Занятие: "Придумывание сказок на самостоятельно выбранную тему по плану на основе технологии ТРИЗ-РТВ метод символическая аналогия с использованием ЭОР".
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Мастяева Ольга Владимировна

Из своего опыта работы по развитию речи у детей дошкольного возраста, я пришла к выводу, что используя технологию ТРИЗ-РТВ, а именно метод "символическая аналогия", можно обогатить речь и приобщить детей к словестному творчеству. Придумывание сказок детьми развивает воображение, фантазию, речевое творчество, что безусловно принесет огромную пользу для дальнейшего развития и обучения детей.  А для закрепления знакомых сказок с детьми, мною разрабатываются игры на основе методо ТРИЗ-РТВ для интерактивной доски. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

АНО ДО «Планета детства «Лада»

Детский сад № 122 «Красное солнышко»

Конспект отрытого занятия по развитию речи

с использованием методов ТРИЗ – РТВ и ЭОР

в подготовительной группе

Тема: «Придумывание сказок на самостоятельно выбранную тему по плану на основе технологии ТРИЗ – РТВ метод символическая аналогия с использованием ЭОР»

                                                                           Воспитатель: Мастяева Ольга

                                                                                                Владимировна

                                           

г. Тольятти, 2016г.

 

Тема: «Придумывание сказки по символической аналогии».

Программное содержание:

1. Упражнять детей в сочинении сказок по алгоритму составления сказки описательного типа (метод символическая аналогия), формировать умение выстраивать рассказ по плану.

2. Прививать интерес детей к словесному творчеству, развивать речь, умение образно выражать свои мысли, чувства, переживания  в собственных сочинениях, используя яркие речевые эпитеты и обороты.

3. Используя метод мозгового штурма активизировать мыслительную и познавательную деятельность детей, д/и «Разминка», закрепить знания о содержании знакомых сказок в игре «Вспомни сказки».

4. Формировать способность к рефлексии, умение сопереживать, передавать свое отношение к героям, положительное или отрицательное, делать вывод.

Оборудование, дидактические пособия, видеоматериалы:

1. Схема – план сочинения сказок по методу символической аналогии.

2. Книги и иллюстрации к сказкам.

3.Интерактивная доска с презентацией «Вспомни сказки».

Структура НОД, методы, приемы:

1. Водное слово – предложить детям вспомнить, как заканчиваются сказки.

У А.С. Пушкина сказки заканчиваются: «Я там был мед пил – и усы лишь обмочил» или «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок».

Предложить рассказать, как они это понимают, подвести к выводу, что все сказки чему-то учат людей, например: «Добро всегда побеждает зло».

2. Видео презентация: «Вспомни сказки».

(Дети расставляют картинки по своим местам на интерактивной доске).

 

3. Предложить поиграть в игру «Разминка», используя метод мозгового штурма, дети должны ответить на проблемные вопросы по сказкам и найти правильную книжку к ним в группе:

Д/игра «Разминка»

1. Всем людям, кажется, что имя этой сказочной героини очень красивое. Но оказывается, оно произошло, от какого-то грязного вещества, которое получается когда зажигают костер. О ком идет речь?  

2. Имена трех поросят начинались именно с этой буквы, какая это буква?

3. Как звали трех медведей из сказки А. Толстого «Три медведя»?

4. Как начинается сказка А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»?

5. Как называется сказка итальянского писателя, где все герои – фрукты и овощи?

Значит, героями сказки могут быть не только люди, животные, но и различные предметы, которые в сказках, в отличие от рассказа, оживают и могут говорить и двигаться.

 

4. Физкультминутка - «Шел король по лесу».

Дети делятся по гендерному признаку: мальчики – короли, девочки – принцессы.

«Шел король по лесу, по лесу, по лесу» - дети ритмично шагают, проговаривая слова, дальше совершают движения по тексту.

«Нашел себе принцессу, принцессу, принцессу» - встают парами, берут друг друга за руки и двигают ими в право, в  лево.

«Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем и ножками подвигаем, подвигаем, подвигаем» - дети прыгают и машут левой и правой ногой, стоя на одной ноге.

«И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем, и стопами потопаем, потопаем, потопаем. Давай с тобой покружимся, покружимся, покружимся и навсегда подружимся, подружимся, подружимся» - обнимают друг друга.

5. Предложить детям придумать свои сказки по схеме и плану,

Для составления сказок с детьми используем метод символической аналогии, на основе которой разработан алгоритм составления сказки описательного типа:

1. Выбор,  какого – либо героя в детском возрасте.

2. Описание его увлечений, влияния ближайшего окружения, в результате чего у героя появляется интерес к какому – либо роду деятельности и желание этим заниматься.

3.  Описание становления взрослого человека, который хорошо делает своё дело.

4.  Порча,  кем – либо дела героя.

5. Решение творческих задач героя.

6.  Продолжение главного дела.

7.  Вывод жизненного правила, связанного с целеустремленностью, настойчивостью, преодолением трудностей.

8.  Название сказки и воспроизведение шагов ее создания.

Дети называют название своей сказки и рассказывают её по алгоритму. Напоминаем детям, что нужно придумать новую сказку, а не свою любимую.

6.Рефлексия. Предложить детям выбрать наиболее интересную сказку.   «Какая сказка понравилась больше и почему?»

7. Домашнее задание: предложить всем детям записать свои сказки вместе с родителями.

Миша Б. составил по алгоритму составления сказки описательного типа вот такую сказку о шариковой ручке, которую назвал «Волшебная ручка»:

Жила была шариковая ручка. У неё было много друзей, шариковых и гелевых ручек. У ручки был стержень с тушью и шарик, которым пишут,  пластмассовый корпус желтого цвета и колпачок зеленого цвета. Но она была не простая ручка, а волшебная, когда ею писали, то она не оставляла следы чернил на бумаге, а появлялось все написанное только через семь минут.

Однажды хозяин хотел, что-то подписать, но не смог, он забыл, про её волшебство и убрал её в дальний ящик. Кроме этого у него появилась новая современная ручка стилус, для планшета. Он постоянно пользовался им, а о других ручках совсем забыл. Поэтому все ручки убежали от него в страну «Забытых вещей», где жили старинные перьевые  ручки.  

И вот хозяину опять понадобилось подписать важный документ, но стилусом писать на бумаге нельзя.  Волшебная ручка пожалела своего хозяина и нашлась. Хозяин стал подписывать документ ею, но ничего не увидел, стал искать другие ручки, но конечно не нашел их. А когда он посмотрел на лист бумаги, там оказалась его роспись.  

 Тогда хозяин понял, что всегда стилусом пользоваться нельзя. Он поблагодарил ручку и поставил её на почетное место.

 

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Развитие творческих способностей дошкольников в процессе обучения и воспитания на основе технологии ТРИЗ".

В  наше  время  можно наблюдать быстрое развитие технического  прогресса. Быстро   меняющаяся   жизнь  заставляет   нас  пересмотреть свое о...

РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ

Данный материал представляет собой методическую разработку по проблеме использования инновационных технологий в реализации рабочей программы в ДОУ....

Мастер - класс "Формирование у дошкольников пространственного ориентирования на основе технологии ТРИЗ – РТВ."

Формирование у дошкольников пространственного ориентирования на основе технологии ТРИЗ – РТВ.2 слайд:Целью моего мастер-класса является - знакомство педагогов с технологией ТРИЗ. При подготовке мастер...

НОД по развитию речи в старшей группе: "Составление сказки по мотивам стихотворения К.И. Чуковского "Мойдодыр" с использованием метода ТРИЗ символическая аналогия с использованием ЭОР ".

Занятие посвящено знакомству детей через творчество К.И. Чуковского,  с навыками ЗОЖ и культуре гигиены с использованием методов ТРИЗ-РТВ. Приурочено к 100 летю со дня рождения писателя в 2016 го...

План по самообразованию «Технология ТРИЗ как средство развития познавательного интереса дошкольников"

В данном плане представлена сетка занятий по месяцам по теме «Технология ТРИЗ как средство развития познавательного интереса дошкольников"...

Совместная деятельность (взрослый – ребёнок) с использованием метапредметного подхода в познавательно - коммуникативном развитии детей с ОНР по теме: «Берёзовый сок» на основе технологии А. Савенкова «Учебное исследование"

Цель:- получение нового знания о берёзовом соке для решения проблемы.Задачи:- преобразование вопроса в ответ, «незнания» в «знание»;- применение алгоритма исследовате...