ПРОЕКТ НЕДЕЛЯ ЛОГОПЕДИИ «ВОЛШЕБНЫЙ МИР СЛОВ»
проект по развитию речи на тему
Краткосрочный проект посвящен вопросам формирования словаря у дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 36 III –IV видов»
Ул. Бажова, 28, г. Озерск, Челябинской области, 456780
ПРОЕКТ
НЕДЕЛЯ ЛОГОПЕДИИ
«ВОЛШЕБНЫЙ МИР СЛОВ»
Тип проекта: практико-ориентированный и познавательный.
Длительность проекта: краткосрочный (одна неделя).
Участники: педагоги дошкольного отделения МБОУ СКОШ №36, учителя-логопеды, родители воспитанников, дети 4-7 лет.
Автор проекта: учитель-логопед Притчина Д.Ж.
2017
Актуальность проекта
Ежегодное обследование состояния устной речи воспитанников старших и подготовительных групп ДОУ показывает, что примерно 80% детей имеют недостатки речевого развития разного происхождения и характера.
Довольно часто на фоне недостатков в развитии правильного звукопроизношения наблюдается и лексико-грамматическое недоразвитие речи. Прослеживается тенденция к уменьшению активного словаря, происходит замена нормативной лексики просторечными и жаргонными словами (которыми изобилует речевая среда детей), упрощаются синтаксические конструкции. Иногда можно наблюдать, что ребенку не хватает слов и умения построить свое высказывание.
В связи с этими и другими проблемами в развитии речи, возникающими в процессе воспитания и обучения дошкольников, выявилась необходимость в организации специальных семинаров-практикумов для педагогов ДОУ и родителей дошкольников.
Объективные потребности совершенствования образования, воспитания и развития воспитанников обусловливают необходимость обновления компетенций педагогических кадров системы дошкольного образования, повышения качества работы. Необходимы новые формы и методы организации методической работы, которые позволят решить возникшие вопросы.
В последние годы в системе дошкольного воспитания и обучения особенно ясно стала прослеживаться тенденция к росту числа детей с речевыми нарушениями. Речь – существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, аккумулировать их для передачи последующим поколениям. Являясь средством выражения мыслей, речь, в ходе ее развития в онтогенезе, становится основным (но не единственным) механизмом мышления человека. Высшее, абстрактное мышление невозможно без речевой деятельности. В связи с этим актуальность использования инновационных методов и приемов в обучении детей дошкольного возраста правильной речи принимает глобальный характер.
Введение Федерального государственного стандарта, нацеливает нас на обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка (в том числе для детей с ОВЗ) при получении качественного дошкольного образования. Кроме того, государственные гарантии распространяются на уровень и качество дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения.
Все это послужило поводом для проведения в нашем детском саду недели логопедии по вопросам формирования словаря у дошкольников.
Цель недели логопедии
- Систематизация работы педагогов по формированию словарного запаса у детей дошкольного возраста.
- Обновление компетенций педагогических кадров, с целью повышения качества работы.
- Обновление содержания и технологий преподавания, с целью обеспечения качественного образования.
Задачи недели логопедии
- Раскрытие основных направлений работы учителя-логопеда и воспитателя по формированию лексико-грамматического строя речи.
- Фокусирование интереса родителей воспитанников к основным этапам развития словарного запаса.
- Подбор и проверка на практике новых подходов к словарной работе на различных этапах образовательной деятельности.
- Содействие развитию методологической грамотности воспитателей групп и формированию новых навыков практической работы.
- Оказание помощи в профессиональном самообразовании и личностном развитии учителей-логопедов.
Этапы работы
1 этап – подготовительный (диагностический; информационно-анали-тический)
Задачи этапа:
- Проведение мониторинга развития речи детей 5-6 лет.
- Выяснение образовательных потребностей педагогов и родителей, уровня их компетентности в вопросах речевого развития.
- Установление контакта с педагогами и родителями.
- Согласование воспитательного воздействия на детей.
- Составление план-схемы проекта.
- Сбор информации, литературы, дополнительного материала.
2 этап – основной (практический)
Работа по плану с детьми, родителями, педагогами.
День недели | Название мероприятия | Цель | Участники |
Понедельник | Семинар-практикум для воспитателей «Формирование словаря у детей дошкольного возраста» | Создание информационного пространства для: систематизации современных научных представлений, обмена педагогическим опытом и повышения профессиональной компетентности и мастерства педагогов ДОУ по формированию и развитию словаря детей дошкольного возраста. | Учитель-логопед Притчина Д.Ж. Педагоги ДОУ |
Вторник | НОД по познавательно-речевому развитию. Тема: «Чай». | Демонстрация методов и приемов развития словаря детей в исследовательской деятельности. | Учитель-логопед Притчина Д.Ж. Воспитанники гр.«Светлячки» Педагоги ДОУ |
Среда | Собрание для родителей детей подготовительных групп «Готов ли ваш ребенок к школе?» | Приобщение родителей дошкольников к работе по формированию словаря. | Учитель-логопед Притчина Д.Ж. Учитель-логопед Тренина Т.В. Родители воспитанников. Педагоги ДОУ |
Четверг | НОД по познавательно-речевому развитию. Тема: «Магнит». | Учитель-логопед Лукашина О.А. Воспитанники гр. «Крохи» Педагоги ДОУ | |
Пятница | КВН «Раз – словечко, два – словечко…» | Расширение и уточнение словаря детей через углубление представлений об окружающем мире. | Учитель-логопед Притчина Д.Ж. Воспитанники гр. «Капельки», «Светлячки». Педагоги ДОУ |
Понедельник – Пятница | Конкурс «Отгадай поговорку» | Развитие интереса к играм со словами. | Родители и воспитанники ДОУ Педагоги ДОУ Учитель-логопед Притчина Д.Ж. |
Понедельник – Пятница | Пополнение родительских уголков в группах | Приобщение родителей дошкольников к работе по формированию словаря | Учитель-логопед ПритчинаД.Ж. Воспитатели ДОУ Родители воспитанников ДОУ |
3-ий этап – заключительный
- Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.
- Презентация проекта на ГМО учителей-логопедов в мае 2017г.
Планируемые результаты
Проведение недели логопедии направлено на формирование у воспитателей и учителей-логопедов профессиональных компетенций в соответствии с целями и задачами.
В результате проведения недели логопедии воспитатели и учитель-логопед должен овладеть следующими знаниями, умениями и навыками в рамках формируемых компетенций:
- понимание необходимости системного подхода всеми специалистами ДОУ;
- понимания целесообразности проведения словарной работы; умения её спланировать и провести;
- осознание необходимости поиска новых и интересных форм работы с детьми;
- развитие умения творчески подходить к простым темам, всесторонне и целостно их раскрывать.
Материально-техническая база
Материально-технической базой недели логопедии является наглядный, демонстрационный и раздаточный материал в рамках целей каждого мероприятия.
На проведение отводится одна неделя. В рамках проекта проводятся открытые занятия учителем-логопедом, семинар-практикум для воспитателей, собрание для родителей, совместные праздники, викторины.
Список литературы:
1. Баронова В.В. Истории обычных предметов в познавательно-речевом развитии дошкольников. Сборник конспектов интегрированных занятий для детей 5 – 7 лет. Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2016. – 192 с.
2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М: 1991г.
3. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М.: 1981 г.
4. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 368с.
5. Репина З.А., Васильева Т.В., Ведерникова А.Д., В.Б.Горская, Пискунова В.Н. Поле речевых чудес. – Екатеринбург, 1996г. – 180с.
6. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. - М.: 1982г.
7. Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. - М.: 1984г.
8. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Влияние словарной работы на связность речи // Дошкольное воспитание. - 1981 г. № 2.
9. Швайко Т.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М.: 1983г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Неделя логопеда в ДОУ "Логопедическая палитра""
Проект "Неделя логопеда в ДОУ" подготовили учитель-логопед Аверина О.Г., Комарова М.А....
ПРОЕКТ «Неделя логопеда в ДОУ» по теме: «Логопедическая палитра»
Тема проекта:...
Проект "Неделя логопеда в МДОУ "Детский сад "Золотой петушок" п.Пангоды" "Логопедическая палитра"
Пропаганда необходимости логопедических знаний и коррекции звуконарушений....
Проект "Неделя логопедии"
Проект "Неделя логопедии в детском саду"...
проект Неделя логопедии «Говорим красиво, правильно»
Актуальность обусловлена необходимостью разрешения вопросов направленных на повышение эффективности коррекционно – развивающей работы с детьми дошкольного возраста в условиях...
Логопедический Проект "Неделя логопеда. Будем говорить правильно!"
С каждым годом в детских садах увеличивается количество детей с нарушениями речи, и логопедам, работающим на логопунктах дошкольных учреждений, все сложнее становится организовать эффективную коррекци...
Проект "Неделя логопедии" в группе старшего дошкольного возраста для детей с ТНР 5-6 лет
В настоящее время речевое развитие детей остается одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носит...