Технологическая карта (конспект) занятия по развитию слухового восприятия и обучения произношению в группе компенсирующей направленности слабослышащих и позднооглохших детей по теме "Насекомые".
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Данная публикация представляет собой технологическую карту занятия по развитию слухового восприятия и обучения произношению в группе компенсирующей направленности слабослышащих и позднооглохших детей. Тема занятия - "Насекомые".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tk_nasekomye_.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта подгруппового занятия по развитию слухового восприятия и обучения произношению

 в группе компенсирующей направленности слабослышащих и позднооглохших детей

Тема: «Насекомые»

Учитель-дефектолог (сурдопедагог) – Илюхина А.С.

Цель: различение и воспроизведение речевого материала по теме «Насекомые».

Планируемые результаты

Образовательные:

- закрепить названия насекомых;

- учить включать усвоенные слова в собственные высказывания;

- уметь отвечать на вопросы полным предложением;

- учить читать и узнавать названия насекомых на табличках.

Коррекционно-развивающие:

- уточнить и расширить словарный запас воспитанников;

- закреплять произносительные навыки на материале занятия;

- отрабатывать произношение звуков З, Ж в изолированной позиции;

- уметь различать на слух звучания насекомых при выборе из 5-ти;

- формировать естественную речи с выраженной интонационной и ритмической стороной в процессе перехода общей моторики к речедвигательной на материале стихотворного текста «Жук»;

- развивать умение опознавать на слух знакомые слова и фразы.

Воспитательные:

- положительно относиться к обучению;

- формировать бережное отношение к ЗУА;

- уметь внимательно слушать указания и выполнять задание;

- осуществлять совместную деятельность.

Ресурсы занятия: бумажные полоски, картинки с изображением насекомых, таблички с речевым материалом, магнитофон с записью звучаний насекомых, экран.

Ход занятия

Этапы занятия

Содержание деятельности

учителя

Характеристика деятельности воспитанников

  1. Организация начала занятия
  1. Приветствие.

Настрой на учебную деятельность.

2. Проверка работы слухового аппарата или кохлеарного импланта (вопросы к началу занятия).

Проверяет работу слухового аппарата или кохлеарного импланта.

- Па-па-па 

Побуждает к приветствию. Создаёт положительный настрой на сотрудничество.

- Здравствуйте!        

- Я слышу.

Приветствуют.

- Доброе утро!

- Здравствуйте.

  1. Основной этап занятия

  1. Выполнение упражнений на дыхание:
  1. упражнение «Добор воздуха»;

2) упражнение с полоской бумаги.

  1. Фонетическая ритмика:

1) упражнение «Комарик»

2) упражнение «Жук жужжит»

  1. Различение на слух звучаний насекомых:
  1. вводная беседа по теме;
  2. различение на слух звучаний насекомых при выборе из 5-ти.

4.Физкультминутка

5. Фонетическая ритмика: стихотворение «Жук».

- Сейчас будем делать упражнения на дыхание.

- Что мы будем делать, *Имя*? (за экраном)

- Посмотрите, как дышу я.

Демонстрирует упражнение - учитель делает несколько коротких вдохов через нос, сжимая кулаки.  Потом делает один длинный выдох через рот, протягивая руки вперёд.

 - Делаем вместе.

Первый и второй раз – 1 вдох и 1 выдох.

Третий, четвертый и пятый раз – 3 вдоха и 1 выдох.

- Для следующего упражнения нам понадобятся бумажные полоски. Посмотрите, как дышу я.

Демонстрирует упражнение – учитель делает вдох через нос и длинный плавный выдох через рот. Полоска бумаги при выдохе откланяется.

- Возьмите полоску бумаги. Дуйте плавно и долго.

- Что мы делали?

- Какая сейчас тема недели, *Имя*? (за экраном)

- Представьте, что вы комары. Сейчас мы с вами будем лететь как комарики. Чем выше комар поднимается, тем выше и тоньше его голос. Чем ниже он опускается – тем ниже голос комара.

Учитель вместе с детьми выполняет упражнение – руки в дактилеме З и поднимаются вверх, выполняя вкручивающие движения. При этом произносим звук З и вместе с поднятием рук повышаем тон голоса. Потом опускаем руки вниз, выполняя вкручивающие движения. При этом произносим звук З и вместе с опусканием рук понижаем тон голоса.

- Молодцы! А теперь мы превратимся в жуков и будем жужжать. Вы готовы?

Упражнение выполняется аналогично упражнению «Комарики», но в данном случае руки в дактилеме Ж и произносим звук Ж.

- Ребята, скажите, каких насекомых вы помните?

- Молодцы! Сейчас мы будем слушать насекомых.

- Что мы будем делать, *Имя*? (за экраном)

На доске висят картинки с изображением насекомых.

Учитель включает на магнитофоне запись звучаний различных насекомых, а дети угадывают - какое насекомое звучало:

- Кого ты услышал, *Имя*?

- Кто это был, *Имя*?

- Молодцы!

- Сейчас я уберу картинки, а вы будете слушать насекомых. Как только услышали, кто это был – выбираете табличку, вслух насекомое не называете. Готовы?

Учитель включает на магнитофоне последовательно записи звучаний различных насекомых. Дети слушают и, не называя насекомого, выбирают табличку с его названием и кладут в том порядке, в котором услышали.

- Будем проверять. Какое насекомое у тебя первое, *Имя*? (имя ребенка – за экраном)

- *Имя*, ты согласен?

- Какое насекомое второе, *Имя*? (имя ребенка – за экраном)

Аналогично учитель проверяет ответы у всех детей.

- Что мы делали, *Имя*? (за экраном)

- Будем отдыхать.

Я летала, я летала,
Уставать я не желала.
(Дети плавно поднимают и опускают руки).
Села, посидела,
И опять полетела.
(Дети опускаются на одно колено).
Я подруг себе нашла,
Весело нам было.
(Дети плавно поднимают и опускают руки).
Хоровод кругом вела,
Солнышко светило.
(Дети водят хоровод).

- Ребята, сейчас мы вспомним стихотворение про жука.

Учитель вместе с детьми рассказывает стихотворение, сопровождая речь движениями.
-
Под листочком
Жук проснулся,
Потянулся и отряхнулся,
Брюшко, нос, глаза, усы,
Вымыл капелькой росы.

- Сейчас будем делать упражнения на дыхание.

Смотрят.

Выполняют упражнение вместе с учителем.

Смотрят.

Выбирают полоску бумаги и выполняют упражнение.

- Мы делали дыхательную гимнастику.

- Тема недели – насекомые.

Выполняют упражнение вместе с учителем.

- Да, готовы.

Перечисляют насекомых.

- Будем слушать насекомых.

Слушает. Повторяет или читает слоги.

- Я услышал комара.

 - Это жужжал жук.

- Да, готовы!

- Первое насекомое – комар.

- Да, я согласен. У меня тоже первое насекомое – комар.

- Второе насекомое – комар.

- Мы слушали насекомых.

Дети встают.

Дети повторяют за педагогом движения.

- Под листочком
Жук проснулся,
Потянулся и отряхнулся,
Брюшко, нос, глаза, усы,
Вымыл капелькой росы.

III. Организация окончания занятия

1. Рефлексия учебной деятельности

Подведение итогов занятия.

- Что мы делали на занятии, *Имя*? (за экраном)

- Как ты занимался на занятии, *Имя*? (за экраном)

Учитель опрашивает каждого воспитанника.

- Ты молодец! Сегодня ты занимался хорошо! Попрощайся.

- До свидания!

- Мы делали дыхательную гимнастику, жужжали как жук и звенели как комар, слушали звучания насекомых и рассказывали стихотворение.

- Я думаю, я занимался хорошо, потому что я выполнял все задания, внимательно слушал и правильно говорил.

- До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию слухового восприятия и обучения произношению с детьми раннего возраста со слуховой депривацией по теме: "Животные"

Конспект занятия по развитию слухового восприятия и обучения произношению с детьми раннего возраста со слуховой депривацией  Тема занятия:   "Животные"(различение звукоподража...

Конспект индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению

Индивидуальное занятие с применением инновационной технологии: "Сухой бассейн". Тема: вызывание звука К, автоматизация звука Т. Различение на слух рассказа: "Осень"....

Конспект индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению

Конспект составлен для индивидуальной работы с ребенком с 4 степенью тугоухости 3 года обучения....

Конспект занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношения в младшей группе для детей с нарушенным слухом

Конспект открытого занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношения в младшей группе № 5 «Пчёлки» (первый год обучения)...

Конспект занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношения в старшей группе для детей с нарушенным слухом

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ФРОНТАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО «РСВ И ОП» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ №5 ТЕМА: «ЗВУК [Л]. РАЗЛИЧЕНИЕ ЗВУКО-СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА». ...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношения ребенка старшей группы после кохлеарной имплантации на тему "Транспорт"..

Тема: «Транспорт».Цель: формировать у ребенка представление о различных видах транспорта.Задачи:Коррекционно-образовательные:- автоматизация звука «Р»;- уточнить знания ребенка...

Фронтальное занятие по развитию слухового восприятия и обучение произношению слабослышащих детей

Фронтальное занятие по развитию слухового восприятия и обучение произношению слабослышащих детейВозраст: старший дошкольныйОбразовательная область: коррекционная работаНепосредственная образовательная...