КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ в старшей логопедической группе для детей с ТНР Тема: «Ранняя весна».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Зимина Инна Александровна

 

КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ

в старшей логопедической группе для детей с ТНР

 

Тема: «Ранняя весна».

 

 

                                         Учитель – логопед:

                                                        ЗИМИНА

                              ИННА  АЛЕКСАНДРОВНА

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ

в старшей логопедической группе для детей с ТНР

                                         Учитель – логопед:

                                                        ЗИМИНА

                              ИННА  АЛЕКСАНДРОВНА

Тема: «Ранняя весна».

Программное содержание:

Активизировать словарь, уточнить и закрепить знания детей о весенних явлениях в природе: время года, названия весенних месяцев, характерные признаки  весны; закрепить умение образовывать уменьшительно-ласкательные существительные, существительные множественного числа; составлять  распространённые предложения, рассказ о весне по картинно-графическому плану;  развивать внимание, память, мышление.

Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование:

Демонстрационный материал — картинно-графический план, картинки

 по теме: «Весна».

                                                        Ход занятия:

1.        Организационный момент.

—        Сядет тот, кто повторит ряд слов:

греет, светит, тает;

скворец, грач, ласточка;

капает, журчит, набухает;

    деревья, почки, листочки;

    теплый, яркий, солнечный;

    ручей, дождь, капель;

    распускается, бежит, плывут;

    сосулька, вода, лужа;

    лежит, бежит, журчит;

    солнечно, ярко, тепло;

    набухает, появляется, распускается;

    снег, солнце, сосулька;

    капель, лужа, ручей.

  1. Отгадывание загадок.

Белое одеяло

Всю землю одевало.

     Весной солнце припекло.

     Одеяло потекло.

                                   (Снег.)

 Бегут, звенят, в речку хотят.

                                               (Ручьи.)

Желтый мяч на голубом платке катается,

Людям улыбается.

                                        (Солнце.)

Белая морковка вниз головой повисла.

                                                   

                                                   (Сосулька.)

     Домой прилетают,

Гнезда свивают,

Песни распевают,

Лето поджидают.

                               

                                (Птицы.)

3.        Дидактическая игра «Скажи ласково».

Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом:

 ручей — ручеек                                     облако - облачко

 лужа —  лужица                                     куст - кустик

 снег —  снежок                                       сосулька - сосулечка

 солнце — солнышко                             ветка - веточка

 дерево — деревце                                   пень - пенёк

 почка — почечка                              лист - листик

 туча —  тучка                                   река - речка

4.Дидактическая игра «Скажи чего много».

Образование существительных множественного числа:

лужа — лужи, много луж                          куст – кусты, много кустов

     капель —  капели, много капели             пень – пни, много пней

снег —  снега, много снега                        лист – листья, много листьев

туча — тучи, много туч                              облако – облака, много облаков

     дерево — деревья, много деревьев           ветка – ветки, много веток

ручей — ручьи, много ручьёв                  рек – реки, много рек

проталина — проталины,  проталин       сосулька – сосульки, сосулек

почка – почки , почек                                лужа – лужи, много луж

5.        Физкультминутка.

На лужайке поутру

Мы затеяли игру.

Я — подснежник, ты — вьюнок.

Становитесь в наш венок.

Раз, два, три, четыре -

Раздвигайте круг пошире.

А теперь мы ручейки,        

побежим вперегонки.

Прямо к озеру спешим,

Станет озеро большим.

Становитесь в круг опять —    

Будем в солнышко играть.

Мы — веселые лучи.

Мы резвы и горячи.

        6. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе.

Подобрать эпитеты к словам:

Солнце – (какое?) тёплое, яркое, ласковое, лучистое, светлое.

Небо – голубое, прозрачное, высокое, лазурное.

Погода – весенняя, тёплая, солнечная, приятная.

Снег – мокрый, рыхлый, мягкий, талый, растаявший.

Ручей -  быстрый, шумный, прозрачный, прохладный, весёлый.

Туча -  тяжёлая, тёмная, серая, дождевая, низкая.

7. Подбора антонимов к словам.

 тепло — холодно                                   весело - грустно

дождливо — солнечно                            высокая - низкая
пасмурно — ясно                                    холодный - тёплый

длинный — короткий                             мокро - сухо

 сухой — мокрый                                     низко - высоко

8. Составление предложений с предлогами.

С крыши капают сосульки.

На деревьях появляются почки.

На небе нет ни туч, ни облаков.

Солнце появляется на небе чаще.

На земле появляются проталины.

Ручейки сбегают в реку.

9.        Работа по картинно-графическому плану.

- Какое сейчас время года?

-  После какого времени года наступает весна?

- Как называется первый месяц весны? Второй? Третий?

                                  (Логопед вывешивает картинно-графический план.)

—        Что происходит с солнцем?

(Чаще появляется, греет, припекает, ярко светит.)

- Какое небо весной?

( Небо голубое, высокое, чистое. Облака легкие, белые.)

- Что происходит с деревьями?

(Деревья оживают, просыпаются.

 Почки начинают набухать.)

- Расскажите про снег, сосульки.

(Снег тает, темнеет, появляются сосульки. Днем с них
капает вода.)

- Как называется это явление в природе?

                                        (Капель.)
-
Какой день весной?

          (Длиннее день, а ночь короче.)

-  Ночью еще холодно, морозно.

-  Что происходит с птицами и животными?

(Прилетают грачи. Просыпается медведица, у нее появляется детеныш.

 Заяц, лиса, белка, волк — линяют.

 Просыпаются еж, барсук.)

- Все эти явления происходят весной.

  1. Составление рассказа детьми по картинно-графическому плану.

                                                        Примерный рассказ.

Наступила  весна. Весной солнце появляется чаще, греет теплее. Небо весной голубое, высокое, чистое. Облака на небе легкие, пушистые, перистые (как перышки).

 Деревья весной просыпаются. На деревьях появляются почки, листочки. Почки зеленые, липкие, пахучие.

Земля весной оттаивает. Она рыхлая, теплая, мягкая. Трава весной молодая, светло-зеленая, шелковистая.

Весной прилетают птицы. Птицы поют, чирикают, щебечут, вьют гнезда, ищут корм.

 Просыпаются весной звери. Они линяют, прыгают, бегают, ищут пищу.

 Люди рады весне. Они надевают весеннюю одежду, копают, сеют и сажают.

11.         Итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия по совершенствованию лексико - грамматической компетенции в подготовительной к школе группе для детей с ОНР

Фронтальное занятие по совершенствованию лексико - грамматической компетенции в подготовительной к школе группе для детей с ОНР...

Тематическое планирование по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей логопедической группе у детей с ОНР

Примерное тематическое планирование игр,упражнений по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей логопедической группе у детей с ОНР....

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей логопедической группе по теме “Морские обитатели”.

Конспект  занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей логопедической группе по теме  “Морские обитатели”.Цель занятия: активизировать лексических запас слов у дете...

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей логопедической группе «В гостях у сказки»

 Цель: формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.  Задачи: -коррекционно-образовательные: учить употреблять существите...

Методическая разработка Конспект фронтального занятия по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в разновозрастной логопедической группе для детей с онр по теме "Космос"

ЦЕЛЬ: уточнение и расширение словарного запаса по теме. КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:Совершенствовать умение изменять существительные по числам.Формировать умение согласовывать существител...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей логопедической группе «Человек. Наше тело»

Оборудование: предметные картинки (мальчик, парень, мужчина, дедушка, девочка, девушка, женщина, бабушка); изображение человека, мяч....