Перспективное планирование Речевое развитие в старшей группе
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Перспективный план
Речевое развитие.
Тема | Цели (программное содержание занятий) | Методическая литература |
1 | 2 | 3 |
Сентябрь | ||
06.09.2016 Пересказ сказки «Лиса и рак» | Учить связно, последовательно и выразительно рассказывать сказку без помощи вопросов воспитателя; подвести к составлению описательного рассказа по картине «Лиса». Учить образовывать близкие по смыслу однокоренные слова, использовать в речи слова с противоположным значением (большой – маленький, сильный – слабый, быстро – медленно). Развивать голосовой аппарат (произнесение чистоговорок громко, тихо, шепотом). Воспитывать любовь к народному творчеству. | О.С. Ушакова Развитие речи детей 5-7 лет стр. 24 |
13.09.2016 Составление сюжетного рассказа по картине «Кошка с котятами» | Учить составлять небольшой сюжетный рассказ по картине: рассказывать о событиях, предшествовавших изображенным на картине, придумывать концовку. Учить отмечать и называть различие и сходство между кошкой и котятами на основе сравнения их внешнего вида, поведения; подбирать точные слова для характеристики действий (активизация глаголов); учить самостоятельно образовывать клички животных. Уточнить и закрепить правильное произношение звуков «с» и «з»; учить дифференцировать эти звуки на слух; произносить их протяжно и с разной силой голоса; закрепить умение самостоятельно подбирать нужное по смыслу слово, быстро и громко произносить его, вслушиваться в его звучание. Развивать творческое воображение. Воспитывать устойчивое внимание. | О.С. Ушакова Развитие речи детей 5-7 лет стр. 26 |
20.09.2016 Рассказывание о личных впечатлениях на тему «Наши игрушки» | Учить давать описание внешнего вида игрушки, рассказывать о том, как с ней можно играть, какие игрушки есть дома. Закреплять умение образовывать близкие по смыслу однокоренные слова, пользоваться в речи сложноподчиненными предложениями. Учить произносить слова со звуками «с» и «з» отчетливо и внятно, выделять эти звуки из слов, слова с этими звуками из фраз; регулировать силу голоса (произнесение фразы и отдельных слов громко, тихо и шепотом), произносить фразы на одном выдохе, а звуки «с» и «з» в словах протяжно. Развивать внимание, память. Воспитывать умение слушать рассказы других детей. | О.С. Ушакова Развитие речи детей 5-7 лет стр. 32 |
27.09.2016 Составление рассказа по скороговорке | Формировать навыки связной речи. Учить использовать в речи сложноподчиненные предложения; называть игрушки, предметы, подбирать слова, близкие по смыслу. Уточнить и закрепить правильное произношение звуков «с» и «ц», учить дифференцировать эти звуки на слух и в собственной речи, отчетливо произносить слова и фразы с этими звуками; произносить фразы в различном темпе ( умеренно, быстро, медленно), с разной силой голоса (громко, тихо, шепотом). Развивать слуховое внимание. Воспитывать интерес к устному народному творчеству. | О.С. Ушакова Развитие речи детей 5-7 лет стр. 33 |
04.10.2016 Пересказ рассказа Н.Калининой «Разве так играют?» | Учить выразительно пересказывать текст. Активизировать в речи глаголы, учить подбирать по смыслу глаголы к существительным; учить образованию форм ед. и мн. числа существительных, обозначающих названия детенышей животных; формировать представление о том, что не все детеныши имеют название, сходное по звучанию с названием взрослых животных. Развивать интерес к художественной литературе. Воспитывать заботливое отношение к игрушкам. | О.С. Ушакова Развитие речи детей 5-7 лет стр. 38 |
11.10.2016 Составление сюжетного рассказа по картине «Строим дом» | Учить составлять сюжетный рассказ по картине; придумывать продолжение сюжета, название картины. Учить подбирать глаголы и прилагательные для характеристики действий персонажей. Уточнить и закрепить правильное произношение звуков «ш» и «ж», учить дифференцировать эти звуки, отчетливо и внятно произносить слова с этими звуками, делить двусложные слова на части и произносить каждую часть слова; показать последовательность звучания слогов в слове. Развивать умение четко, последовательно излагать свои мысли. Воспитывать устойчивое внимание. | О.С. Ушакова Развитие речи детей 5-7 лет стр. 41 |
18.10.2016 Составление рассказов на темы стихотворений | Учить рассказывать связно, не отступая от заданной темы. Упражнять в образовании названий детенышей животных в И.п. и Р.п. мн.ч.; закрепить представление о том, что не все детеныши имеют специальное название; активизировать в речи сложноподчиненные предложения. Учить выделять из предложений слова со звуками «ш» и «ж», четко произносить фразы (чисто- и скороговорки), насыщенные данными звуками; произносить фразы с различной громкостью: громко, тихо, шепотом; учить делить трехсложные слова на части, произносить каждую часть слова, определять порядок слогов в слове. Развивать слуховое внимание. Воспитывать организованность, дисциплинированность. | О.С. Ушакова Развитие речи детей 5-7 лет стр. 44 |
25.10.2016 Составление рассказа на заданную тему | Учить составлять короткий рассказ на заданную тему. Закрепить умение образовывать названия детенышей животных в И.п. и Р.п. мн.ч.; активизировать в речи сложноподчиненные предложения. Учить подбирать слова, сходные по звучанию. Развивать творческие способности детей в составлении рассказов. Воспитывать устойчивый интерес к занятию. | О.С. Ушакова Развитие речи детей 5-7 лет стр. 48 |
01.11.2016 Пересказ рассказа Е.Чарушина «Лисята» | Учить выразительно пересказывать литературный текст без помощи вопросов воспитателя. Учить придумывать загадки; подбирать по смыслу прилагательные и глаголы; согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе. Учить пользоваться восклицательной интонацией. Развивать умение внимательно слушать произведение. Воспитывать усидчивость. | О.С. Ушакова Развитие речи детей 5-7 лет стр. 50 |
08.11.2016 Составление рассказа по картине «Ежи» | Учить составлять рассказ по картине, используя имеющиеся у них знания о жизни диких животных (ежей). Активизировать в речи сложноподчиненные предложения; формировать умение понимать смысл образных выражений в загадках. Уточнить и закрепить правильное произношение звуков «чь» и «щь»; учить различать эти звуки, отчетливо и внятно произносить звуки «чь» и «щь», выделять их в словах. Развивать наблюдательность при рассматривании картины. Воспитывать умение слушать рассказы других детей. | О.С. Ушакова Развитие речи детей 5-7 лет стр. 52 |
15.11.2016 Составление рассказа на тему «Домашнее животное» | Учить рассказывать о своих личных впечатлениях; воспитывать умение отбирать для рассказа интересные факты и события. Учить употреблению трудных форм Р.п. мн.ч. существительных (ботинок, чулок, носков, тапочек, рукавичек); Воспитывать умение задавать друг другу вопросы. Учить выделять во фразах слова со звуками «ч» и «щ», находить слова с тремя слогами, находить заданный звук, произносить слова громко и тихо. Развивать интерес к миру животных. Воспитывать доброжелательное отношение к рассказам друг друга. | О.С. Ушакова Развитие речи детей 5-7 лет стр. 55 |
22.11.2016 Составление описательного рассказа о предметах посуды | Учить составлять короткий рассказ по стихотворению и описательный рассказ о предметах посуды. Учить сравнивать различные предметы по материалу, размерам, назначению, употребляя названия качеств (стеклянный, металлический, пластмассовый), активизировать употребление слов противоположного значения (антонимов) (глубокая – мелкая, большой – маленький, высокий – низкий), многозначных слов; закреплять умение классифицировать предметы по качеству (стеклянный, металлический, пластмассовый, деревянный); учить образовывать по аналогии названия предметов посуды (хлебница, сахарница, сухарница, супница). Развивать внимание, память. Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру. | О.С. Ушакова Развитие речи детей 5-7 лет стр. 58 |
29.11.2016 Пересказ рассказа Н.Калининой «Про снежный колобок» | Учить передавать художественный текст связно, последовательно, выразительно, без помощи вопросов воспитателя. Учить подбирать подходящие по смыслу определения (активизация прилагательных); закрепить умение употреблять трудные формы Р.п. мн.ч. существительных (ботинок, чулок, носков, тапочек, рукавичек, варежек); обратить внимание на формы изменения глагола хотеть. Привлечь внимание к громкости и четкости произнесения слов. Развивать умение строить предложения, четко и правильно произносить слова. Воспитывать познавательный интерес к явлениям природы. | О.С. Ушакова Развитие речи детей 5-7 лет стр. 61 |
06.12.2016 Составление рассказа по картине «Река замерзла» | Учить составлять рассказ по картине, при описании событий указывать место и время действия. Тренировать умение понимать оттенки значения слова; учить согласовывать в роде глагол прошедшего времени с существительным. Закреплять правильное произношение звуков «с» и «ш», учить различать эти звуки, произносить их протяжно, на одном выдохе; отчетливо и внятно произносить слова со звуками «с» и «ш»; закрепить умение делить слова на части – слоги. Развивать интерес к составлению рассказов по картине. Воспитывать желание слушать рассказы товарищей, умение оценивать их. | О.С. Ушакова Развитие речи детей 5-7 лет стр. 64 |
13.12.2016 Составление рассказа на тему «Игры зимой» | Учить составлять связный рассказ о впечатлениях из личного опыта, не отступая от заданной темы. Учить употреблять предлоги с пространственным значением. Учить отчетливо и внятно произносить фразы, насыщенные словами со звуками «с» и «ш», говорить с разной громкостью голоса, изменять темп речи, выделять голосом из фразы отдельные слова; обратить внимание на то, что слоги в слове звучат по-разному: один из них произносится немного протяжнее, громче; учить медленно проговаривать слова, вслушиваться в звучание слогов в слове. Развивать слуховое внимание. Воспитывать доброжелательное отношение к рассказам друг друга. | О.С. Ушакова Развитие речи детей 5-7 лет стр. 67 |
20.12.2016 Составление рассказа на темы скороговорок | Учить самостоятельно составлять короткий рассказ на темы скороговорок. Закрепить представления о многозначности слова и словах, противоположных по смыслу; учить образованию форм Р.п. мн.ч. существительных. Учить различать на слух звуки «з» и «ж»; подбирать слова с этими звуками и выделять их на слух из связной речи, произносить изолированные звуки «з» и «ж» протяжно, четко, с различной силой голоса (громко, тихо). Развивать творческие способности в составлении рассказов. Воспитывать интерес к занятию. | О.С. Ушакова Развитие речи детей 5-7 лет стр. 70 |
27.12.2016 Составление рассказа по серии сюжетных картин «Как Миша варежку потерял» | Содействовать формированию умения составлять рассказ по серии сюжетных картин (по заданному началу); создавать условия для организации и проведения упражнений в подборе прилагательных к существительному, в подборе слов, обозначающих действие, выделение слов зимней тематики из текста; содействовать развитию памяти, внимания. | О.Н. Иванищена Развитие связной речи детей стр. 32 |
10.01.2017 Составление рассказа по картине «Северные олени» | Учить составлять сюжетный рассказ по картине, используя свои знания о внешнем виде и жизни животных. Учить подбирать наиболее точные определения при описании внешнего вида животных; активизировать в речи антонимы; упражнять в образовании названий детенышей животных с уменьшительными суффиксами. Уточнить и закрепить правильное произношение звуков «ч» и «ц»; учить различать эти звуки, отчетливо и внятно произносить слова со звуками «ч» и «ц». Развивать умение слушать друг друга. Воспитывать эмоциональное восприятие содержания картины. | О.С. Ушакова Развитие речи детей 5-7 лет стр. 76 |
17.01.2017 Составление описательного рассказа на тему «Зима» | Учить при описании событий указывать время действия, используя разные типы предложений (простые, распространенные и сложные). Учить подбирать определения к заданным словам; совершенствовать синтаксические навыки, используя ситуацию «письменной речи» (ребенок рассказывать, воспитатель записывает рассказ). Добиваться четкого произнесения слов и фраз, включающих звуки «ц» и «ч», приучать правильно пользоваться вопросительной интонацией, делить трехсложные слова на слоги. Развивать речь как средство общения. Воспитывать эстетическое восприятие зимней природы. | О.С. Ушакова Развитие речи детей 5-7 лет стр. 79 |
24.01.2017 Ознакомление с предложением | Дать представление о последовательности слов в речи; ввести термин «предложение»; учить составлять и распространять предложение, правильно «читать» его; закреплять умение называть слова в предложении последовательно и вразбивку. Учить подбирать слова, сходные по звучанию, в заданном воспитателем ритме; учить произносить чистоговорки с разной силой голоса. Развивать слуховую память, связную речь. Воспитывать интерес к изучению родного языка. | О.С. Ушакова Развитие речи детей 5-7 лет стр. 84 |
31.01.2017 Пересказ сказки «Лиса и кувшин» | Учить рассказывать сказку без наводящих вопросов, выразительно. Объяснить значение слова жать, учить подбирать синонимы к глаголам, составлять предложения с заданными словами, правильно сочетая их по смыслу; учить в игре составлять из отдельных слов предложение; читать предложения после перестановки каждого слова. Учить произносить предложения с разными оттенками интонации (сердитая, просительная, ласковая). Развивать интерес к устному народному творчеству. Воспитывать устойчивое внимание. | О.С. Ушакова Развитие речи детей 5-7 лет стр. 88 |
07.02.2017 Составление рассказа по картине «Лошадь с жеребенком» | Учить составлять описательный рассказ по картине, используя наиболее точные слова для обозначения цвета, величины. Закреплять в игре умение строить предложение из заданных слов, менять порядок слов в предложении. Формировать умение отчетливо произносить скороговорки в разном темпе и с разной силой голоса. Развивать интерес к миру животных. Воспитывать доброжелательное отношение к рассказам товарищей. | О.С. Ушакова Развитие речи детей 5-7 лет стр. 90 |
14.02.2017 Составление рассказа на тему «Как цыпленок заблудился» | Учить самостоятельно продолжать и завершать рассказ, начатый воспитателем. Формировать умение составлять из данного предложения новое путем последовательной замены слов. Закреплять представления о слоге и ударении. Развивать воображение. Воспитывать устойчивый интерес к занятию. | О.С. Ушакова Развитие речи детей 5-7 лет стр. 92 |
21.02.2017 Составление рассказа на заданную тему | Учить составлять рассказ на тему, предложенную воспитателем; учить сравнивать предметы, точно обозначая словом черты сходства и различия; находить смысловые несоответствия в тексте стихотворения и аргументировать свои суждения. Уточнить значения слов мебель и посуда; учить самостоятельно образовывать названия посуды; формировать умение строить предложения. Развивать интерес к окружающему. Воспитывать речевую активность. | О.С. Ушакова Развитие речи детей 5-7 лет стр. 94 |
28.02.2017 Пересказ рассказа Л.Толстого «Пожарные собаки» | Учить связно, последовательно, выразительно пересказывать художественный текст без наводящих вопросов. Учить подбирать по смыслу определения, слова, близкие и противоположные по смыслу; учить составлять предложения-путаницы и заменять слова в этих предложениях. Развивать чувство ритма и рифмы (составление шуток-чистоговорок). Воспитывать эмоциональное восприятие содержания рассказа. | О.С. Ушакова Развитие речи детей 5-7 лет стр. 97 |
07.03.2017 Составление сюжетного рассказа по набору игрушек | Учить составлять сюжетный рассказ, выбирая для него соответствующих персонажей (игрушки); давать описание и характеристику персонажей, вводить в повествование диалог. Учить подбирать определения к заданным словам; учить составлять предложения из набора слов с помощью воспитателя и из двух-трех слов – самостоятельно. Учить различать на слух звуки «с» - «сь», «щ» в словах, четко произносить слова с этими звуками. Развивать творческое воображение. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение выслушивать товарищей. | О.С. Ушакова Развитие речи детей 5-7 лет стр. 99 |
14.03.2017 Сочинение на тему «Приключения зайца» | Учить придумывать сказку по предложенному плану, не отступая от темы, не повторяя сюжетов товарищей. Учить подбирать прилагательные и глаголы к существительному заяц; учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе. Добиваться внятного и четкого произнесения слов и фраз, включающих звуки «с» - «сь», «щ», учить выделять слова с данными звуками из фраз; закрепить представления об ударных и безударных слогах. Развивать память, мышление. Воспитывать умение слушать рассказы других детей. | О.С. Ушакова Развитие речи детей 5-7 лет стр. 101 |
21.03.2017 Составление рассказа на предложенную тему | Учить составлять рассказ, используя предложенный сказочный сюжет. Учить самостоятельно соотносить названия объектов с их изображениями на картинках. Уточнить и закрепить правильное произношение звуков «л» - «ль», «р» - «рь», изолированных, в словах и фразах; учить различать эти звуки в чужой и собственной речи, четко и внятно произносить слова и фразы с данными звуками; учить правильно отгадывать загадки. Развивать творческие способности в составлении рассказов. Воспитывать интерес к занятию. | О.С. Ушакова Развитие речи детей 5-7 лет стр. 103 |
28.03.2017 Пересказ рассказа Я,Тайца «Послушный дождик» | Учить пересказывать текст в ситуации письменной речи (ребенок диктует – взрослый записывает). Подвести к образованию названий профессий исходя из занятий. Активизировать в речи названия профессий и действий; учить называть предметы, необходимые людям той или иной профессии. Развивать умение внимательно слушать педагога и ответы детей. Воспитывать уважение к труду взрослых. | О.С. Ушакова Развитие речи детей 5-7 лет стр. 106 |
04.04.2017 Составление рассказа по картине «Зайцы» | Учить составлять рассказ по картине по предложенному плану, включать в рассказ описание внешнего вида персонажей и их характеристику. Учить образовывать существительные от глаголов (продавать – продавец) и прилагательных (веселый – весельчак). Учить определять ударение в двухсложном слове. Развивать интерес к миру животных. Воспитывать организованность, дисциплинированность. | О.С. Ушакова Развитие речи детей 5-7 лет стр. 108 |
11.04.2017 Составление рассказа на тему «Как Сережа нашел щенка» | Учить составлять рассказ по предложенному плану, образно описывая место действия, настроение героя. Учить построению сложных предложений в ситуации письменной речи. Давать задания на образование слов – названий профессий. Развивать связную речь, творческую инициативу, выдумку. Воспитывать устойчивый интерес к занятию. | О.С. Ушакова Развитие речи детей 5-7 лет стр. 110 |
18.04.2017 Пересказ сказки В.Сутеева «Кораблик» | Учить связно рассказывать сказку, выразительно передавать диалоги персонажей; соблюдать композицию сказки. Учить понимать и объяснять смысл поговорок; ориентироваться на звучание грамматических форм, при помощи которых образуются новые слова, подводить к усвоению способов словообразования. Развивать внимание, память. Воспитывать интерес к художественной литературе. | О.С. Ушакова Развитие речи детей 5-7 лет стр. 111 |
25.04.2017 Пересказ сказки «Петух да собака» | Учить пересказывать сказку без помощи вопросов воспитателя, выразительно передавая диалог действующих лиц. Учить подбирать прилагательные и глаголы к существительным лиса и собака; учить использовать сложноподчиненные и вопросительные предложения; ориентироваться на окончания слов при согласовании существительных и прилагательных в роде; образовывать формы Р.п. мн.ч. существительных. Подбирать слова, сходные по звучанию, в заданном ритме. Развивать диалогическую речь. Воспитывать интерес к русским народным сказкам. | О.С. Ушакова Развитие речи детей 5-7 лет стр. 74 |
02.05.2017 Чтение стихотворения Б. Заходера « Очень вежливый индюк» | Формировать доброжелательность, вежливость, уважение к окружающим; развивать способность оценивать свое отношение к позитивным и негативным поступкам сверстников; развивать связную, интонационно выразительную речь. | А.В.Аджи «Конспекты интегр.занятий», Стр.78. |
16.05.2017 Заучивание стихотворения Г. Ладонщикова «Про себя и про ребят» | Продолжать учить эмоционально воспринимать стихотворные тексты, запоминать их. Осознавать образное содержание поэтического текста, отвечать на вопросы. Воспитывать любовь к поэзии. | Н.Л.Стефанова «Комплексные занятия в седней группе», Стр.64. |
23.05.2017 Рассказывание по картине «Семья» | Предварительно попросить детей принести фотографии своей семьи, своих родственников. Учить детей, рассматривая фотографии, называть родственные связи (внук, внучка, дочь, сын, племянник, и т.д.) Побеседовать с детьми о том, кто у них в семье главный, о ком можно сказать «глава семьи» и почему | В.В.Гербова «Занятия по развитию речи», Стр.6. |
30.05.2017 Чтение произведения Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про Комара Комаровича – Длинный Нос и про Мохнатого Мишу – Короткий хвост» | Продолжать учить детей слушать большую по объему сказку, сопереживать ее героям, правильно воспринимать содержание произведения. Развивать внимание, интерес к информации, которую несет текст. Воспитывать интерес к сказкам, усидчивость | Н.Л.Стефанова «Комплексные занятия в седней группе», Стр.109. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование по развитие речи Старшая группа
Перспективное планирование старшая группаПо лексическим темам...
Перспективное планирование Физическое развитие в старшей группе
Перспективное планирование по физическому развитю...
Перспективное планирование работы с детьми старшей группы по правовому воспитанию. Образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие"
Перспективное планирование работы с детьми старшей группы по правовому воспитанию. Образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие"....
Перспективное планирование по развитию речи .Старшая группа
Перспективное планирование по развитию речи Старшая группаМесяц Тема ...
Перспективное планирование познавательное развития в старшей группе (по формированию целостности картины мира).
Перспективное планирование познавательное развития в старшей группе (по формированию целостности картины мира)....
перспективное планирование по развитию речи старшая группа
перспективное планирование по развитию речи старшая группа...
Перспективное планирование по развитию речи старшая группа
Перспективное планирование учителя – направлено на создание условий развитиядошкольников, открывающих возможности для позитивной социализацииребёнка, его всестороннего личностного развития и нап...