказ?

Что нужно сделать, чтобы наши родители знали? Составить рассказ про приметы осени и имрассказать!

А как нам не забыть наш рассказ до вечера?

Составить схему рассказа и ее нарисовать, повесить в приемную

Воспитатель спрашивает у детей какие приметы будем описывать и и рисует схему вместе с детьми (вызывая по одному ребенку себе на помощь)

  1. Солнце  маленькое, дождь
  2. Шапку, куртку (схематично)
  3. 2-3 листочка (красные, оранжевые, желтые)
  4. Птицы (схематично)
  5. Урожай (яблоко, морковь)

После составления схемы предлагает детям составить рассказ про приметы осени, но сначала провести физминутку.

Наглядный показ картинок, рассматривание их; словесный: вопросы детям, указания.

Вызывает затруднение (на вопрос можно ответить по-разному)

Словесный (указания)

Наглядный (рисование схемы, пиктограмм), словесный (указания)

Дети рассматривают картинки (фотоматериалы), отвечают на вопросы воспитателя, строят связные высказывания по теме

Дети испытывают затруднение

Слушают воспитателя, эмоционально реагируют на предложение составить рассказ и придумать схему, предлагают рисунки, запоминают приметы осени

Отвечают на вопросы

Осваивают способ решения поставленной педагогом задачи: рисуют вместе с воспитателем схему из простых рисунков или пиктограмм), составляют рассказ про приметы осени

Дети будут отвечать на вопросы про приметы осени;  составят связные высказывания по составленной схеме;  

Дети придумают схему примет осени вместе с воспитателем.

Удовлетворение двигательной потребности детей

Проводит динамическую паузу (физминутку)

Ходит осень по дорожке (маршируем на месте)

Промочила в лужках ножки. (поднимаем по очереди ноги вверх, сгибая в колене)

Ходит осень, бродит осень,

(топаем на месте)

Ветер с клена листья сбросил

(стряхиваем невидимые листочки с плеч)

Дружно по лесу гуляем (шаги на месте)

И листочки собираем (наклоны вперед)

Собирать их каждый рад

Просто чудный листопад! (прыжки на месте, с хлопками в ладоши)

Практический показ действий, фронтальная форма

Дети повторяют действия за воспитателем, включены в деятельность

Дети снимают статическое напряжение, удовлетворяют потребность в движении

Затем дети по очереди вместе с воспитателем рассказывают о приметах осени с опорой на схему  

Воспитатель дает речевой образец:

Осенью стало холодно, солнца мало, дождя- много. (дождик моросит, или идёт ливень)

Дети одеваются теплее.

С деревьев опадают листья. Птицы улетают в теплые края.

Осенью люди собирают урожай.

Практический: составление высказывание с опорой на схему

Дети самостоятельно или с помощью воспитателя составляют связные высказывания с опорой на схему по теме «Приметы осени»

 Дети запомнят и воспроизвести в речи самостоятельно или с помощью воспитателя рассказ про приметы осени.

Дети  расскажут по очереди, не перебивая других детей.

3

Заключительный этап

Подведение итогов деятельности, формирование мотивации на дальнейшую деятельность

Воспитатель задает вопросы рефлексивного характера:

Что сегодня научились составлять?

Что помогло составить рассказ о приметах осени?

Возникли ли трудности при рассказывании? Какие?

Предлагает детям вечером рассказать родителям рассказ про осенние приметы, вместе с детьми размещает схему в приемной на уровне глаз детей

Фронтальная форма, словесный метод: вопросы, беседа, рассуждения о том, что происходило.

Совместно с педагогом подводят итоги занятия, отвечают на рефлексивные вопросы

Устно установят причинно-следственные связи собственных действий, эмоционально выразят готовность рассказать рассказ про приметы осени родителям

Оценка проведенного занятия.

Занятие «Расскажу про осень» было представлено в рамках городского методического объединения воспитателей  г.Канска   Присутствовало 15 педагогов.

Формы организации: совместная деятельность взрослого и детей, индивидуальная работа.

Итог занятия был организован в виде рефлексивной беседы (побуждение детей к самооценке).

Результат: положительные отзывы педагогов г.Канска


По теме: методические разработки, презентации и конспекты