Перспективное планирование по развитию речи старшая группа
учебно-методический материал (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_razvitie_rechi.doc | 175.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №55»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
Перспективное планирование образовательной деятельности по разделам ОО «Познавательное развитие»
старшая группа№4
Выполнила воспитатель:
Буквалинова Агиля Хайдаровна
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Старшая группа
(по программе «От рождения до школы» под редакцией Вераксы)
(О.С. Ушакова «Знакомим с литературой детей 5-7 лет»;
Ушакова О.С. Развитие речи детей 5-7 лет;
Окружающий мир А.А.Вахрушев)
Образовательная область «Познание», формирование целостной картины мира «Окружающий мир» А.А.Вахрушев | Образовательная область «Развитие речи» «Развитие речи детей 5-7 лет» Ушакова О.С. | Образовательная область «Развитие речи», чтение художественной литературы «Знакомим с литературой детей 5-7 лет» О.С. Ушакова | ||
1НЕДЕЛЯ | СЕНТЯБРЬ Обследование детей | |||
2НЕДЕЛЯ | Обследование детей | |||
3 НЕДЕЛЯ Тема: Русская изба. | Приглашение к путешествию. Русская изба. Задачи: обобщить представление детей о некоторых правилах и нормах поведения в различных ситуациях; познакомить с некоторыми устаревшими формами вежливого обращения и с некоторыми русскими национальными традициями приема гостей; приобщать детей к русской национальной культуре. (Вахрушев А.А.стр.288) | Занятие 1. Пересказ сказки «Лиса и рак», стр 24 Учить связно, последовательно и выразительно рассказывать сказку без помощи вопросов воспитателя; подвести к составлению описательного рассказа по картине «Лиса». Учить образовывать близкие по смыслу однокоренные слова, использовать в речи слова с противоположным значением (большой – маленький, сильный – слабый, быстро – медленно). Развивать голосовой аппарат (произнесение чистоговорок громко, тихо, шепотом). Воспитывать любовь к народному творчеству. | Занятие 1. Английская народная сказка «Три поросенка» в обработке С.Михалкова. Анализ фразеологизмов, пословиц. Цель: учить понимать эмоционально-образное содержание сказки, ее идею; развивать образность речи: учить подбирать определения, сравнения к заданному слову; подводить к пониманию значении фразеологизмов, пословиц. (О.С.Ушакова, стр. 7) | |
4 НЕДЕЛЯ Овощи и фрукты | Тема: «Овощи и фрукты на нашем столе». Цель: Дать представления о внешних вкусовых качествах овощей и фруктов, уточнять представления детей об овощах и фруктах, о способах их употребления в пищу, закреплять представления о значении свежих плодов для здоровья | Занятие 2. Составление сюжетного рассказа по картине «Кошка с котятами», стр.26 Учить составлять небольшой сюжетный рассказ по картине: рассказывать о событиях, предшествовавших изображенным на картине, придумывать концовку. Учить отмечать и называть различие и сходство между кошкой и котятами на основе сравнения их внешнего вида, поведения; подбирать точные слова для характеристики действий (активизация глаголов); учить самостоятельно образовывать клички животных. Уточнить и закрепить правильное произношение звуков «с» и «з»; учить дифференцировать эти звуки на слух; произносить их протяжно и с разной силой голоса; закрепить умение самостоятельно подбирать нужное по смыслу слово, быстро и громко произносить его, вслушиваться в его звучание. Развивать творческое воображение. Воспитывать устойчивое внимание. | Занятие 2. Русская народная сказка «Хвосты» Цель: учить осмысливать характеры персонажей, замечать изобразительно-выразительные средства, помогающие раскрыть содержание сказки; обогащать словарь эпитетами, сравнениями; закрплять умения подбирать синонимы. (О.С.Ушакова, стр 9) | |
ОКТЯБРЬ | ||||
1 НЕДЕЛЯ Береги себя | Береги себя. Задачи: уточнить и расширить представления детей о доме-жилище человека, учить видеть приметы времени, расширить представления детей о том, какое поведение опасно, развивать умение избегать опасности, соблюдать меры предосторожности; научить детей пользоваться телефоном службы спасения. (Вахрушев стр.291) | Занятие 3. Рассказывание о личных впечатлениях на тему «Наши игрушки», стр 32 Учить давать описание внешнего вида игрушки, рассказывать о том, как с ней можно играть, какие игрушки есть дома. Закреплять умение образовывать близкие по смыслу однокоренные слова, пользоваться в речи сложноподчиненными предложениями. Учить произносить слова со звуками «с» и «з» отчетливо и внятно, выделять эти звуки из слов, слова с этими звуками из фраз; регулировать силу голоса (произнесение фразы и отдельных слов громко, тихо и шепотом), произносить фразы на одном выдохе, а звуки «с» и «з» в словах протяжно. Развивать внимание, память. Воспитывать умение слушать рассказы других детей. | Занятие 3. Чувашская народная сказка «Мышка вострохвостик» Цель: формировать эмоционально-образное восприятие произведения и навыки творческого рассказывания; учить осмысливать идею произведения; закреплять знания о жанровых особенностях сказки; развивать умение подбирать и применять в самостоятельных высказываниях образные выражения. (О.С.Ушакова, стр. 10) | |
2 НЕДЕЛЯ Тема: Если хочешь быть здоров. | Если хочешь быть здоров 1 Задачи: уточнять и расширять представления детей о правилах поведения в общественных местах на примере поликлиники; дать детям представление об устройстве и функционировании человеческого организма; довести до сознания детей необходимость бережного отношения к себе и другим. А.А.Вахрушев, 293 | Занятие 4. Составление рассказа по скороговорке, стр. 32 Формировать навыки связной речи. Учить использовать в речи сложноподчиненные предложения; называть игрушки, предметы, подбирать слова, близкие по смыслу. Уточнить и закрепить правильное произношение звуков «с» и «ц», учить дифференцировать эти звуки на слух и в собственной речи, отчетливо произносить слова и фразы с этими звуками; произносить фразы в различном темпе ( умеренно, быстро, медленно), с разной силой голоса (громко, тихо, шепотом). Развивать слуховое внимание. Воспитывать интерес к устному народному творчеству. | Занятие 4. Рассматривание картины В.Серова «Осень». Рассказ Г.Скребицкого «Осень» Цель: формировать эмоциональное восприятие произведений живописи; учить передавать свои впечатления; обогащать словарь определениями; активизировать использование в речи глаголов, синонимов, антонимов. (О.С.Ушакова, стр. 12) | |
3 НЕДЕЛЯ Тема: Если хочешь быть здоров. | Если хочешь быть здоров 2 Задачи: продолжать знакомить детей с устройством и функционированием человеческого организма; воспитывать бережное отношение к себе и другим. (Вахрушев стр.298) | Занятие 5. Пересказ рассказа Н.Калининой «Разве так играют?», стр. 38 Учить выразительно пересказывать текст. Активизировать в речи глаголы, учить подбирать по смыслу глаголы к существительным; учить образованию форм ед. и мн. числа существительных, обозначающих названия детенышей животных; формировать представление о том, что не все детеныши имеют название, сходное по звучанию с названием взрослых животных. Развивать интерес к художественной литературе. Воспитывать заботливое отношение к игрушкам. | Занятие 5. Малые фольклорные формы. Составление рассказов по пословицам. Цель: сформировать представление о жанровых особенностях, назначении пословиц и поговорок, их отличии от других малых фольклорных форм; учить осмысливать значение пословиц, составлять небольшие рассказы, сказки, отражающие смысл пословиц. (О.С.Ушакова, стр. 13) | |
4 НЕДЕЛЯ Книги в дорогу | Книги в дорогу Задачи: продолжать знакомить детей с правилами поведения в общественных местах; уточнить представления детей о библиотеке, развить интерес к печатному слову; воспитывать бережное отношение к книге. А.А.Вахрушев стр. 302 | Занятие 6. Составление сюжетного рассказа по картине «Строим дом», стр. 41 Учить составлять сюжетный рассказ по картине; придумывать продолжение сюжета, название картины. Учить подбирать глаголы и прилагательные для характеристики действий персонажей. Уточнить и закрепить правильное произношение звуков «ш» и «ж», учить дифференцировать эти звуки, отчетливо и внятно произносить слова с этими звуками, делить двусложные слова на части и произносить каждую часть слова; показать последовательность звучания слогов в слове. Развивать умение четко, последовательно излагать свои мысли. Воспитывать устойчивое внимание. | Занятие 6. Норвежская народная сказка «Пирог» Цель: учить находить сходство и различие в сюжете, идее, характере героев похожих сказок разных народов («Пирог» и «Колобок»), замечать выразительные средства, понимать целесообразность их использования в тексте. (О.С.Ушакова, стр. 15) | |
НОЯБРЬ | ||||
1 НЕДЕЛЯ Осень | «Уж небо осенью дышало» Уходит золотая осень Задачи: обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках осени; продолжать учить самостоятельно находить их, продолжать учить устанавливать связи между сезонными признаками в природе и образом жизни растений, развивать умение исследовать объекты живой и неживой природы. А.А.Вахрушев стр. 306 С.Н.Николаева стр.35 | Занятие 7. Составление рассказов на темы стихотворений, стр. 44 Учить рассказывать связно, не отступая от заданной темы. Упражнять в образовании названий детенышей животных в И.п. и Р.п. мн.ч.; закрепить представление о том, что не все детеныши имеют специальное название; активизировать в речи сложноподчиненные предложения. Учить выделять из предложений слова со звуками «ш» и «ж», четко произносить фразы (чисто- и скороговорки), насыщенные данными звуками; произносить фразы с различной громкостью: громко, тихо, шепотом; учить делить трехсложные слова на части, произносить каждую часть слова, определять порядок слогов в слове. Развивать слуховое внимание. Воспитывать организованность, дисциплинированность. | Занятие 7. Глава первая из сказки А.Милна «Вини-Пух и все, все, все» Цель: развивать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, последовательность событий, придумывать новые эпизоды, названия. (О.С.Ушакова, стр. 16) | |
2 НЕДЕЛЯ Как звери к зиме готовятся | Тема: «Как лесные звери готовятся к зиме». Цель: Учить поддерживать беседу о животных и их детенышах, учить самостоятельно устанавливать связи между сезонными признаками в природе и образом жизни растений. | Занятие 8. Составление рассказа на заданную тему, стр. 48 Учить составлять короткий рассказ на заданную тему. Закрепить умение образовывать названия детенышей животных в И.п. и Р.п. мн.ч.; активизировать в речи сложноподчиненные предложения. Учить подбирать слова, сходные по звучанию. Развивать творческие способности детей в составлении рассказов. Воспитывать устойчивый интерес к занятию. | Занятие 8. Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масляный» Цель: учить понимать характеры и поступки героев, придумывать другое окончание сказки; замечать и понимать образные выражения; познакомить с новыми фразеологизмами. (О.С.Ушакова, стр. 17) | |
3 НЕДЕЛЯ Приветствий | Тема: «Неделя приветствий». Цель: познакомить детей с историей праздника и традициями его празднования; знакомить с историей и культурой родного города, района, улицы; учить элементам традиционной системы составления плана. | Занятие 9. Пересказ рассказа Е.Чарушина «Лисята», стр. 50 Учить выразительно пересказывать литературный текст без помощи вопросов воспитателя. Учить придумывать загадки; подбирать по смыслу прилагательные и глаголы; согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе. Учить пользоваться восклицательной интонацией. Развивать умение внимательно слушать произведение. Воспитывать усидчивость. | Занятие 9. Литературная викторина. Цель: закреплять знания о жанровых особенностях сказки, рассказа, стихотворения, произведений малых фольклорных форм; учить соотносить переносное значение пословиц, образных выражений с соответствующей литературной или речевой ситуацией. (О.С.Ушакова, стр. 18) | |
4 НЕДЕЛЯ Милой мамочке моей это поздравление | Тема: «Милой мамочке моей это поздравление». Цель: воспитание чувства любви и уважения к матери, желания помогать и заботиться о ней, знакомство с историей праздника «День матери» | Занятие 10. Составление рассказа по картине «Ежи», стр. 52 Учить составлять рассказ по картине, используя имеющиеся у них знания о жизни диких животных (ежей). Активизировать в речи сложноподчиненные предложения; формировать умение понимать смысл образных выражений в загадках. Уточнить и закрепить правильное произношение звуков «чь» и «щь»; учить различать эти звуки, отчетливо и внятно произносить звуки «чь» и «щь», выделять их в словах. Развивать наблюдательность при рассматривании картины. Воспитывать умение слушать рассказы других детей. | Занятие 10. Татарская народная сказка «Три дочери» и рассказ В.Осеевой «Три сына» Цель: учить понимать характеры персонажей, воспринимать своеобразие построения сюжета, замечать жанровые особенности композиции и языка сказки и рассказа, передавать свое отношение к персонажам. (О.С.Ушакова, стр. 19) | |
ДЕКАБРЬ | ||||
1 НЕДЕЛЯ Транспорт | Выбираем транспорт. Задачи: обобщить и систематизировать представления детей о способах и особенностях передвижения человека в разных средах; продолжать знакомить детей с законами, по которым систематизируются знания в форме наглядных моделей. (А.А. Вахрушев, стр. 313) | Занятие 11. Составление рассказа на тему «Домашнее животное», стр. 55 Учить рассказывать о своих личных впечатлениях; воспитывать умение отбирать для рассказа интересные факты и события. Учить употреблению трудных форм Р.п. мн.ч. существительных (ботинок, чулок, носков, тапочек, рукавичек); Воспитывать умение задавать друг другу вопросы. Учить выделять во фразах слова со звуками «ч» и «щ», находить слова с тремя слогами, находить заданный звук, произносить слова громко и тихо. Развивать интерес к миру животных. Воспитывать доброжелательное отношение к рассказам друг друга. | Занятие 11. Сказка Д.Родари «Большая морковка». Сопоставительный анализ с русской народной сказкой «Репка» Цель: учить чувствовать и понимать сходство и раздичие в построении сюжетов, идеях двух сказок, замечать выразительные средства, понимать целесообразность их использования в тексте. (О.С.Ушакова, стр. 20) | |
2 НЕДЕЛЯ Северный полюс | Путешествие на Северный полюс. Задачи: познакомить детей с особенностями природных условий Крайнего севера; формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания. (А.А. Вахрушев, стр. 315) | Занятие 12. Составление описательного рассказа о предметах посуды, стр. 58 Учить составлять короткий рассказ по стихотворению и описательный рассказ о предметах посуды. Учить сравнивать различные предметы по материалу, размерам, назначению, употребляя названия качеств (стеклянный, металлический, пластмассовый), активизировать употребление слов противоположного значения (антонимов) (глубокая – мелкая, большой – маленький, высокий – низкий), многозначных слов; закреплять умение классифицировать предметы по качеству (стеклянный, металлический, пластмассовый, деревянный); учить образовывать по аналогии названия предметов посуды (хлебница, сахарница, сухарница, супница). Развивать внимание, память. Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру. | Малые фольклорные формы. Составление сказок по половицам. Задачи: закреплять знания о жанровых особенностях произведения малых фольклорных форм (потешки, песенки, загадки, чистоговорки, пословицы);учить понимать переносное значение образных выражений; формировать выразительность, точность речи. О.С.Ушакова, стр. 22 | |
3 НЕДЕЛЯ Идет волшебница зима | Волшебная неделя 1. «Идет волшебница зима…» Задачи: обобщить и систематизировать представление детей о характерных признаках зимы, продолжать учить самостоятельно находить их; продолжать учить устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и образом жизни животных; воспитывать чувство симпатии к родной природе. (А.А. Вахрушев, стр. 328) | Занятие 13. Пересказ рассказа Н.Калининой «Про снежный колобок», стр. 61 Учить передавать художественный текст связно, последовательно, выразительно, без помощи вопросов воспитателя. Учить подбирать подходящие по смыслу определения (активизация прилагательных); закрепить умение употреблять трудные формы Р.п. мн.ч. существительных (ботинок, чулок, носков, тапочек, рукавичек, варежек); обратить внимание на формы изменения глагола хотеть. Привлечь внимание к громкости и четкости произнесения слов. Развивать умение строить предложения, четко и правильно произносить слова. Воспитывать познавательный интерес к явлениям природы. | Калмыцкая народная сказка «Плюх пришел ». Сопоставление с русской народной сказкой «У страха глаза велики». Задачи: учить понимать и оценивать характер главного героя сказки; закреплять знания о жанровых особенностях литературных произведений; формировать умение понимать переносное значение пословиц, поговорок; воспитывать отрицательное отношение к лени. О.С.Ушакова, стр. 24 | |
4 НЕДЕЛЯ Новогодний хоровод | Тема: «Новогодний хоровод». Цель: формировать представления о новом годе как веселом и добром празднике, как начале календарного года, расширять представления о традициях празднования Нового года в разных странах. | Занятие 14. Составление рассказа по картине «Река замерзла», стр. 64 Учить составлять рассказ по картине, при описании событий указывать место и время действия. Тренировать умение понимать оттенки значения слова; учить согласовывать в роде глагол прошедшего времени с существительным. Закреплять правильное произношение звуков «с» и «ш», учить различать эти звуки, произносить их протяжно, на одном выдохе; отчетливо и внятно произносить слова со звуками «с» и «ш»; закрепить умение делить слова на части – слоги. Развивать интерес к составлению рассказов по картине. Воспитывать желание слушать рассказы товарищей, умение оценивать их. | Нанайская народная сказка «Айога». Анализ пословиц. Задачи: учить понимать и оценивать характер главного героя сказки; закреплять знания о жанровых особенностях литературных произведений; формировать умение понимать переносное значение пословиц, поговорок; воспитывать отрицательное отношение к лени. О.С.Ушакова, стр, 26 | |
ЯНВАРЬ | ||||
1 НЕДЕЛЯ РОЖДЕСТВЕНСКИЕ КАНИКУЛЫ | ||||
2 НЕДЕЛЯ Новогодний хоровод | Тема: «Новогодний хоровод». Цель: формировать представления о новом годе как веселом и добром празднике, как начале календарного года, расширять представления о традициях празднования Нового года в разных странах. | Занятие 15. Составление рассказа на тему «Игры зимой», стр. 67 Учить составлять связный рассказ о впечатлениях из личного опыта, не отступая от заданной темы. Учить употреблять предлоги с пространственным значением. Учить отчетливо и внятно произносить фразы, насыщенные словами со звуками «с» и «ш», говорить с разной громкостью голоса, изменять темп речи, выделять голосом из фразы отдельные слова; обратить внимание на то, что слоги в слове звучат по-разному: один из них произносится немного протяжнее, громче; учить медленно проговаривать слова, вслушиваться в звучание слогов в слове. Развивать слуховое внимание. Воспитывать доброжелательное отношение к рассказам друг друга. | Рассказ Н.Носова «На горке» Задачи: развивать умение понимать характер героев художественных произведений, усваивать последовательность развития сюжета, замечать выразительно-изобразительные средства, помогающие раскрытию содержания; обогащать речь фразеологизмами; учить понимать переносное значение некоторых словосочетаний, предложений О.С.Ушакова, стр, 27 | |
3 НЕДЕЛЯ Лесные обитатели | Тема: «Лесные обитатели». Цель: формировать представления о лесных обитателях, об их жизни в лесу в зимнее время, о лесниках и их природоохранной деятельности. | Занятие 16. Составление рассказа на темы скороговорок, стр. 70 Учить самостоятельно составлять короткий рассказ на темы скороговорок. Закрепить представления о многозначности слова и словах, противоположных по смыслу; учить образованию форм Р.п. мн.ч. существительных. Учить различать на слух звуки «з» и «ж»; подбирать слова с этими звуками и выделять их на слух из связной речи, произносить изолированные звуки «з» и «ж» протяжно, четко, с различной силой голоса (громко, тихо). Развивать творческие способности в составлении рассказов. Воспитывать интерес к занятию. | Стихотворение С.Михалкова «Дядя Степа» Задачи: формировать умение понимать характер героев произведений. Устанавливать взаимосвязь происходящего с реальностью; развивать способность замечать особенности поэтического строя, языка стихотворения; учить понимать переносное значение метафор, фразеологизмов О.С.Ушакова стр. 29 | |
4 НЕДЕЛЯ Путешествие в Тундру Мир доброты | Путешествие в тундру Задачи: познакомить детей с особенностями природных условий тундры; формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания; развивать способность анализировать. (А.А.Вахрушев, стр. 317) | Занятие 17. Пересказ сказки «Петух да собака», стр. 74 Учить пересказывать сказку без помощи вопросов воспитателя, выразительно передавая диалог действующих лиц. Учить подбирать прилагательные и глаголы к существительным лиса и собака; учить использовать сложноподчиненные и вопросительные предложения; ориентироваться на окончания слов при согласовании существительных и прилагательных в роде; образовывать формы Р.п. мн.ч. существительных. Подбирать слова, сходные по звучанию, в заданном ритме. Развивать диалогическую речь. Воспитывать интерес к русским народным сказкам. | Сказка Д.Родари «Дудочник и автомобили» Задачи: формировать умение понимать характер героев произведений. Устанавливать взаимосвязь происходящего с реальностью; развивать способность замечать особенности поэтического строя, языка стихотворения; учить понимать переносное значение метафор, фразеологизмов О.С.Ушакова стр. 30 | |
ФЕВРАЛЬ | ||||
1 НЕДЕЛЯ Наши четвероногие друзья | Тема: «Наши четвероногие друзья». Цель: формирование представлений о том, что собака – умное животное, предана хозяину, ее можно дрессировать, поэтому собак используют на разных службах, воспитывать интерес к этим животным, учить поддерживать беседу о собаках | Занятие 18. Составление рассказа по картине «Северные олени», стр. 76 Учить составлять сюжетный рассказ по картине, используя свои знания о внешнем виде и жизни животных. Учить подбирать наиболее точные определения при описании внешнего вида животных; активизировать в речи антонимы; упражнять в образовании названий детенышей животных с уменьшительными суффиксами. Уточнить и закрепить правильное произношение звуков «ч» и «ц»; учить различать эти звуки, отчетливо и внятно произносить слова со звуками «ч» и «ц». Развивать умение слушать друг друга. Воспитывать эмоциональное восприятие содержания картины. | Малые фольклорные формы. Пословицы, поговорки, загадки, скороговорки. Задачи: закрепить знания о жанровых особенностях малых фольклорных форм; учить составлять рассказы по пословицам с использованием образных выражений. О.С. Ушакова стр. 31 | |
2 НЕДЕЛЯ Путешествие в тайгу | Обитатели тайги Задачи: познакомить детей с особенностями природных условий тайги; формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания; развивать интерес к познанию природы, поощрять самостоятельные «открытия» (А.А. Вахрушев, стр. 322) | Занятие 19. Составление описательного рассказа на тему «Зима», стр. 79 Учить при описании событий указывать время действия, используя разные типы предложений (простые, распространенные и сложные). Учить подбирать определения к заданным словам; совершенствовать синтаксические навыки, используя ситуацию «письменной речи» (ребенок рассказывать, воспитатель записывает рассказ). Добиваться четкого произнесения слов и фраз, включающих звуки «ц» и «ч», приучать правильно пользоваться вопросительной интонацией, делить трехсложные слова на слоги. Развивать речь как средство общения. Воспитывать эстетическое восприятие зимней природы. | Русская народная сказка «Хаврошечка». Анализ пословиц, фразеологизмов. Задачи: учить понимать целесообразность использования в литературном произведении выразительно-изобразительных средств; обогащать речь фразеологизмами, развивать умение понимать их переносное значение. О.С.Ушакова, стр. 33 | |
3 НЕДЕЛЯ Широкая Масленица | Театры и музеи Москвы Задачи: познакомить детей с самыми известными в Москве, до и во всем мире, Большим театром и Государственной Третьяковской галереей, с правилами поведения при их посещении; приобщать детей к русской национальной культуре; способствовать развитию эстетического вкуса. (А.А. Вахрушев, стр. 344) Широкая Масленица. А.А.Вахрушев стр.261 Задачи: продолжать знакомить детей с русскими народными обычаями и традициями, с видами устного народного творчества. | Занятие 20. Ознакомление с предложением, стр. 84 Дать представление о последовательности слов в речи; ввести термин «предложение»; учить составлять и распространять предложение, правильно «читать» его; закреплять умение называть слова в предложении последовательно и вразбивку. Учить подбирать слова, сходные по звучанию, в заданном воспитателем ритме; учить произносить чистоговорки с разной силой голоса. Развивать слуховую память, связную речь. Воспитывать интерес к изучению родного языка. | Литературная викторина «Наши любимые поэты». Стихотворения А.Барто, С.Михалкова Задачи: систематизировать знания о литературном творчестве А.Барто и С.Михалкова; развивать умение выразительно читать стихотворения; учить придумывать сказки и загадки по предложенному началу на заданную тему. О.С.Ушакова, стр. 34 | |
4 НЕДЕЛЯ Защитники отечества | На экскурсию в Москву (А.А. Вахрушев, стр. 338) Задачи: расширять представления детей о Москве, продолжить знакомство с историческим центром Москвы – Кремлем. Защитники Отечества. Задачи: формирование представлений о Российской Армии, о мужчинах, как защитниках «малой» и «большой» родины, всех слабых людей, воспитание уважения к Защитникам Отечества. А.А.Вахрушев стр.256 | Занятие 21. Пересказ сказки «Лиса и кувшин», стр. 88 Учить рассказывать сказку без наводящих вопросов, выразительно. Объяснить значение слова жать, учить подбирать синонимы к глаголам, составлять предложения с заданными словами, правильно сочетая их по смыслу; учить в игре составлять из отдельных слов предложение; читать предложения после перестановки каждого слова. Учить произносить предложения с разными оттенками интонации (сердитая, просительная, ласковая). Развивать интерес к устному народному творчеству. Воспитывать устойчивое внимание. | Сказка Ш.Перро «Фея» Задачи: учить понимать целесообразность использования в литературном произведении выразительно-изобразительных средств; обогащать речь фразеологизмами, развивать умение понимать их переносное значение. О.С.Ушакова, стр. 36 | |
МАРТ | ||||
1 НЕДЕЛЯ Международный женский день | Международный женский день А.А.Вахрушев стр.258 Задачи: воспитание чувства любви и уважения к женщинам, желания помогать им, заботиться о них; познакомить с историей праздника. «Были дебри, да леса, стали в дебрях чудеса…» Задачи: уточнять и расширять представления детей о том, как в лесу оживает жизнь в весеннее время; трогаются в рост деревья, просыпаются животные, насекомые; весна для всех создает хорошие условия (свет, тепло, пища) (А.А.Вахрушев, стр. 347) | Занятие 22. Составление рассказа по картине «Лошадь с жеребенком», стр. 90 Учить составлять описательный рассказ по картине, используя наиболее точные слова для обозначения цвета, величины. Закреплять в игре умение строить предложение из заданных слов, менять порядок слов в предложении. Формировать умение отчетливо произносить скороговорки в разном темпе и с разной силой голоса. Развивать интерес к миру животных. Воспитывать доброжелательное отношение к рассказам товарищей. | Сказка Д.Родари «Волшебный барабан» Задачи: учить понимать целесообразность использования в литературном произведении выразительно-изобразительных средств; обогащать речь фразеологизмами, развивать умение понимать их переносное значение. О.С.Ушакова, стр. 37 | |
2 НЕДЕЛЯ Смешанный лес | Путешествие в смешанный лес. Задачи: познакомить детей с особенностями природных условий леса; дать детям элементарные представления о лесе, как о зеленом доме растений и животных; формировать у детей представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания; развивать у детей интерес к познанию природы. (А.А.Вахрушев стр.325 С.Н.Николаева стр.53) | Занятие 23. Составление рассказа на тему «Как цыпленок заблудился», стр. 92 Учить самостоятельно продолжать и завершать рассказ, начатый воспитателем. Формировать умение составлять из данного предложения новое путем последовательной замены слов. Закреплять представления о слоге и ударении. Развивать воображение. Воспитывать устойчивый интерес к занятию. | Малые фольклорные формы. Составление сказок по половицам. Задачи: закреплять знания о жанровых особенностях произведения малых фольклорных форм (потешки, песенки, загадки, чистоговорки, пословицы);учить понимать переносное значение образных выражений; формировать выразительность, точность речи. О.С.Ушакова, стр. 38 | |
3 НЕДЕЛЯ Весна в жизни зверей | Тема: «Весна в жизни лесных зверей». Цель: познакомить детей с особенностями природных условий леса; дать представления о лесе как о зеленом доме растений и животных; уточнить правила поведения в лесу | Занятие 24. Составление рассказа на заданную тему, стр. 94 Учить составлять рассказ на тему, предложенную воспитателем; учить сравнивать предметы, точно обозначая словом черты сходства и различия; находить смысловые несоответствия в тексте стихотворения и аргументировать свои суждения. Уточнить значения слов мебель и посуда; учить самостоятельно образовывать названия посуды; формировать умение строить предложения. Развивать интерес к окружающему. Воспитывать речевую активность. | Стихотворение Я.Акима «Апрель» Задачи: учить выразительно читать наизусть стихотворение, самостоятельно подбирать эпитеты, сравнения для образного описания картин весенней природы; развивать умение чувствовать напевность языка, понимать языковые выразительные средства, образную речь. О.С.Ушакова, стр. 40 | |
4 НЕДЕЛЯ В гости к мастерам | Тема: «В гости к мастерам». Цель: познакомить детей с особенностями различных видов народного искусства (городец, хохлома, гжель, дымковская и филимоновская игрушка), с историей возникновения промыслов (Вахрушев А.А. стр.331-335) | Занятие 25. Пересказ рассказа Л.Толстого «Пожарные собаки», стр. 97 Учить связно, последовательно, выразительно пересказывать художественный текст без наводящих вопросов. Учить подбирать по смыслу определения, слова, близкие и противоположные по смыслу; учить составлять предложения-путаницы и заменять слова в этих предложениях. Развивать чувство ритма и рифмы (составление шуток-чистоговорок). Воспитывать эмоциональное восприятие содержания рассказа. | Сказка Д.Родари «Хитрый буратино» Задачи: учить понимать целесообразность использования в литературном произведении выразительно-изобразительных средств; обогащать речь фразеологизмами, развивать умение понимать их переносное значение. О.С.Ушакова, стр. 41 | |
АПРЕЛЬ | ||||
1 НЕДЕЛЯ Мир животных | «Зоопарк России» Задачи: закреплять представления детей о многообразии животного мира России; развивать способности анализировать, делать выводы; дать детям представления о возникновении звука, о его способах передачи и приема и о правилах безопасности при прослушивании звуков. (А.А.Вахрушев, стр. 373) | Занятие 26. Составление сюжетного рассказа по набору игрушек, стр. 91 Учить составлять сюжетный рассказ, выбирая для него соответствующих персонажей (игрушки); давать описание и характеристику персонажей, вводить в повествование диалог. Учить подбирать определения к заданным словам; учить составлять предложения из набора слов с помощью воспитателя и из двух-трех слов – самостоятельно. Учить различать на слух звуки «с» - «сь», «щ» в словах, четко произносить слова с этими звуками. Развивать творческое воображение. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение выслушивать товарищей. | Глава четвертая из сказки А.Милна «Вини-Пух и все, все, все» Цель: развивать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, последовательность событий, придумывать новые эпизоды, названия. О.С.Ушакова, стр. 42 | |
2 НЕДЕЛЯ Неделя космоса | Космическое путешествие. Задачи: расширять и уточнять знания детей о космосе, о профессии – космонавт, о солнечной системе, воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавта. Вахрушев стр. 473 | Занятие 27. Сочинение на тему «Приключения зайца», стр. 101 Учить придумывать сказку по предложенному плану, не отступая от темы, не повторяя сюжетов товарищей. Учить подбирать прилагательные и глаголы к существительному заяц; учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе. Добиваться внятного и четкого произнесения слов и фраз, включающих звуки «с» - «сь», «щ», учить выделять слова с данными звуками из фраз; закрепить представления об ударных и безударных слогах. Развивать память, мышление. Воспитывать умение слушать рассказы других детей. | Знаменитые космонавты (энциклопедия) Задачи: учить понимать целесообразность использования в литературном произведении выразительно-изобразительных средств; обогащать речь фразеологизмами; развивать умение понимать их переносное значение. | |
3 НЕДЕЛЯ Неделя здоровья | Тема: «Неделя здоровья» Цель: закрепить знания детей о здоровом образе жизни; воспитывать сознательное отношение к выбору продуктов питания, умение анализировать свой выбор; развивать творчество, чувство товарищества, взаимопомощь, интерес к полезной пище. | Занятие 28. Составление рассказа на предложенную тему, стр. 103 Учить составлять рассказ, используя предложенный сказочный сюжет. Учить самостоятельно соотносить названия объектов с их изображениями на картинках. Уточнить и закрепить правильное произношение звуков «л» - «ль», «р» - «рь», изолированных, в словах и фразах; учить различать эти звуки в чужой и собственной речи, четко и внятно произносить слова и фразы с данными звуками; учить правильно отгадывать загадки. Развивать творческие способности в составлении рассказов. Воспитывать интерес к занятию. | Стихотворение С.Есенина «Черемуха» Задачи: учить выразительно читать наизусть стихотворение, самостоятельно подбирать эпитеты, сравнения для образного описания картин весенней природы; развивать умение чувствовать напевность языка, понимать языковые выразительные средства, образную речь. О.С.Ушакова, стр.43 | |
4 НЕДЕЛЯ Неделя весны и труда | Тема: «Неделя Земли, весны и труда» Цель: формирование первичных ценностных представлений о труде; воспитание положительного отношения к выполнению трудовых обязанностей; создание «весеннего» настроения. | Занятие 29. Пересказ рассказа Я,Тайца «Послушный дождик», стр. 106 Учить пересказывать текст в ситуации письменной речи (ребенок диктует – взрослый записывает). Подвести к образованию названий профессий исходя из занятий. Активизировать в речи названия профессий и действий; учить называть предметы, необходимые людям той или иной профессии. Развивать умение внимательно слушать педагога и ответы детей. Воспитывать уважение к труду взрослых. | Словацкая народная сказка «У солнышка в гостях» Цель: развивать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, последовательность событий, придумывать новые эпизоды, названия. О.С.Ушакова, стр. 46 | |
МАЙ | ||||
1 НЕДЕЛЯ День Победы Как человек охраняет природу | День Победы Н. Зеленова «Мы живем в России», стр.84 Задачи: углублять знания детей о Российской армии, о мужестве солдат в годы ВОВ, наградах, которые получают защитники отечества в мирное время; учить детей чтить память павших бойцов. Откуда хлеб пришел? Задачи: познакомить детей с некоторыми особенностями выращивания хлеба, с трудом хлебороба в настоящее время; воспитывать бережное отношение к хлебу; сравнить с тем, как это делалось в старину. (А.А.Вахрушев, стр. 371) | Занятие 30. Составление рассказа по картине «Зайцы», стр. 108 Учить составлять рассказ по картине по предложенному плану, включать в рассказ описание внешнего вида персонажей и их характеристику. Учить образовывать существительные от глаголов (продавать – продавец) и прилагательных (веселый – весельчак). Учить определять ударение в двухсложном слове. Развивать интерес к миру животных. Воспитывать организованность, дисциплинированность. | Литературная викторина «Наши любимые книги» Задачи: закрепить знания о прочитанных литературных произведениях, жанровых особенностях сказки, рассказа, стихотворения, произведений малых фольклорных форм; формировать образность речи. О.С.Ушакова, стр. 47 | |
2 НЕДЕЛЯ На каникулы в Москву | Улицы Москвы Задачи: продолжить знакомство с историей и культурой города Москвы; познакомить с историей возникновения названий некоторых улиц города, с изменением их внешнего вида с течением времени; развивать интерес к познанию Москвы, воспитывать уважение к столице; приобщать детей к русской национальной культуре; закреплять умение соблюдать правила безопасности на улице. (А.А.Вахрушев, стр. 351) | Занятие 31. Составление рассказа на тему «Как Сережа нашел щенка», стр. 110 Учить составлять рассказ по предложенному плану, образно описывая место действия, настроение героя. Учить построению сложных предложений в ситуации письменной речи. Давать задания на образование слов – названий профессий. Развивать связную речь, творческую инициативу, выдумку. Воспитывать устойчивый интерес к занятию. | Украинская народная сказка «Колосок» Цель: развивать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, последовательность событий, придумывать новые эпизоды, названия. О.С.Ушакова, стр. 48 | |
3 НЕДЕЛЯ Неделя семьи | Широка страна моя родная (А.А. Вахрушев, стр. 376) Н. Зеленова «Мы живем в России», стр.26 Задачи: закреплять у детей культурно-исторические и географические знания о малой родине, воспитывать толерантность и уважение к традициям, закреплять умение соблюдать правила безопасности. | Занятие 32. Пересказ сказки В.Сутеева «Кораблик», стр. 111 Учить связно рассказывать сказку, выразительно передавать диалоги персонажей; соблюдать композицию сказки. Учить понимать и объяснять смысл поговорок; ориентироваться на звучание грамматических форм, при помощи которых образуются новые слова, подводить к усвоению способов словообразования. Развивать внимание, память. Воспитывать интерес к художественной литературе. | Рассказ Е.Пермяка «Самое страшное» Задачи: учить пересказывать текст в ситуации письменной речи; формировать умение понимать переносное значение фразеологизмов, пословиц и подбирать определения к заданному слову. О.С.Ушакова, стр. 50 | |
4 НЕДЕЛЯ Весна | Тема: «Весна кончается – лето начинается». Цель: закреплять умение сопоставлять, анализировать, делать выводы; развивать самостоятельность, любознательность, умение работать в коллективе. | ДИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
перспективное планирование по развитию речи средняя группа
комплексно-тематическое планирование по развитию речи в средней группе...
Перспективное планирование по развитие речи Старшая группа
Перспективное планирование старшая группаПо лексическим темам...
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ,(средняя группа)
Перспективное планирование на год по развитию речи по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Средняя группа....
Перспективное планирование по развитию речи в группе раннего возраста
Перспективное планирование по развитию речи в группе раннего возраста...
Перспективное планирование по развитию речи. средняя группа
Перспективное планирование по развитию речи. средняя группа...
Перспективное планирование по развитию речи .Старшая группа
Перспективное планирование по развитию речи Старшая группаМесяц Тема ...
перспективное планирование по развитию речи старшая группа
перспективное планирование по развитию речи старшая группа...