«Дорогою добра в поисках лепестков цветика - семицветика»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Дьячкова Инга Александровна

Познакомить детей со сказкой  В. Катаева «Цветик- семицветик».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_razv._rechi_douno8.docx16.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №8 «Аленький цветочек»

Конспект регламентированной образовательной  деятельности   по речевому  развитию в старшей группе.

«Дорогою добра в поисках лепестков  

           цветика-семицветика»

       по сказке В.Катаева «Цветик-семицветик».

Воспитатель: Дъячкова И.А.

                                            г.Выкса          АПРЕЛЬ  2016г.

 

ЦЕЛЬ:

Продолжать знакомить детей со сказкой  В.Катаева «Цветик- семицветик».

ЗАДАЧИ:

1.Развивать монологическую форму речи.

2.Развивать умение поддерживать беседу.

3.Совершенствовать умение пользоваться сложными предложениями.

4.Формировать умение оценивать свои поступки и поступки сверстников.

5.Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость.

Форма проведения: путешествие по сказке В.Катаева «Цветик-семицветик».

Предварительная работа: Чтение произведения В. Катаева «Цветик- семицветик», пересказ, рассматривание иллюстраций. Заучивание волшебных слов из сказки. Драматизация отрывков из сказки. Закрепление правил поведения в обществе и культуры общения со сверстниками. Заучивание пословиц о добре. Беседы о добре и зле. Беседы о вежливых словах. Просмотр мультфильма по одноименной сказке. Изготовление наглядных средств используемых на РОД.

Средства: шарик с письмом, 7 карточек с опорными иллюстрациями к сказке «Цветик-семицветик»(путеводитель), колокольчик, лепестки , стебель с грустным выражением лица (улыбка съемная), ваза, баранки, бейсболка, магнитная доска с магнитами, две накидки, муляжи продуктов, фартук и шапочка для продавца, цветики-семицветики( по количеству гостей), живой голубой цветок в горшке.  

Музыкальное оформление: фонограмма песни «Дорогою добра»(М.Минков — Ю. Энтин), песня «Доброта» из м/ф «Барбарики», фонограмма «Вьюга».

Способы: беседа по сказке, обогащение словаря(введение новых слов в словарь), вопросы, поощрения, рассказывание детьми, составление схемы последовательности сказки, активное пересказывание с использованием жестов, драматизация отрывка, тактильная игра, динамическое упражнение по словам из сказки, просмотр отрывка из мультфильма «Цветик-семицветик», сюрпризный момент.

Методика проведения:

    Звучит запись песни «Дорогою добра» (М.Минков — Ю. Энтин). Входят дети. Здороваются сами.   Встают полукругом.

Воспитатель: Добрый день, дорогие дети и взрослые! Мы сегодня не одни, к нам пришли гости.  Я очень рада видеть вас и ваши добрые лица! Посмотрим  друг на друга и улыбнемся!

Психологический настрой. «Цепочка дружбы».

Воспитатель:  Дети, встанем   в круг, настроимся на дальнюю дорогу! Потрите ладони, почувствуйте тепло! Представьте, что между ладонями у вас маленький шарик, покатаем его!

- А теперь поделимся теплом друг с другом: протяните ладони соседям. У нас получилась «цепочка дружбы»!  Улыбнемся друг другу, улыбнемся гостям !

- Молодцы, вы оказали внимание гостям, а теперь, пожалуйста, внимательно выслушайте меня. Сегодня такой прекрасный день и я приготовила вам сюрприз. Хотите узнать, какой?

Дети: Да! Конечно!

Воспитатель: Ну, тогда смотрите! (Снимает накидку , открывает стебель с грустным лицом, на котором не все лепестки). Ой, что же случилось  с  нашим цветочком?!

Дети:  цветочек где-то потерял свои лепестки и очень грустит.

Воспитатель:А из какой сказки может быть этот цветок, вы догадались?

Дети: Да! Из сказки «Цветик – семицветик»!

Воспитатель: Кто является главным героем этой сказки?

Дети: Главный герой- девочка Женя.

Воспитатель: Почему это сказка, как вы думаете?

Дети: Потому что там есть волшебство ( волшебница-старушка, волшебный цветок).

Воспитатель: Ребята, наша сказка авторская. Как вы думаете, что такое авторская сказка?

Дети: Это та сказка, которую написал писатель, автор...( Ответы детей).

Воспитатель: А какой автор написал сказку «Цветик-семицветик»?

Дети: Эту сказку  написал Валентин Катаев.

Воспитатель: Ребята, а мы сможем помочь Цветику-Семицветику?

Дети: Да. (Хором).

Звенит колокольчик.

Выплывает воздушный шарик с письмом.


Воспитатель: Вот это да! Сюрпризы не закончились! (Отвязывает письмо и читает его).

Воспитатель: Дети-это волшебное письмо! Просто так я вам его не смогу прочитать! Здесь сказано, отдать его детям, которые знают волшебные слова. (Хитро) А вы знаете такие слова?

Дети: Да, знаем!

Дети: Здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер, как поживаете!

Воспитатель: Когда мы прощаемся, мы говорим …?

Дети: Всего хорошего, до скорой встречи, до свидания, будьте здоровы, спокойной ночи!

Воспитатель: А когда вас ругают за шалости, вы говорите …?

Дети: извините, простите меня, пожалуйста!

Воспитатель: А если нам надо что-то попросить и поблагодарить, мы говорим…?

Дети: Будьте любезны, будьте добры, разрешите, пожалуйста, прошу вас, благодарю вас, очень вам признательны!

Воспитатель: Молодцы ребята, знаете «волшебные слова»!

Воспитатель:(Осматривает конверт ) …(Вскрывает письмо и читает)

 «Дорогие ребята!

Я знаю, что вы любите сказки! Но случилась беда: сильный северный ветер разбросал лепестки Цветика-семицветика. Помогите, пожалуйста, их найти. Подсказка у вас в конверте, на карточках с картинками. Дружественный южный ветер принес их к вам. Расставьте карточки в той последовательности, как идет сказка. Это и будет ваш путеводитель. Если вы сделаете все правильно, то соберете потерянные лепестки и поможете цветику-семицветику.

С благодарностью. От волшебницы цветочного сада.

Воспитатель: А сейчас, ребята, вспомним сказку «Цветик-семицветик» и правильно расставим карточки с картинками.

(Дети раскладывают карточки одну за другой, вспоминая и описывая события из сказки)

Воспитатель: Какие вы молодцы, как хорошо вы знаете сказку, правильно расставили картинки, а они нам подскажут цвет лепестков. Теперь посмотрим на наш путеводитель и подумаем, куда мы отправимся сначала, чтобы найти наши потерянные лепестки?

Дети: В «Булочную», там мы найдем желтый лепесток!

Воспитатель: Верно!

(Идут в уголок «Магазин».Возле уголка стоит стол, на котором оформлен мини-прилавок с атрибутами для игры в «Магазин» и муляжами продуктов)

Воспитатель: Продукты люди покупают чаще всего в магазине и наша Женя тоже была в магазине (Выбирает продавца и покупателя).

Воспитатель: Алина с Машей нам покажут, как вежливо себя вела Женя в «Булочной» и мы с вами вспомним, что же она там купила.

(Выбранный ребенок одевает фартук и головной убор продавца и встает за прилавок. Ребенок-покупатель получает «деньги» для оплаты товара.)

(Драматизация отрывка из сказки).

Воспитатель: Дети правильно вспомнили отрывок из сказки?  

Дети: Да, они были вежливые: покупатель поздоровался с продавцом, поблагодарил за проданный товар. Маша правильно назвала все баранки, которые покупала Женя в сказке.(Анализ детей).

Воспитатель: Вы все сделали правильно, поэтому  наш первый желтый лепесток нашелся!

Воспитатель: Ребята, вернем этот лепесток нашему цветику .(Дети крепят лепесток к цветку.)

Воспитатель: Заглянем в путеводитель, что же нас ждет дальше? 

Дети: Дальше мы отправимся домой, к девочке Жене.

Воспитатель: Какие волшебные слова произносила девочка Женя, что бы вернуться домой?

Физкультминутка.

Лети, лети лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-моему вели!

(Дети идут в кукольный уголок, где стоит столик, на котором ваза.)

Воспитатель: А что же случилось с Женей дома?  

Дети: Женя разбила вазу, не сказала об этом маме и обманула ее.

Воспитатель: Как вы думаете, это какой поступок и почему?

Дети: Женя ведь понимала, что поступила нехорошо, и все равно не призналась маме.

Ответы детей: Этот поступок Жени плохой, она поступила не правильно!

Воспитатель: Ребята, а как бы вы поступили?

Ответы детей: Я бы признался маме и попросил прощения...

Воспитатель: А как вы думаете, где здесь может быть спрятан второй лепесток?

(Дети находят второй лепесток под вазой)

Дети: Мы нашли лепесток красного цвета.

Воспитатель: Вернем и его нашему цветочку. (Крепит лепесток к стеблю).

Воспитатель: Куда теперь мы держим путь?(Подходят к путеводителю).

Дети: На Северный полюс!

Звучит фонограмма «Вьюга».

Воспитатель: А, что произошло с нашей Женей на Северном полюсе, кто помнит?

Дети: Женя на Северном полюсе встретила моржа и семь белых медведей один другого страшней, а самого большого Женя очень испугалась.

 Воспитатель: Ребята, а какие лепестки на Северном полюсе использовала Женя?

Дети: Она использовала лепестки синего и зеленого цвета, а они есть на нашем цветочке.

Воспитатель: Молодцы! Ребята, обидное, злое слово леденит душу и охлаждает дружбу. Давайте,«согреем» друг друга ласковым, теплым словом и сыграем в игру .

Игра «Передача добра»

Дети становятся в круг, гладят друг другу ладони, говорят добрые слова и комплименты, называя друг друга по имени ласково.

Воспитатель: Теперь мы убедились, что ласковое, доброе слово согрело нас.

Воспитатель: Куда же нам теперь? ( Подходят к путеводителю).

Дети: К игрушкам! Возвращаемся домой! Это оранжевый лепесток, он есть у цветка.

Воспитатель: Ребята, кто хочет рассказать про оранжевый лепесток?

Дети: Во дворе Женя встретила девочек с игрушками и её взяла досада.    Она загадала, чтобы все игрушки, какие есть на свете, были мои! (Рассуждение детей...).

Воспитатель: Ребята, а о чем нам расскажет фиолетовый лепесток?

Дети: Женя отказалась от игрушек и ей пришлось потратить на это фиолетовый лепесток. Она посмотрела на свой цветик-семицветик и говорит, что шесть лепестков потратила и никакого удовольствия не получила. 

Воспитатель: Ну что же, желания Жени исполнились!

Ребята, посмотрите, сколько лепестков у нашего цветика-семицветика и сколько осталось нам найти?

Дети: У цветика шесть лепестков, осталось найти один!

Воспитатель:(Обращает внимание детей на бейсболку)  Смотрите, что это? Дети: Это бейсболка.

Воспитатель: Кому бы она могла принадлежать?

Дети: Наверное, Вите, мальчику из сказки «Цветик-семицветик».

Воспитатель: А кто хочет нам рассказать, что случилось с Витей и Женей в сказке?

Дети: В сказке Женя встретила красивого мальчика Витю. Он болел и не мог играть с Женей, поэтому она решила совершить добрый поступок.

Воспитатель: Ребята, у нас в группе есть волшебный экран, на котором герои из сказок оживают и мы сейчас посмотрим, правильно ли вы вспомнили отрывок из сказки.

Просмотр отрывка из мультфильма «Цветик-семицветик».

Воспитатель: Ребята вы все правильно рассказали! А, что же было дальше?

Дети: Женя загадала, что бы Витя был здоров! Женя потратила на это желание свой последний лепесток…

Воспитатель: А, как вы думаете, правильно ли поступила Женя? (Ответы детей).

Дети находят голубой лепесток и крепят его на цветок. (Дети садятся на стульчики)

Воспитатель: Ребята, мы справились со всеми заданиями, нашли все лепестки и наш цветок улыбается. Наш цветик-семицветик больше не грустит, а радуется(перевернуть ротик цветка на улыбку).

Воспитатель: Женя только голубой лепесток потратила на доброе дело. Ребята, а на что вы потратили бы последний лепесток волшебного цветка? (Ответы детей).

 (Идет обсуждение «Добро всегда возвращается»). 

Воспитатель:  Ребята, есть такое добро, которое нельзя услышать и потрогать – это доброе сердце и душа. В народе это ценилось превыше всего, и о таких людях слагались пословицы и поговорки. А вы знаете какие-нибудь пословицы о добре?

Дети поднимают руки и по очереди произносят пословицы о добре:

Доброе дело два века живет.

Доброму везде добро.

Добро не лихо, ходит тихо.

Добро не горит, не тонет.

Добро творить — себя веселить.

Воспитатель: Ребята, наш цветик-семицветик ожил. Вот такой цветочек добра появился у нас в группе от ваших добрых поступков, мы будем за ним ухаживать в нашем уголке природы. 

Воспитатель: Ребята, наше путешествие подошло к концу, но мы путешествовали с вами не одни, а с нашими гостями. Мы хотим подарить и им частичку доброты: наши цветики-семицветики, которые мы сделали своими руками.

Звучит песня «Доброта». (Дети дарят цветы гостям).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "В поисках цветика-семицветика"

Возрастная группа: старшая.Тема НОД: «В поисках цветика-семицветика»Ведущая образовательная область: познавательное развитие.Цель: создание условий для формирования элементарных математических пр...

Конспект НОД по ФЭМП "В поисках лепестков цветика-семицветика" (подготовительная группа)

Развивать интерес детей к математическим знаниям в процессе игровой деятельности....

Конспект НОД по математике старшая группа. Волшебное путешествие в поисках лепестков цветика – семицветика.

Цель. Продолжать формировать элементарные математические представления.Задачи:Обучающие: совершенствовать навыки счета в пределах семи. Совершенствовать знания о геометрических фигурах. Закреплять зна...

ООД "Дрогою добра в поисках лепестков цветика - семицветика

Конспект занятия в стршей группе по познавательному развитию...

Конспект занятия «Дорогою добра по сказке «Цветик-Семицветик»

Елена РазуваеваКонспект занятия «Дорогою добра по сказке «Цветик-Семицветик»“Дорогою добра по сказке Цветика-Семицветика”Цель: Формирование нравственного воспитания детей...

Библиотечное детективное расследование "В поисках лепестков Цветика-Семицветика" (к юбилею В. П. Катаева)

Конспект данного занятия может быть использована в работе воспитателей дошкольных образовательных учреждений, учителей начальных классов, библиотекарей образовательных учреждений в целях воспитания лю...

Интеллектуальная игра-викторина «Потерянные лепестки Цветика-Семицветика» по ФЭМП (подготовительная группа)

Интеллектуальная игра-викторина «Потерянные лепестки  Цветика-Семицветика» по ФЭМП (подготовительная группа)Программное содержание: Закрепить навыки количественного и порядкового...