Конспект открытого занятия : Вечная сказка. Пальчиковый триллер.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Герасименко Галина Петровна

Конспект  занятия по развитию речи в старшей группе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вечная сказка.  Пальчиковый триллер.

Возрастная группа: старшая.

Тема: Вечная сказка. Пальчиковый триллер.

Ведущая образовательная область: речевое развитие.

Интеграция областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие,  физическое развитие.

Цель:  Помочь детям осознать, что жесты (пальчиковые формы) являются дополнительными средствами выразительности  устной речи.                                        

  Задачи: 

образовательные:

Использовать  в речи омонимы.

 Развивать память, творческое воображение, пространственное  мышление,  внимание, монологическую, дилогическую  речь через развитие мелкой моторики пальцев рук.

 Сочетать пальчиковые  упражнения с речевой деятельностью.

Укреплять кисти рук, силу пальцев, хорошую подвижность и гибкость  при помощи пальчиковых упражнений.                                                                                                            

познавательные :    

 Учить детей рассказывать сказки, используя пальчиковые формы.(невербальное общение).

Дать детям понятие о том, что общаться можно с помощью жестов и мимики (слабослышащие люди).

                                                                                                                                                                                                                                 воспитательные:                                                                                                                  Воспитывать эмоциональную отзывчивость, сочувствие и доброту. Передавать настроение и информацию невербальными сигналами (пальчиковыми формами).

Виды деятельности:  игровая, музыкально-художественная.

Целевые ориентиры дошкольного образования: умеет поддерживать беседу, выражает положительные эмоции (интерес, радость, восхищение) при разгадывании загадок, рассказывании сказки при помощи невербальных сигналов - пальчиковых форм.

Форма организации: групповая.

Форма реализации: демонстрация иллюстративных пособий, музыкальное сопровождение (ИКТ).

Введение в проблему: попасть в сказочную страну нужно через выполнение задания от Кикиморы.

Проблемные ситуации, заведомо допущенные ошибки: загадки-обманки, перепутанные иллюстрации к сказке «Колобок».

Создание игровой мотивации: активная деятельность детей,  приход сказочного  героя,  наличие «волшебных» предметов, игры-задания: «Назови обыкновенные предметы сказочными именами», «Загадки-обманки», «Отгадай название сказки и ее героев по фразам», открытка от Кикиморы, ИКТ, иллюстрации к сказке, игра-домино, выполненная воспитателем.

                     Образовательная  деятельность.

Организационный момент.

Воспитатель просит детей стать в круг.                                                                                   Дети, посмотрите, у нас сегодня много гостей. Поприветствуем их:                                       - глазами;                                                                                                                                   - головой;                                                                                                                                 - руками;                                                                                                                                                                                                                                                                 - словами;                                                                                                              

Воспитатель хвалит детей.

Основная часть.

Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Нас пригласила Кикимора совершить путешествие в удивительную  страну сказок. А для этого мы должны быть   внимательными и сообразительными. А так как в пути нас ждут интересные открытия и забавные приключения, то, прежде всего нам нужно превратиться в самых настоящих волшебников.

 (Дети становятся вокруг воспитателя)

–  У меня в руках волшебная шкатулка Кикиморы. В ней находится человек, которого вы хорошо знаете. Он единственный и неповторимый, он самый  красивый и большой волшебник. Без него наше путешествие просто невозможно. Каждый, открывая шкатулку, должен посмотреть на него, улыбнуться и сказать: “Как ты мне нравишься!”
– Кого вы увидели в шкатулке?
– Себя!
– Значит, вы и есть волшебные человечки, которые творят чудеса.

 В шкатулке открытка ( достает и читает). « Дорогие мои, ребята! Я приглашаю вас в удивительную страну сказок, в четверг.  Хочу проверить, насколько хорошо вы знаете сказки.                                                                                                                                                          Я сегодня нарядилась на занятие не  явилась. Я пляшу и хохочу. Что вы знаете о сказках знать хочу! Задания в конвертах.

 Ваша подружка Кикимора.

– Что ж, друзья, мы теперь знаем, что открытка от Кикиморы! Она приглашает нас в страну сказок, в четверг. А сегодня, какой день недели?

Дети: четверг.

Воспитатель: Правильно, ребята! Сегодня, в четверг, мы и отправимся в страну сказок.                                                                                                                                          (звучит сказочная музыка «В мире много сказок»).                                                                                                                                          

Воспитатель:                            

В гости в сказку приглашу,                                                                                                                  Вам я сказку  расскажу.                                                                                                                     Чтобы вы туда попали                                                                                                                  Героев сказки  угадали,                                                                                                              Нужно дружно вам потопать                                                                                                              И в ладоши всем похлопать

(воспитатель предлагает детям присесть за столы).

Воспитатель: Ребята, вы хотите узнать, что такое сказка? Откуда она к нам пришла? Какие бывают сказки?    

 Дети:  Да!      

                                                                                                                            Воспитатель:                                                                                                                                    -   Сказка – это рассказ о вымышленных событиях. О том, чего на свете не бывает. Сказка к нам пришли и из глубины веков. Их сочиняли люди и рассказывали друг другу, а потом их стали записывать. Так сказочные истории дошли до нас. Веселые и грустные, страшные и смешные, сказки знакомы всем людям с детства. Существует три вида русских народных сказок: волшебные, бытовые и детские сказки о животных.  Я расскажу вам сказку о словах. Это бытовая сказка.

« В некотором царстве, в некотором государстве продавали слова. Продавцы кричали: «Кому, кому ИГОЛКИ!  Иголки понадобились многим – кому как вы думаете?».            

 Дети: ежам, кактусам, дикобразам, соснам, елкам, портным.

Воспитатель: А продавцы продолжали кричать: «Кому язык!»  Кому же понадобилось слово «ЯЗЫК?»

 Дети: животным и людям и даже огню.      

 Воспитатель: Продавцы продолжали продавать слова: « Кому, кому слово» НОС!»               Кому же понадобилось слово « НОС?».      

 Дети: людям, животным, птицам, лодкам, кораблям, катерам.                                                          - Кому, кому «ХВОСТ!» – кричали продавцы!  

 Дети: животным, птицам, поездам.    

Воспитатель: А продавцы продолжали продавать слова: « Кому, кому  слово «Кисть».     Кто купил слово «КИСТЬ?»    

 Дети: человек (кисть руки), куст смородины, винограда, художник (кисть для рисования).        

 Воспитатель: Очень быстро продавцы продали свои слова. А вы помогли продавцам.

Много сказок есть на свете                                                                                                       Сказки очень  любят дети.                                                                                                             Хотите в сказках побывать?                                                                                                                  И немного поиграть.

Дети: ДА!     

                                                                                                                                                Воспитатель:  что бы попасть  в  сказку,  нужно выполнить задания Кикиморы.  ( воспитатель достает из конверта текст для задания).

                                                                                                                                                     Задание 1.  « Назови обыкновенные предметы сказочными именами».

Сапоги – (скороходы).                                                                                                                   Ковер – (самолет).                                                                                                                            Шапка – (невидимка).                                                                                                                   Скатерть – (самобранка).                                                                                                                    Цветик – (семицветик).

– Кикимора спрятала  книгу  «Русские  народные  сказки».  Чтобы вернуть эту книгу в детский сад, надо выполнить очень трудное  задание. Вы готовы?

2. Отгадай название сказки и её героев по фразам.

– Ребята,  кому  принадлежат  эти  слова  из  сказки?  Как  называется сказка?

 Несёт  меня  лиса  за  темные  леса,  за  быстрые  реки,  за  высокие горы. (Петушок, «Кот, петух и лиса».)

     Не пей, братец, козленочком станешь. (Аленушка, «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».)

 Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой. (Иван-дурак, «Сивка-бурка».)

 Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам. (Лиса, «Заюшкина избушка».)

 Козлятушки, ребятушки, отворитеся, отопритеся, ваша мать пришла, молока принесла. (Коза, «Волк и семеро козлят».)

 Вижу-вижу! Не садись на пенек, не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке. (Маша. «Маша и Медведь»).

Появляется  белочка:

- Был Кощей вчера в гостях                                                                                                             - Что наделал, просто – «Ах!»                                                                                                        - Все картинки перепутал,                                                                                                                - Сказку всю мою он спутал.                                                                                                           - Сказку вы должны собрать!                                                                                                            - Сказку русскую назвать!

Задание 3. « Расположи кадры из мультфильма в правильном порядке»                                     ( 2-3 ребенка по очереди выполняют задание).  

Воспитатель: Ребята! Как называется сказка?                                                                             Дети: Сказка называется  «Колобок».                                                                          

Игра- релаксация:

Мы раскинем руки, мы как будто птицы.

Мы глаза закроем, - сказка нам приснится…

Шар приснится голубой…

И Мишутка маленький…

Светлый месяц за горой…

И цветочек аленький…

Лепестки ласкает ветер,

Чуть цветок качается…

Это сказка детям снится…

Дети расслабляются…

(муз. Сказочная).

Вот глаза открылись, мышцы напрягаются!

Сразу бодрость, сила в теле ощущаются.

(под спокойное речевое сопровождение и приятную, тихую музыку полное расслабление)

Воспитатель:  сказку «Колобок»  можно   рассказывать, но для большей выразительности, мы будем использовать  пальчиковые  формы.                                                                        

Задание №4. « Пальчиковые формы».                                                                             Помогут нам Загадки-обманки. Отгадки будете показывать  пальчиками.                                      

(если дети затрудняются, воспитатель предлагает помощь).    

Он родился мальчиком,                            
Через век стал…пальчиком?                                                                                        
(Пальчиковое упражнение «Дед»).

Он большущий и ревучий,
Дом его в лесу дремучем.
Косолап и лежебок.
Кто же это?..колобок?                                                                                                            
(Пальчиковое упражнение «Медведь»).

У него нет рук и ног,
Но сбежал он за порог.
Любит песенки он петь,
А зовут его…медведь?
 (Пальчиковое упражнение «Колобок»).

Колобочек укатился,
С дедом, с бабкой не простился,
Убежал он и в лесу
Сразу повстречал…лису?
 (Пальчиковое упражнение «Заяц»).

Серый и всегда голодный
Съесть готов кого угодно.
Он чуть-чуть похож на пса,
А зовут его… лиса?                                                                                                              
(Пальчиковое упражнение «Волк»).

Мама колобочка
В стареньком платочке.

Как  появится  мука,                                                                                                                         Спечь захочет колобка.                                                                                                                 Напечет оладушки                                                                                                        старенькая…матушка?                                                                                                                                                                                                                                  (бабушка) (Пальчиковое упражнение «бабушка»).

Кто в густом лесу мелькает,
Рыжей шубкой полыхает?
Знает он в цыплятах толк!
Этот зверь зовется…  волк?                                                                                                                                           ( ЛИСА).
 (Пальчиковое упражнение «Лиса).

Зимой заклеено оно, а летом открывается.\                                                                             Оно кончается на «О» и также начинается.                                                                         (Пальчиковое упражнение « Окошко».)

Попало наше тесто

В горячее место.

Попало - не пропало,

 Румяным колобочком стало.

                   ( Пальчиковое упражнение « Печь» )

Воспитатель:                                                                                                                                                  Чтобы пальчики стали гибкими, а кисти рук  подвижными выполним пальчиковую  гимнастику.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

 Пальчиковая  гимнастика : Упражнения на развитие подвижности и гибкости рук.

1.«Пальчики прыгают».                                                                                                         Ребенок сгибает пальцы рук и соединяет их ногтями (большой палец с большим, указательный с указательным и так далее) Затем он резко распрямляет пальцы и соприкасается уже подушечками. Потом снова ногтями, опять подушечками и так далее.

2. «Стряхиваем водичку с рук».                                                                                           Пальцы сжать в кулачок, затем с силой выпрямить пальчики, как бы стряхивая водичку.                          

Брызги — вправо,                                                                                                                   брызги — влево!                                                                                                                   Мокрым стало наше тело!

Ребята, Я предлагаю рассказать сказку «Колобок», используя пальчиковые формы или жесты.                                                      

Текст  сказки« Колобок».

(сказку начинает воспитатель, дети продолжают сказку по цепочке).

Жили-были старик со старухой. Вот и просит старик (двигаем  большим пальцем):                                                                                                                                                    - испеки мне, старая, колобок.                                                                                                              - да из чего испечь-то? (двигаем указательным пальцем.)  Муки нет.                                                                   - Эх, старуха! По амбару помети, по сусекам поскреби (ладошками сметаем и сгребаем «муку» по столу), вот и наберется.                                                                                 Старушка так и сделала (повторяем предыдущие движения): намела, наскребла горсти две муки, замесила тесто на сметане («месим» тесто кулачками), скатала колобок (руками лепим колобок), испекла его в печке и положила на окно простынуть.(пальчиковое упражнение «Окно»). Надоело колобку лежать: он и покатился ( перекатываем кулачком по столу) с окна на лавку,  лавки на пол да к двери, прыг через порог в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, а там за ворота, дальше и дальше.

        Катится колобок (перекатываем кулачком) по дороге, а навстречу ему заяц:

- Колобок, колобок! (шевелит «ушками») Я тебя съем!

-Нет (вертит кулачком), не ешь, меня, косой, а лучше послушай, какую я тебе песенку спою.

- Заяц уши поднял, а колобок запел:

(поем, крутя кулачком):

- Я колобок, колобок!

  (пальчиковое упражнение «Шарик» ).

По амбару метен,

( Пальчиковое упражнение «Веник» )

  По сусекам скребен,

( Поскрести пальцами по столу.)

На сметане мешен

( Выполнять движения, как при замесе теста.)

В печку сажен,

( Пальчиковое упражнение «Печка».)

На окошке стужен,

( Пальчиковое упражнение « Окошко».)

Я от дедушки ушел,

 ( Пальчиковое упражнение «Дедушка»).

Я от бабушки ушел,

 ( Пальчиковое упражнение «Бабушка»).

От тебя, заяц, и подавно уйду.                                                                                                      И покатился колобок дальше только его заяц и видел.

      Катится, катится (перекатываем кулачком) по тропинке в лесу, а навстречу ему серый волк (показываем волка и дальше движением  пальчиковых форм изображаем диалог – «разговариваем»):

- Колобок, колобок! Я тебя съем»

- Не ешь меня, серый волк: я тебе песенку спою.

И колобок запел:

- Я колобок, колобок!

  (пальчиковое упражнение «Шарик» ).

По амбару метен,

( Пальчиковое упражнение «Веник» )

  По сусекам  скребен,

( Поскрести пальцами по столу.)

На сметане мешен,

( Выполнять движения, как при замесе теста.)

В печку сажен,

( Пальчиковое упражнение «Печка».)

На окошке стужен,

( Пальчиковое упражнение « Окошко».)

Я от дедушки ушел,

 ( Пальчиковое упражнение «Дедушка»).

Я от бабушки ушел,

 ( Пальчиковое упражнение «Бабушка»).

Я от зайца ушел

( Пальчиковое упражнение «Заяц».

От тебя, волка, не хитро уйти.

Покатился колобок (перекатываем кулачком) дальше – только его волк и видел.

       Катится колобок кулачком) по лесу, а навстречу ему медведь (тяжело, основательно постукиваем кулачком по столу, перекатываем) идет, хворост ломает, кусты к земле гнет (далее движением пальчиковых форм – кулачков в данном случае – изображаем диалог.)

 - Колобок, колобок, я тебя съем! (говорит басом, кулачком пристукивает по столу.)

  - Ну, где тебе, косолапому, съесть меня! Послушай лучше мою песенку.

Колобок запел, а Миша и уши развесил.

- Я колобок, колобок!

  (пальчиковое упражнение «Шарик» ).

По амбару метен,

( Пальчиковое упражнение «Веник» )

  По сусекам скребен,

( Поскрести пальцами по столу.)

На сметане мешен,

( Выполнять движения, как при замесе теста.)

В печку сажен,

( Пальчиковое упражнение «Печка».)

На окошке стужен,

( Пальчиковое упражнение « Окошко».)

Я от дедушки ушел,

 ( Пальчиковое упражнение «Дедушка»).

Я от бабушки ушел,

 ( Пальчиковое упражнение «Бабушка»).

Я от зайца ушел

( Пальчиковое упражнение  «Заяц»).                                                                                              Я волка ушел.

 ( Пальчиковое упражнение «Волк»).

От тебя, медведь, полгоря уйти.

      И покатился (перекатываем кулачком.) колобок – медведь только вслед ему посмотрел.                                                                                                                                                      - Катится (перекатываем кулачком.) колобок, а навстречу ему лиса.                          - Здравствуй, колобок! Какой ты пригоженький, румяненький! (голосом изображаем  притворяшку-лису, пальчиковая форма движется плавно, изящно, как лисий хвост.) Колобок рад, что его похвалили, и запел свою песенку, а лиса слушает да все ближе подкрадывается.                                                                                                                                   - Я колобок, колобок!

  (пальчиковое упражнение «Шарик» ).

По амбару метен,

( Пальчиковое упражнение «Веник» )

  По сусекам скребен,

( Поскрести пальцами по столу.)

На сметане мешон,

( Выполнять движения, как при замесе теста.)

В печку сажен,

( Пальчиковое упражнение «Печка».)

На окошке стужен,

( Пальчиковое упражнение « Окошко».)

Я от дедушки ушел,

 ( Пальчиковое упражнение «Дедушка»).

Я от бабушки ушел,

 ( Пальчиковое упражнение «Бабушка»).

Я от зайца ушел

 ( Пальчиковое упражнении «Заяц).

Я от  волка ушел.

. ( Пальчиковое упражнении «Волк»).

От медведя ушел.

 ( Пальчиковое упражнении «Медведь»).

От тебя, лиса, не хитро уйти.

 - Славная песенка! – сказала лиса. – Да то беда, голубчик, что старая я стала, плохо слышу. Сядь ко мне на мордочку да пропой еще разочек.                                                    Колобок обрадовался, что его песенку похвалили, прыгнул лисе на мордочку (кладем «колобок» -кулачек на «нос» лисы.) да и запел:                                                                                     - Я колобок, колобок!                                                                                                                         А лиса его (хватаем большим, указательным, безымянным пальцами кулачек - «колобок».)                                                                                                                                        - гам! – и съела. Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец.                                                                                  

РЕФЛЕКСИЯ:

– Молодцы, ребята! Я,  думаю Кикимора  убедилась, что вы любите и хорошо знаете сказки.   Со всеми заданиями вы справились. У Кикиморы  волшебная шкатулка, в которой она всегда прячет маленькие сюрпризы. Вам она дарит настольно-печатную игру «Домино» по сказке «Колобок»

Дети! Вам понравилось рассказывать  сказку,  используя пальчиковые формы или жесты?

Дети: Да!

 Жесты, как и речь – это неотъемлимая часть нашей жизни. Особенно часто движения пальчиковых форм используют, когда другой человек не может слышать собеседника. Таких людей называют слабослышащими. Они не слышат и не говорят. Эти  люди общаются с помощью жестов и мимики, а не с помощью речи. Для слабослышащих людей есть специальная дактильная азбука ( показываю), где каждая буква определяет пальчиковую форму. Но есть жесты, которые обозначают слова и целые предложения.

                         Длительность 25- 30 мин.

  C:\Documents and Settings\Администратор\Мои документы\Загрузки\спасибо.jpeg

 

                                 

                             

                                 

     Дед.                   Бабка.             Колобок.           Заяц.                 Волк.

     Медведь.             Лиса.                   Печка.                Окно.

Вводная часть.

Приветствие гостей детьми……………………………………………    0.5 мин.

 Основная часть.

Приглашение в страну сказок……………………….. …………………….2 мин.

Песенка о сказках…………………………………………………………0.5 мин.

 Сказка про слова…………………………………………………………....3 мин.

Путешествие в страну сказок………………………………………..…..0.5 мин.

Задание №1-«Назови обыкновенные предмет сказочными именами». 0.5 мин.

Задание №2- «Отгадывание названия сказки и ее героев по фразам».….4 мин.

Задание №3- разложи кадры из мультфильма «Колобок»……………….2 мин.

 Игра-релаксация  ……….……………………………………….…………2 мин.

Задание №4-  загадки – обманки………………………...............................2 мин.

Пальчиковая  гимнастика………….………………………..……………...1.мин.

Рассказывание сказки с использованием пальчиковых форм………………………………………………………………….………7мин.

Рефлексия……………………………………….………….……………….2 мин.

                                           25 – 30 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

конспект открытого занятия Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа)

Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа) ТЕМА: «Почему медведь зимой спит» (по мотивам сказки В. ...

Конспект открытого занятия по физической культуре в подготовительной группе ко дню открытых дверей на тему: «Туристы».

Данный материал будет полезен инструкторам по физической культуре и воспитателям....

Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе с презентацией (фотографии в альбоме "Открытое занятие с элементами ТРИЗ)

Конспект открытого занятия по развитию речиво второй младшей группепо сказке "Теремок"Цель: Активизация и обогащение  словаря прилагательными (серый, рыжая…) Развитие диалогическ...

Конспект открытого занятия "Будем солнышко искать и зверушкам помогать" конспект открытого занятия

Цель: Художественно – эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие...