Проект "Неделя логопедии" в группе старшего дошкольного возраста для детей с ТНР 5-6 лет
проект по логопедии (старшая группа)

Волгина Виктория Николаевна

В настоящее время речевое развитие детей остается одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен достаточно хорошо владеть устной речью, уметь использовать её для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения. Самым сложным из всех речевых умений, которым ребенок овладевает в дошкольном возрасте, является умение рассказывать.

По результатам исследований педагогов – практиков установлено, что почти 60 процентов детей, поступающих в первый класс, имеются определенные нарушения или отставание в речевом развитии, в том числе нарушение звукопроизношения, бедный словарный запас, низкий уровень сформированности связной речи, что может стать в дальнейшем причиной снижения успеваемости.

Именно в дошкольном возрасте происходит активное усвоение ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Развитие диалогической и устной монологической речи закладывает основы успешного обучения в школе.

Поэтому важной задачей развития речи в этот период является формирование речевой компетентности, т.е. умения детей пользоваться всеми языковыми средствами в различных ситуациях речевого общения.

Учитывая высокий процент детей с нарушениями речи, требуется коррекционная работа с такими детьми, которая носит многоаспектный характер и требует комплексного подхода в работе со стороны всех субъектов воспитательно-образовательного процесса.

Вокруг каждого такого ребенка необходимо создать единое коррекционно-развивающее пространство, поддерживать которое призваны не только педагоги детского сада, но и родители воспитанников.

Принимая во внимание актуальность данной проблемы, в МОБУ "СОШ "Всеволожский ЦО" (дошкольное отделение № 2) был реализован краткосрочный проект «Неделя логопедии», участие в котором приняли учитель – логопед, воспитатели, родители, воспитанники группы старшего дошкольного возраста компенсирующей направленности для детей с ТНР 5-6 лет № 8 «Светлячок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_nedelya_logopedii.docx55.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа «Всеволожский центр образования»

(дошкольное отделение № 2)

ПРОЕКТ

«Неделя логопедии»

в группе старшего дошкольного возраста компенсирующей направленности для детей с ТНР 5-6 лет

№ 8 «Светлячок»

Автор:

Учитель-логопед I кв. категории

Волгина Виктория Николаевна

Всеволожск

2023

Содержание

Введение3

Паспорт проекта……………………………………………………………………………...4

  1. Этапы реализации проекта5
  1. Организационно-подготовительный этап5

1.2 Основной этап- реализация проекта……………………………………5

1.3 План недели логопедии……………………………………………………………6

        1.4 Заключительный этап…………..……………..…………………………………...7

Заключение………………………………………………………………………………......8

Приложение 1. Конспект занятия по логоритмике по мотивам русской народной

сказки «Теремок»………….…………………………………………………………………9

Приложение 2. Конспект логопедического занятия с родителями по мотивам сказки

С.Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке»………………………………………………17

Введение

В настоящее время речевое развитие детей остается одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен достаточно хорошо владеть устной речью, уметь использовать её для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения. Самым сложным из всех речевых умений, которым ребенок овладевает в дошкольном возрасте, является умение рассказывать.

По результатам исследований педагогов – практиков установлено, что почти 60 процентов детей, поступающих в первый класс имеются определенные нарушения или отставание в речевом развитии, в том числе нарушение звукопроизношения, бедный словарный запас, низкий уровень сформированности связной речи, что может стать в дальнейшем причиной снижения успеваемости.

Именно в дошкольном возрасте происходит активное усвоение ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Развитие диалогической и устной монологической речи закладывает основы успешного обучения в школе.

Поэтому важной задачей развития речи в этот период является формирование речевой компетентности, т.е. умения детей пользоваться всеми языковыми средствами в различных ситуациях речевого общения.

Учитывая высокий процент детей с нарушениями речи, требуется коррекционная работа с такими детьми, которая носит многоаспектный характер и требует комплексного подхода в работе со стороны всех субъектов воспитательно-образовательного процесса.

Вокруг каждого такого ребенка необходимо создать единое коррекционно-развивающее пространство, поддерживать которое призваны не только педагоги детского сада, но и родители воспитанников.

Принимая во внимание актуальность данной проблемы, в МБДОУ был реализован краткосрочный проект «Неделя логопедии» (далее - проект), участие в котором приняли учитель – логопед, воспитатели, родители, воспитанники группы старшего дошкольного возраста компенсирующей направленности для детей с ТНР 5-6 лет № 8 «Светлячок».

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Название проекта

«Неделя логопедии»

Руководитель проекта (автор)

Волгина Виктория Николаевна

Состав и возраст проектной группы

Группа старшего дошкольного возраста компенсирующей направленности для детей с ТНР 5-6 лет № 8 «Светлячок»

Участники проекта

Учитель-логопед, воспитатели, дети, родители

Срок реализации

1 неделя

Типология проекта

Внутриучрежденческий, групповой, познавательный, коррекционный, информационный, творческий

Образовательные области

Коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие

Актуальность проекта

Для успешной и результативной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, необходима вовлеченность в коррекционно-образовательный процесс педагогов и родителей. Поэтому так важно разъяснять значимость речевых упражнений и игр, углублять знания педагогов и родителей по вопросам логопедии, обучать их методам и приемам работы с детьми, способствовать совместным занятиям детей с родителями.

Цель проекта

Распространение и углубленное разъяснение значимости логопедических упражнений на занятиях и в домашних условиях.

Задачи проекта

  • ознакомить педагогов и родителей с работой логопеда в детском саду;    
  • побуждать детей к речевому общению со сверстниками и взрослыми;
  • вовлечь педагогов и родителей в коррекционно-педагогический процесс;
  • использовать методы и средства, побуждающие детей к яркому, эмоциональному процессу развития речи;
  • вызвать интерес дошкольников к логопедическим играм, потребность в них

Этапы

Организационно-подготовительный

Основной

Заключительный

Предполагаемый результат

У детей повысится интерес к логопедическим занятиям, улучшится взаимосвязь с родителями и педагогами, повысится эффективность коррекционной работы.

Повышения уровня компетентности педагогов и родителей.

Предполагаемые итоговые продукты проекта

- отчет о проведенных мероприятиях

- выставка творческих работ воспитанников

- стенгазета

- буклеты для родителей

- папки передвижки

- консультации для воспитателей

  1. Этапы реализации проекта

1.1 Информационно-подготовительный этап:

  • Разработка плана проведения недели логопедии.
  • Информирование всех участников педагогического процесса о проведении недели логопедии.
  • Изучение методической литературы, подборка наглядного материала, дидактических игр и пособий.
  • Оформление информационного стенда, подборка консультаций для педагогов и родителей.
  • Разработка сценария совместного логопедического занятия с родителями ко дню Матери по мотивам сказки С.Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке».
  • Анкетирование родителей «Вопрос логопеду».

1.2 Основной этап

Каждое утро воспитатели встречают детей с родителями в группе и прежде, чем войти в группу, предлагают выполнить задание согласно теме дня и рекомендациям учителя-логопеда.

Учитель-логопед ежедневно в течение 10-15 минут демонстрирует во время занятий игровые приемы, дидактические игры, дает инструкции по правильному выполнению заданий.

Педагоги в течение дня играют с детьми в заранее предложенные учителем-логопедом игры, выполняют творческие задания, готовят небольшой видео-отчет о выполнении.

Родители в течение недели выполняют рекомендации учителя-логопеда и педагогов, участвуют в выставках и мероприятиях согласно плану: «Веселые ребусы», плакат «Алфавит добрых слов», «Дерево родственных слов», видео-загадки от детей.

1.3 План проведения

День недели

Цель

Мероприятия

Продукт

Понедельник

«День веселого язычка»

Развитие артикуляционной моторики, глазодвигательных функций, мимики

  1. Встреча -  «Выполни и заходи»: артикуляционные упражнения, глазодвигательное упражнение
  2. Артикуляционная гимнастика, дыхательные упражнения, самомассаж, глазодвигательные упражнения.
  3. Чистоговорки, сказка «Веселый язычок»
  4. Рисование «Мое настроение»
  5. Самомассаж мячиками Су-джок
  6. Дидактическая игра «Угадай эмоцию»
  7. Консультация для педагогов и родителей «Роль артикуляционной гимнастики в коррекции речевых расстройств»

- Выставка творческих рисунков «Мое настроение»

Вторник

«Дружные пальчики»

Развитие общей и мелкой моторики.

  1. Встреча – «Выполни и заходи»: пальчиковая гимнастика, нейрожесты, моталочка «Кто быстрей»
  2. Согласование речи с движением, физкультминутки
  3. Подвижные игры с речевым сопровождением, игра «Повтори позу»
  4. Игры-шнуровки, веселые бусы, мозаика, заплети косички
  5. Задания на развитие графомоторных навыков: обведи по контуру, рисуем двумя руками, штриховка, раскраски
  6. Консультация для родителей и педагогов «Речь на кончиках пальцев»
  7. Пальчиковый твистер, конструктор, пазлы

- Коллективная работа «Логопед глазами ребенка»

Среда

«Внимательные ушки»

Развитие фонематических процессов.

  1. Встреча – «Выполни и заходи»: звукоподражание, определи первый звук в слове, придумай слово на заданный звук.
  2. Дидактическая игра «Глухой и звонкий звук», «Что звучит?», «Угадай звук по артикуляции»
  3. Игра «Слова», определи место звука в слове «Домики», «Паровозик слов»
  4. Консультация для родителей и педагогов «Что такое фонематический слух и как его развивать»

- Выставка совместных с родителями работ «Живая буква»

Четверг

«Кладовая слов»

Актуализация значения слов, развитие словарного запаса, лексико-грамматического строя речи

  1. Встреча – «Выполни и заходи»: игра «Скажи наоборот» (антонимы)
  2. Игры с предлогами, «Подбери признак», «Подбери действие», «Сосчитай», «Объясни словечко», «Чей, чья, чьё, чьи»
  3. Консультация для педагогов и родителей "Игры на развитие лексико-грамматического строя речи"
  4. Открытое занятие по логоритмике по мотивам русской народной сказки «Теремок»

- «Дерево родственных слов»

- Выставка «Веселые ребусы»

- Конспект занятия по логоритмике (фото, презентация)

Пятница

«Красивая речь-ка»

Развитие связной речи, умения составлять рассказ, пересказ, отвечать полным предложением.

  1. Встреча – «Выполни и заходи»: составь предложение по схеме, «Кто лишний герой сказки?», «Что перепутал художник?»
  2. Инсценировка сказки «Репка» с использованием технологии ТРИЗ
  3. Пиктограммы к знакомой сказке, перескажи сказку с опорой на пиктограммы
  4. Составление рассказа по серии картин, игра «Что сначала, что потом»
  5. Игра-ходилка «Придумай сказку с заданными словами»
  6. Совместное логопедическое занятие с родителями ко дню матери по мотивам сказки С.Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке»
  7. Консультация для педагогов и родителей «Развиваем речь, играя»

 - Плакат «Алфавит добрых слов»

- Конспект занятия с родителями +фото +презентация

1.4 Заключительный этап

  • Отзывы родителей, педагогов
  • Анализ результатов проекта
  • Оформление отчета, презентации
  • Выступление на педчасе, публикация в интернет источниках

Заключение

Поставленные задачи были полностью реализованы, все дети и родители были активны на протяжении всей недели. Проведенные мероприятия соответствовали возрастным особенностям воспитанников. Для проведения мероприятий использовалась ИКТ-технологии, что придавало мероприятиям эстетичность, красочность и наглядность.

Все упражнения и задания были подобраны в зоне ближайшего развития детей, активизированы все психические процессы, задействованы все анализаторы. Разнообразные задания способствовали смене видов деятельности, поддержанию интереса в течение всей логопедической недели.

Благодаря использованию наглядности, новых информационно- коммуникационных технологий, логопедических игр, здоровьесберегающих технологий решены все задачи и достигнута цель. Во всех мероприятиях ребята активно использовали свои знания, полученные на логопедических занятиях. Со всеми заданиями ребята справлялись, и были готовы к новым более сложным испытаниям.

Таким образом, проведение логопедической недели активизирует, сближает ребят и взрослых, даёт эмоциональный настрой для обучения. Такая нетрадиционная форма работы важна для детей и педагогов. Она способствует проявлению чувств, возможности свободно и открыто высказаться, развитию интеллектуальных и артистических способностей ребят, развитию любознательности, сплочению коллектива, укреплению детско-родительских отношений, вызывает интерес к обучению, способствует социализации в обществе.

Занятие по логоритмике для детей группы старшего дошкольного возраста комбинированной направленности для детей с ТНР 5-6 лет

№ 8.1 «Светлячок»

по мотивам русской народной сказки «Теремок»

Подготовили:

Учитель-логопед – Волгина В.Н.

Муз. руководитель-  Лелюхина Л.А.

    Цель: Преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

    Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- Знакомить детей с различными видами интонации (тихо-громко, низко-высоко);

- Активизировать и закреплять знания детей по лексическим темам «Дикие животные», «Домашние животные»;

- Автоматизация звука С;

- Учить выполнять движения под музыку в сочетании с речью.

Коррекционно-развивающие:

- Развивать тонкую, общую и артикуляционную моторику, пантомимику, речевое дыхание, фонематический слух, зрительное и фонематическое внимание, мелодико – интонационную сторону речи, чувство ритма, музыкальный слух, слухо – двигательную координацию, выразительность движений, способность переключаться с одного вида деятельности на другой.

Коррекционно-воспитательные:  

- Воспитывать любовь к художественной литературе и музыке;

- Воспитывать уважение к семье и семейным правилам и традициям. 

- Создавать у детей положительную установку на занятия.

    Оборудование: Презентация-иллюстрация сказки «Теремок»,

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Дети входят в зал под звучание русской народной мелодии в исполнении оркестра русских народных инструментов по выбору и встают в круг.

  1. Игра-приветствие «Здравствуй, говори!» (муз. и сл. С. Коротаевой)

Зашагали ножки весело по кругу

Шагают по кругу/или в рассыпную

Привели нас ножки по дороге к другу

Находят себе пару, смотрят друг на друга

Припев:

Раз, два, три, здравствуй, говори!

Раз, два, три руку мне пожми.

На раз, два, три хлопают в ладоши

Хлопают в ладоши и пожимают друг другу руки

Побежали ножки весело по кругу

Побежали по кругу или в рассыпную

Привели нас ножки по дороге к другу

Находят себе пару, смотрят друг на друга

Припев:

Раз, два, три, головкой поклонись
Раз, два, три, мило улыбнись

Три хлопка, кивают головой

Три хлопка, улыбаются

Поскакали ножки весело по кругу

Поскоками по кругу или в рассыпную

Привели нас ножки по дороге к другу

Находят себе пару, смотрят друг на друга

Припев:

Раз, два, три хлопай веселей
Раз, два, три, обнимись скорей!

Хлопают

Три хлопка, обнимаются

Логопед: Ребята. А вы любите сказки? (Да!) Хотите попасть в неё? (Да!)

Тогда отправляемся в путь.

А чтоб было веселей,

Клавесы возьмем скорей.

Упражнение «Топ-топ, мы идем» с ритмическими палочками

(И. Костичева, часть 1, стр.115)

Топ-топ-топ-топ

Стучат палочкой по полу поочередно правой и левой рукой (I-I-I-I)

Мы идем, мы идем.

Стучат палочками 2 раза друг о друга, а затем один раз одновременно обеими руками по полу (II-I, II-I)

Топ-топ-топ-топ

Стучат палочкой по полу поочередно правой и левой рукой (I-I-I-I)

Мы поем, мы поем.

Стучат палочками 2 раза друг о друга, а затем один раз одновременно обеими руками по полу (II-I, II-I)

Та-та-та-та,

Ти-ти-та, ти-ти-та

Та-та-та-та,

Ти-ти-та, ти-ти-та

4 удара палочками друг о друга (I-I-I-I)

Удары по полу одновременно двумя палочками: 2 коротких звука чередуются с длинным (II-I, II-I) (повтор 2 раза)

Топ-топ-топ-топ.

Стучат палочкой по полу поочередно правой и левой рукой (I-I-I-I)

Мы идем, мы идем.

Стучат палочками 2 раза друг о друга, а затем один раз одновременно обеими руками по полу (II-I, II-I)

Топ-топ-топ-топ

Стучат палочкой по полу поочередно правой и левой рукой (I-I-I-I)

Мы поем, мы поем.

Стучат палочками 2 раза друг о друга, а затем один раз одновременно обеими руками по полу (II-I, II-I)

На экране слайд 1 – «Теремок»

Упражнение на общую моторику «Теремок».

Задачи: развитие общей моторики, координация движения рук.

Стоит в лесочке теремок.
Он не низок, не высок 
(присели, руки вниз – встали, руки вверх).
Вот с такою крышей 
(ладошки над головой в виде крыши).
Вот с такими стенами 
(ладошки около щечек).
Вот с такими окнами 
(ладошки перед лицом).
Вот с такою дверью (одна ладошка перед лицом.)
И вот с таким замком 
(сцепили ручки «замком»).

Логопед: Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет? Никто не отзывается.

Пальчиковая гимнастика «Мышка».
Задача:развитие мелкой моторики.

Мышка в терем пробралась, (Делаем двумя ручками крадущиеся движения)
На замочек заперлась. 
(Слегка покачиваем скрещенными в замок пальчиками)
В дырочку она глядит, 
(Делаем пальчиками колечко)
Кто-то к терему спешит! 
(Прикладываем ручки к голове, как ушки и шевелим пальчиками)

Логопед: Скачет к теремочку лягушка-квакушка.

Артикуляционная гимнастика

Задача: развитие артикуляционной моторики, улучшение координации и переключаемости речевого аппарата.

1) Упражнение «Улыбка» - Широко улыбнуться, зубы сомкнуть (5 сек).

2) Упражнение «Змейка» - Рот широко открыть. Язык сильно высунуть вперед, напрячь, сделать узким (так, будто хотим поставить им точку). Узкий язык максимально выдвигать вперед и убирать вглубь рта. Двигать языком в медленном темпе (5 раз).

3) Надуваем щеки

Логопед: Спрашивает лягушка-квакушка:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, мышка-норушка! А ты кто?
— А я лягушка-квакушка.
— Иди ко мне жить! Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоем жить.

Педагог: Скачет мимо зайчик–попрыгайчик.

Чередование упражнения с шейкером и артикуляционного упражнения «Заяц грызет» (И. Костичевой, стр. 43)

на мелодию рус.нар.песни «Как под горкой»

Упражнение «Заяц грызет»: поочередно надувать правую, затем левую щеку, удерживая за каждой щекой воздух по 3-5 сек. или имитация жевания.

Под сосною: шум-шум-шум

Ритмично потряхивают маракасом 3 раза

За кустами: хрум-хрум-хрум

Ритмично потряхивают маракасом 3 раза

То кору грызет дружок,

Длинноухий русачок.

Ритмично потряхивают маракасом на каждый ударный слог

Музыкальное сопровождение

Артикуляционное упражнение «Заяц грызет»

Под березой: шум-шум-шум

Ритмично потряхивают маракасом 3 раза

За пенечком: хрум-хрум-хрум

Ритмично потряхивают маракасом 3 раза

То сушеною травой

Угощается косой.

Ритмично потряхивают маракасом на каждый ударный слог

Музыкальное сопровождение

Артикуляционное упражнение «Заяц грызет»

Логопед: Остановился зайчик и спрашивает:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, мышка-норушка!
— Я, лягушка-квакушка!
— А ты кто?
— А я зайчик - попрыгайчик.
- Эх, зайчишка удалой,

Поиграем мы с тобой!

Хороводная игра «Заинька»

Русская народная песня  (И. Костичева, стр. 44)

Выбирают водящего-Заиньку. Дети стоят в хороводе, Заинька -в центре круга.

Заинька, походи,

Серенький, походи.

Идут хороводным шагом, Заинька в центре круга

Вот так, вот так, походи!

Вот так, вот так, походи!

Дети останавливаются, хлопают в ладоши. Заинька идет по кругу вдоль хоровода

Заинька, топни ножкой,

Серенький, топни ножкой.

Дети ритмично топают правой ногой, Заинька смотрит

Вот так, вот так, топни ножкой!

Вот так, вот так, топни ножкой!

Дети хлопают в ладоши, Заинька топает правой ногой.

Заинька, попляши,

Серенький, попляши.

Дети выставляют на пятку правую, затем левую ногу. Заинька смотрит.

Вот так, вот так, попляши!

Вот так, вот так, попляши!

Дети хлопают в ладоши, Заинька выставляет на пятку правую, затем левую ногу.

Заинька, поклонись,

Серенький, поклонись.

Дети выполняют наклоны вперед, Заинька смотрит.

Вот так, вот так, поклонись!

Вот так, вот так, поклонись!

Дети хлопают в ладоши, Заинька выполняет наклоны вперед.

Логопед: Стали они втроем жить. Идет мимо лисичка-сестричка, пылинки с шубки сдувает.

Массаж спины «Хитрая лисичка»

Мелодия русской народной песни «Ах ты, хмель, мой хмелек»

(И. Костичева, стр. 43)

Дети стоят друг за другом так, чтобы дотягиваться ладонями до спины впереди стоящего ребенка.

Хитрая лисичка,

Рыжая сестричка.

Музыкальный проигрыш

Дети гладят ладонями вверх0вниз по спине впереди стоящего ребенка

К зиме шубку поменяла.

Еще краше, ярче стала.

Музыкальный проигрыш

Дети растирают спину впереди стоящего ребенка легкими круговыми движениями

Рыщет между кустиков,

Ищет мышек вкусненьких.

Музыкальный проигрыш

Дети растирают спину впереди стоящего ребенка ребрами ладоней (вверх-вниз)

Хвостиком виляет,

Следы заметает.

Музыкальный проигрыш

Дети гладят спину впереди стоящего ребенка (движения легкие, волнообразные)

Логопед: Постучала лиса в окошко и спрашивает:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, мышка-норушка.
— Я, лягушка-квакушка.
— Я, зайчик - попрыгайчик.
— А ты кто?
— А я лисичка - сестричка.
— Иди к нам жить!

Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить.

МР: Бежит волчок - серый бочок. Злой и голодный. Головой вертит, по сторонам смотрит. Думает, чего бы съесть?

Дыхательное упражнение «Волк»

Дети спокойно вдыхают

Дети задерживают дыхание, слушают текст, который произносит взрослый

Дети произносят на длинном речевом выдохе

Куст осенний задрожал.

Ххххххххххххх

Волк голодный прибежал.

Ууууууууууууу

Головою повертел,

Ииииииииииии

Глазами посмотрел,

Ооооооооооооо

Пасть распахнул,

Аааааааааааааа

Песню затянул.

Ууууууууууууу

Логопед: Заглянул волк в дверь и спрашивает:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, мышка-норушка.
— Я, лягушка-квакушка.
— Я, зайчик-побегайчик.
— Я, лисичка-сестричка.
— А ты кто?
— А я волчок-серый бочок. Пустите меня к себе жить.

Влез и волк в теремок. Стали они жить впятером.

Логопед: Вдруг идет медведь косолапый.

Речедвигательное упражнение «Мишка косолапый». (С. и Е. Железновы).
Задачи:
 выработка умения сочетать речь с движением.

Мишка косолапый 
По лесу идет. 
(Идем на месте, переваливаясь с ноги на ногу) 
Шишки собирает, 
В корзиночку кладет. 
(Собираем воображаемые шишки) 
Шишка отскочила - 
Прямо мишке в лоб! 
(Бьем себя рукой по лбу) 
Мишка рассердился, 
И ногою – топ! 
(Топаем ногой)

Логопед: Увидел медведь теремок, остановился и заревел вовсю мочь:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, мышка-норушка.
— Я, лягушка-квакушка.
— Я, зайчик-побегайчик.
— Я, лисичка-сестричка.
— Я, волчок-серый бочок.
— А ты кто?
— А я медведь косолапый. Хочу с вами жить! И полез медведь на крышу. Только уселся — трах! — развалился теремок.
Еле-еле успели из него выскочить зверушки, все целы и невредимы. Принялись они бревна носить, доски пилить — новый теремок строить. Еще лучше построили!

Песня «Без игрушек нам нельзя» сл. и муз. Н.Б. Караваевой

1. Мы построим новый дом

С крышей и трубою. (стучат кулачками друг о друга)

Чтоб зверюшки жили в нем

Дружною семьею.

Припев:

Раз-два, раз-два (хлопают ритм в ладоши)

Вот четыре этажа.

Раз-два, раз-два (хлопают ритм в ладоши)

Вот и крыша, и труба. (складывают руки домиком над головой)

2. Веселятся все зверюшки

Утром, вечером и днем.

Ну, а ноченька приходит-

Мы в кроватки спать пойдем.

Припев:

Бай-бай, бай-бай (ладошки складывают под щечку)

Поскорее засыпай.

Бай-бай, бай-бай

Поскорее засыпай.

3. Ночь прошла, и снова вместе (шагают на месте)

Собрались друзья опять.

Не хотим стоять на месте (каблучок)

Будем дружно танцевать.

Припев:

Ля-ля, ля-ля-ля (прохлопывают ритм)

Ссориться никак нельзя. (грозят пальчиком)

Ля-ля, ля-ля-ля (прохлопывают ритм)

Мы звериная семья. (берутся за руки)

Логопед: Вот и сказочке конец. А кто слушал – молодец! Пора нам в сад возвращаться. Скажем волшебные слова:

«Раз-два-три-четыре-пять

В сад вернемся мы опять» (дети кружатся на месте)

Релаксация.

Дети лежат на ковре и восстанавливают дыхание: плавный вдох и выдох через нос. Звучит спокойная музыка.

 

Рефлексия:

  1. В какой сказке мы сегодня побывали? (Теремок)
  2. Кто автор этой сказки? (Народ)
  3. Сколько всего героев в сказке? Перечислите их. (Всего - 6 : мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-попрыгайчик, лисичка сестричка, волчок-серый бочок, и медведь ).
  4. В этой сказке звери злые? (нет)
  5. Какой вопрос задавал каждый герой прежде, чем поселиться в домике? (кто-кто в теремочке живет? Кто-кто в невысоком живет?)
  6. А зверей можно назвать вежливыми? (да, они вежливо общались и спрашивали разрешения пожить)) 
  7. А дружными можно их назвать? (да, потому что после того, как сломался дом, они вместе дружно стали строить новый дом)
  8. А в настоящей жизни могут вместе жить эти звери? (нет, потому что лиса и волк едят зайцев)

Логопед: Ребята, понравилось вам наше путешествие? Мы рады.

А сейчас вам пора возвращаться в группу. Попрощайтесь с нашими гостями.

Музыкальное прощание «Мы и пели, и плясали»

Дети под русскую народную мелодию выходят из зала.

Конспект совместного занятия с родителями ко Дню матери «Сказка о глупом мышонке» (по мотивам сказки С.Я Маршака).

Цель: обучать родителей коррекционным приемам через совместную игровую деятельность с детьми.

Задачи:

  • развитие речи, умения соотносить движения с речью;
  • формирование правильной звуковой артикуляции;
  • развитие физиологического, речевого дыхания.
  • Закреплять знания по теме «Домашние животные и птицы и их детеныши», «Дикие животные».
  • Развивать фонематическое воприятие.
  • Мышечно расслаблять детей.  

План занятия

Музыкально приветствие «Раз, два, три, «здравствуй» говори».

Ведущий: Сегодня у нас необычная встреча. Мы пригласили к нам в гости самых дорогих и любимых, наших мам.

Будем праздник «День матери» отмечать

Веселиться и играть.

А еще будем учить,

Как красиво говорить.

А делать это мы будем в игровой форме, вспоминая всем известную сказу С.Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке». Итак, начнем.

Жила-была мышка.

И был у нее сыночек - маленький мышонок.

На экране слайд с мышонком.

Воспитатель:  (задает вопросы детям по кругу)

- Какой мышонок по цвету? (белый)

- Какой мышонок по величине? (маленький)

- Какая шерстка у него на ощупь? (пушистая, мягкая, гладкая, теплая)

- Что у него есть на мордочке, перечисли? (ушки, нос, глаза, усы)

- Расскажи, какие у мышонка ушки? (у мышонка маленькие, розовые, ушки)

- А какие у нашего мышонка глазки? (у него красивые, чёрные, круглые)

- Какой нос у мышонка? (У мышонка розовый, маленький носик)

- Какие усы у мышонка? (У мышонка длинные, тёмные усы)

- Посмотрите, какая у мышонка мордочка? (Мордочка вытянутая, длинная)

- Что ещё есть у мышонка? (У мышонка есть 4 лапки: 2 передние и 2 задние)

- Какие лапки у мышонка? (Лапки у мышонка маленькие, цепкие с коготками-царапками)

- Расскажите про хвост мышонка.( длинный, гибкий, подвижный хвостик)

- Как вы думаете, что умеет делать мышонок? (Мышонок умеет быстро бегать, прятаться в норке)

- Что мышонок может делать своими чуткими ушками? (Он прислушивается)

- Что он делает своими крошечными лапками-царапками? (Лапками – царапками он чистит свою шерстку, умывает мордочку, в лапках держит корм)

- Как вы думаете, какой наш мышонок по характеру? Если он быстро двигается? Если он смешной? Если он ловко прыгает? (Он шустрый, проворный, весёлый, прыгучий, забавный, юркий, ловкий, смешной, подвижный, быстрый, смелый,)

- Нравится вам мышонок? (Да)

Ведущий: Мышонок больше всего на свете любил играть.

Динамическое упражнение. Дыхательные упражнения.

Мышонок проснулся утром и стал делать зарядку. Встают друг за другом

Но, чтоб совсем проснуться,

Нам надо потянуться!

Через нос ровней дыши.  Дыхательное упражнение, руки через стороны вверх.

Я возьму мяч большой

Подниму над головой,

Прогну спину, а мяч назад кину. Передача мяча через голову назад.

Чтоб ногам работу дать,

Будем дружно приседать      Приседаем, руки впереди

А потом скакать опять .

А теперь поднимем ручки высоко

И подышим носом глубоко. (вдох, выдох)

А теперь, детвора,

Пальчики размять пора.

Пальчиковая игра.

Дети рассказывают считалку, сопровождая речь движениями

Раз, два, три, четыре, пять, (загибают пальцы на правой руке)

Время солнышку вставать.   Скрестить руки в запястьях, раздвинув пальцы, и медленно поднимать их вверх.

А к обеду на часах

Солнце прямо в небесах. Переплести пальцы в «замок» и потянуться за прямыми руками вверх.

Шесть, семь, восемь, девять, десять, Загибают пальцы на левой руке

Солнце спит, на небе месяц. Положить ладошки под щеку.

Вот ложиться спать пора,

Утром новая игра!

Слушание.  Музыка С.Разоренова «Спать пора».

Накормила мама мышонка ужином и стала спать укладывать.

Пела ночью мышка в норке:
— Спи, мышонок, замолчи!
Дам тебе я хлебной корки
И огарочек свечи.

Отвечает ей мышонок:
— Голосок твой слишком тонок.
Лучше, мама, не пищи,
Ты мне няньку поищи!

Побежала мышка-мать.

Стала утку в няньки звать:

— Приходи к нам, тетя Утка,
Нашу детку покачать.

А Утка в это время плясала да веселилась.

Танец маленьких утят.

Стала петь мышонку утка:
— Кря-кря-кря, усни, малютка!
После дождика в саду
Червяка тебе найду.

Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
— Нет, твой голос нехорош.
Слишком громко ты поешь!

Побежала мышка-мать,

Стала жабу в няньки звать:

Приходи к нам, тетя Жаба,

Нашу детку покачать.

Артикуляционная гимнастика. Лесные новости.

А лягушка в это время слушала лесные новости:

Две лягушки – хохотушки,
Развесёлые подружки
Утром вылезли на пень,
Да болтали целый день.
(«Болтушка»)
Обсудили всех и вся:
Сколько лет живёт змея.
(«Иголочка»)
Отчего у волка зубки
Так длинны и так остры. (
Считаем зубки язычком)
Почему у зайцев шубки
Только до весны белы.
Как так ёжик умудрился
Весь в иголках обрасти - («
Иголочка»)
Просто ёжику удобно
На спине грибы нести. («
Грибок»)
-А недавно, ты слыхала?
Белка по лесу бежала
И орешек вдруг нашла.
(«Орешек»)
Грызла-грызла – не разгрызла, (
язык кладётся на нижнюю губку и мнётся верхними зубами)
Только фыркнувши ушла.
-Птицы тут же налетели
И построили качели.
(«Качели»)
Веселятся и смеются,
Улыбаются друг другу! («
Улыбка»)
-Вроде всё мы обсудили,
Больше нет у нас вестей.
-До свидания, подружка,
И до новых новостей.

Стала жаба важно квакать:
— Ква-ква-ква, не надо плакать!
Спи, мышонок, до утра,
Дам тебе я комара.

Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
— Нет, твой голос нехорош.
Очень скучно ты поешь!

Побежала мышка-мать

Тетю Лошадь в няньки звать:

А Тётя Лошадь  занята.

Скачет, скачет прям с утра.

Эстафета «Скачки на лошадках»

— И-го-го! — поет лошадка.-
Спи, мышонок, сладко-сладко,
Повернись на правый бок,
Дам овса тебе мешок!

Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
— Нет, твой голос нехорош.
Очень страшно ты поешь!

Побежала мышка-мать

Тетю свинку в няньки звать:

А свинка в это время мылась в баньке.

Игровой самомассаж (движения по тексту)

В летний вечер на поляне
Мылись звери в русской бане.
Ёжик трет мочалкой брюшко,  (
Гладят животик)
Лапку,  (
гладят ручки)
мордочку, (
гладят щечки)
за ушком, (
гладят ушки)
Но намылить спинку Ёжик
Сам себе никак не может.
Рядом в тазике сидела
Свинка, парилась и пела.

«Хрю-хрю-хрю,

Песенку я вам пою»
Попросил он Свинку,
Не потрёшь ли спинку?
И ответила Свинья:
Тогда ты мне, а тебе я!
Встают друг за другом, трут спинку друг другу

Стала свинка хрипло хрюкать,
Непослушного баюкать:
— Баю-баюшки, хрю-хрю.
Успокойся, говорю.

Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
— Нет, твой голос нехорош.
Очень грубо ты поешь!

Стала думать мышка-мать:

Надо курицу позвать.

А курочка своих цыплят грамоте обучает.

Игры:

  • «Хлопай-топай» (звук Н)
  • определение места звука в слове, (начало, середина, конец)
  •  деление на слоги,
  • звуковой разбор слова МАМА

Закудахтала наседка:

— Куд-куда! Не бойся, детка!

Забирайся под крыло:

Там и тихо, и тепло.

Глупый маленький мышонок

Отвечает ей спросонок:

— Нет, твой голос не хорош.

Этак вовсе не уснешь!

Побежала мышка-мать,

Стала щуку в няньки звать:

— Приходи к нам, тетя Щука,
Нашу детку покачать. —

Стала петь мышонку щука —

Не услышал он ни звука:

Разевает щука рот,

А не слышно, что поет...

Мимические упражнения.

Дети артикулируют гласные звуки по картинкам, поют по схеме.

Побежала мышка-мать,

Стала кошку в няньки звать:

— Приходи к нам, тетя Кошка,
Нашу детку покачать.

Фонопедические упражнения.

Стала петь мышонку кошка:

— Мяу-мяу,                           пропевают дети

 спи, мой крошка!
Мяу-мяу,                                
пропевают дети

ляжем спать,
Мяу-мяу,                              
пропевают дети

 на кровать.

Глупый маленький мышонок

Отвечает ей спросонок:

— Голосок твой так хорош!
Очень сладко ты поешь! —

Прибежала мышка-мать,

Поглядела на кровать,

Ищет глупого мышонка,

А мышонка не видать...

Беседа по занятию:

- Ребята, куда делся мышонок?

- Скажите, мышонок был какой? (глупый, капризный, вредный, непослушный)

-А мама хорошо поступила, что позвала кошку? (нет, потому что коты ловят мышей)

- Ребята, а кошка, лошадь, свинья – это кто? (Домашние животные)

- Ребята, какой вывод можно сделать из этой сказки? (нужно слушаться маму, не капризничать)

Дидактическая игра «Мама и детеныш»

(Мамы берут картинку взрослого животного, а дети детеныша. Мамы выстраиваются во внешнем круге, а дети во внутреннем. Под музыку идут противоходом. Музыка останавливается, ребенок должен найти свою пару. Затем мама называет взрослое животное, а ребенок детеныша)

Давайте споем нашим любимым мамам песню «Каждый по-своему маму поздравит»

Песня. Вручение подарков. Чаепитие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для логопедов и воспитателей логопедических групп старшего дошкольного возраста.

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми....

Рабочая программа группы старшего дошкольного возраста для детей 6-7 лет

Рабочая программа по развитию детей подготовительной к школе группы разработана в соответствии с образовательной программой муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского с...

Конспект спортивно-досуговой деятельности в группе старшего дошкольного возраста по теме: «Надо знать с рождения правила движения» предназначен для детей дошкольного возраста от 6 до 7 лет.

       Познавательная   деятельность направлена на обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах, профилактике детского дорожно-транспортного травматизм...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию в группе старшего дошкольного возраста для детей с Тяжелыми нарушениями речи (Общим недоразвитием речи) по теме «Транспорт грузовой и пассажирский».

Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию в группе старшего дошкольного возраста для детей с Тяжелыми нарушениями речи (Общим недоразвитием речи) по теме «Транспорт ...

Мастер-класс учителя-логопеда для воспитателей групп старшего дошкольного возраста. «Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики»

Мастер-класс учителя-логопеда для воспитателей групп старшего дошкольного возраста.«Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики»...

«Использование квест-игр в развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста» (опыт работы к методическому объединению воспитателей групп старшего дошкольного возраста)

laquo;Использование  квест-игр в развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»(опыт работы к методическому объединению воспитателей групп старшего дошкольного воз...