Конспект непосредственно-образовательной деятельности "В гостях у Копатыча"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Захарова Наталья Сергеевна

Конспект НОД по речевому развиттию  для детей среднего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_gostyah_u_kopatycha.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида  №199 «Муравьишка»

городского округа  Тольятти

План – конспект

непосредственной образовательной деятельности

по теме: «В огороде у Копатыча»

для детей средней группы

                                                           Составила: Захарова Н.С.

Г. о. Тольятти

Интегрированная  непосредственная образовательная деятельность

Тема: «В огороде у Копатыча»

Приоритетная образовательная область  - «Речевое развитие».

Интегрируемые образовательные области  –  «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Цель образовательной деятельности: активизировать словарный запас детей; развивать связную речь дошкольников; способствовать развитию интереса детей к окружающему миру.

«Речевое развитие»

Обогащать и активизировать словарь детей, развивать связную, грамматически правильную речь.

Формировать умение правильно составлять описательный рассказ, добиваться эмоциональной выразительности речи, активизировать в речи прилагательные.

Совершенствовать умение владеть речью, как средством общения.

«Познавательное развитие»

Развивать воображение, творческую активность; системность мышления в процессе расширения знаний о предметах;  

продолжать закреплять умение классифицировать овощи и фрукты.

«Художественно – эстетическое развитие»

Вызвать сопереживание персонажам художественного произведения;

«Социально – коммуникативное развитие»

Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками, умение договариваться, учитывая мнение партнера;

формировать доброжелательность в общении.

«Физическое развитие»

Развивать двигательную активность детей;

Побуждать детей к двигательной активности (смена деятельности).

«Художественно – эстетическое развитие».

Продолжать развивать навыки восприятия звуков;

вызывать эмоциональный отклик.

Методы и приемы:

  1. Практические (дидактические игры, упражнения, пальчиковая гимнастика)
  2. Наглядные (просмотр мультфильма рассматривание овощей, сюжетных картинок)
  3. Словесные (художественное слово, рассказ по схеме, беседа, объяснение )        Материалы и оборудование: презентационное оборудование, электронные аудиозапись музыки, осенние листочки разных пород деревьев, два длинных шнура, интерактивная доска и видеомагнитофон, мультфильм, сюжетные картинки, корзина с муляжами, предметные картинки с изображенными на них банками, овощей, натуральный сок, бокалы.

Формы организации совместной деятельности к НОД

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Пальчиковая гимнастика, игра с клубком

Игровая

Дидактические правила, игровые упражнения

Коммуникативная

Беседы, вопросы

Чтение

Загадывание загадок, чтение стихотворений, рассказывание сказок и легенд

Продуктивная

Изготовлению продуктов  детского творчества 

Музыкальная

Прослушивание записи спокойной музыки

Логика образовательной деятельности

Этапы НОД

Действия педагога

Действия воспитанников

Ожидаемые результаты

Создание игровой мотивации, установление положительного эмоционального настроя.

Педагог приглашает детей встать в полукруг посмотреть друг на друга и улыбнуться:

- Собрались все дети встаньте в круг,

Я твой - друг и ты - мой друг.

Вместе за руки возьмемся.

И друг другу улыбнемся Педагог предлагает детям под спокойную, медленную музыку прогуляться по воображаемому осеннему лесу.                 

Встают полукругом взявшись за руки и улыбаются друг другу.

Повышена мотивация к содержанию НОД. Положительный эмоциональный настрой.

Прослушивание аудиозаписи «Осенние звуки природы».

Педагог предлагает детям под спокойную, медленную музыку прогуляться по воображаемому осеннему лесу. Приглашает зайти   в гости к другу - Копатычу, для этого надо пройти по узкой тропинке, но сначала договориться об очередности.

Гуляют по комнате, рассматривают осенние листочки, пейзажи.

Договариваются друг с другом, проходят по тропинке.

Умеют договариваться, развивается творческое воображение.

Игра игру «Назови осенние словечки».

Предлагает детям поиграть встать в круг:

- Осень – любимое время года Копатыча. Он предлагает вам поиграть с ним в игру

 «Назови осенние словечки».

 

Дети передают друг другу кленовый лист  и называют по очереди осенние слова.

Обогащение словарного запаса.

Просмотр мультфильма и использованием  интерактивной доски.

Предлагает посмотреть мультфильм «Копатыч и последний бочонок меда».

Смотрят мультфильм.

Умеют смотреть мультфильм, не мешая друг другу.

Беседа, обсуждение мультфильма

Предлагает детям обсудить сюжет мультфильма:

-Что случилось с Капатычем? (Объелся меда и заболел)

— Кто пришел спасать Копатыча? (Его друзья: Крош, Ёжик, Совуня)

-Как друзья лечили Копатыча? (Закрывали в доме, забирали мед)

-Кто помог ему убежать из-под замка? (Бараш помог Копатычу убежать)

-Как вы считаете, правильно ли поступил Бараш, и как бы вы помогли Копатычу?

Отвечают на вопросы. Рассуждают, делают выводы.         

Умеют отвечать полными, развернутыми предложениями, обосновывать свой ответ.

Игра «Скажи наоборот».

Предлагает поиграть с мячом в игру:

1. Летом тепло, а поздней осенью ….холодно.

2. Летом дни длинные, а осенью ….короткие.

3. Летом ночи короткие, а осенью ….длинные.

4. Летом земля сухая, а осенью …мокрая

5. Летом цветов много, а осенью …мало

6. Летом людям радостно, а осенью….грустно…

7. Летом небо светлое, а осенью …темное

8. Летом  белые облака, а осенью черные тучи

9. Летом тучи ходят высоко, а осенью…низко…

10. Летом люди растят урожай, а осенью…его собирают

Дети продолжают предложения

Должны уметь считать до десяти, правильно сочетая существительное с числительным; правильно называть овощ, который достают из корзины

Физкультминутка

«Копатыча».

Педагог предлагает сделать специальную зарядку которую делает Копатыч:

- Копатыч вылез из берлоги,

Огляделся на пороге,

Наклонился взад-вперед,

Вот он по двору идет.

К грядочке медведь подходит,

Вот он с грядки глаз не сводит,

Мышцы дружно напрягает,

Урожай свой собирает!

Выполняют движения согласно тексту. 

Умеют соотносить движения с текстом.

Игра «Опиши овощ.

 Педагог достает волшебный мешочек и предлагает детям на ощупь описать фрукт или овощ по различным признакам (форме, цвету, вкусу, размеру).

Называют овощ и описывают его по различным признакам (форме, цвету, вкусу).

Используют активный словарь

Игра «Какой сок в банке?» с использованием презентационного оборудования.

Предлагает каждому ребенку рассмотреть картинки с изображением банки с нарисованными на них овощами и фруктами и назвать сок, который получиться из этих овощей и фруктов        

Рассматривают картинки с изображениями овощей и фруктов. 

Пополняют активный словарь

Сюрпризный момент «Живые витамины»

Напоминает о том, что пора возвращаться из леса домой.

Предлагает детям отведать витаминное угощение, приготовленное Копатычем (разлитый заранее по бокалам   сок)

Пьют предложенное угощение.

Укрепление детского организма.

Подведение итогов занятия.

Педагог задает вопросы детями

Речевой материал к НОД

Легенда о подснежнике.

По  легенде, богиня Флора  пригласила все цветы на праздничный бал-маскарад. Всем  цветам  она раздала  костюмы для карнавала, а этому цветку подарила  белое платье. Снег тоже захотел попасть на праздник, хотя карнавальной одежды ему не полагалось. Тогда он стал просить цветы поделиться с ним костюмом. Все цветы испугались  холода и не согласились, и только этот  белый цветок решился спрятать Снег под своей накидкой и тайком провести его на карнавал. Вместе кружились они в хороводе цветов и так крепко подружились, что неразлучны по сей день.

 Сказка о ландыше.

Добрые лесные человечки – гномы, подарили Белоснежке жемчужное ожерелье. Но ниточка, на которой держались жемчужины, оборвалась, и бусины рассыпались среди зеленых трав и мхов. Белоснежка очень опечалилась. Чтобы утешить девочку, гномы превратили жемчужины в белые колокольчики ландышей. После цветения ландышей на месте осыпавшихся лепестков появляются оранжево-красная ягода. Считают, что это не ягода, а горючие слезы, которыми ландыш оплакивает расставание с весной.

Загадки о первоцветах.

Первым вылез из землицы
На проталинки.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький. (Подснежник)

Я знаменита не цветами,
А необычными листами:
То твердыми, холодными,
То мягкими и теплыми. (Мать - и – мачеха)

Белые чашечки в травку глядят,

Пахнут душисто, на ножке стоят. (Ландыши)

Что за чудо, за цветок –

Нежный белый лепесток.

С ветерком играет,

Полянку украшает. (Ветреница)

Фиолетовый цветок

И пушистый стебелек.

Тихий нежный перезвон

Так и клонит, клонит в сон. (Сон-трава)

Ах, цветочек золотой,

Чистый и блестящий.

Умывается росой

И водичкой дождевой. (Чистяк весенний)

Шмель цветку очень рад

Ах, медовый аромат!

И цветки красивые –

Розовые, синие.   (Медуница)

Как гусята разбежались

Желтые цветочки.

Улыбнулись детворе

Нежные комочки.  (Гусиный лук)

Вот сиреневый цветок

Словно птичий хохолок

И резной листочек,

Тонкий стебелечек. (Хохлатка)

Частушки о первоцветах.

  • Зазвенели ручейки,

Зима с весной прощается.

Мать-и-мачеха цветет,

Людям улыбается.

  • Солнце светит слабенько,

      У стволов проталинка.

Здесь подснежники цветут,

В гости в лес к себе зовут.

  • Сине-розовый цветок

Каждой пчелке снится:

Ранней - раннею весной

Цветет медуница.

  • На поляночках зацвел

Ландыш серебристый.

Растекается по лесу

Аромат душистый.

  • Вы запомните, друзья,

Их топтать, срывать нельзя,

Чтоб планета наша

Всех была бы краше!

Сказка «Как поспорили растения».

Был очень хороший весенний день. Солнце светило так ласково, словно улыбалось. Ветерок был легким и теплым. И никак не верилось, что весна еще только-только начиналась. На одной из проталинок заспорили первоцветы.

- Самое замечательное растение – это я, - сказала мать - и мачеха.- Потому что я самая смелая! Я зацвела раньше всех – на первых проталинках.

- Подумаешь, - возразила медуница. – я зацвела чуть-чуть попозже, но зато как зацвела! Посмотрите: есть на мне цветки красные, есть фиолетовые, есть синие. А какой у меня аромат! Я пахну медом. Меня все пчелы просто обожают!

- Нашла чем  хвалиться, - вступила в разговор ветреница. А вот я самая нежная. Меня от каждого ветерка шатает. И я на пестрая, как ты, а нежная как весеннее небо, меня даже подснежником называют, наверное потому, что я нежная, стебелек у меня тонкий-тонкий.

-Ха-ха-ха! – рассмеялся гусиный лук. Подснежником тебя называют, потому что ты из-под снега растешь, а не потому что ты такая нежная. Вы на меня посмотрите. Какой я крепкий, блестящий, умытый, какой свежий, здоровый, и стебель мой заканчивается под землей крепкой луковицей. Нет-нет, не спорьте, самое замечательное растение – это я!

И тут появился человек. Он услышал спор растений и улыбнулся.

- Да, - сказал он. Ты мать - и – мачеха, самая смелая. А ты, медуница, разноцветная и медоносная. Ты, ветреница, самая нежная, а ты, гусиный лук, самый умытый и свежий. Но замечательны вы все! Вы все прекрасны! И все, без исключения, дороги нам, людям. Тут человек вздохнул и  грустно сказал:

- Жаль только, что с каждым годом вас становится все меньше и меньше. Как же вас сберечь? Как вам помочь?

Пальчиковая  гимнастика “Пробуждение цветов».

Спал цветок волшебным сном, был закрытым.  (Пальцы правой руки сжаты в кулачок).

Но потом показался лепесток,  (Кулачок сжат, показывается мизинец).

А за ним его дружок. (Показывается безымянный палец)

 Вот и третий не проспал, (Показывается средний палец)

 И четвертый не отстал.  (Показывается указательный палец)

 Вот и пятый лепесток.   (Показывается большой палец)

 И раскрылся весь цветок. (Развести прямые пальцы в стороны).

Используемая литература:

1. Шорыгина Т.А. Цветы. Какие они?. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2007.

2. Шорыгина Т.А. Травы. Какие они?. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2007.

3. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учеба, и игра: природоведение. – Ярославль: «Академия развития», 1998.

4. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной совместной деятельности учителя-логопеда, воспитателя и детей с ОНР

совместная деятельность учителя-логопеда, воспитателя и детей с ОНР является необходимым условием для формирования коммуникативных навыков, свободного общения детей друг с другом и со взрослыми. разви...

«Мы весёлые ребята, любим бегать и играть». Конспект непосредственно образовательной двигательной деятельности в 1 младшей группе.

Продолжить учить ходить и бегать под музыку, сохраняя устойчивое равновесие. Выполнять действия по сигналу воспитателя. Приучать детей говорить внятно, не торопясь. Продолжать совершенствовать двигате...

Конспект непосредственно образовательной конструктивной деятельности в образовательной области «Познание» - Оригами в старшей группе.Тема: « Цветущая весна»

Развивать воображение, внимание, пространственное мышление, творческие способности детей; композиционные умения; мелкую моторику рук....

Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности для детей 4 года жизни «Путешествие в страну песен»

Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности для детей4 года жизни «Путешествие в страну песен»Давыдова Людмила Александровна, музыкальный руководитель МБДОУ «ЦРР-детский сад №134...

Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности для детей 4 года жизни «Путешествие в страну песен»

Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности для детей4 года жизни «Путешествие в страну песен»Давыдова Людмила Александровна, музыкальный руководитель МБДОУ «ЦРР-детский сад №134...

Конспект непосредственно-образовательной интегрированной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи "К нам весна пришла"

Конспект непосредственно-образовательной интегрированной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи...