Конспект открытого занятия : Вечная сказка. Пальчиковый триллер.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект занятия в старшей группе по развитию речи | 211.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Вечная сказка. Пальчиковый триллер.
Возрастная группа: старшая.
Тема: Вечная сказка. Пальчиковый триллер.
Ведущая образовательная область: речевое развитие.
Интеграция областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Цель: Помочь детям осознать, что жесты (пальчиковые формы) являются дополнительными средствами выразительности устной речи.
Задачи:
образовательные:
Использовать в речи омонимы.
Развивать память, творческое воображение, пространственное мышление, внимание, монологическую, дилогическую речь через развитие мелкой моторики пальцев рук.
Сочетать пальчиковые упражнения с речевой деятельностью.
Укреплять кисти рук, силу пальцев, хорошую подвижность и гибкость при помощи пальчиковых упражнений.
познавательные :
Учить детей рассказывать сказки, используя пальчиковые формы.(невербальное общение).
Дать детям понятие о том, что общаться можно с помощью жестов и мимики (слабослышащие люди).
воспитательные: Воспитывать эмоциональную отзывчивость, сочувствие и доброту. Передавать настроение и информацию невербальными сигналами (пальчиковыми формами).
Виды деятельности: игровая, музыкально-художественная.
Целевые ориентиры дошкольного образования: умеет поддерживать беседу, выражает положительные эмоции (интерес, радость, восхищение) при разгадывании загадок, рассказывании сказки при помощи невербальных сигналов - пальчиковых форм.
Форма организации: групповая.
Форма реализации: демонстрация иллюстративных пособий, музыкальное сопровождение (ИКТ).
Введение в проблему: попасть в сказочную страну нужно через выполнение задания от Кикиморы.
Проблемные ситуации, заведомо допущенные ошибки: загадки-обманки, перепутанные иллюстрации к сказке «Колобок».
Создание игровой мотивации: активная деятельность детей, приход сказочного героя, наличие «волшебных» предметов, игры-задания: «Назови обыкновенные предметы сказочными именами», «Загадки-обманки», «Отгадай название сказки и ее героев по фразам», открытка от Кикиморы, ИКТ, иллюстрации к сказке, игра-домино, выполненная воспитателем.
Образовательная деятельность.
Организационный момент.
Воспитатель просит детей стать в круг. Дети, посмотрите, у нас сегодня много гостей. Поприветствуем их: - глазами; - головой; - руками; - словами;
Воспитатель хвалит детей.
Основная часть.
Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Нас пригласила Кикимора совершить путешествие в удивительную страну сказок. А для этого мы должны быть внимательными и сообразительными. А так как в пути нас ждут интересные открытия и забавные приключения, то, прежде всего нам нужно превратиться в самых настоящих волшебников.
(Дети становятся вокруг воспитателя)
– У меня в руках волшебная шкатулка Кикиморы. В ней находится человек, которого вы хорошо знаете. Он единственный и неповторимый, он самый красивый и большой волшебник. Без него наше путешествие просто невозможно. Каждый, открывая шкатулку, должен посмотреть на него, улыбнуться и сказать: “Как ты мне нравишься!”
– Кого вы увидели в шкатулке?
– Себя!
– Значит, вы и есть волшебные человечки, которые творят чудеса.
В шкатулке открытка ( достает и читает). « Дорогие мои, ребята! Я приглашаю вас в удивительную страну сказок, в четверг. Хочу проверить, насколько хорошо вы знаете сказки. Я сегодня нарядилась на занятие не явилась. Я пляшу и хохочу. Что вы знаете о сказках знать хочу! Задания в конвертах.
Ваша подружка Кикимора.
– Что ж, друзья, мы теперь знаем, что открытка от Кикиморы! Она приглашает нас в страну сказок, в четверг. А сегодня, какой день недели?
Дети: четверг.
Воспитатель: Правильно, ребята! Сегодня, в четверг, мы и отправимся в страну сказок. (звучит сказочная музыка «В мире много сказок»).
Воспитатель:
В гости в сказку приглашу, Вам я сказку расскажу. Чтобы вы туда попали Героев сказки угадали, Нужно дружно вам потопать И в ладоши всем похлопать
(воспитатель предлагает детям присесть за столы).
Воспитатель: Ребята, вы хотите узнать, что такое сказка? Откуда она к нам пришла? Какие бывают сказки?
Дети: Да!
Воспитатель: - Сказка – это рассказ о вымышленных событиях. О том, чего на свете не бывает. Сказка к нам пришли и из глубины веков. Их сочиняли люди и рассказывали друг другу, а потом их стали записывать. Так сказочные истории дошли до нас. Веселые и грустные, страшные и смешные, сказки знакомы всем людям с детства. Существует три вида русских народных сказок: волшебные, бытовые и детские сказки о животных. Я расскажу вам сказку о словах. Это бытовая сказка.
« В некотором царстве, в некотором государстве продавали слова. Продавцы кричали: «Кому, кому ИГОЛКИ! Иголки понадобились многим – кому как вы думаете?».
Дети: ежам, кактусам, дикобразам, соснам, елкам, портным.
Воспитатель: А продавцы продолжали кричать: «Кому язык!» Кому же понадобилось слово «ЯЗЫК?»
Дети: животным и людям и даже огню.
Воспитатель: Продавцы продолжали продавать слова: « Кому, кому слово» НОС!» Кому же понадобилось слово « НОС?».
Дети: людям, животным, птицам, лодкам, кораблям, катерам. - Кому, кому «ХВОСТ!» – кричали продавцы!
Дети: животным, птицам, поездам.
Воспитатель: А продавцы продолжали продавать слова: « Кому, кому слово «Кисть». Кто купил слово «КИСТЬ?»
Дети: человек (кисть руки), куст смородины, винограда, художник (кисть для рисования).
Воспитатель: Очень быстро продавцы продали свои слова. А вы помогли продавцам.
Много сказок есть на свете Сказки очень любят дети. Хотите в сказках побывать? И немного поиграть.
Дети: ДА!
Воспитатель: что бы попасть в сказку, нужно выполнить задания Кикиморы. ( воспитатель достает из конверта текст для задания).
Задание 1. « Назови обыкновенные предметы сказочными именами».
Сапоги – (скороходы). Ковер – (самолет). Шапка – (невидимка). Скатерть – (самобранка). Цветик – (семицветик).
– Кикимора спрятала книгу «Русские народные сказки». Чтобы вернуть эту книгу в детский сад, надо выполнить очень трудное задание. Вы готовы?
2. Отгадай название сказки и её героев по фразам.
– Ребята, кому принадлежат эти слова из сказки? Как называется сказка?
• Несёт меня лиса за темные леса, за быстрые реки, за высокие горы. (Петушок, «Кот, петух и лиса».)
• Не пей, братец, козленочком станешь. (Аленушка, «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».)
• Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой. (Иван-дурак, «Сивка-бурка».)
• Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам. (Лиса, «Заюшкина избушка».)
• Козлятушки, ребятушки, отворитеся, отопритеся, ваша мать пришла, молока принесла. (Коза, «Волк и семеро козлят».)
• Вижу-вижу! Не садись на пенек, не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке. (Маша. «Маша и Медведь»).
Появляется белочка:
- Был Кощей вчера в гостях - Что наделал, просто – «Ах!» - Все картинки перепутал, - Сказку всю мою он спутал. - Сказку вы должны собрать! - Сказку русскую назвать!
Задание 3. « Расположи кадры из мультфильма в правильном порядке» ( 2-3 ребенка по очереди выполняют задание).
Воспитатель: Ребята! Как называется сказка? Дети: Сказка называется «Колобок».
Игра- релаксация:
Мы раскинем руки, мы как будто птицы.
Мы глаза закроем, - сказка нам приснится…
Шар приснится голубой…
И Мишутка маленький…
Светлый месяц за горой…
И цветочек аленький…
Лепестки ласкает ветер,
Чуть цветок качается…
Это сказка детям снится…
Дети расслабляются…
(муз. Сказочная).
Вот глаза открылись, мышцы напрягаются!
Сразу бодрость, сила в теле ощущаются.
(под спокойное речевое сопровождение и приятную, тихую музыку полное расслабление)
Воспитатель: сказку «Колобок» можно рассказывать, но для большей выразительности, мы будем использовать пальчиковые формы.
Задание №4. « Пальчиковые формы». Помогут нам Загадки-обманки. Отгадки будете показывать пальчиками.
(если дети затрудняются, воспитатель предлагает помощь).
Он родился мальчиком,
Через век стал…пальчиком? (Пальчиковое упражнение «Дед»).
Он большущий и ревучий,
Дом его в лесу дремучем.
Косолап и лежебок.
Кто же это?..колобок? (Пальчиковое упражнение «Медведь»).
У него нет рук и ног,
Но сбежал он за порог.
Любит песенки он петь,
А зовут его…медведь?
(Пальчиковое упражнение «Колобок»).
Колобочек укатился,
С дедом, с бабкой не простился,
Убежал он и в лесу
Сразу повстречал…лису?
(Пальчиковое упражнение «Заяц»).
Серый и всегда голодный
Съесть готов кого угодно.
Он чуть-чуть похож на пса,
А зовут его… лиса? (Пальчиковое упражнение «Волк»).
Мама колобочка
В стареньком платочке.
Как появится мука, Спечь захочет колобка. Напечет оладушки старенькая…матушка? (бабушка) (Пальчиковое упражнение «бабушка»).
Кто в густом лесу мелькает,
Рыжей шубкой полыхает?
Знает он в цыплятах толк!
Этот зверь зовется… волк? ( ЛИСА). (Пальчиковое упражнение «Лиса).
Зимой заклеено оно, а летом открывается.\ Оно кончается на «О» и также начинается. (Пальчиковое упражнение « Окошко».)
Попало наше тесто
В горячее место.
Попало - не пропало,
Румяным колобочком стало.
( Пальчиковое упражнение « Печь» )
Воспитатель: Чтобы пальчики стали гибкими, а кисти рук подвижными выполним пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика : Упражнения на развитие подвижности и гибкости рук.
1.«Пальчики прыгают». Ребенок сгибает пальцы рук и соединяет их ногтями (большой палец с большим, указательный с указательным и так далее) Затем он резко распрямляет пальцы и соприкасается уже подушечками. Потом снова ногтями, опять подушечками и так далее.
2. «Стряхиваем водичку с рук». Пальцы сжать в кулачок, затем с силой выпрямить пальчики, как бы стряхивая водичку.
Брызги — вправо, брызги — влево! Мокрым стало наше тело!
Ребята, Я предлагаю рассказать сказку «Колобок», используя пальчиковые формы или жесты.
Текст сказки« Колобок».
(сказку начинает воспитатель, дети продолжают сказку по цепочке).
Жили-были старик со старухой. Вот и просит старик (двигаем большим пальцем): - испеки мне, старая, колобок. - да из чего испечь-то? (двигаем указательным пальцем.) Муки нет. - Эх, старуха! По амбару помети, по сусекам поскреби (ладошками сметаем и сгребаем «муку» по столу), вот и наберется. Старушка так и сделала (повторяем предыдущие движения): намела, наскребла горсти две муки, замесила тесто на сметане («месим» тесто кулачками), скатала колобок (руками лепим колобок), испекла его в печке и положила на окно простынуть.(пальчиковое упражнение «Окно»). Надоело колобку лежать: он и покатился ( перекатываем кулачком по столу) с окна на лавку, лавки на пол да к двери, прыг через порог в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, а там за ворота, дальше и дальше.
Катится колобок (перекатываем кулачком) по дороге, а навстречу ему заяц:
- Колобок, колобок! (шевелит «ушками») Я тебя съем!
-Нет (вертит кулачком), не ешь, меня, косой, а лучше послушай, какую я тебе песенку спою.
- Заяц уши поднял, а колобок запел:
(поем, крутя кулачком):
- Я колобок, колобок!
(пальчиковое упражнение «Шарик» ).
По амбару метен,
( Пальчиковое упражнение «Веник» )
По сусекам скребен,
( Поскрести пальцами по столу.)
На сметане мешен
( Выполнять движения, как при замесе теста.)
В печку сажен,
( Пальчиковое упражнение «Печка».)
На окошке стужен,
( Пальчиковое упражнение « Окошко».)
Я от дедушки ушел,
( Пальчиковое упражнение «Дедушка»).
Я от бабушки ушел,
( Пальчиковое упражнение «Бабушка»).
От тебя, заяц, и подавно уйду. И покатился колобок дальше только его заяц и видел.
Катится, катится (перекатываем кулачком) по тропинке в лесу, а навстречу ему серый волк (показываем волка и дальше движением пальчиковых форм изображаем диалог – «разговариваем»):
- Колобок, колобок! Я тебя съем»
- Не ешь меня, серый волк: я тебе песенку спою.
И колобок запел:
- Я колобок, колобок!
(пальчиковое упражнение «Шарик» ).
По амбару метен,
( Пальчиковое упражнение «Веник» )
По сусекам скребен,
( Поскрести пальцами по столу.)
На сметане мешен,
( Выполнять движения, как при замесе теста.)
В печку сажен,
( Пальчиковое упражнение «Печка».)
На окошке стужен,
( Пальчиковое упражнение « Окошко».)
Я от дедушки ушел,
( Пальчиковое упражнение «Дедушка»).
Я от бабушки ушел,
( Пальчиковое упражнение «Бабушка»).
Я от зайца ушел
( Пальчиковое упражнение «Заяц».
От тебя, волка, не хитро уйти.
Покатился колобок (перекатываем кулачком) дальше – только его волк и видел.
Катится колобок кулачком) по лесу, а навстречу ему медведь (тяжело, основательно постукиваем кулачком по столу, перекатываем) идет, хворост ломает, кусты к земле гнет (далее движением пальчиковых форм – кулачков в данном случае – изображаем диалог.)
- Колобок, колобок, я тебя съем! (говорит басом, кулачком пристукивает по столу.)
- Ну, где тебе, косолапому, съесть меня! Послушай лучше мою песенку.
Колобок запел, а Миша и уши развесил.
- Я колобок, колобок!
(пальчиковое упражнение «Шарик» ).
По амбару метен,
( Пальчиковое упражнение «Веник» )
По сусекам скребен,
( Поскрести пальцами по столу.)
На сметане мешен,
( Выполнять движения, как при замесе теста.)
В печку сажен,
( Пальчиковое упражнение «Печка».)
На окошке стужен,
( Пальчиковое упражнение « Окошко».)
Я от дедушки ушел,
( Пальчиковое упражнение «Дедушка»).
Я от бабушки ушел,
( Пальчиковое упражнение «Бабушка»).
Я от зайца ушел
( Пальчиковое упражнение «Заяц»). Я волка ушел.
( Пальчиковое упражнение «Волк»).
От тебя, медведь, полгоря уйти.
И покатился (перекатываем кулачком.) колобок – медведь только вслед ему посмотрел. - Катится (перекатываем кулачком.) колобок, а навстречу ему лиса. - Здравствуй, колобок! Какой ты пригоженький, румяненький! (голосом изображаем притворяшку-лису, пальчиковая форма движется плавно, изящно, как лисий хвост.) Колобок рад, что его похвалили, и запел свою песенку, а лиса слушает да все ближе подкрадывается. - Я колобок, колобок!
(пальчиковое упражнение «Шарик» ).
По амбару метен,
( Пальчиковое упражнение «Веник» )
По сусекам скребен,
( Поскрести пальцами по столу.)
На сметане мешон,
( Выполнять движения, как при замесе теста.)
В печку сажен,
( Пальчиковое упражнение «Печка».)
На окошке стужен,
( Пальчиковое упражнение « Окошко».)
Я от дедушки ушел,
( Пальчиковое упражнение «Дедушка»).
Я от бабушки ушел,
( Пальчиковое упражнение «Бабушка»).
Я от зайца ушел
( Пальчиковое упражнении «Заяц).
Я от волка ушел.
. ( Пальчиковое упражнении «Волк»).
От медведя ушел.
( Пальчиковое упражнении «Медведь»).
От тебя, лиса, не хитро уйти.
- Славная песенка! – сказала лиса. – Да то беда, голубчик, что старая я стала, плохо слышу. Сядь ко мне на мордочку да пропой еще разочек. Колобок обрадовался, что его песенку похвалили, прыгнул лисе на мордочку (кладем «колобок» -кулачек на «нос» лисы.) да и запел: - Я колобок, колобок! А лиса его (хватаем большим, указательным, безымянным пальцами кулачек - «колобок».) - гам! – и съела. Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец.
РЕФЛЕКСИЯ:
– Молодцы, ребята! Я, думаю Кикимора убедилась, что вы любите и хорошо знаете сказки. Со всеми заданиями вы справились. У Кикиморы волшебная шкатулка, в которой она всегда прячет маленькие сюрпризы. Вам она дарит настольно-печатную игру «Домино» по сказке «Колобок»
Дети! Вам понравилось рассказывать сказку, используя пальчиковые формы или жесты?
Дети: Да!
Жесты, как и речь – это неотъемлимая часть нашей жизни. Особенно часто движения пальчиковых форм используют, когда другой человек не может слышать собеседника. Таких людей называют слабослышащими. Они не слышат и не говорят. Эти люди общаются с помощью жестов и мимики, а не с помощью речи. Для слабослышащих людей есть специальная дактильная азбука ( показываю), где каждая буква определяет пальчиковую форму. Но есть жесты, которые обозначают слова и целые предложения.
Длительность 25- 30 мин.
Дед. Бабка. Колобок. Заяц. Волк.
Медведь. Лиса. Печка. Окно.
Вводная часть.
Приветствие гостей детьми…………………………………………… 0.5 мин.
Основная часть.
Приглашение в страну сказок……………………….. …………………….2 мин.
Песенка о сказках…………………………………………………………0.5 мин.
Сказка про слова…………………………………………………………....3 мин.
Путешествие в страну сказок………………………………………..…..0.5 мин.
Задание №1-«Назови обыкновенные предмет сказочными именами». 0.5 мин.
Задание №2- «Отгадывание названия сказки и ее героев по фразам».….4 мин.
Задание №3- разложи кадры из мультфильма «Колобок»……………….2 мин.
Игра-релаксация ……….……………………………………….…………2 мин.
Задание №4- загадки – обманки………………………...............................2 мин.
Пальчиковая гимнастика………….………………………..……………...1.мин.
Рассказывание сказки с использованием пальчиковых форм………………………………………………………………….………7мин.
Рефлексия……………………………………….………….……………….2 мин.
25 – 30 мин.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
конспект открытого занятия Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа)
Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа) ТЕМА: «Почему медведь зимой спит» (по мотивам сказки В. ...
Конспект открытого занятия по физической культуре в подготовительной группе ко дню открытых дверей на тему: «Туристы».
Данный материал будет полезен инструкторам по физической культуре и воспитателям....
открытое занятие Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию в старшей группе на тему: «Удивительные свойства воды»
Удивительное свойства воды...
Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе с презентацией (фотографии в альбоме "Открытое занятие с элементами ТРИЗ)
Конспект открытого занятия по развитию речиво второй младшей группепо сказке "Теремок"Цель: Активизация и обогащение словаря прилагательными (серый, рыжая…) Развитие диалогическ...
Конспект открытого занятия "Будем солнышко искать и зверушкам помогать" конспект открытого занятия
Цель: Художественно – эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие...
Конспект открытого занятия открытого занятия по музыкальной деятельности с элементами театрализации «В гостях у сказки»
Формирование интереса к художественно-эстетическому творчеству....