Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматического строя речи на тему: Cоставление загадок-описаний о зимующих птицах.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме
Материал занятия направлен на закрепление представлений детей об особенностях внешнего вида и повадках зимующих птиц.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie.docx | 17.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект фронтального занятия по
формированию лексико-грамматического строя речи.
Лексическая тема: Зима. Зимующие птицы.
Тема занятия: Составление загадок-описаний о зимующих птицах.
Цель: закреплять представления детей об особенностях внешнего вида и повадках зимующих птиц.
Коррекционно-образовательные задачи:
- Учить детей составлять загадки-описания с помощью опорной схемы.
- Учить образовывать сложные слова. Упражнять в употреблении существительных в косвенных падежах, в образовании притяжательных прилагательных.
- Упражнять в составлении сложносочиненных предложений с союзом «а».
Коррекционно-развивающие задачи:
- Развивать зрительное внимание, слуховое восприятие, мышление, общую и мелкую моторику, речевое дыхание.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- Воспитывать любовь к живой природе, бережное и заботливое отношение к птицам.
Используемые коррекционно-развивающие технологии:
- Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ).
- Личностно-ориентированная технология сотрудничества «Взрослый - ребёнок»
Оборудование: Игрушка-снеговик; презентация «Зимующие птицы» с заданиями; мяч – «снежный ком»; карточки-схемы для составления сложносочиненных предложений с союзом «а»; схема для составления описательного рассказа о птицах, запись вороньего карканья.
Ход:
1. Организационный момент. Фрагмент презентации «Зимующие птицы»
Логопед: У нас сегодня необычное занятие. Я предлагаю вам отправиться на прогулку в зимний парк. Закройте глаза (Крутись-вертись – в зимнем парке очутись). Открывайте глаза. Ой, ребята, нас кто-то встречает. Кто это? (Снеговик). Снеговик приготовил для нас загадки о своих соседях.
Посмотрите на экран и отгадайте загадки.
2. Уточнение представлений о частях тела птиц.
Логопед: Снеговик приготовил для нас задания. Назовите части тела, которые есть только у птиц. ( Клюв, крылья, перья). На какие части тела зверей и человека они похожи?
3. Образование сложных слов.
Логопед: Снеговик предлагает вам поиграть. Для игры он приготовил снежный ком. На вопрос отвечает тот, кому будет брошен комок.
- Если у дятла острый клев, то он какой?
- У синицы желтая грудка, то она какая?
- У снегиря красная грудка.
- У сороки длинный хвост.
- У совы большие глаза.
- У воробья короткий клюв.
4. Развитие мелкой моторики, образование притяжательных прилагательных.
Логопед: А теперь представим, что наши пальчики – это маленькие птенчики, которые сидят в гнезде. Птенчики будут чистить свои клювики.
Пальчиковая гимнастика (Мизинец правой руки скользит по мизинцу левой руки и т.д.)
Логопед: Снеговик приготовил для нас еще одно задание. В парк пришел художник, решил нарисовать птиц, но свои работы не закончил. Чего не хватает на рисунках? (У снегиря не хватает грудки, у воробья – лапки, у сов – глаз, у вороны – клюва). Индивидуально: Что ты будешь дорисовывать? Чьи глаза ты рисуешь? Какие у совы глаза? и т. п.).
5. Активизация и уточнение глагольного словаря.
Логопед: Стоял снеговик, слушал птичьи голоса, хотел услышать голос каждой птицы, но, кажется, он что-то перепутал. Снеговик говори: « Голубь чирикает». Правильно? Как надо сказать? и т.д.
Логопед: Мы очень помогли снеговику, теперь он будет различать голоса птиц и никогда их не перепутает. (Слышится карканье вороны). А это чей голос?
6. Физминутка.
Вот под елочкой зеленой
Скачут весело вороны:
Кар-кар-кар! (Громко)
Целый день они кричали,
Спать ребятам не давали:
Кар-кар-кар! (Громко)
Только к ночи умолкают
И все вместе засыпают:
Кар-кар-кар! (Тихо)
7. Составление сложносочиненных предложений с союзом «а».
Логопед: Ребята, у снеговика для нас еще одна загадка:
Что за стол среди берез под открытым небом?
Угощает он в мороз птиц зерном и хлебом. (Кормушка)
На слайде появляется кормушка с птицами.
Логопед: Снеговик думает, что все птицы едят только хлеб и зернышки. Так ли это?
Составление предложений по картинкам –схемам.(Каждый ребенок составляет индивидуально).
8. Составление загадок-описаний по опорной схеме
Логопед: Снеговик задавал нам задания. Давайте и мы загадаем снеговику загадки о зимующих птицах, а составить их нам поможет эта схема. (Дет составляют
загадки о любых зимующих птицах. Снеговик не может отгадать, дети помогают).
9. Итог занятия.
Логопед: Трудными оказались ваши загадки для снеговика. Он их запомнит и загадает другим ребятам. А что для вас было трудным на занятии? Что понравилось? А теперь пора возвращаться в детский сад.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей логопедической группе «КАК ДЕТЕНЫШИ В ДЕТСКИЙ САД ХОДИЛИ»
На занятии в игровой форме дети закрепляют знания о домашних животных и их детенышах, учатся использовать в речи падежные конструкции....
КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ в старшей логопедической группе для детей с ТНР Тема: «Ранняя весна».
КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙв старшей логопедической группе для детей с ТНР Тема: «Ранняя весна»....
Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических средств языка. Тема «Профессии».
обобщить знания по теме «Профессии»;обучить диалогической форме обобщения;научить голосом, движениями показывать особенности своих персонажей,формировать навык последовательно и выразительно передават...
Конспект. Фронтальное занятие по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи. «ВОЗДУХ»
Фронтальное занятие по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи. «ВОЗДУХ»Цель: формировать лексико-грамматические категории и связную речь, вызвать у детей интерес...
Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР. Тематический цикл «Дом, квартира, мебель».
Конспект фронтального занятияпо формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР.Тематический цикл «Дом, квартира, мебель»....
Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей логопедической группе «Детский сад для зверят»
Конспект содержит игровые упражнения, направленные на формирование лексико-грамматических представлений....