Мастер – класс «Играя, учим говорить красиво»
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Мастер – класс «Играя, учим говорить красиво»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igraya_uchim_govorit_krasivo.docx | 21.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс «Играя, учим говорить красиво»
Цель: научить родителей играть в игры на обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя, развитие интонационной выразительности речи.
Логопед. Уважаемые родители, сегодня мы поговорим с вами о речи, т. е. способности говорить, умении вести беседу. Как вы понимаете фразу «говорить красиво»?
Итак, «говорить красиво» - это значит:
- четко произносить звуки, правильно ставить ударения;
- использовать в речи точные названия предметов, их частей, образные выражения (эпитеты, сравнения…);
- оформлять предложения грамматически правильно;
- добиваться эмоциональной выразительности речи.
Чтобы научить детей говорить красиво, нужно приложить старание. Основной формой обучения детей в дошкольном возрасте служит игра.
Для появления у ребенка отсутствующих звуков очень важно проводить артикуляционную гимнастику. Для автоматизации поставленных звуков необходимо целенаправленно научить слышать и различать звуки, т.е. развивать фонематический слух. Помогут в этом игры, приведенные ниже.
«Я знаю три слова со звуком С (или Л, Р)
Цель: развивать фонематический слух, умение определять наличие того или иного звука в слове.
Описание: участники мастер – класса придумывают слова на заданный звук.
«Я знаю три слова на звук С: собака, суп, сом. Я знаю три слова на звук Р: рак, роза,рыба».
«Цепочка слов»
Цель: развивать фонематический слух, умение слышать первый и последний звук в слове.
Описание: логопед говорит слово, выделяя в нем последний звук, кто – то придумывает слово на последний звук, который в слове становится первым, и так далее: лукк, крот, танкк, кобрааа…
«Волшебная шкатулка»
Цель: учить четко и внятно проговаривать слова, называть все звуки по порядку, определять количество.
Описание: участники мастер – класса по очереди достают предмет из шкатулки, называют слово, звуки по порядку, количество звуков, например: в слове кот, три звука к – о – т; в слове лиса четыре звука л – и – с – а.
Логопед. Часто дети переставляют и заменяют звуки в словах, например: вместо КОРИДОР говорят КОЛИДОР, вместо КОТЛЕТА говорят КОКЛЕТА, вместо ОБУВЬ говорят ОБУТКИ. Взрослые обязательно должны тактично поправлять ребенка.
«Выбери слово, где правильно поставлено ударение»
Наша речь бывает некрасивой из – за неправильно поставленного ударения в словах. Вспомним некоторые слова, где взрослые и дети часто ошибаются в постановке ударения.
Описание: нескольким взрослым предлагается взять по две карточки с написанными словами и прочитать их с правильно поставленным ударением (выделены курсивом): звОнит – звонИт;
квАртал – квартАл;
красивЕе – красИвее;
килОметр – киломЕтр;
тортЫ – тОрты;
сантИметр – сантимЕтр;
шприцЫ – шпрИцы;
катАлог – каталОг;
мОзги – мозгИ.
Логопед. Украшают нашу речь точно подобранные слова, образные выражения, слова сравнения, эпитеты. Предлагаю поупражняться в использовании таких слов. Вашему ребенку дали задание - придумать рассказ о враче. Как можно по – другому назвать врача, чтобы в рассказе это слово не повторялось? (Доктор, терапевт, педиатр, лекарь, знахарь).
«Назови по – другому»
Цель: учить подбирать слова – синонимы.
Шофер – водитель.
Швея – портниха, модистка.
Красивый – замечательный, чудесный, привлекательный.
Добрый – заботливый, милосердный, чуткий…
Логопед. Если при сравнении двух или нескольких предметов нужно использовать слова – антонимы, дети, а бывает и взрослые, добавляют частицу НЕ к слову и вот что получается: «Красное полотенце мокрое, а синее не мокрое» (сухое) или «Эта река глубокая, а эта не глубокая» (мелкая).
«Скажи наоборот»
Цель: учить использовать в речи слова – антонимы.
Мы сейчас откроем рот,
Чтоб сказать наоборот.
Описание: логопед поочередно бросает мяч взрослым и произносит слово; возвращая мяч, взрослый называет другое – с противоположным значением:
Высокий – низкий; добро – зло; широкий – узкий; горе – радость; мягкий – твердый; длинный – короткий; продавать – покупать; прямой – кривой.
«Придумай сравнение»
Логопед. Послушайте два предложения и скажите, какое более красивое:
«Белка смотрит на нас черными глазами».
«Белка смотрит на нас черными, как спелая смородина, глазами».
Второе предложение красивее, потому что его украшает сравнение. Выполните, пожалуйста задание.
- С чем можно сравнить выпавший снег на картине «Зима»? (С белым одеялом, покрывалом, периной…)
- С чем можно сравнить падающие листочки на картине «Листопад»? (С парашютиками.)
Бывают сравнения, ставшие фразеологическими оборотами, например, трусливый как заяц; ползает как черепаха. Несомненно, они вносят в нашу речь изюминку, делают ее образной, неповторимой. Сравните: умелые руки – золотые руки, смелое сердце – львиное сердце. Давайте вспомним некоторые из этих оборотов.
«Вставьте нужное слово, объясните значение фразеологизма»
- Не в бровь, а в глаз. (Точно).
- Делать из мухи слона. (Преувеличивать.)
- Зарубить себе на носу. (Запомнить).
- Зимой не выпросишь снега (Жадный)
«Исправь ошибку»
- Его и маслом (хлебом) не корми, только книгу дай.
- Она за словом в портфель (карман) не лезет.
- У всех ребят медвежий (волчий) аппетит.
Логопед. Поправляйте детей, если они неправильно согласовывают существительные с прилагательными и числительными или допускают другие аграмматизмы. Давайте поиграем, я буду говорить словосочетании е то правильно, то с ошибкой. Когда услышите ошибку, хлопните в ладоши.
«Будьте внимательны»
- ЛучистОЕ солнышко.
- КраснАЯ платье (красное).
- Пять ведров (ведер).
- Пять медвежат.
- Мокрый полотенце (Мокрое полотенце).
Для формирования интонационной выразительности речи прослушайте чистоговорку, записанную на аудиоплеер: «На суку сидит сова, видно, строгая она» и выполните задания – рассказать чистоговорку:
- медленно – быстро;
- громко – тихо;
- вопросительно – утвердительно;
- грустно – радостно.
При разучивании стихов предварительно проанализируйте, какие строчки малыш будет читать громко, какие быстро, вопросительно, радостно.
Итак, надеемся, что мастер – класс помог вам в обучении детей красиво говорить, что те игры и упражнения, в которые мы поиграли, вы будите использовать с детьми дома, чтобы благоприятно воздействовать на их речевое развитие.
Игровые технологии как средство обучения грамоте детей с ОВЗ
Игровые технологии – комплекс интересных игр, которые помогут детям в овладении грамотой. Задачи: - показать педагогам эффективность использования игровых технологий в подготовке к обучению дошкольников грамоте; - систематизировать знания педагогов об основных понятиях в области обучения грамоте. План проведения мастер - класса I. Вводная часть (приветствие). II. Теоретическая часть (выступление с презентацией). 1. Основные понятия, задачи обучения грамоте. 2. Характеристика звуков. 3. Звуковой анализ слов. III. Практическая часть. 1. Демонстрация пособий для занятий по подготовке к обучению грамоте. 2. Рефлексия. Оборудование: предметные картинки, символы звуков, полоски зеленой и красной бумаги. I. Вводная часть. Игра «Комплимент» Участники встают в круг. Первый называет свое имя, второй – прилагательное на первый звук имени первого и свое имя, третий – свое имя и прилагательное на первый звук имени второго участника и т. д. Участники садятся за столы. II. Теоретическая часть. Логопед. Согласно ФГОС дошкольного образования, речевое развитие – важная задача. При подготовке к обучению грамоте необходимо придерживаться рекомендации знаменитого психолога Л. В. Выготского. По его мнению, обучение грамоте надо начинать в период становления психических функций дошкольника. Возраст 4 – 7 лет считается самым эффективным для использования возможностей ребенка в освоении грамоты. Это так называемый «период языковой одаренности», когда дошкольники особо восприимчивы к речи. Сегодня я поделюсь интересными играми и упражнениями, которые можно использовать в непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте. Вспомним, что мы вкладываем в понятие «грамота». «Грамота – овладение умениями читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение слов и предложений, но и смысл текста, овладение письменной речью». Исходя из этого определения считается правильным использовать в детском саду термин «подготовка к обучению грамоте» А что включает в себя готовность к овладению грамотой? Участники. Развитый фонематический слух ( он лежит в основе профилактики дисгрфии и дислессии), четкая артикуляция звуков родного языка ( что обеспечивает правильное проговаривание), знание зрительных образов звуков «букв) и умение соотносить звук с буквой, выработка гибкости и точности движения руки, глазомера, чувства ритма (особенно важно для овладения письмом). Кроме того, занятия по подготовке детей к овладению грамотой носят общеразвивающий характер, способствует развитию психических процессов, активной мыслительной деятельности, повышению работоспособности, нравственных и эстетических качеств личности ребенка. II. Практическая часть.
- «Найди предметы»
Нужно выбрать картинки с изображением предметов, названия которых начинается на один звук.
- «Поймай звук»
Педагог произносит слова, а дети хлопают в ладоши, если услышат заданный звук.
- «Загадки»
Педагог читает загадки, а дети отгадывают их и выделяют первый звук в слове – отгадки.
- «Слова»
Педагог называет несколько слов, которые начинаются на один звук. Нужно определить, какой звук первый во всех словах. Слова: сок, сапог, суп, собака.
- «Длинное или короткое»
Педагог произносит разные слова. Если длинное – дети тихо стучат по коленкам, если короткое – хлопают в ладоши.
- «Маша – растеряша»
Оборудование: счетные палочки. Педагог рассказывает детям историю о том, как девочка Маша пошла в лес за хворостом, и ее испугал шум деревьев. Она так быстро бежала, что потеряла весь хворост. Нужно помочь Маше собрать его в буквы (по группе рассыпаны счетные палочки). Дети ходят по группе и произносят слова:
Маша по лесу гуляла И весь хворост растеряла, Вы Машуле помогите: Буквы в хворост соберите.
Дети по заданию педагога составляют буквы из «хвороста» - счетных палочек.
- «Письмо на ладошке»
Дети разбиваются на пары, один из них – водящий. Он пишеп пальцем на ладони другого ребенка – «листа» (стоит с закрытыми глазами букву. «Лист» отгадывает , какую букву написал водящий.
- «Напиши букву в воздухе»
Один ребенок пишет в воздухе буквы. Остальные их отгадывают.
- «Найди ошибку»
Оборудование: доска, на которой неправильно изображены элементы букв, мел.
Педагог показывает на доску и говорит, что Карлсон , когда писал буквы, допустил несколько ошибок. Нужно их найти и исправить. Дети выполняют задания.
- «Я купила в магазине»
Оборудование: микрофон.
Дети становятся в круг. Педагог начинает игру с фразы: «Я купила в магазине автобус». Дети передают микрофон по кругу и называют слова на последний звук предшествующего слова.
- «Буквенный светофор» (на прогулке)
Выбирается водящий – «светофор». Он становится в центре площадки и называет любую букву. Остальные дети называют на заданную водящим букву слова, которые не должны повторятся. Участники, не нашедшие слов, пытаются перебежать на другую сторону площадки, а «светофор» их ловит. Пойманный последним становится на место водящего.
- «Звуковая коробочка»
Оборудование: трехцветная коробочка (красный, синий, зеленый), красные, синие и зеленые кружочки, длинная и короткая веревочки.
Педагог произносит звук. Ребенок берет из коробочки соответствующий по цвету кружок: гласный – красный, согласный твердый – синий, согласный мягкий зеленый. Если произносится гласный звук (он тянется), ребенок берет длинную веревочку; если согласны (он не тянется) – короткую веревочку.
- «Прочитай по первым звукам»
Оборудование: предметные картинки, буквы.
Детям раздаются карточки с картинками, под каждую из которых кладется соответствующая буква. Надо прочитать слово по первым звукам.
- «Рассели картинки по домикам»
Оборудование: картонные домики с окошками, предметные картинки.
Ребенку дается задание «расселить» картинки по домикам. Если заданный звук стоит в начале слова, дети «селят» картинку в первый домик, если он находится в середине слова – во второй, если в конце слова – в последний домик.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Играя, учим говорить красиво"
Практические рекомендации для родителей по формированию правильной речи у детей старшего дошкольного возраста....
Выступление на семинаре – практикуме для педагогов ДОУ «Играя, учим говорить красиво»
От своевременного формирования правильного произношения зависят общая культура речи и, следовательно, нормальное речевое общение ребенка со сверстниками и взрослыми, успешное овладение грамотой, а пос...
Выступление на педсовете для родителей «Играя, учим говорить красиво»
Овладение речью – это сложный, многосторонний психический процесс; её появление и дальнейшее развитие зависят от многих факторов.Овладение речью и дальнейшее ее формирование находятся в прямой и тесно...
Доклад для воспитателей ДОУ «Играя, учим говорить красиво»
Учим красиво говорить, играя...
Мастер – класс «Играя, учим говорить красиво»
Цель: научить родителей играть в игры на обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя, развитие интонационной выразительности речи...
Мастер - класс "Играя, учим говорить красиво"
Представила родителям игры на обогащение словарного запаса, развитие грамматического строя и интонационной выразительности речи....
Мастер – класс как форма работы с родителями « Играя, учим говорить красиво»
Повышение педагогической культуры родителей и их интерса к жизни детского сада, обмен информации между педагогом и родителями....