ПРОЕКТ НЕДЕЛЯ ЛОГОПЕДИИ «ВОЛШЕБНЫЙ МИР СЛОВ»
проект по развитию речи на тему

Притчина Дина Жевдатовна

Краткосрочный проект посвящен вопросам формирования словаря у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 36 III –IV видов»

Ул. Бажова, 28, г. Озерск, Челябинской области, 456780

ПРОЕКТ

НЕДЕЛЯ ЛОГОПЕДИИ

«ВОЛШЕБНЫЙ МИР СЛОВ»

Тип проекта: практико-ориентированный и познавательный.

Длительность проекта: краткосрочный (одна неделя).

Участники: педагоги дошкольного отделения МБОУ СКОШ №36, учителя-логопеды, родители воспитанников, дети 4-7 лет.

 

Автор проекта: учитель-логопед Притчина Д.Ж.         

2017


Актуальность проекта

Ежегодное обследование состояния устной речи воспитанников старших и подготовительных групп ДОУ показывает, что примерно 80% детей имеют недостатки речевого развития разного происхождения и характера.

Довольно часто на фоне недостатков в развитии правильного звукопроизношения наблюдается и лексико-грамматическое недоразвитие речи. Прослеживается тенденция к уменьшению активного словаря, происходит замена нормативной лексики просторечными и жаргонными словами (которыми изобилует речевая среда детей), упрощаются синтаксические конструкции. Иногда можно наблюдать, что ребенку не хватает слов и умения построить свое высказывание.

В связи с этими и другими проблемами в развитии речи, возникающими в процессе воспитания и обучения дошкольников, выявилась необходимость в организации специальных семинаров-практикумов для педагогов ДОУ и родителей дошкольников.

 Объективные потребности совершенствования образования, воспитания и развития воспитанников обусловливают необходимость обновления компетенций педагогических кадров системы дошкольного образования, повышения качества работы. Необходимы новые формы и методы организации методической работы, которые позволят решить возникшие вопросы.

В последние годы в системе дошкольного воспитания и обучения особенно ясно стала прослеживаться тенденция к росту числа детей с речевыми нарушениями. Речь – существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, аккумулировать их для передачи последующим поколениям. Являясь средством выражения мыслей, речь, в ходе ее развития в онтогенезе, становится основным (но не единственным) механизмом мышления человека. Высшее, абстрактное мышление невозможно без речевой деятельности. В связи с этим актуальность использования инновационных методов и приемов в обучении детей дошкольного возраста правильной речи принимает глобальный характер.

Введение Федерального государственного стандарта, нацеливает нас на обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка (в том числе для детей с ОВЗ) при получении качественного дошкольного образования. Кроме того, государственные гарантии распространяются на уровень и качество дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения.

Все это послужило поводом для проведения в нашем детском саду недели логопедии по вопросам формирования словаря у дошкольников.

Цель недели логопедии

  1. Систематизация работы педагогов по формированию словарного запаса у детей дошкольного возраста.
  2. Обновление компетенций педагогических кадров, с целью повышения качества работы.
  3. Обновление содержания и технологий преподавания, с целью обеспечения качественного образования.

Задачи недели логопедии

  1. Раскрытие основных направлений работы учителя-логопеда и воспитателя по формированию лексико-грамматического строя речи.
  2. Фокусирование интереса родителей воспитанников к основным этапам развития словарного запаса.
  3. Подбор и проверка на практике новых подходов к словарной работе на различных этапах образовательной деятельности.
  4. Содействие развитию методологической грамотности воспитателей групп и формированию новых навыков практической работы.
  5. Оказание помощи в профессиональном самообразовании и личностном развитии учителей-логопедов.

Этапы работы

1 этап – подготовительный (диагностический; информационно-анали-тический)

Задачи этапа:

  1. Проведение мониторинга развития речи детей 5-6 лет.
  1. Выяснение образовательных потребностей педагогов и родителей, уровня их компетентности в вопросах речевого развития.
  2. Установление контакта с педагогами и родителями.
  3. Согласование воспитательного воздействия на детей.
  1. Составление план-схемы проекта.
  2. Сбор информации, литературы, дополнительного материала.

2 этап – основной (практический)

Работа по плану с детьми, родителями, педагогами.

День недели

Название

мероприятия

Цель

Участники

Понедельник

Семинар-практикум для воспитателей

«Формирование словаря у детей дошкольного возраста»

Создание информационного пространства для:

систематизации современных научных представлений, обмена педагогическим опытом и повышения профессиональной компетентности и мастерства педагогов ДОУ по формированию и развитию словаря детей дошкольного возраста.

Учитель-логопед Притчина Д.Ж.

Педагоги ДОУ

Вторник

НОД по познавательно-речевому развитию.

Тема: «Чай».

Демонстрация методов и приемов развития словаря детей в исследовательской деятельности.

Учитель-логопед Притчина Д.Ж.

Воспитанники гр.«Светлячки»

Педагоги ДОУ

Среда

Собрание для родителей детей подготовительных групп «Готов ли ваш ребенок к школе?»

Приобщение родителей дошкольников к работе по формированию словаря.

Учитель-логопед Притчина Д.Ж.

Учитель-логопед Тренина Т.В.

Родители воспитанников.

 Педагоги ДОУ

Четверг

НОД по познавательно-речевому развитию.

Тема: «Магнит». 

Учитель-логопед Лукашина О.А.

Воспитанники гр. «Крохи»

Педагоги ДОУ

Пятница

КВН «Раз – словечко, два – словечко…»

Расширение и уточнение словаря детей через углубление представлений об окружающем мире.

Учитель-логопед Притчина Д.Ж.

Воспитанники гр. «Капельки», «Светлячки».

Педагоги ДОУ

Понедельник –

Пятница

Конкурс «Отгадай поговорку»

Развитие интереса к играм со словами.

Родители и воспитанники ДОУ

Педагоги ДОУ

Учитель-логопед Притчина Д.Ж.

Понедельник – Пятница

Пополнение родительских уголков в группах

Приобщение родителей дошкольников к работе по формированию словаря

Учитель-логопед ПритчинаД.Ж.

Воспитатели ДОУ

Родители воспитанников ДОУ

3-ий этап – заключительный

  1. Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.
  2. Презентация проекта на ГМО учителей-логопедов в мае 2017г.

Планируемые результаты

Проведение недели логопедии направлено на формирование у воспитателей и учителей-логопедов профессиональных компетенций в соответствии с целями и задачами.

В результате проведения недели логопедии воспитатели и учитель-логопед должен овладеть следующими знаниями, умениями и навыками в рамках формируемых компетенций:

  • понимание необходимости системного подхода всеми специалистами ДОУ;
  • понимания целесообразности проведения словарной работы; умения её спланировать и провести;
  • осознание необходимости поиска новых и интересных форм работы с детьми;
  • развитие умения творчески подходить к простым темам, всесторонне и целостно их раскрывать.

Материально-техническая база

 

Материально-технической базой недели логопедии является наглядный, демонстрационный и раздаточный материал в рамках целей каждого мероприятия.

На проведение отводится одна неделя. В рамках проекта проводятся открытые занятия учителем-логопедом, семинар-практикум для воспитателей, собрание для родителей, совместные праздники, викторины.


Список литературы:

1. Баронова В.В. Истории обычных предметов в познавательно-речевом развитии дошкольников. Сборник конспектов интегрированных занятий для детей 5 – 7 лет. Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2016. – 192 с.

2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М: 1991г.

3. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М.: 1981 г.

4. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 368с.

5. Репина З.А., Васильева Т.В., Ведерникова А.Д., В.Б.Горская, Пискунова В.Н. Поле речевых чудес. – Екатеринбург, 1996г. – 180с.

6. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. - М.: 1982г.

7. Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. - М.: 1984г.

8. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Влияние словарной работы на связность речи // Дошкольное воспитание. - 1981 г. № 2.

9. Швайко Т.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М.: 1983г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Неделя логопеда в ДОУ "Логопедическая палитра""

Проект "Неделя логопеда в ДОУ" подготовили учитель-логопед Аверина О.Г., Комарова М.А....

Проект "Неделя логопеда в МДОУ "Детский сад "Золотой петушок" п.Пангоды" "Логопедическая палитра"

Пропаганда необходимости логопедических знаний и коррекции звуконарушений....

Проект "Неделя логопедии"

Проект "Неделя логопедии в детском саду"...

проект Неделя логопедии «Говорим красиво, правильно»

   Актуальность обусловлена необходимостью разрешения вопросов направленных на повышение эффективности коррекционно – развивающей работы с детьми дошкольного возраста в условиях...

Логопедический Проект "Неделя логопеда. Будем говорить правильно!"

С каждым годом в детских садах увеличивается количество детей с нарушениями речи, и логопедам, работающим на логопунктах дошкольных учреждений, все сложнее становится организовать эффективную коррекци...

Проект "Неделя логопедии" в группе старшего дошкольного возраста для детей с ТНР 5-6 лет

В настоящее время речевое развитие детей остается одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носит...