Проект "Неделя логопеда в МДОУ "Детский сад "Золотой петушок" п.Пангоды" "Логопедическая палитра"
проект по логопедии (средняя группа)
Пропаганда необходимости логопедических знаний и коррекции звуконарушений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_nedelya_logopeda.doc | 109.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект: Неделя логопеда в МДОУ
«Детский сад «Золотой петушок»п.Пангоды»
«Логопедическая палитра»
Паспорт проекта
Тема проекта: «Логопедическая палитра».
Вид проекта: краткосрочный (неделя).
Тип: коррекционный, информационный, творческий.
Сроки реализации: одна рабочая неделя (4-8 октября)
Руководитель проекта: учитель-логопед: Масимова С.Н
Участники проекта: дети средней группы «Колокольчик», воспитатели, родители воспитанников.
Цель проекта: Пропаганда необходимости логопедических знаний и коррекции звуконарушений.
Задачи проекта:
- ознакомить педагогов и родителей с работой логопеда в детском саду;
- побуждать детей к речевому общению со сверстниками и взрослыми;
- вовлечь педагогов и родителей в коррекционно-педагогический процесс;
- использовать инновационные методы и средства, побуждающие детей к яркому, эмоциональному процессу развития речи;
- вызвать интерес дошкольников к логопедическим речевым играм, потребность в них.
Актуальность проекта: С каждым годом в детских садах увеличивается количество детей с нарушениями речи, и логопедам, работающим в дошкольных учреждениях, все сложнее становится организовать эффективную коррекционную работу. Поэтому, одной из форм работы логопеда в ДОУ является «Логопедическая неделя», во время которой осуществляется пропаганда логопедических знаний среди педагогов и родителей.
Образовательный продукт:
- отчет о проведенных мероприятиях на сайте ДОУ;
- мастер-класс для родителей «Речевые минутки»;
- выставка совместных творческих работ воспитанников и родителей;
- буклеты-подсказки стендовый материал для родителей от логопеда;
- консультации для воспитателей.
Этапы реализации проекта:
Предварительный. Изучение методической литературы. Подбор материалов для «методической копилки проекта» и разработка планов проведения недели «Логопедическая палитра».
Организационный. Консультирование воспитателей. Разработка планов. Объявление о проекте.
Основной. Проведение коррекционных занятий, консультаций, развлечений по плану. Взаимодействие с родителями (групповые выставки, консультации, буклеты).
Итоговый. Анализ результатов проекта. Отчет - освещение на сайт МДОУ
«Детский сад «Золотой петушок»п.Пангоды».
Предполагаемый результат:
У детей повысится интерес к логопедическим занятиям, улучшится взаимосвязь с родителями и педагогами, повысится эффективность коррекционной работы.
План реализации проекта
Дни недели | Мероприятия | ||
Понедельник | с детьми | с родителями | с педагогами |
Игровое занятие №1 Логоритмика «Дружно осень мы встречаем!» с/конспект Приложение 1
Совместный просмотр мультфильма «Зачем мы говорим?» | Анкетирование родителей «Вопрос логопеду» Приложение 2 Стендовый материал «Показатели речевого развития детей 4-5 лет» | Консультация «Особенности речевого развития дошкольников. Экспресс-диагностика» | |
Вторник | Ознакомительное занятие №2 «Здравствуй, умный язычок» (с/конспект) Приложение 3 | Стендовый материал «Звуковое несовершенство детской речи» Буклет для родителей «Дышим правильно – говорим верно» | «Игровые упражнения для развития дыхания» (пополнение игровыми пособиями для развития дыхания речевого уголка) |
Среда | Занятие №3 Интерактивные игры Мерсибо: - на развитие мелкой моторики «Настольные пальчики» - составление рассказа «Сочиняем на ходу» (диск Игровая карусель) | Стендовый материал «Говоруны и молчуны» Старт конкурса книжек-малышек «Сочиню я сказку сам» | «Игровые упражнения для развития мелкой моторики» (пополнение игровыми пособиями для развития дыхания речевого уголка) |
Четверг | Занятие №4 Интерактивные игры Мерсибо «Правильный банан» Развитие фонематического слуха, выбор правильного произношения из заданных слов (диск Звуковой калейдоскоп) | Мастер-класс «Речевые минутки» Буклет для родителей «Артикуляционная гимнастика» | «Игры на развитие фонематического слуха» (пополнение игровыми пособиями речевого уголка) |
Пятница | Занятие №5 в подгруппах «Волшебный песок» Приложение 4 | Стендовый материал «Вместе весело шагать…» | Создание кейса еженедельных логопедических пятиминуток |
Выставка подведение итогов конкурса книжек-малышек « Сочиню я сказку сам» |
Приложение 1
Занятие по логоритмике в средней группе.
«Дружно осень мы встречаем!»
Цели:
- Преодоление речевых нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций,
- Адаптация ребенка к условиям внешней и внутренней среды.
Задачи:
- активация высшей психической деятельности через развитие слухового и зрительного внимания,
- развитие слухового и зрительного восприятия,
- развитие речевой моторики, речевого дыхания,
- развитие музыкального, звукового слуха, чувства ритма,
- развитие общей и тонкой моторики, мимики,
- развитие пространственной ориентации.
Оборудование: интерактивная доска, осенние пейзажи, картинки листьев, деревьев, зонтик. Раздаточный материал: осенние листочки, колокольчики.
Ход занятия.
Орг. момент.
Здороваемся песенкой.
Упражнение на мимику «Солнышко и тучка» (улыбнулись-нахмурились).
Основная часть.
Упражнение со словами и движениями под музыку «Будем осень мы встречать».
Раз, два, три, четыре, пять,- хлопаем в ладоши
Будем осень мы встречать!- ударяем по коленкам
Осень, осень, листопад.- руки вверх, машем
Листья желтые летят.- опускаем руки вниз
Ветер дует, задувает.- руки ко рту, дуем
Туча солнце закрывает.- закрыли глаза
Дождик капает с утра. – «капаем» на ладошку
Осень- грустная пора!- разводим руки в сторону.
- Возьмемся за руки и пойдем на осеннюю прогулку, а по дороге поиграем с язычком.
Игра «Ровным кругом» под музыку с выполнением артикуляционных упражнений.
Ровным кругом друг за другом мы идем за шагом шаг.
Стой на месте! Дружно вместе сделаем вот так!:
- Громко капают капли, шлепаются в лужу (упражнение «Лошадка»).
- Пошел дождь, нам нужен зонтик (чередование упражнений «Чашечка»- «Иголочка»).
- Как интересно ловить капельки дождя! А попробуем язычком! (упражнение «Чашечка»- «двигаем» вперед-назад).
- После дождя выросли грибы (упражнение «Грибок»).
Упражнение на дыхание «Мы подуем»
со звуками Ш (теплый ветерок),
С (холодный ветерок).
Мы подуем высоко,- руки вверх
Мы подуем низко.- присели
Мы подуем далеко,- руки вперед
мы подуем близко.- руки ко рту
- Зашумела листьями осень золотистая!
Игра с движениями «Ходит осень».
Ходит осень в нашем парке, - ходим по кругу
Дарит осень всем подарки. – руки вперед
Бусы красные рябине, - показываем бусы на шее
Фартук розовый осине. – показываем фартук
Зонтик желтый тополям. – руки над головой в форме зонтика
Фрукты осень дарит нам! – руки вперед.
Игра под музыку в разном темпе «Мы листики осенние».
Мы листики осенние на веточках сидели.
Дунул ветер, полетели.
Мы летели, мы летели и на землю сели.
Ветер снова набежал и листочки все поднял!
Пальчиковая игра «Ветер по лесу летал».
Ветер по лесу летал, ветер листья собирал. – сжимаем, разжимаем пальцы
Вот дубовый, - загибаем мизинец
Вот кленовый, - безымянный
Вот рябиновый резной – средний
А с березки- золотой. - указательный
И последний лист с осинки – показали большой палец
Ветер бросил на тропинку! – резко разжимаем кулачки.
Игра с движениями под музыку «Туча».
Туча-туча, улетай! Небо солнцу отдавай! – руки вверх, машем
Небо стало чистое от солнышка лучистого. - (сделать «солнышко» из ладошек).
Игра «Солнышко и туча».
Под разный темп музыки: бежим, идем, прячемся под зонтик.
-Вот и закончилась наша осенняя прогулка. Какое настроение?
Итог занятия.
Прощаемся под музыку.
Приложение 2
Анкета для родителей «Давайте познакомимся»
Общие сведения:
Ф. И. О. ребенка, возраст ______________________________________
Родители (И. О.):
Мама _______________________________________________________
Папа________________________________________________________
Кто занимается воспитанием ребенка? ____________________________
Вопросы:
1. Любит ли ребенок заниматься творчеством (рисовать, лепить и т. д.? ___
2. Читаете ли Вы ребенку сказки и рассказы? ________________________
3. Может ли ребенок рассказать об услышанном (увиденном? __________
4. Есть ли у ребенка речевые трудности? ____________________________
Если да, то какие – не говорит совсем; речь непонятна (лексика, грамматика, звукопроизношение) ; нарушено только звукопроизношение (подчеркнуть).
5. Как ребенок относится к своему речевому дефекту (не замечает; замечает, но не реагирует; замечает и переживает?_________________________________
6. Что беспокоит Вас в речевом развитии ребенка?______________________
7. Исправляете ли Вы его речевые ошибки?____________________________
8. Считаете ли Вы необходимым занятия с логопедом? ___________________
9. Сколько раз в неделю Вы готовы заниматься с ребенком по заданию логопеда (1 раз; 3 раза; ежедневно- подчеркнуть? _______________________
10. Сколько времени в часах Вы готовы уделить ребенку (для общения и занятий) - (менее 1 часа; 1-3часа; все свободное время) подчеркнуть.
11. Какие темы со специалистами детского сада Вы хотели бы обсудить?
________________________________________________________________
12. Какие формы работы с родителями Вас больше всего устроили бы? (Родительские собрания, индивидуальные консультации логопеда, совместные логопедические занятия, наблюдение за ребенком на обычном логопедическом занятии, печатная информация) подчеркнуть.
Заранее благодарю за сотрудничество!
Приложение 3
Ознакомительное занятие в средней группе.
«Здравствуй, умный язычок!»
Цель: Знакомство с органами артикуляционного аппарата.
Задачи коррекционные и диагностические:
- Активизировать кинестетическую и кинетическую основы артикуляционных движений.
- Развивать тонкую дифференцированную моторику рук.
- Формировать координацию речи с движениями тела.
- Развивать высшие психические функции – память, внимание.
- Обследовать тонкую моторику рук (переключаемость, синхронность, умение закрашивать предмет); силу воздушной выдыхаемой струи; артикуляционную моторику (ощущение позы, переключаемость, подвижность).
Задачи образовательные:
- Учить отвечать на вопросы простым предложением.
- Расширять активный словарь.
Задача воспитательная: воспитывать такие качества как усидчивость, доброжелательность, умение выслушивать других.
Оборудование: магнитофон, аудиозаписи, мольберт, наглядные картинки, карточки со стихами, зеркала, цветные карандаши, раскраски, листья (из цветной бумаги), листья с заданиями.
Ход занятия.
Дети вокруг логопеда.
– Ребята, мы с вами начинаем большое путешествие в страну красивой и правильной речи!
Чтоб красиво говорить,
Надо многому учиться.
Быть внимательным всегда
И, конечно, не лениться!
На сегодняшнем занятии мы познакомимся с умным, веселым язычком. Но, чтобы добраться до королевства, где правит веселый и умный язычок, необходимо выполнить несколько заданий. Я нашла необычные листики (вырезанные из цветной бумаги листья деревьев), на которых написаны задания, выполнив которые, мы попадем в гости к веселому и умному язычку.
Листик № 1 (сила выдоха)
– Ответьте на вопрос:
– Какое сейчас время года? (осень)
– Верно. Осенью с деревьев опадают листья, ветер сильно дует и листики срываются с деревьев, кружатся в воздухе и ложатся на землю разноцветным ковром.
Сейчас мы с вами потренируемся правильно дуть. Посмотрите: вдох делаем носиком и с силой дуем на листик (на ладони), чтобы он далеко улетел.
– И вот мой листик полетел,
Как будто с дерева слетел.
Каждому ребенку даются небольшие листики, вырезанные из цветной бумаги. Дети сдувают под музыку по очереди по 2 листика с ладошки.
Листик № 2(крупная моторика)
– Вот второе задание: надо разучить упражнение «Листья».
– Запоминайте слова и движения, главное – говорить и делать движения необходимо одновременно.
Дети повторяют за логопедом 2 раза под музыку.
Листья осенние тихо кружатся (руки в стороны, покружиться),
Листья нам под ноги тихо ложатся (присесть),
И под ногами шуршат, шелестят (руками вправо-влево),
Будто опять закружиться хотят (встать, покружиться).
Листик № 3 (мелкая моторика)
– Вот еще одно задание: разучить упражнение для пальчиков рук «Осенние листья».
Я вам показываю, а вы повторяйте движения.
Дети повторяют за логопедом 2 раза под музыку.
Раз, 2,3,4,5 загибать пальчики, начиная с большого
Будем листья собирать сжимать и разжимать кулачки
Листья березы, листья рябины, загибать пальчики, начиная с большого
Листики тополя, листья осины,
Листики дуба мы соберем
Маме осенний букет отнесем. «шагать» ср. и ук. пальцами.
Листик № 4(артикуляционный аппарат)
– Молодцы, дуть потренировались, руки, ноги потренировали, с пальцами поиграли, вот мы с вами добрались до королевства веселого и умного язычка.
Дети закрывают глазки, выставляется картинка «Язычок»
Теперь мы можем сказать: «Здравствуй, умный язычок!»
Дети садятся за столы (вас приглашает язычок) перед зеркалами.
-Ребята, послушайте, пожалуйста, мой рассказ. У каждого в этом мире есть свой домик: у мышки – норка, у птички – гнездо, а где живет язычок?… Правильно, он живет во рту: за алыми губами, за белыми зубами (сильно улыбнуться, показать зубы).
Дети повторяют, глядя в зеркало.
– Чтобы язычок стал ловким, выносливым и сильным его необходимо тренировать, выполнять специальные упражнения (зарядку для язычка), ведь если язык вялый, ленивый, то и говорим мы некрасиво, неправильно.
-Упражнения выполнять надо перед зеркалом, обязательно следить за своим язычком. Я вам буду показывать упражнения, а вы запоминайте, как оно называется и как выполнятся.
Выставляется картинка на каждое упражнение и читается стих.
Общий комплекс упражнений для языка.
1. «Лопаточка»
Язык лопатой положи
И спокойно подержи.
Язык надо расслаблять
И под счет его держать:
1,2,3,4,5
Язык можно убирать.
2. «Накажем слегка непослушный язык»
Мы язык прижмем зубами
Та-та-та, та-та-та.
А потом прижмем губами
Пя-пя-пя, пя-пя-пя.
3. «Чищу зубы» нижние и верхние
Чищу зубы, чищу зубы
И снаружи, и внутри
Не болели, не темнели,
Не желтели чтоб они.
4. «Часики»
Влево-вправо, влево-вправо
Мой язык скользит лукаво:
Словно маятник часов
Покачаться он готов.
5. «Качели»
На качелях я качаюсь
вверх- вниз, вверх-вниз
я до крыши поднимаюсь
а потом спускаюсь вниз.
– Язычок вам дарит раскраски, на них вы должны увидеть, где губы, где зубы, а где язык и раскрасить его нужным цветом.
Дети под музыку раскрашивают картинку.
Приложение 4
Занятие «Волшебный песок»
Цель: Познакомить детей с возможностями песка.
Задачи:
- Формировать представления о свойствах песка;
- Обогащать тактильный опыт детей;
- Активизировать словарь детей новыми словами «влажный», «сыплется», «струйкой»;
- Развивать речевую активность, коммуникативные навыки, внимание и память;
- Вызывать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями, снятие тонуса ладоней.
Ход занятия:
Демонстрация песочницы
Педагог предлагает детям «поздороваться» с песком.
1. Дотронуться до песка поочередно пальцами одной и другой руки, затем всеми пальцами одновременно.
2. Дотронуться до песка всей ладошкой, затем тыльной стороной.
3. Перетирать песок между пальцами, ладонями. Почувствовать какой он на ощупь: теплый или холодный, шершавый или гладкий, приятный или не приятный, мягкий или твердый.
Материалы:
Песочные столы, кукла «песочная фея», декоративные камешки марблз, линейка для разравнивания песка, свеча светодиодная.
Ход:
Дыхательная гимнастика.
Ребята, у меня в руках зажженная свеча. Посмотрите на нее, обратите внимание, как колышется пламя. Сейчас мы будем передавать ее по кругу, постарайтесь ладошками почувствовать ее тепло. Передавайте аккуратно, не спеша, и частичка ее тепла останется с вами. Мы будем передавать свечу и дуть на нее правильно, тихо и спокойно, стараясь не задуть и не погасить пламя. Сделаем глубокий вдох носом, дуем спокойно, тихо, щеки не раздуваем, стараясь не погасить пламя.
Дыхательное упражнение «Свеча» (муз. сопровождение)
Эта свеча — не простая свеча…
Свет и добро излучает,
Вы не задуйте её сгоряча,
Она нам во всём помогает.
Свечка поможет отправиться нам
В волшебную страну…
Ритуал «входа» в Песочную страну.
Ребята, сегодня мы отправимся в удивительную сказочную страну Песка и необыкновенных ощущений. Песочная страна находится здесь — в этой песочнице. Песочная страна – мирная страна… Вы знаете правила поведения в ней?
Дети все вместе повторяют правила поведения в стране Песка:
Здесь нельзя кусаться, драться!
И нельзя песком кидаться!
Можно строить и творить:
Горы, реки и моря –
Чтобы жизнь вокруг была!
Никого не обижать,
Ничего не разорять!
Дети переходят к песочницам
Педагог предлагает детям «поздороваться» с песком.
1. Дотронуться до песка поочередно пальцами одной и другой руки, затем всеми пальцами одновременно.
2. Дотронуться до песка всей ладошкой, затем тыльной стороной.
3. Перетирать песок между пальцами, ладонями. Почувствовать какой он на ощупь: теплый или холодный, шершавый или гладкий, приятный или не приятный, мягкий или твердый.
Как вы думаете, ощутил ли песок теплоту ваших рук? A что вы чувствовали? Какой он на ощупь? (мягкий, холодный и т.д.) Вам нравиться то, что вы чувствуете?
Самомассаж рук
- «погладим песочек»
- «пощекочем песочек, будем ее растирать в ладошках»
- «запускание песка струйкой»
- «взять песчинку»
- «посолим»
- «поскользим змейкой» (ладошка ребром, плотно прижата)
- «волнистые линии» двумя руками сразу
- «покатаем в руках волшебный комочек-массажный мячик»оставим след комочком на песке
- «отряхнули ручки»
Ребята, вы знаете, что в песочной стране живет хранительница песка – Песочная Фея. Она очень добрая и весёлая, знает много игр, историй, сказок. Давайте позовем ее сюда.
Дети вытягивают руки над песочницей ладонями вниз, закрывают глаза и произносят волшебные слова:
В ладошки наши посмотри,
В них доброту, любовь найди.
Песочная Фея, приди!
Появляется кукла «Песочная Фея».
Откройте, пожалуйста, глаза.
Песочная фея: Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада вас всех видеть! Ребята, я живу в волшебной стране, где всегда солнечно и жарко. Скажите в вашей стране тоже всегда лето? (ответы детей)
Как интересно, а вы не могли бы мне поподробней рассказать? Какое время года сейчас у вас? А что бывает осенью?
Ребята, предлагаю Фее все объяснить подробно, а чтоб ей проще было понять, мы нарисуем все признаки осени на песке:
Солнце светит, но уже редко греет нас лучами, (солнце рисуем –стираем лучи)
Облака превращаются в тучи, и часто капает дождь, (облака - капельки)
На земле образуются лужи, (рисуем лужи)
Листья на деревьях желтеют и краснеют, (рисуем ствол дерева и марблз красного и желтого цвета)
Осенью дует холодный ветер, он срывает листья и выстилает землю красно-желтым ковром. (марблз перемещаем вниз картины)
Рефлексия Песочная фея: Спасибо большое, оказывается осень очень красивое время года! Я узнала много нового и интересного от вас. А что нового узнали вы в моей стране? (ответы детей: песок рассыпчатый, им можно рисовать насыпая или прорисовывая руками, сухой песок не держит форму в отличие от мокрого)
Ритуал «выхода» из Песочной страны.
Ребята, давайте сейчас на ровной поверхности песка оставим отпечатки своих рук, тем самым попрощаемся с Феей. Теперь отряхнем руки, и вспомним про нашу помощницу свечку.
«Свеча»
С улыбкой, с мечтою,
Душевно, сердечно.
Задуем мы нашу
Волшебную свечку…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ НЕДЕЛЯ ЛОГОПЕДИИ «ВОЛШЕБНЫЙ МИР СЛОВ»
Краткосрочный проект посвящен вопросам формирования словаря у дошкольников....
Проект "Неделя логопеда в ДОУ "Логопедическая палитра""
Проект "Неделя логопеда в ДОУ" подготовили учитель-логопед Аверина О.Г., Комарова М.А....
ПРОЕКТ «Неделя логопеда в ДОУ» по теме: «Логопедическая палитра»
Тема проекта:...
Проект «Неделя логопеда в ДОУ»
Проект «Неделя логопеда в ДОУ»...
Проект "Неделя логопедии"
Проект "Неделя логопедии в детском саду"...
Логопедический Проект "Неделя логопеда. Будем говорить правильно!"
С каждым годом в детских садах увеличивается количество детей с нарушениями речи, и логопедам, работающим на логопунктах дошкольных учреждений, все сложнее становится организовать эффективную коррекци...
Педагогический проект "Неделя логопедии. Речевая палитра"
С каждым годом в детских садах увеличивается количество детей с нарушениями речи. Логопедам и воспитателям, работающим в дошкольных учреждениях, все сложнее становится организовать эффективную к...