Выступление на педсовете для родителей «Играя, учим говорить красиво»
консультация по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Овладение речью – это сложный, многосторонний психический процесс; её появление и дальнейшее развитие зависят от многих факторов.
Овладение речью и дальнейшее ее формирование находятся в прямой и тесной взаимосвязи от физического и психического развития ребенка, от состояния и особенностей развития его высшей нервной деятельности. Таким образом, формирование речи нельзя рассматривать в отрыве от общего развития ребенка.
Причин, по которым у ребенка могут возникать различные нарушения речи, может быть великое множество. Как же помочь ребенку?
Основной формой обучения детей в дошкольном возрасте, как все мы знаем, служит игра.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_2.docx | 20.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педсовете для родителей «Играя, учим говорить красиво»
Добрый день! Уважаемые наши родители, сегодня мы говорим с вами о речи, т.е. способности говорить. Как вы понимаете фразу «Красиво говорить»? (выслушиваются ответы присутствующих) Итак, «говорить красиво» - это значит:
- четко произносить звуки, правильно ставить ударения;
- использовать в речи точные названия предметов, их частей, образные выражения (эпитеты, сравнения…);
- оформлять предложения грамматически правильно;
- добиваться эмоциональной выразительности речи.
От своевременного формирования правильного произношения зависят общая культура речи и, следовательно, нормальное речевое общение ребенка со сверстниками и взрослыми, успешное овладение грамотой, а после поступления в школу – усвоение школьной программы.
Овладение речью – это сложный, многосторонний психический процесс; её появление и дальнейшее развитие зависят от многих факторов. Ребёнок не рождается со сложившейся речью. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат ребёнка достигают определенного уровня развития. Но, имея даже достаточно развитый речевой аппарат, сформированный мозг, хороший физический слух, ребенок без речевого окружения никогда не заговорит. Чтобы у него появилась, а в дальнейшем и правильно развивалась речь, нужна речевая среда.
Однако и этого еще недостаточно. Важно, чтобы у ребенка появилась потребность пользоваться речью как основным способом общения со сверстниками, взрослыми и близкими. Овладение речью и дальнейшее ее формирование находятся в прямой и тесной взаимосвязи от физического и психического развития ребенка, от состояния и особенностей развития его высшей нервной деятельности. Таким образом, формирование речи нельзя рассматривать в отрыве от общего развития ребенка.
В наше время в ДОУ в группах общеразвивающей направленности наблюдается резкое увеличение количества детей, имеющих отклонения в речевом развитии, особенно заметен рост недостатков звукопроизношения. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости.
Причин, по которым у ребенка могут возникать различные речевые нарушения, может быть великое множество, начиная от патологии, возникшей у его мамы во время беременности и осложнений при родах, и заканчивая влиянием перенесенных в раннем возрасте вирусных заболеваний и черепно-мозговых травм. Основные причины нарушений звукопроизношения, в предотвращении которых большую роль могут сыграть воспитатели и родители:
- недоразвитие фонематического восприятия, когда ребенок не выделяет и не различает звуки, не устанавливает звуковую структуру слова;
- недоразвитие артикуляционной моторики. Это недостаточное развитие мышц губ и языка, их вялость, недостаточная амплитуда движений, координация движений и т.д.;
-слабый, укороченный выдох;
- неправильная речь окружающих;
- такой же негативный эффект для ребенка раннего возраста может дать постоянно включенный телевизор или радиоприемник.
Чтобы научить детей говорить красиво и правильно, нужно приложить старание. Основной формой обучения детей в дошкольном возрасте, как все мы знаем, служит игра.
Поэтому крайне важно увеличить количество игр при реализации образовательной области «Речевое развитие» особенно раздела по звуковой культуре речи, а также более широкое их использование и на других занятиях, в режимных моментах. Это игры на развитие фонематического восприятия, артикуляционной моторики и речевого выдоха.
Я сделала небольшую подборку некоторых упражнений, которые, думаю, пригодятся вам в работе с детьми.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем и коррекции нарушений звукопроизношения, она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Далее идет этап постановки звуков. Это проводит только логопед, потому что для постановки каждого звука существуют определенные специальные упражнения. У каждого ребенка это по своему, в своей последовательности. В зависимости от вида нарушения и степени нарушенности определенного звука.
Любой поставленный звук еще очень «хрупкий», непрочный, ребенок, научившись произносить поставленный звук, пользуется им крайне нерегулярно, чаще только на занятиях с логопедом. Требуется введение этих звуков в речь ребенка, то есть автоматизация.
Автоматизация звуков – результат сотрудничества логопеда, ребенка, воспитателей и родителей ребенка. В процессе этого сотрудничества формируются правильная речь, развиваются внимание, память, мышление, а также устанавливаются дружественные отношения между родителями, детьми и логопедом. Одно из обязательных условий успешной автоматизации звуков – закрепление речевого материала в группе и домашних условиях по заданию логопеда.
Звук автоматизирован тогда, когда ребенок произносит его, не задумываясь. Этот процесс может быть разным по времени.
Очень важным в развитии речи ребенка является развитие развитие мелкой моторики пальцев рук
Ученые доказали, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движение пальцев рук достигают достаточной точности. Формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук.
Уровень развития мелкой моторики и координации движения рук – один из показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к школьному обучению.
Как правило, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание и память, связная речь.
Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письменной речью, развития навыков ручной умелости, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Семья для ребёнка – это и среда обитания и воспитательная среда. Именно в семье ребёнок учится общаться, с помощью слов выражать свои потребности. Речь родителей, и всех окружающих малыша, играет первостепенное значение в развитии всей системы речи ребёнка. Поэтому для создания благоприятной почвы для развития своего ребёнка каждому родителю необходимо следить за своей речью, а так же прививать интерес к речевым играм, чтению, рассказыванию, рассматриванию картин иллюстраций своим детям.
Уважаемые, взрослые, предлагаю вам некоторые задания и речевые игры, которые помогут вашим детям научиться говорить правильно и красиво, развить интерес к слову, к речи, расширят их знания и кругозор. Параллельно с развитием речи у ребёнка тренируется память, внимание, он учится размышлять, делать выводы, фантазировать и анализировать.
Игра «Найди ошибку».
Предложить ребёнку послушать и найти предложения, в которых допущена ошибка.
Верёвочка прыгала через девочек.
Девочки прыгали через верёвочку.
Дерево спряталось под ящерицу.
Ящерица спряталась под дерево.
Туча спряталась за солнцем.
Солнце спряталось за тучу.
Собака залезла в конуру.
Конура залезла в собаку.
Угол свернул за машину.
Машина свернула за угол.
На лягушку прыгнула трава.
На траву прыгнула лягушка.
Игра «Как сказать правильно».
Предложить ребёнку послушать и найти правильный ответ.
Брошка на воротнике или в воротнике?
Заплатка на рукаве ил в рукаве?
Платок в кармане или на кармане?
Кошка в диване или на диване?
Яблоко висит в ветке или на ветке?
Птица в гнезде или на гнезде?
Ягоды в корзине или на корзине?
Игра «Он – она».
Образец: он – медведь, она – медведица.
Он - лось, она - …
Он – ёж, она - …
Он – заяц, она - …
Игра «Все профессии важны».
Образец: он учитель, она учительница.
Он воспитатель, она…
Он повар, она …
Он продавец, она …
Объясните ребёнку, что есть некоторые названия профессий, которые не изменяются, например, хирург, шатёр, конюх, экскурсовод и некоторые другие.
Игра «Куда, что положить?».
Учите ребёнка правильно образовывать сложные прилагательные с помощью суффиксов.
Образец: сухари – в сухарницу.
Хлеб – в …
Уксус – в …
Селёдку – в …
Перец – в …
Соль – в …
Мыло – в …
Салат – в …
Салфетки – в …
Конфеты – в …
Сахар – в …
Главные помощники в нашей работе с ребенком – терпение, выдержка, доброжелательность; резкий тон, раздражение, насмешки недопустимы. Ребенок должен себя чувствовать комфортно; не жалейте похвал, даже если успехи незначительны. Желаю всем творческих успехов! Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Играя, учим говорить красиво"
Практические рекомендации для родителей по формированию правильной речи у детей старшего дошкольного возраста....
Выступление на семинаре – практикуме для педагогов ДОУ «Играя, учим говорить красиво»
От своевременного формирования правильного произношения зависят общая культура речи и, следовательно, нормальное речевое общение ребенка со сверстниками и взрослыми, успешное овладение грамотой, а пос...
Доклад для воспитателей ДОУ «Играя, учим говорить красиво»
Учим красиво говорить, играя...
Мастер – класс «Играя, учим говорить красиво»
Мастер – класс «Играя, учим говорить красиво»...
Мастер – класс «Играя, учим говорить красиво»
Цель: научить родителей играть в игры на обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя, развитие интонационной выразительности речи...
Мастер - класс "Играя, учим говорить красиво"
Представила родителям игры на обогащение словарного запаса, развитие грамматического строя и интонационной выразительности речи....
Мастер – класс как форма работы с родителями « Играя, учим говорить красиво»
Повышение педагогической культуры родителей и их интерса к жизни детского сада, обмен информации между педагогом и родителями....