Выступление на семинаре – практикуме для педагогов ДОУ «Играя, учим говорить красиво»
методическая разработка по коррекционной педагогике по теме

Калугина Ирина Александровна

От своевременного формирования правильного произношения зависят общая культура речи и, следовательно, нормальное речевое общение ребенка со сверстниками и взрослыми, успешное овладение грамотой, а после поступления в школу – усвоение школьной программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx17.14 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на  семинаре – практикуме для педагогов ДОО «Играя, учим говорить красиво»

Уважаемые коллеги, сегодня мы говорим с вами о речи, т.е. способности говорить. Как вы понимаете фразу «Красиво говорить»? (выслушиваются ответы присутствующих) Итак, «говорить красиво» - это значит:

  • четко произносить звуки, правильно ставить ударения;
  • использовать в речи точные названия предметов, их частей, образные выражения (эпитеты, сравнения…);
  • оформлять предложения грамматически правильно;
  • добиваться эмоциональной выразительности речи.

От своевременного формирования правильного произношения зависят общая культура речи и, следовательно, нормальное речевое общение ребенка со сверстниками и взрослыми, успешное овладение грамотой, а после поступления в школу – усвоение школьной программы.

Овладение речью – это сложный, многосторонний психический процесс; её появление и дальнейшее развитие зависят от многих факторов. Ребёнок не рождается со сложившейся речью. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат ребёнка достигают определенного уровня развития. Но, имея даже достаточно развитый речевой аппарат, сформированный мозг, хороший физический слух, ребенок без речевого окружения никогда не заговорит. Чтобы у него появилась, а в дальнейшем и правильно развивалась речь, нужна речевая среда.

Однако и этого еще недостаточно. Важно, чтобы у ребенка появилась потребность пользоваться речью как основным способом общения со сверстниками, взрослыми и близкими. Овладение речью и дальнейшее ее формирование находятся в прямой и тесной взаимосвязи от физического и психического развития ребенка, от состояния и особенностей развития его высшей нервной деятельности. Таким образом, формирование речи нельзя рассматривать в отрыве от общего развития ребенка.

В наше время в ДОУ в группах общеразвивающей направленности наблюдается резкое увеличение количества детей, имеющих отклонения в речевом развитии, особенно заметен рост недостатков звукопроизношения. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости. В период обучения грамоте правильное, четкое звукопроизношение имеет большое значение, так как письменная речь формируется на основе устной речи и ее недостатки могут привести к нарушению чтения и письма.

Основные причины нарушений звукопроизношения, в предотвращении которых большую роль могут сыграть воспитатели и родители:

- недоразвитие фонематического восприятия, когда ребенок не выделяет и не различает звуки, не устанавливает звуковую структуру слова;

- недоразвитие артикуляционной моторики. Это недостаточное развитие мышц губ и языка, их вялость, недостаточная амплитуда движений, координация движений и т.д.;

-слабый, укороченный выдох;

- неправильная речь окружающих;

- такой же негативный эффект для ребенка раннего возраста может дать постоянно включенный телевизор или радиоприемник.

Чтобы научить детей говорить красиво и правильно, нужно приложить старание. Основной формой обучения детей в дошкольном возрасте, как все мы знаем, служит игра.

Поэтому крайне важно увеличить количество игр при реализации образовательной области «Речевое развитие» особенно раздела по звуковой культуре речи, а также более широкое их использование и на других занятиях, в режимных моментах. Это игры на развитие фонематического восприятия, артикуляционной моторики и речевого выдоха.

Я сделала небольшую подборку некоторых упражнений, которые, думаю, пригодятся вам в работе с детьми.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем и коррекции нарушений звукопроизношения, она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Артикуляционную гимнастику можно разделить на:

Упражнения для нижней челюсти

Упражнения для щёк

Упражнения для губ

Упражнения для языка

Упражнения для мягкого нёба.

Далее идет этап постановки звуков. Это проводит только логопед, потому что для постановки каждого звука существуют определенные специальные упражнения. У каждого ребенка это по своему, в своей последовательности. В зависимости от вида нарушения и степени нарушенности определенного звука.

Любой поставленный звук еще очень «хрупкий», непрочный, ребенок, научившись произносить поставленный звук, пользуется им крайне нерегулярно, чаще только на занятиях с логопедом. Требуется введение этих звуков в речь ребенка, то есть автоматизация. 

Автоматизация звуков – результат сотрудничества логопеда, ребенка, воспитателей и родителей ребенка. В процессе этого сотрудничества формируются правильная речь, развиваются внимание, память, мышление, а также устанавливаются дружественные отношения между родителями, детьми и логопедом. Одно из обязательных условий успешной автоматизации звуков – закрепление речевого материала в группе и домашних условиях по заданию логопеда.

Звук автоматизирован тогда, когда ребенок произносит его, не задумываясь. Этот процесс может быть разным по времени.

Очень важным в развитии речи ребенка является развитие развитие мелкой моторики пальцев рук

Ученые доказали, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движение пальцев рук достигают достаточной точности. Формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук.

Уровень развития мелкой моторики и координации движения рук – один из показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к школьному обучению.

Как правило, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание и память, связная речь.

Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письменной речью, развития навыков ручной умелости, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Главные помощники в нашей работе с ребенком – терпение, выдержка, доброжелательность; резкий тон, раздражение, насмешки недопустимы. Ребенок должен себя чувствовать комфортно; не жалейте похвал, даже если успехи незначительны. Желаю всем творческих успехов! Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Играя, учим говорить красиво"

Практические рекомендации для родителей по формированию правильной речи у детей старшего дошкольного возраста....

ПРЕЗЕНТАЦИИ К СЕМИНАРАМ - ПРАКТИКУМАМ С ПЕДАГОГАМИ ПО ТЕМЕ "УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ КРАСИВО"

ПРЕЗЕНТАЦИИ, КОТОРЫЕ ПОМОГУТ ИНТЕРЕСНО ПРОВЕСТИ СЕМИНАР С ПЕДАГОГАМИ ДЕТСКОГО САДА....

Выступление на педсовете для родителей «Играя, учим говорить красиво»

Овладение речью – это сложный, многосторонний психический процесс; её появление и дальнейшее развитие зависят от многих факторов.Овладение речью и дальнейшее ее формирование находятся в прямой и тесно...

Мастер – класс «Играя, учим говорить красиво»

Мастер – класс «Играя, учим говорить красиво»...

Презентация выступления на семинаре-практикуме для педагогов ДОУ "Речь педагога как пример для подражания"

Материал раскрывает основные характеристики правильной речи педагога, ее влияние на становление речи воспитанников...

Семинар-практикум для педагогов «Активные игры учат говорить»

Материал для привлечения воспитателей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевых дефектов у детей, и для оказания практической помощи педагогам в процессе речевого развития до...