тема | программные задачи | совместная деятельность воспитателя с детьми |
Моя семья (+ право жить и воспитываться в семье, право на заботу родителей, право на семейные связи) | - Расширять представления детей о семье;
- Продолжать формировать представления детей о родственных связях; вызвать интерес к родословной, желание рассказывать о своих близких;
- Учить детей понимать, что каждый ребенок должен воспитываться в семье, что члены семьи могут иметь разные обязанности, вкусы, увлечения, но все они заботятся друг о друге, помогают друг другу; учить понимать, что взрослые – это первые помощники и защитники детей;
- Уточнить представление о том, что каждый человек имеет право на имя ;
- Учить называть по имени отчеству своих родителей, знать свое полное имя и отчество;
- Познакомить с документом – свидетельство о рождении, в котором записано полное имя отчество ребенка;
- Расширять словарь по теме «Семья»;
- Упражнять в употреблении простых, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений;
- Воспитывать любовь и уважение к родителям, близким людям, желание заботиться о родных и близких.
| - С/р игры «Семья», «Наш дом», «Мамины помощники», «День рождения», «Мы идем в гости»;
- Знакомство с пословицами о семье и их заучивание;
- Совместная работа педагогов, родителей и детей по созданию альбома «Наша дружная семья» («Моя семья»);
- Рассматривание фотоальбомов: «Моя семья», «Праздник в моей семье», «Любимые занятия в семье», «Веселые истории моей семьи», альбома семейных путешествий;
- Рассматривание сюжетной картины «Дружная семья» (закреплять представления о родственных взаимоотношениях внутри семьи, о правах и обязанностях членов семьи);
- Цикл бесед «Наши любимые» (мама, папа; мама, бабушка, сестренка; папа, дедушка);
- Беседа «Кто такие близкие люди?», «С кем ты живешь?»;
- Беседа «Я такой»
Цель: Дать представление о том, что каждый человек является индивидуальной и неповторимой личностью, он имеет прпаво носить имя, у него есть свои личные вещи, игрушки, которые никто не имеет право брать без его разрешения. Воспитывать чувство собственного достоинства; - Беседа «Как я помогаю маме»;
- Д/и «Что сначала, что потом» (ТРИЗ); «Собери цепочку»;
- Беседа о трудовых обязанностях членов семьи, правилах жизни в семье (что делает мама, папа, бабушка и т.д.; что делает ребенок – уточнить, что дети делают для всех членов семьи, а не только для себя); «Как вы помогаете маме?» (что делают дети для всех членов семьи, а не только для себя);
- Д/и «Кому что нужно?»;
- Беседа «Мамины, бабушкины руки»;
- Чтение стих-я В.Донникова «Твоя мама»
- Чтение рассказа Д.Габе «Работа»;
- Чтение стих-я Я.Акима «Родня», «Кто кому кто»;
- Чтение стих-я А.Барто «Как Вовка бабушек выручил» (помощь бабушке, проявление сочувствия к близким);
- Чтение рассказа В.Осеевой «Печенье» (забота детей о близких);
- Чтение рассказа Н.Артюховой «Точка» (забота о маме);
- Чтение рассказа В.Донниковой «Канавка» (как поступают настоящие мужчины, воспитание в мальчиках уважительного отношения к девочкам);
- Чтение рассказа О.Кириллова «Книга ласковых имен» (каждого человека можно назвать по имени ласково);
- Рассматривание генеалогического древа семьи (объяснение детям, как оно составляется), составление маминой веточки;
- Беседы «Любимый отдых членов семьи» (выходные в семье, семейные праздники); «Традиции нашей семьи»;
- Выставка семейных игрушечных реликвий на тему «Друзья детства»;
- Беседа «Игры маминого детства»;
- Д/и «Назови ласково»;
- Д/и «Кому это принадлежит»;
- Д/и «Старше-младше»;
- Д/и «Найди сходство»;
- Д/и «Хорошо-плохо быть девочкой» (мальчиком, взрослым);
- Д/и «Выложи картинки» (обязанности в семье);
- Игра-ситуация «Выходные в семье», «Мы встречаем гостей»;
- Обсуждение проблемных ситуаций из рассказа «Так будет справедливо», В.Осеевой «Печенье»;
- Решение проблемных ситуаций «Как бы ты поступил?» (оказание помощи маме, не только тогда, когда она об этом попросит);
- Придумывание воспитателями с детьми герба своей семьи (порассуждать, что может быть изображено на гербе семьи); задание родителям нарисовать герб семьи вместе с детьми, рассматривание рисунков гербов семьи, которые дети сделали вместе со своими родителями);
- Аппликация «Портрет папы», «Моя мамочка»;
- Рисование «Моя семья», «Моя мама самая красивая» «Как вы помогали дома в выходные дни»;
- Игровое упражнение «Обратись друг к другу по имени» ;
- Дни Здоровья с участием родителей
|
Моя малая Родина
| - Продолжать знакомить детей с родным поселком, с историей его возникновения и основными достопримечательностями; дать знания о его символике, познакомить с производством;
- Уточнить знания детей об улицах поселка, на которых они живут, учить ориентироваться на карте-схеме поселка;
- Дать представление о том, что все мы являемся гражданами нашей страны и нашей Родины, мы имеем право жить, ходить в детский сад, учиться в школе, получать медицинскую помощь в поликлинике, но мы обязаны делать все, чтобы наш поселок становился чище, краше, уютнее;
- Формировать чувства достоинства и самоуважения через осознание своих прав и обязанностей, как гражданина своего Отечества (формировать представления о посильном вкладе ребенка, как жителя);
- Закреплять умение узнавать на фото знакомые объекты, знать их назначение;
- Обогатить и расширить активный словарь детей новыми словами: Россия, россияне, поселок, жители, Москва.
- Совершенствовать навыки построения предложений разной конструкции;
- Воспитывать любовь к своему поселку, нетерпимость к беспорядку, желание сделать его еще краше.
| - Рассматривание фотографий достопримечательных мест поселка; фотографий с изображением памятников родного поселка;
- Целевые прогулки по поселку (задание родителям);
- Посещение музея д/с –рассматривание макета поселка, фото с изображением достопримечательностей;
- Экскурсия в центр Бабенской игрушки;
- Чтение стихотворений;
- Д/и «Путешествие по родному поселку», «Узнай, где я нахожусь?» (закрепление представлений о достопримечательностях родного поселка), «Знаешь ли ты свой поселок?», «Герб и флаг поселка» (объяснение символики герба, флага, их назначения);
- Беседы: «Что мы знаем о нашем поселке», «Памятные места родного поселка»;
- Встречи с известными людьми поселка;
- Наблюдение за трудом взрослых по благоустройству поселка;
- Совместное моделирование макета поселка;
- Рисование «Мой родной поселок»
|
Я и мое здоровье ОБЖ и здоровый образ жизни (+ право на жизнь и здоровье)
| - Сформировать начальные представления о том, что такое здоровье, здоровый образ жизни (развивать понимание необходимости ведения ЗОЖ для увеличения продолжительности жизни человека);
- Формировать представления об условиях сохранения и укрепления здоровья: соблюдение режима дня, гигиенических процедур, питание полезными для здоровья продуктами, сон, утренняя зарядка, прогулки, одежда по сезону и погоде, двигательная активность (занятия спортом);
- Продолжать учить детей заботиться о своем здоровье, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью; рассказать о профилактике заболеваний;
- Дать представление о том, что каждый человек имеет право на жизнь, полноценное питание и оказание ему качественных медицинских услуг;
- Объяснить важность и необходимость принятия лекарств при заболевании, правила обращения с ними и условиях их хранения;
- Развивать речевую активность, умение поддерживать беседу, отвечать распространенными предложениями на вопросы, слушать и дополнять ответы своих товарищей;
- Воспитывать у детей понимание ценности здоровья, желание заботиться о своем здоровье и бережно относиться к здоровью окружающих;
| - Беседы: «Зачем человеку режим?», «Как я буду заботиться о своем здоровье»? «Я здоровье берегу, сам себе я помогу»
Цель: Уточнить представления детей о здоровом образе жизни, их знания о том, почему необходимо строго выполнять правила личной гигиены, заниматься спортом, от каких вредных привычек надо избавляться (+ работа с картинками); - С/р игры «Поликлиника», «Больница»; «Мы на острове», «ребенок заболел»;
- Д/игры: «Что полезно, что вредно», «Можно-нельзя», «Соедини по точкам», «Если ты поранился», «Пирамида-здоровья», «Как избежать неприятностей», «Лото осторожностей», «Витаминный калейдоскоп», «Как надо ухаживать за собой» (закрепление навыков личной гигиены);
- Знакомство с пословицами о здоровье и их заучивание;
- Развлечение «Как выжить на необитаемом острове»;
- Спортивные семейные праздники;
- Фотовыставка «Как я провел лето»;
- Заучивание стихотворений о здоровом образе жизни;
|
Незнакомец стучится в дверь ОБЖ (+ право на личную неприкосновенность и неприкосновенность жилища | - Учить детей правильно вести себя, когда они остаются одни дома: открывать дверь только людям, живущим с ними в одной квартире, правильно отвечать незнакомым людям; применять определенные правила для сохранения собственного здоровья, жизни: знать свой домашний адрес, помнить номер 02, соседей;
- Дать представление о том, что каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, никто не имеет право обижать ребенка, унижать его и оскорблять его, а также на неприкосновенность жилища, т. е. никто не имеет права без разрешения проникнуть в жилище человека, наносить вред жилищу;
- Развивать находчивость, сообразительность, умение находить выход из предложенной ситуации;
- Развивать речевую активность, умение пользоваться простыми и сложными предложениями, грамматически верно их оформлять;
- Воспитывать осторожность, осмотрительность.
| - Беседа «Кто построил жилье»
Цель: уточнить и расширить представления детей о важности, сложности и необходимости людей строительных профессий. Упражнять в умении называть трудовые операции строителей, необходимую строительную технику и орудия труда. Воспитывать уважение, интерес к людям труда, понимание бережного отношения к жилищу, к своему двору; - Беседа «Жилище народов мира»
Цель: Познакомить детей с тем, что у разных народов жилище отличается, оно зависит от того, в каких климатических условиях живут люди: на севере строят юрты и чумы, укрывают шкурами животных; - Чтение произведения «Дом, в котором ты живешь» Л.Васильевой –Гангус из книги «Азбука вежливости»;
- Чтение Н.Носова «Бобик в гостях у Барбоса», «Таинственный дом» Ю.Коринеца;
- Беседа «Ты остался дома один, но случилась авария»;
- Рассматривание иллюстраций из серии «Осторожно, чужой!», «Если ты потерялся» из книги «Мир человека. Я и моя безопасность»;
- Рассматривание иллюстраций к сказкам;
- Узнаете ли вы сюжеты сказок их персонажей? - Назовите героев с привлекательной внешностью (красивых, хорошо одетых) - с непривлекательной внешностью (злых, некрасивых) - добрых - злых, опасных - Придумывание коротких историй и описание внешности и действий
героев с условием, что их персонажи не животные, а люди; - Тренинги:
- Придумывать слова, которые говорит бандит, уговаривая ребенка открыть ему дверь; «Если чужой стучится в дверь», «»Если почтальон принес срочную телеграмму», «Медсестра принесла лекарство для бабушки», «Незнакомые люди просят оставить вещи для соседей»; - Игры с телефоном;
- Чтение сказок: Сказка о глупом мышонке - С. Маршака;
- Ситуации: Что будет если ты….; «Что делать, если позвонили в дверь?»;
- Д/и «Чрезвычайные ситуации дома», д/и «Как избежать неприятностей», д/и «Лото осторожностей»; игра с мячом «Назови свой адрес»
- «Игры со сказками»:
- Подумай, какую ошибку совершила бабушка красной шапочки - Как ты думаешь, съел бы волк семерых козлят, если бы в двери, их избушки был глазок.; - Драматизации сказок «Три поросенка», «Гуси-лебеди», «Красная шапочка»;
- Ситуации-загадки
Цель: умение оценивать ситуации правильного и не правильного поведения; - Рисование: «Моя безопасность», «Чужой человек», «Добрые люди».
|
О правилах поведения и общения (право на защиту от жестокого обращения) | - Формировать представление о нравственных качествах и поступках людей и сказочных героев, учить мотивированно оценивать их поступки;
- Уточнить знания детей о средствах общения людей; формировать у детей понимание того, что вежливость является важным составляющим качеством воспитанного человека; продолжать обучать детей формулам выражения вежливой просьбы, благодарности;
- Учить детей соблюдать правила поведения в детском саду, дома и в общественных местах; дать понятие, что главное – правила не знать, а выполнять; укреплять понимание важности и значимости для каждого человека правил поведения в повседневной жизни, игре, общении;
- Учить детей адекватному поведению в конфликтной ситуации; учить понимать друг друга по мимике, жестам, интонациям, походке, позволяющим лучше ориентироваться в различных ситуациях общения;
- Расширять словарный запас в области чувств и эмоций; речевого этикета;
- Воспитывать гуманное отношение у детей друг к другу;
| - Беседы: «Для чего нужны правила»;
- Беседа «Что такое дружба»;
Цель: Расширять знания детей о взаимоотношениях людей. Формировать у детей понятия: друг, дружба. Учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения. Воспитывать чувство взаимовыручки, взаимопомощи. Развивать речь, умение вести беседу. Беседа «Как можно обратиться к другому человеку с просьбой», «Как можно пожалеть», «Как можно узнать настроение человека» (из книги Е.А.Алябьева «Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего д/в»); - Беседа с мальчиками о настоящих мужчинах;
- Чтение рассказа В.Осеевой «Вежливое слово»;
- Чтение рассказа В.А.Сухомлинского «Для чего говорят спасибо»;
- Чтение произведения С.Михалкова «Праздник непослушания»;
- Д/и « Я не должен»
Цель: Учить разграничивать понятия «могу» «должен», «хочу». • Совершенствовать знания детей о социальных нормах поведения. Материал. Серии сюжетных картинок, связанных с приемлемыми и неприемлемыми взаимоотношениями в системах: взрослый - ребенок; ребенок – ребенок; ребенок – окружающий мир. Шаблон «Я не должен» (например – изображение знака «-»). Ход игры: Дети раскладывают около шаблона те картинки, которые изображают ситуации, неприемлемые во взаимоотношениях между людьми, между человеком и природой, человеком и предметным миром. Затем объясняет свой выбор. - д/и «Угадай, какое настроение?», «Путешествие в мир эмоций»,
- «Театр настроения», «Комплименты», «Основы безопасности»;
- Словесная игра «Закончи предложение»;
- Игровой тренинг «Как понять друг друга»
- Проведение диагностической игры «Секрет» для определения уровня развития межличностных отношений;
- Серия игр на развитие умения общаться «Добрые волшебники», «Волшебные очки», «Подарки»;
- Конкурс хвастунов «Похвали соседа» (книга из серии «Руководителю ДОУ» «Правовое воспитание Т.А.Харитончик);
- Тренинговые упражнения «Назови соседа ласково», «Доброе утро!», «Спросите у прохожего» (из книги «Организация творческой деятельности детей»;
|
О правах играя (итоговое занятие)
| - Уточнить знания детей о гражданских правах и обязанностях: право на имя, воспитание и заботу о детях в семье, право на жизнь и охрану здоровья, право на труд и отдых, право на гражданство, знание своего языка и культуры и т.д.;
- Познакомить с документами, книгами в которых записаны права граждан и детей, показать на примерах необходимость их соблюдения в обществе, и о тех негативных последствиях, которые могут возникнуть при их несоблюдении;
- Способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности (за другого человека, за начатое дело, за данное слово и др.);
- Способствовать развитию у детей социальной активности, коммуникативной компетентности;
- Учить детей самостоятельно находить возможные варианты поиска помощи и самозащиты в случае нарушения их прав;
- Закрепить знания детей о правах ребенка с помощью сказочных персонажей;
- Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы;
- Воспитывать уважение к правам и обязанностям каждого человека; чувство самоуважения и уважения к другим людям.
| Цель: Расширить представление детей о том, что на планете Земля живут люди разных национальностей, они имеют разный цвет кожи, говорят на разных языках, носят разную одежду, живут в разных странах. У них есть свои обычаи, традиции, свои праздники, свои сказки, танцы, игры, песни и т.д. Воспитывать интерес и уважение к народам разных национальностей; - Беседы: «Дети и взрослые. Что такое «обязанность», что такое «право»; «Правила поведения по которым мы живем»; «О чем мечтают люди», «Кто заботится о детях», «Упрямство и воля», «Достоинство»;
- Рассматривание тематических плакатов «Имею право!»;
- Д/и «Я имею право...»
Цель: Расширить область правовых знаний детей. Материал. Набор сюжетных картинок к статьям «Конвенции ООН о правах ребенка». Картинки с изображением ситуаций, не рассматриваемых в «Конвенции» (ребенок катается -.-велосипеде, играет в прятки, поливает цветы» т.п.). Шаблон «Я имею право» (может быть представлен, например, в виде знака «+»). Ход игры: Дети поочередно выбирают те картинки которые соответствуют статьям Конвенции, раскладывают около шаблона «Я имею право». Затем каждый ребенок объясняет причину своего выбора, остальные обсуждают правильность принятого решения.
|