Методическая копилка. Лексическая тема «Продукты. Хлеб».
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Методическая копилка содержит материал для организации коррекционно-образовательного процесса в подготовительной логопедичекой группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 58.71 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ д\с №414 ЦО г. Новосибирска учитель-логопед О. В. Мельникова
Методическая копилка
«Продукты. Хлеб»
Содержание
коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда с воспитанниками логопедической подготовительной группы по лексической теме
«Продукты. Хлеб».
Лексика | Формирование лексико-грамматических категорий | Формирование связной речи | Форм-е реч-х нав., фонем. воспр. и нав. зв. ан. | Арт, пальч, дых. гимнастика | ПБР |
Дети должны усвоить: - основные названия продуктов питания, из чего они сделаны, что из них можно приготовить, где их хранят; - как делают хлеб и хлебобулочные изделия; кто их выпекает. Лексический материал: - пища, повар, виды продуктов, блюдо, завтрак, обед, полдник, ужин; печь, пробовать, наливать и т.д.; - батон, буханка, бублик, кекс, булка; зерно, колосья; мука, пекарь, хлебозавод, комбайн; пашет, сеет, и т. д. | «Какой?» (подбор прилагательных к слову хлеб): пшенич.., ржа.., све.., черст.., жест.., вкус, хрустя.., паху.., аромат.., аппетит.., поджарис, сдоб... «Подбери слово» (образование родственных слов от слова хлеб): хлебушек, хлебец, хлебцы, хлебный, хлебница, хлебороб, хлеборезка, хлебопродукты, хлебозавод, хлебопекарня, нахлебник, хлебобулочный. «Чем угостишь друзей ?» (закрепление обобщающих понятий: хлебоизделия, хлебопродукты). Игра проводится без картинок. Каждый ребенок должен придумать, чем он угостит своих друзей, например: «Я угощу Таню булочкой, а Свету — баранкой». «Какой это продукт?» (образование относительных прилагательных): котлета из рыбы – рыбная; бульон из мяса – мясной; сухари из хлеба – хлебные; коктейль из молока – молочный; пюре из овощей – овощное; сок из фруктов – фруктовый. «Подумай и ответь»: Котлеты варят или жарят? Хлеб режут или ломают? Сок пьют или едят? Суп парят или варят? | Беседа Хлеб: виды хлебобулочных изделий; как делают хлеб; бережное отношение к хлебу. Рассказ «Батон»: «Батон — это хлебопродукт. Его выпекают на хлебозаводе из муки. Муку получают из пшеницы. Пшеницу выращивают на полях хлеборобы. Батон — это белый хлеб. У него есть мякиш и корочка. Он аппетитный, вкусный, полезный. Его хранят в хлебнице». Рассказывание на тему «Путь хлеба» | Звуковой анализ односложных и двусложных слов. Нахождение места звука в слове (начало, конец, середина), ударного слога. Работа со слоговой схемой слова, схемой предложения, предлоги, и их схематическое изображение. Дифференциация согласных звуков по твердости – мягкости, звонкости – глухости. Дифференциация Ч-Щ, Ч-Щ-С-Т. | Общая моторика: Речевая подвижная игра «Дождик». Импровизация движений. Дождик, дождик, поливай, Будет хлеба каравай, Будут булки, будут сушки, Будут сладкие ватрушки. Пальчиковая гимнастика: Жили-были сыр, котлеты, Мармелад, зефир, конфеты, Соки, овощи и фрукты, Называем их – продукты, (прищепкой «кусают» поочерёдно по одному пальчику (при назывании продукта) сначала на левой руке, затем на правой руке) Называем их – еда, Очень любим их всегда! (переплетают пальцы, соединив ладони. Ритмично хлопают). Артик. гимн.: Упражнение для челюсти «Жевачка» (имитация жевания 10 сек.) Упражнение для языка «Пирожок» (поднять вверх края языка и прижать их губами, держать под счёт до 10). Упражнение для губ «Режем лук» (зубами кусать верхнюю, затем нижнюю губу). | Д\и: «Четвертый лишний» «Запомни ряд», «Подбери пару к слову».
|
Материал
для совместной деятельности и индивидуальной работы воспитателей с воспитанниками подготовительной логопедической группы
(материал для совместной деятельности и индивидуальной работы с воспитанниками подготовительной логопедической группы №12)
Дети должны усвоить: основные названия продуктов питания, из чего они сделаны, что из них можно приготовить, где их хранят; как делают хлеб и хлебобулочные изделия; кто их выпекает.
Лексический материал: пища, повар, виды продуктов, блюдо, завтрак, обед, полдник, ужин; печь, пробовать, наливать и т.д.; батон, буханка, бублик, кекс, булка; зерно, колосья; мука, пекарь, хлебозавод, комбайн; пашет, сеет, и т. д.
Инструкция воспитателя | Выполняемые действия |
1. Развитие общей моторики | |
Точим нож, точим нож, Будет очень он хорош. Будет резать он припасы: Масло, сало и колбасы, Помидоры, огурцы. Угощайтесь, молодцы! | Руки на поясе, водят правой ногой вперёд – назад Ритмично топают ногами. Руки вперёд, машут вверх – вниз. Загибают пальчики на одной руке. Руки вперёд, ладонями вверх. |
2. Развитие мелкой моторики | |
Жили-были сыр, котлеты, Мармелад, зефир, конфеты, Соки, овощи и фрукты, Называем их – продукты, Называем их – еда, Очень любим их всегда! | Прищепкой «кусают» поочерёдно по одному пальчику (при назывании продукта) сначала на левой руке, затем на правой руке. Переплетают пальцы, соединив ладони. Ритмично хлопают. |
3. Развитие артикуляционной моторики | |
Упражнение для челюсти «Жевачка» Упражнение для языка «Пирожок» Упражнение для губ «Режем лук» | Имитация жевания 10 сек. Поднять вверх края языка и прижать их губами. Держать под счёт до 10. Зубами кусать верхнюю, затем нижнюю губу. |
4. Развитие фонетико-фонематического восприятия | |
1) «Твёрдый – мягкий звук» У ребёнка 2 пробки: синяя и зелёная. Если слово начинается на твёрдый звук, показать синюю пробку, а если на звук мягкий – зелёную: конфеты, печенье, батон, колбаса, сметана, кура, чай, компот, киви, молоко, кисель, котлеты, сок, крупа. 2) Назвать продукт питания на звук: «[М] – масло, молоко, мармелад; [К] – колбаса, конфеты, кофе; [С] – сосиски, сыр, сметана; [Мь] – мясо; [П] – пряник; [Р] – рыба; [Х] – хлеб; [Б] – батон, булочка». | |
5. Развитие лексико-грамматического строя речи | |
«Какой это продукт?» (образование относительных прилагательных): котлета из рыбы – рыбная; бульон из мяса – мясной; сухари из хлеба – хлебные; коктейль из молока – молочный; пюре из овощей – овощное; сок из фруктов – фруктовый. «Подумай и ответь»: Котлеты варят или жарят? Хлеб режут или ломают? Сок пьют или едят? Суп парят или варят? «Какой?» (подбор прилагательных к слову хлеб): пшенич.., ржа.., све.., черст.., жест.., вкус, хрустя.., паху.., аромат.., аппетит.., поджарис, сдоб... «Подбери слово» (образование родственных слов от слова хлеб): хлебушек, хлебец, хлебцы, хлебный, хлебница, хлебороб, хлеборезка, хлебопродукты, хлебозавод, хлебопекарня, нахлебник, хлебобулочный. «Чем угостишь друзей?» (закрепление обобщающих понятий: хлебоизделия, хлебопродукты). Игра проводится без картинок. Каждый ребенок должен придумать, чем он угостит своих друзей, например: «Я угощу Таню булочкой, а Свету — баранкой». | |
6. Развитие связной речи | |
Чтение с обсуждением: Братья Гримм «Горшок каши». Отгадывание загадок по лексической теме. Беседа «Хлеб»: виды хлебобулочных изделий; как делают хлеб; бережное отношение к хлебу. Рассказывание на тему «Путь хлеба». Рассказ «Батон»: «Батон — это хлебопродукт. Его выпекают на хлебозаводе из муки. Муку получают из пшеницы. Пшеницу выращивают на полях хлеборобы. Батон — это белый хлеб. У него есть мякиш и корочка. Он аппетитный, вкусный, полезный. Его хранят в хлебнице». | |
7. Индивидуальная работа | |
Отслеживать правильность произношения в спонтанной речи у воспитанников группы всех поставленных звуков. Настя, Женя П. , Влад Ш., Гриша – инд. занятия по автоматизации звуков (см. закладки в тетради). Вика – ежедневное закрепление гласных звуков (песенка на ладошке). Ежедневная арт. гимн. – Влад, Гриша, Женя. |
Материал
для оформления стенда в приёмной группы
1 лист.
На этой неделе: дети будут дифференцировать звуки Ч и Щ.
Полезные игры:
«Твёрдый – мягкий звук». У ребёнка 2 пробки: синяя и зелёная. Если слово начинается на твёрдый звук, показать синюю пробку, а если на звук мягкий – зелёную: конфеты, печенье, батон, колбаса, сметана, кура, чай, компот, киви, молоко, кисель, котлеты, сок, крупа.
«Назови продукт питания» на звук: «[М] – масло, молоко, мармелад; [К] – колбаса, конфеты, кофе; [С] – сосиски, сыр, сметана; [Мь] – мясо; [П] – пряник; [Р] – рыба; [Х] – хлеб; [Б] – батон, булочка».
«Составь слово»: поупражняйте ребёнка в выкладывании слов с буквами Ч и Щ из разрезной азбуки.
2 лист.
Родителям рекомендуется закрепить основные названия продуктов питания, из чего они сделаны, что из них можно приготовить, где их хранят; как делают хлеб, хлебобулочные изделия и кто их выпекает
Продолжаем играть:
«Какой это продукт?» (образование относительных прилагательных): котлета из рыбы – рыбная; бульон из мяса – мясной; сухари из хлеба – хлебные; коктейль из молока – молочный; пюре из овощей – овощное; сок из фруктов – фруктовый.
«Подбери слово» (образование родственных слов от слова хлеб): хлебушек, хлебец, хлебцы, хлебный, хлебница, хлебороб, хлеборезка, хлебопродукты, хлебозавод, хлебопекарня, нахлебник, хлебобулочный
Помогите ребёнку выучить стихотворение:
Жили-были сыр, котлеты,
Мармелад, зефир, конфеты,
Соки, овощи и фрукты,
Называем их – продукты,
Называем их – еда,
Очень любим их всегда!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка на тему «Откуда хлеб пришел» для старшего дошкольного возраста.
Методическая разработка на тему "Откуда хлеб пришел" для старшего дошкольног возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/15/picture-378843-1389770806.jpg)
Методическая разработка организации НОД по теме «Продукты питания» (средняя группа)
- Систематизация знаний детей о классификации продуктов питания.Задачи:Обучающие: Закрепить знания детей о продуктах питания и их значении для человека, о понятиях «питательн...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/08/picture-1302749-1610084535.jpg)
Календарно - тематическое планирование во 2 младшей группе по теме "Продукты питания. Как хлеб на стол пришёл?"
Календарно - тематическое планирование во 2 младшей группе по теме "Продукты питания. Как хлеб на стол пришёл?"...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/08/picture-1302749-1610084535.jpg)
Календарно - тематическое планирование в средней группе по теме "Продукты питания. Как хлеб на стол пришёл?""
Календарно - тематическое планирование в средней группе по теме "Дикие животные зимой"...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/16/picture-1321828-1615882023.jpg)
Методическая разработка "Коспект НОД по формированию элементарных математических представлений в средней группе по теме "Продукты питания"
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе...
Копилка лексических тем: "Перелетные птицы", "Насекомые", "Майские праздники", "ПДД", "Мой город. Моя улица."
Данный материал можно использовать с детьми дошкольного возраста по теме недели Упражнения будут способствовать формированию грамотной речи у детей, развитию координации движений и мелкой моторик...
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/15/picture-1318180-1621059881.jpg)
Ежедневное планирование на неделю. Тема:Продукты питания. Хлеб.
ДатаРежимСовместная деятельность педагога и детейГрупповая, подгрупповая деятельностьИндивидуальная деятельностьОбразовательная деятельность в режимных моментахПонедельник 8.11 «Хлеб. Прод...