Конспект фронтального занятия в старшей группе "Зимующие птицы"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Рыбак Мария Александровна

Систематизиция знаний детей о зимующих птицах, развить речь, пополнить словарный запас, развить связную речь, научить выстраивать лексико-грамматические категории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Зимующие птицы23.55 КБ

Предварительный просмотр:

Фронтальное логопедическое занятие в старшей группе

Тема: «Зимующие птицы»

Задачи:

Образовательные:

  • Уточнить и активизировать словарь по теме «Зимующие птицы».
  • Совершенствовать грамматический строй речи. Закреплять умение составлять рассказ-описание по схеме.
  • Продолжать учить различать звук (С) и (Ш) на слух.

Развивающие:

  • Развивать зрительное внимание, мышление, тонкую и общую моторику, координацию речи с движениями.

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к птицам, желание помочь им перезимовать.

Оборудование: проектор, ноутбук, колонки.

Дидактический материал: слайды с изображением зимующих птиц, ласточки, самолёта; изображения птиц разрезанные на части; фигурки Снегурочки и Снежной королевы.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Развитие слухоречевой памяти.

Логопед. Сядет тот, кто запомнит и правильно повторит слова.

Снегирь, синица, ворона, воробей.

Воробей, синица, ворона, снегирь.

Синица, ворона, снегирь, воробей.

Воробей, синица, ворона, снегирь.

Артикуляционная гимнастика.

Логопед. Для того, чтобы правильно и чётко говорить сделаем специальную зарядку. Но сначала скажите, какое сейчас время года?

Дети: Зима.

Логопед. И зарядка наша будет, соответственно, зимней.

(«Сосулька», «Санки ледянки», «Горка для спуска», «Саночки», «Форточки»).

Мимические упражнения.

Логопед. А теперь нужно показать, как мы радуемся первому снегу, ёжимся от холодного ветра, нас пробивает дрожь до самых костей в морозную, студёную погоду.

  1. Основная часть.

Игра «Что лишнее?»

(развитие внимания, мышления)

Демонстрация слайдов с изображением птиц.

  1. Ворона, воробей, сорока, самолёт.

Логопед. Какая картинка лишняя? Почему?

Дети. Самолёт, потому что это вид транспорта, а на остальных картинках -  птицы.

  1. Ворона, воробей, голубь, ласточка.

Логопед. А теперь кто лишний?

Дети. Ласточка, потому что это перелётная птица, а остальные – зимующие птицы.

Развитие диалогической речи, совершенствование грамматического строя речи.

Логопед. Почему эти птицы называются зимующими? Кто назовёт зимующих птиц по картинкам?

Вызванный ребёнок показывает указкой птиц и называет их.

Каких ещё зимующих птиц вы знаете? (Синица, дятел, снегирь.)

Чем отличаются птицы от других животных?

Дети. У них клюв, две лапки, два крыла, перья.

Логопед. Чем питаются птицы зимой?

Дети отвечают.

Составление предложений с союзом а, употребление слов-антонимов.

Логопед. Птицы бывают разные по размеру – крупные и мелкие. Посмотрите на картинки и скажите, какая птица крупная, а какая мелкая?

Дети. Ворона – крупная, воробей – мелкая птица.

Логопед. Клювы у птиц бывают длинные и короткие, толстые и тонкие. Расскажите, у кого какой клюв? (Показывает пары картинок: дятел и воробей, синица и снегирь.)

Дети (составляют предложения с союзом а). У дятла клюв длинный, а у воробья короткий.

Логопед. У птиц бывают разные хвосты. У кого какой хвост? (Показывает изображение сороки и снегиря.)

И лапки у птиц тоже разные. У кого какие? (Показывает изображения вороны и синицы.)

Упражнение на образование сложных прилагательных.

Логопед. Птицы отличаются по окраске пёрышек или по оперению.

Если у снегиря красная грудка, как про него можно сказать? (Красногрудый).

А у какой птицы жёлтая грудка? Как при неё можно сказать?

У кого белые бока? Какая сорока? (Белобока.)

Чёрные крылья? (Чёрнокрылый.)

Чёрная голова? (Чёрноголовый.)

Длинный хвост? (Длиннохвостый.)

Снегурочке очень понравилось, что вы много знаете о птицах. Она приглашает вас на свою полянку посмотреть, какие зимующие птицы живут у неё в лесу. Мы поедим туда на лыжах.

Дети имитируют ходьбу на лыжах произносят звуки (С) и (Ш).

Едим мы по ровной дорожке (Ш-Ш-Ш), а потом покатились с горки (С-С-С).

Составление целого из частей.

Логопед. Чтобы узнать, какие птицы здесь живут, надо выложить их из частей. (Дети слаживают из частей изображения птиц). Теперь каждый должен выложить свою птицу.

Прежде чем слаживать изображение птиц логопед берёт одну часть и предлагает ребёнку описать её, догадаться по ней, какая здесь птица. (Длинный чёрный хвост – это сорока.)

Как только ребята выложили и назвали свою птицу, логопед добавляет их на слайд, рядом с изображением Снегурочки.

Игра «Доскажи слово»

(активизация глагольной лексики)

Логопед. Все птицы собрались на поляне и запели. Вспомним, как они подают голос?

Ворона … каркает.

Сорока … стрекочет.

Воробей … чирикает.

Снегирь … свистит.

Синица … тинькает.

Игра «Какого звука не хватает»

Логопед. А теперь ребята я буду называть названия птиц, а вы будете говорить, какой звук я пропустила.

… орока (сорока)

… негирь (снегирь)

… иница (синица).

Какой звук я пропустила

Дети. Звук (С).

Логопед. Этот звук мы произносим в этих словах первым, значит он находится в начале слова.

Упражнение на зрительное внимание «Кто улетел?»

Логопед показывает слайды. Сначала с изображением четырёх птиц, а потом с изображением трёх птиц. Дети угадывают, кого не стало.

Логопед. Отгадайте, каких птиц Снегурочка любит больше всех? Почему?

Дети. Снегирей, потому что в словах Снегурочка и снегирь слышится слово снег, это слова – родственники.

Логопед. Покажем Снегурочке, как мы умеем играть в снегирей.

Подвижная игра «Снегири».

Логопед. Вот на ветках, посмотри, (дети хлопают четыре раза по бокам, наклоняя голову в сторону на каждую строку.)

В красных майках снегири.

Распушили пёрышки, (на первое слово каждой строки часто потряхивают руками, на второе – хлопают ими по бокам.)

Греются на солнышке.

Головой вертят, (поворачивают 2 раза голову на каждую строку.)

Улететь хотят.

- Кыш! Кыш! Улетели! (разбегаются по группе, взмахивая руками, как крыльями.)

За метелью! За метелью!

Логопед. Пока мы играли, на нашей поляне появилась Снежная королева, ей не понравилось, что птицы так весело поют, и она превратила их в снежные комки.

На экране появляется изображение Снежной королевы, а птицы накрываются белыми кругами.

Чтобы выпустить птицу на волю, надо рассказать о ней всё, что знаешь.

Рассказы детей по схеме.

Логопед. Рассказывать будем по схеме. (слайд со схемой) Сначала надо назвать птицу, сказать, крупная она или мелкая. Рассказать, как у неё окрашены головка, грудка и крылья, какие клюв, хвост, лапки, чем любит полакомиться птица.

Ребёнок выбирает, о какой птице он будет рассказывать. Логопед выставляет над схемой картинку с её изображением. После рассказа ребёнка с этой птицы убирается круг, она «освобождается».

Итог занятия.

Логопед. Молодцы, вы освободили всех птиц. Снегурочке очень понравилось, как вы о них рассказывали. Она просит, чтобы вы не забывали о них зимой, подкармливали их. А на последок птицы дарят вам свою песенку. (Прослушивание голосов птиц). Что вам понравилось сегодня на занятии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия в старшей группе на тему: "Предлоги в, на, под"

фронтальное занятие для детей старшей логопедической группы, понимание и правильное использование в речи предлогов, согласование слов в предложении, .....

Конспект фронтального занятия в старшей логопедической группа для детей с ОНР по теме "Осень, признаки осени"

Конспект фронтального занятия по теме "Осень" в старшей логопедической группе для детей с ОНР...

Конспект фронтального занятия в старшей логопедической группа для детей с ОНР по теме "Осень, признаки осени"

Конспект фронтального занятия по теме "Осень" в старшей логопедической группе для детей с ОНР...

Конспект фронтального занятия в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме "Осень, признаки осени"

Конспект фронтального занятия по теме "Осень" в старшей логопедической группе для детей с ОНР...

Конспект фронтального занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме: "Формирование представления о звуках речи. Слово"

В конспекте даётся понятие о звуках речи, словах, упражнения на дифференциацию понятий "звук" - "слово".  Дети знакомятся с органами артикуляционного аппарата;  проводится работа по формиров...

Конспект фронтального занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме: "Звуки А, О, У, И, Э"

Цель занятия: закрепление понятия «гласный звук», навыка чёткого произношения гласных звуков [А], [У], [И], [О], [Э]; произвести слухо – произносительную дифференциацию гласных звуков; продолжить обуч...

Конспект фронтального занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме: "Домашние животные"

На занятии происходит закрепление представлений детей о домашних животных, их внешнем виде, образе жизни, повадках; уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Домашние животные»; совершенств...