Мастер - класс "Формирование у дошкольников пространственного ориентирования на основе технологии ТРИЗ – РТВ."
материал на тему

Манышева Лилия Олеговна

Формирование у дошкольников пространственного ориентирования на основе технологии ТРИЗ – РТВ.

2 слайд:

Целью моего мастер-класса является - знакомство педагогов с технологией ТРИЗ. При подготовке мастер – класса я ставила перед собой следующие задачи:

Ø Показать виды и способы игры «Да-нет»;

Ø Повысить компетентность педагогов в сфере инновационных технологий.

 

Слайд 3: (инф-я о ТРИЗ)

Дошкольник в силу своей возрастной специфики – искатель. Его внимание всегда направлено на то, что ему интересно. Поэтому стремление к повышению качества подготовки детей к школе привело к созданию увлекательных для малышей средств и форм обучения.

    Мы, педагоги, стараемся использовать среди современных инноваций в дошкольном образовании именно те методики и технологии, которые не только результативны, но и увлекательны. Этим и объясняется возросший интерес к ТРИЗ- технологии в дошкольном образовании.

 

Слайд 4: (отсканировать удостоверения)

     Я использую в своей работе с детьми элементы ТРИЗ с сентября 2014 года,  предварительно в августе я посетила  семинар Т.А. Сидорчук к.п.н.  в г.Энгельсе, а  уже в октябре я побывала в г.Ульяновск на стажировочной площадке международного уровня в детском саду «Волгарик».

    

Я стараюсь реализовывать главное кредо этой технологии: "Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта" (Г.С.Альтшуллер).

      Поэтому основной задачей я ставлю не сообщение новых знаний, а обучение способам самостоятельного добывания информации, что возможно и через поисковую деятельность, и через организованное коллективное рассуждение, и через игры.

       Например, мы очень любим составлять загадки и  часто играем с ребятами в игру «Да- нетка», на которой я бы сегодня хотела заострить ваше внимание .

Слайд 5: (суть игры «Да-нетка» текст+фото)

       Пожалуй, нет ни одного человека на Земле, который на том или ином жизненном этапе не принимал  участие в игре «Да - Нет».

Подрастающему человеку необходимо умение ориентироваться в пространстве и  эти задачи стоят во всех без исключения программах воспитания и обучения детей дошкольного возраста. А мне эту задачу помогает решить игра «Да – нетка», суть которой сводится к разгадке некоторой тайны. Один человек загадывает – другой или другие отгадывают. Загадать можно любой предмет, явление, произведение искусства и т. д.  Отгадку же можно найти при помощи вопросов. Задавать вопросы - не такая легкая задача, как кажется на первый взгляд. Вопрос должен быть поставлен в такой форме, чтобы можно было ответить "Да" или "Нет". Отсюда и название игры. 

Слайд 6: «Почему да-нетка»?

Возможно, Вас заинтересует вопрос «Почему я выбрала эту игру?», а я Вам отвечу, как я уже говорила ранее дошкольников всегда интересует раскрытие тайны и поиски неизвестного, также игра «Да- нет» развивает умение ориентироваться в пространстве и предусматривает не перебор вариантов, а целенаправленную систему сужения поля поиска, поэтому игры «Да - Нет» столь популярны в детском сообществе. Также эта игра не требует материальных затрат, играем мы исключительно с подручным материалом.

      Этот метод помогает детям находить существенный признак в предмете, слушать и слышать ответы других, точно формулировать свои мысли, т.к. для того чтобы угадать, какой предмет находится у ведущего, можно на поставленный детьми вопрос отвечать только «да» или «нет».

 

Слайд 7: (виды игры)

      В ТРИЗ технологии существует несколько видов игр «Да – нет» на освоение пространства, поговорим о каждом из них:

 

Слайд 8: (текст описания + фото)

1.Игра «Да – нет» с использование линейного пространства:

В играх  «Да - Нет»с использованием линейного пространства объекты (предметы, картинки, цифры, буквы и др.) выстраиваются  в линию горизонтально, вертикально или удаленно. В случае, когда  используются цифры или числа,  это дает возможность  детям освоить математические термины, порядковый счет. Ребенок начинает различать большее и меньшее число, выделять середину числового ряда, осваивать промежуточные числа и т.д. Вводятся  понятия «до», «после», «между», «перед»; «предыдущая», «последующая», «серединная»,  «крайняя» цифра (число).

Начинать осваивать разные виды пространства нужно в ходе игры «Да – Нет» с  объектами. Используются термины  «право – лево», «дальше – ближе», «выше – ниже», «серединный объект».

Таким образом, игры на освоение линейного пространства делятся на два вида:

−             игры «Да – Нет» с использованием цифр и чисел, (фото)

−             игры «Да – Нет» с использованием предметов. (фото)

 

Слай 9:

 

2. Игра «Да – нет» на плоскости:

Игры «Да – Нет»на плоскости учат детей ориентировке на плоскости. Сужение поля поиска происходит в двухмерном  пространстве, поэтому оно  проходит через понятия «правая – левая»,  «верхняя-нижняя», «дальняя-ближняя» части плоскости; центр, угол и сторона плоскости.

     Объекты могут находиться  как на вертикальной, так и  на горизонтальной плоскости. В качестве объектов могут опять же использоваться геометрические фигуры, предметы, картинки, числа, буквы и др.

 

Слайд 10: (аналогично)

 

3.  Игра «Да – нет» в объемном пространстве:

 

       Игры «Да - Нет» в объемном пространстве учат детей ориентироваться в трехмерном  пространстве. Это может быть поиск  объектов в шкафу, коробке, комнате. Поэтому в ней актуальны такие понятия как: «правая-левая», «верхняя-нижняя», «передняя-задняя» части комнаты; центр, угол и стороны объемного пространства.

     В каждом случае, как мы уже могли заметить, применяется своя терминология, характеризующая пространственные ориентировки.

Слайд 11: «С чего начать?»

  А сейчас, уважаемые педагоги, я хотела бы предложить Вашему вниманию видеофрагмент того, как мы играем с ребятами в «Да-нетку» и предлагаю Вам тоже попробовать сыграть в эту игру.

Слайд 12: Видео.

Слайд 13: Горизонтальная игра.

Слайд 14: Плоскостная игра.

Слайд 15: Ожидаемый результат.

Слайд 16: Рефлексия.

Слайд 17: «Спасибо за внимание».

 

 

                                        Заключение

     Кому понравилось и кто будет использовать игру в своей работе – поставьте пожалуйста  красную стрекозу  на магнитную доску. Кому понравилось, не будет использовать в своей работе поставьте желтую стрекозу, кому не понравилось – поставьте синюю.

Я вижу, что многим понравился мастер-класс Я рада, спасибо за внимание.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_microsoft_powerpoint.pptx2.83 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ « ДЕТСКИЙ САД № 21 » ОКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА ГОРОДА САРАТОВ Формирование у дошкольников пространственного ориентирования на основе технологии ТРИЗ – РТВ. Подготовила мастер – класс воспитатель Манышева Л.О .

Слайд 2

Цель и задачи мастер-класса: Знакомство педагогов с технологией ТРИЗ; Показать виды и способы игры « Да-нет »; Повысить компетентность в сфере инновационных технологий.

Слайд 3

Три основных принципа ТРИЗ: 1. Принцип основных законов. Все системы развиваются по определенным законам. Их можно познать и использовать для преобразования окружающего мира. 2. Принцип противоречия. Все системы развиваются через преодоление противоречий. 3. Принцип конкретности. Конкретное решение проблемы зависит от конкретных ресурсов, которые имеются в наличии. Дидактические возможности ТРИЗ: - Решение творческих задач любой сложности и направленности; - Решение научных и исследовательских задач; - Развитие воображения и творческого мышления; - Развитие качеств творческой личности и формирование ключевых компетенций учащихся: когнитивной, креативной , коммуникативной, мировоззренческой; - Развитие творческих коллективов.

Слайд 5

Суть игры « Да-нет » Суть игры сводится к разгадке некоторой тайны. Один человек загадывает – другой или другие отгадывают. Загадать можно любой предмет, явление, произведение искусства и т. д. Отгадку же можно найти при помощи вопросов. Задавать вопросы - не такая легкая задача, как кажется на первый взгляд. Вопрос должен быть поставлен в такой форме, чтобы можно было ответить "Да" или "Нет". Отсюда и название игры.

Слайд 6

Почему « Да-нетка »? Развивает умение ориентироваться в пространстве; Интерес к раскрытию тайны, поиску неизвестного; Предусматривает не перебор вариантов, а целенаправленную систему сужения поля поиска.

Слайд 7

Виды игры «Да – нет» - игры «Да – Нет» с использованием линейного пространства (предметные, числовые); - игры « Да – нет» на плоскости; - игры «Да – нет» в объемном пространстве.

Слайд 8

Линейная « Да – нетка »

Слайд 9

«Да – нетка » на плоскости

Слайд 10

«Да – нетка » в объемном пространстве

Слайд 11

С чего начать? 1 этап – освоение детьми главного правила игры; 2 этап – научиться правильно задавать вопрос.

Слайд 12

Игра « Да – нетка » в объемном пространстве видеофрагмент

Слайд 13

Задание № 1 для педагогов Сейчас мы с вами поиграем в игру – «горизонтальная Да – нетка ». Давайте вспомним главное правило этой игры. Я загадала объект. Задайте мне правильные вопросы и отгадайте какой объект я загадала?

Слайд 14

Задание № 2 для педагогов Сейчас мы с вами поиграем в игру – «плоскостная Да – нетка ». Давайте вспомним главные условия этой игры. Я загадала объект . Задайте мне правильные вопросы и отгадайте какой объект я загадала?

Слайд 15

Ожидаемый результат Ориентируется в разных видах пространства; Осваивает и применяет понятия: «выше – ниже; справа – слева – середина; дальше – ближе; сторона; угол; сзади – спереди» и др. Продумывает и находит подходящие вопросы в соответствии с целями и задачами поиска определенного предмета; Доводит начатое дело до конца и добивается результата по выяснению вопроса «Какой же предмет был загадан?».

Слайд 16

Название технологии Технология проведения игры Игра «Да - нетка » Основное правило Что дает детям? помогает находить варианты решения проблемного вопроса; регулярная тренировка творческого мышления; освоение пространственного ориентирования. Что дает воспитателю? развивает творческие способности педагога, гибкость и системность мышления; воспитывает готовность к восприятию нового; обеспечивает профессиональный рост. Рефлексия

Слайд 17

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Развитие творческих способностей дошкольников в процессе обучения и воспитания на основе технологии ТРИЗ".

В  наше  время  можно наблюдать быстрое развитие технического  прогресса. Быстро   меняющаяся   жизнь  заставляет   нас  пересмотреть свое о...

РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ

Данный материал представляет собой методическую разработку по проблеме использования инновационных технологий в реализации рабочей программы в ДОУ....

Занятие: "Придумывание сказок на самостоятельно выбранную тему по плану на основе технологии ТРИЗ-РТВ метод символическая аналогия с использованием ЭОР".

Из своего опыта работы по развитию речи у детей дошкольного возраста, я пришла к выводу, что используя технологию ТРИЗ-РТВ, а именно метод "символическая аналогия", можно обогатить речь и приобщить де...

Мастер-класс для педагогов " Использование методов и приёмов технологии ТРИЗ в процессе знакомства детей дошкольного возраста с народной куклой"

Используя в своей работе элементы технологии ТРИЗ, я решила попробовать применить методы и приёмы этой технологии в процессе знакомства детей с народными тряпичными куклами....

Мастер-класс для педагогов на тему: «Применение методов технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога и детей в ДОУ»

Мастер-класс для педагогов на тему:  «Применение методов технологии ТРИЗ в совместной деятельности   педагога и детей в ДОУ»Цель мастер-класса: практическое о...

Организации развивающей предметно-пространственной среды с использованием технологии ТРИЗ

Организации развивающей предметно-пространственной среды с использованием технологии ТРИЗ...