Конспект НОД "Составление рассказов на тему «Осенняя пора» с применением синквейнов".
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Материал предназначен для педагогических работников с дошкольниками 6-7 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sinkveyn.docx | 43.21 КБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект непосредственно - образовательной деятельности для подготовительной к школе группы «Составление рассказов на тему «Осенняя пора» с применением синквейнов»
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», Художественно-эстетическое развитие:
Задачи:
Речевое развитие:
-закреплять умение составлять рассказы с применением синквейнов;
-упражнять в построении грамматически правильных предложений;
- упражнять в употреблении форм родительного падежа имён существительных;
-упражнять в сочетании прилагательных с существительными;
-активизировать словарь по теме занятия (синквейн);
-развивать умение отвечать на вопросы полным предложением;
-обогащать детский словарь новым словом - ассоциация.
Познавательное развитие:
- упражнять в отгадывании загадок о предметах и погодном явлении; развивать логическое мышление;
-закреплять знания детей об овощах.
Физическое развитие:
-развивать мелкую моторику пальцев рук;
-развивать умение соотносить движения с текстом.
Художественно-эстетическое развитие:
- развивать творческие способности, фантазию, воображение;
-развивать интерес к классической музыке;
-создавать положительные эмоции.
Методы и приемы:
Практические: м/п игра, рисование, пальчиковая гимнастика.
Словесные: вопросы – ответы, составление рассказов с применением синквейнов, загадки.
Наглядные: показ, демонстрация.
Игровые: д/игра.
Материалы и оборудование: сундучок, зонтик, резиновые сапожки, овощи (свёкла, картофель, болгарский перец, капуста), ведёрко, иллюстрации с изображениями дождя, осенние листья с загадками, фломастеры, цветные карандаши, гелевые ручки, альбомные листы, музыкальный центр, подарки от царицы Осени, панно с изображением царицы Осени.
Предварительная работа: прослушивание классической музыки: Петр Ильич Чайковский "Осень" "Охота", "Осенняя песнь", "На тройке"; Йозеф Гайдн "Осень" 3-я часть Оратория "Времена года"; чтение стихов: «Листопад»Е. Трутнева, "Осень. Тишина в поселке дачном..." Н. Матвеева, «Листопад» Н. Мински; чтение рассказов и сказок : Т.Домаренок "Золотая осень на школьном дворе", Г, Скребицкий «Художник-Осень ("Четыре художника"),В. Сутеев "Яблоко", В.Лукашевич "Осень"; рисование на тему «Золотая осень»; создание панно «Царица Осень»; пение песен: «Осенние подарки» (Муз. и сл. В. Шестаковой), «Листики» (Муз. Л. Беленко – сл. А. Шибицкой), «Грибы» (Слова А. Кузнецовой, Музыка Т. Попатенко), «Что нам осень принесёт?» (Слова В. Малкова и Л. Некрасовой, Музыка Л. Шеремет); беседы «, ознакомление с понятияем «синквейн»; просмотр репродукций картин :И.И. Шишкин «Ёжики», И.Э. Грабарь «Рябинка», И.И. Левитан «Золотая осень», Б.М.Кустодиев «Осеннее гулянье»; создание книжек-малышек с загадками «Осенняя пора».
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность | Формы и методы |
Игровая | «Д/и « С какого дерева листок?» Цель: упражнять в употреблении форм родительного падежа имён существительных. М/п игра «Огород» Цель: закреплять и обобщать знания детей об овощах. |
Коммуникативная | Вопросы к детям, ответы детей. Цель: развивать умение отвечать на вопросы полным ответом. |
Познавательно-исследовательская | Загадки Цель: упражнять в отгадывании загадок о предметах и погодном явлении; развивать логическое мышление. |
Изобразительная | Оформление синквейнов в виде графических рисунков. Цель: развивать творческие способности, фантазию, воображение. |
Музыкальная | Прослушивание аудиозаписи Антонио Вивальди "Осень" Цель: развивать интерес к классической музыке, создавать положительные эмоции. |
Двигательная | Пальчиковая гимнастика «Грибы» Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук, развивать умение соотносить движения с текстом. |
Логика образовательной деятельности
№ п/п | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанни-ков | Ожидаемые результаты |
1 | Организационный момент. Воспитатель обращает внимание детей, стоящих рядом, на сундучок, на котором находятся осенние листья. Задаёт вопросы: -Что это? Чей это сундучок? Как попал в группу? С каких деревьев упали эти листья? | Рассматрива-ют сундучок, отвечают на вопросы. | Отвечают на вопросы пол-ным ответом. |
2 | Основная часть. Д/и « С какого дерева листок?» Воспитатель показывает листочки (кленовый, берёзовый, тополиный, липовый, осиновый) и предлагает дать ответ по образцу: рябиновый лист упал с рябины. | Играют в дидактичес-кую игру. | Употребляют формы роди-тельного па-дежа имён существитель-ных. |
3 | Воспитатель берёт в руки листья, на которых с обратной стороны загадки. Загадывает загадки, из сундучка достаёт отгадки (сапожки резиновые, ведёрко с овощами, иллюстрации с изображением гриба и дождя), а также предмет про который не была загадана загадка - зонтик : 1.Две резиновые «рыбки», 2. Мы вчера в лесок зашли, 3.Опустели осенью наши грядки. Огород и сад в порядке. Ты, земля, еще рожай. Мы собрали... (урожай)
4. Льется он косой стеной И стучит по нашим окнам. Сам холодный, проливной, А в саду беседки мокнут. Лист осенний долго кружит, Чтоб потом спуститься в лужу. (Осенний дождь) | Отгадывают загадки о предметах и погодном явлении. Рассматрива-ют предметы и иллюст-рации. | Отгадывают загадки о предметах и погодном явлении, опираясь на характерные признаки. |
4 | Воспитатель задаёт вопрос: - О каком предмете, находящимся перед вами, не была загадана загадка? Воспитатель предлагает составить рассказ о зонтике с применением синквейна с опорой на схему, которая находится на доске. Одному из детей, ответившему на вопрос, воспитатель предлагает изобразить синквейн в виде графических рисунков на доске мелом. Задаёт вопросы : - Что это? Какой зонт? Что делает? Придумай предложение со словом зонт. Назови слова-предметы, которые ты вспоминаешь, говоря слово зонт. -Эти слова называются ассоциации. Воспитатель предлагает детям повторить новое слово. Воспитатель предлагает ещё одному ребёнку повторить рассказ о зонте. | Отвечают на вопросы. Составляют синквейн с опорой на схему. Повторяют новое слово. | Отвечают на вопрос пол-ным ответом. Применяют в составлении рассказа синквейн. Согласовыва-ют прила-гательные с существитель-ными в роде. Составляют предложение. Используют в речи слово- ассоциация. |
5 | Воспитатель обращает внимание детей на предметы, которые достали из сундучка. - Что находится в ведёрке? Воспитатель предлагает поиграть в игру. М/п игра «Огород» Играющие становятся в круг, передают из рук в руки картофель и произносят слова: | Отвечают на вопрос. Играют в м/п игру. | Отвечают на вопрос пол-ным ответом. Выделяют характерные признаки предметов. Согласовыва-ют прила-гательные с существитель-ными в роде. |
6 | Воспитатель предлагает присесть на стульчики и самостоятельно составить рассказы с применением синквейнов, о тех предметах и погодном явлении, о которых были загаданы загадки. Изобразить в виде рисунков, на альбомных листах, при помощи различных изобразительных средств на выбор (гелевые ручки, фломастеры, цветные карандаши и т.п.). Воспитатель включает запись музыки Антонио Вивальди "Осень". | Составляют синквейны. Рисуют. Слушают музыку. | Составляют предложения. Изображают графически предметы, признаки, действия, предложения. |
7 | Пальчиковая гимнастика «Грибы» (воспитатель проводит во время работы над самостоятельным составлением синквейнов) Топ-топ — пять шагов, (Дети «шагают» пальчиками) В кузовочке пять грибов. (Показали 5 пальцев правой руки.) Первый маслёнок , (Загибают пальцы на одной руке.) А второй — лисичка, Рыжая косичка. Третий гриб — волнушка, Розовое ушко. А четвертый гриб — сморчок, Бородатый старичок. Пятый гриб — белый, Ешь их смело! (Затем выполняется на левой руке) | Выполняют пальчиковую гимнастику. | Соотносят движения с текстом. |
8 | Воспитатель предлагает, двоим ребятам рассказать свои рассказы с опорой на свои рисунки. Воспитатель предлагает заслушать остальные синквейны в режимных моментах. Воспитатель задаёт вопрос: - Сапожки резиновые, овощи, гриб, дождь, листочки и зонтик. С каким, словом ассоциируются эти предметы и погодное явление? - Так чей же это сундучок? Воспитатель показывает панно, на котором изображена Царица Осень. Раздаёт подарки от Осени. | Двое детей рассказывают, а остальные слушают. Отвечают на вопросы. | Отвечают на вопрос пол-ным предло-жением. Используют в речи слово- ассоциация. Рассказывают рассказы с опорой на свои рисунки. |
9 | Подведение итогов: Воспитатель задаёт вопросы: -Что полезного вы узнали? -В чём испытали затруднения? - Что бы вы хотели узнать нового? | Отвечают на вопросы. | Отвечают на вопрос пол-ным предло-жением. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД « Составление описательного рассказа по теме «Посуда» с использованием неполного «синквейна»
Конспект НОД для детей подготовительной группы компенсирующей направленности по О.О. "Развитие речи" « Составление описательного рассказа по теме «Посуда» с использованием неполного «синквейна»...
План-конспект по развитию речи в старшей группе на тему «Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»
План-конспект по развитию речи в старшей группе на тему«Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»Задачи:Обра...
План-конспект по развитию речи в старшей группе на тему «Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»
План-конспект по развитию речи в старшей группе на тему«Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»Задачи:Обра...
Календарно-тематическое плнирование на тему "Осень - пора золотая, осень - пора урожая"
Календарно-тематическое плнирование на тему "Осень - пора золотая, осень - пора урожая"...
План -конспект по развитию речи в старшей группе на тему: «Обучение рассказыванию, составление рассказов на тему «Осень наступила», чтение стихотворений о ранней осени».
Программное содержание: Образовательная: -систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;-продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ;-продолж...
Конспект занятия на тему "Осень" с использованием технологии синквейн
Данное занятие поможет детям понять и запомнить стихотворение....