Совместная деятельность (взрослый – ребёнок) с использованием метапредметного подхода в познавательно - коммуникативном развитии детей с ОНР по теме: «Берёзовый сок» на основе технологии А. Савенкова «Учебное исследование"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Почитаева Людмила Викторовна

Цель:

- получение нового знания о берёзовом соке для решения проблемы.

Задачи:

преобразование вопроса в ответ, «незнания» в «знание»;

применение алгоритма исследовательской деятельности по А. Савенкову (алгоритма познания);

решение проблемы (разрешение трудности);

- развитие связной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx27.49 КБ

Предварительный просмотр:

Метапредмет:  «проблема».

Технология: использование методики исследовательской  работы с детьми дошкольного возраста.

Субъект: ребёнок в роли исследователя.

Предпосылка: познавательная, коммуникативно – речевая потребность: выяснить что такое берёзовый сок, когда и как он появляется; научиться составлять монологическое сообщение (доклад) о проведении исследования.

Источник: проблемная ситуация

Цель: получение нового знания о берёзовом соке для решения проблемы.

Объект: вещество и процесс появления берёзового сока.

Процесс исследования: преобразование вопроса в ответ, «незнания» в «знание».

Способ исследования: применение алгоритма исследовательской деятельности по А. Савенкову (алгоритма познания).

Результат: решение проблемы (разрешение трудности).

Продукт: новые знания об объекте: берёзовый сок – это вещество, возникающее в процессе сокодвижения в коре берёзы весной до распускания почек.

Подробный сценарий

I.Этап видения трудности (проблемы)

- Ребята, я сегодня утром зашла к детям в младшую группу и увидела, как девочка Маша угощала всех детей берёзовым соком, который принесла из дома. Все ребята с удовольствием пили его, но мальчик Миша отказался, он сказал: «Я не пью деревянный сок. Ведь берёза – это дерево, у которого нет ни плодов, ни ягод. Значит это деревянный сок». «Это фруктовый сок», - возразила Маша. Но мальчик не стал её слушать. Не смогла девочка объяснить ему, что берёзовый сок можно пить. Расстроилась Машенька и  отошла в сторону.

- Вот такой случай произошёл сегодня.

- Как вы думаете, кто же из детей прав? (Ответы детей)

–В чём вы видите трудность в их споре? (Предположения детей).

- Вы бы хотели им помочь? (Ответы детей)

- Как можно помочь детям в этой не простой ситуации? (Предположения детей)

- Верно, можно провести исследование. Но для начала, давайте вспомним всё, что нам известно о берёзовом соке? (Ответы детей)

- Мне кажется, что этих знаний будет недостаточно, чтобы решить проблему. Я предлагаю вам создать карту помощи (план действий), в которой мы отметим всё, что хотим узнать о берёзовом соке.

II.Этап постановки цели

        Учитель - логопед выставляет на мольберт ватман, посередине которого расположена картинка с изображением банки берёзового сока. 

- Ребята, что бы вы хотели узнать о берёзовом соке? (Предположительный ответ: Когда появляется берёзовый сок? Какой он на вкус?.....) 

- Хорошо, отметим это на нашей карте определённым знаком. (Взрослый приклеивает карточку – символ на ватмане напротив банки с берёзовым соком). Таким образом, заполняется вся карта.

Перечень пунктов, изображённых на карте:

  • Когда появляется берёзовый сок? (Изображение сезонов).

  • Каким способом можно его получить? (Изображение инструментов).

  • Какого он цвета? (Изображение палитры).

  • Какой он на вкус? (Изображение языка).

  • Чем он полезен? (Изображение баночки с витаминами).

III.Этап сбора информации

- Ребята, посмотрите, какая у нас получилась необычная карта – план наших целей. Сколько всего интересного с её помощью мы можем узнать о берёзовом соке.

- Каким способом мы сумеем собрать всю эту информацию? Где её можно найти?

Учитель - логопед обращает внимание детей на уже заполненную демонстрационную модель алгоритма – «фартук» (карта помощник).

 Дети называют поочерёдно критерии получения информации:

  • можно спросить у взрослого; 
  • поискать в книге; 
  • узнать информацию в интернете.

- Я предлагаю вам распределить между собой, каким образом каждый из вас будет находить информацию о берёзовом соке.

        Дети самостоятельно договариваются о способах получения информации. При этом каждый ребёнок выбирает свой источник приобретения новых знаний о берёзовом соке.

- Прежде, чем перейти к проведению нашего исследования, скажите, как вы думаете, сколько нам понадобится времени для сбора всей необходимой информации? (Ответы детей)

- Я с вами согласна, что несколько дней нам будет достаточно.

IV.Этап обмена информацией (после истечения 2 – 3  дней).

- Ребята, время окончания нашего исследования истекло. Каждый из вас нашёл много полезной информации о берёзовом соке. Я предлагаю вам по очереди рассказать о проделанной работе.

        Каждый ребёнок представляет полученные знания.

V. Этап обобщения

- Много нового мы услышали  о берёзовом соке. Вся эта информация очень интересная и полезная. Но нам с вами необходимо выбрать  важную, которая, без сомнения, поможет убедить мальчика Мишу, что берёзовый сок можно пить. Ведь для того, чтобы выступить с «докладом» нужно владеть самыми важными знаниями.

- Какая информация, на ваш взгляд, является основной о берёзовом соке? (Ответы детей).

        Учитель – логопед совместно с детьми отбирает основную информацию, которую дети будут использовать при составлении «доклада» - монологического сообщения, а именно: «Берёзовый сок можно получить из дерева берёзы. Собирают его в середине марта, до того, как на деревьях не лопнули почки, в период сокодвижения. В коре дерева делают 2 – 3 дырочки рядом друг с другом и вставляют в них трубочки, нижние концы трубочек опускают в баночку. Банку привязывают к стволу и оставляют на дереве. Сок по трубочке маленькими капельками стекает в баночку. Когда баночка наполнится, трубочки вынимают из ствола и замазывают дырочки землёй. С одного дерева можно брать небольшое количество сока, чтобы не навредить дереву. Этот сок прозрачный как вода, сладкий на вкус и очень полезен детям и взрослым».

VI.Этап обучения монологическому сообщению

- Кто из вас хочет превратиться в «магистра» – докладчика, (взрослый показывает изготовленную из чёрного картона шапочку «магистра») и рассказать обо всём, что нам стало известно о берёзовом соке? (Ответы детей)

- Ребята, я предлагаю вам записать на диктофон самый лучший «доклад» и дать послушать малышам.

 (Ребёнок, желающий выступить с обобщённой информацией, надевает шапочку «магистра» и с помощью логопеда и берёт на себя роль докладчика).

(Предположительно выслушивается 2 – 3 «доклада»).

- Какой же можно сделать вывод из нашего исследования? (Ответы детей)

- Верно, теперь мы точно знаем, что Мнение Миши о том, что берёзовый сок является деревянным соком, ошибочное, потому что понятия «деревянный сок» - нет, даже если он появляется из дерева. Но и фруктовым его назвать нельзя, потому что на берёзе не растут фрукты. Берёзовый сок – это вещество прозрачного цвета, которое собирают весной всего несколько дней, в период сокодвижения, до того времени, пока на деревьях ещё не лопнули почки.

VII. Оценочно – контрольный этап

     Самооценка (по наводящим вопросам учителя – логопеда).

- Ребята, как вы думаете, удачно ли были подобраны способы получения информации для проведения исследования?  Почему вы так считаете? (Рассуждения детей)

- Удалось ли вам получить «новое знание» в процессе исследования? Каким образом? (Рассуждения детей).

- С какими трудностями вы столкнулись во время «доклада»? (Рассуждения детей).

Итоговая рефлексия

- Ребята, мне было очень интересно наблюдать за вами во время проведения всего исследования. Вы с большим удовольствием узнавали новую информацию. Каждый из вас был активным участником нашего исследования. Особое внимание хочу обратить на то, как вы представляли свой «доклад». Речь каждого ребёнка была чёткой, внятной. Информация, которую вы предоставили, очень интересная и полезная.

(Учитель – логопед детально даёт свою оценку действиям детей).

Прогноз на будущее

- Ребята, вы бы хотели самостоятельно поучаствовать в сборе берёзового сока? (Ответы детей).

- Мы с вами обязательно пойдём и попробуем самостоятельно получить берёзовый сок, проделав небольшой опыт. Пригласим посмотреть на этот процесс Машу и Мишу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организации совместной деятельности воспитателя с детьми по познавательно-речевому развитию детей старшего возраста по теме: «Зимушка – зима».

Конспект организации совместной деятельности воспитателя с детьми по познавательно-речевому развитию детей старшего возраста по теме: «Зимушка – зима»....

Роль музыкальной деятельности в вопросе реализации требований ФГОС в области социально-коммуникативного развития детей на примере совместной работы музыкального руководителя и воспитателя над постановкой детской оперы

В настоящей статье рассматривается роль музыкальной деятельности в области социально-коммуникативного развития детей 5-6 лет и делается акцент на развитии эмоционального интеллекта, являющегося опреде...

Конспект совместной деятельности педагога с детьми старшего дошкольного возраста по познавательно-речевому развитию ( исследовательская деятельность) Тема: « Вода и её превращения»

Вода окружает нас везде. детям очень нравиться узнавать новое. Это занятие поможет в игровой форме познакомить детей с таким интересным веществом - водой....

Открытый показ совместной деятельности взрослого с детьми раннего возраста по образовательной области «Физическое развитие» с использованием разнообразных форм работы, направленных на укрепление и сохранения здоровья воспитанников

Открытый показсовместной деятельности взрослого с детьми раннего возраста по образовательной области «Физическое развитие» с использованием разнообразных форм работы, направленных на укреп...

Совместная деятельность (взрослый-ребенок) с использованием метапредметного подхода в познавательно-коммуникативном развитии детей старшего дошкольного возраста по теме: "Откуда хлеб на стол пришел?"

Задачи:- получение нового знания о хлебе для решения проблемы;- умение преобразовывать вопрос в ответ, «незнание» в «знание»;- применять алгоритм исследовательской деятельности...