Мастер - класс "Формирование у дошкольников пространственного ориентирования на основе технологии ТРИЗ – РТВ."
материал на тему
Формирование у дошкольников пространственного ориентирования на основе технологии ТРИЗ – РТВ.
2 слайд:
Целью моего мастер-класса является - знакомство педагогов с технологией ТРИЗ. При подготовке мастер – класса я ставила перед собой следующие задачи:
Ø Показать виды и способы игры «Да-нет»;
Ø Повысить компетентность педагогов в сфере инновационных технологий.
Слайд 3: (инф-я о ТРИЗ)
Дошкольник в силу своей возрастной специфики – искатель. Его внимание всегда направлено на то, что ему интересно. Поэтому стремление к повышению качества подготовки детей к школе привело к созданию увлекательных для малышей средств и форм обучения.
Мы, педагоги, стараемся использовать среди современных инноваций в дошкольном образовании именно те методики и технологии, которые не только результативны, но и увлекательны. Этим и объясняется возросший интерес к ТРИЗ- технологии в дошкольном образовании.
Слайд 4: (отсканировать удостоверения)
Я использую в своей работе с детьми элементы ТРИЗ с сентября 2014 года, предварительно в августе я посетила семинар Т.А. Сидорчук к.п.н. в г.Энгельсе, а уже в октябре я побывала в г.Ульяновск на стажировочной площадке международного уровня в детском саду «Волгарик».
Я стараюсь реализовывать главное кредо этой технологии: "Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта" (Г.С.Альтшуллер).
Поэтому основной задачей я ставлю не сообщение новых знаний, а обучение способам самостоятельного добывания информации, что возможно и через поисковую деятельность, и через организованное коллективное рассуждение, и через игры.
Например, мы очень любим составлять загадки и часто играем с ребятами в игру «Да- нетка», на которой я бы сегодня хотела заострить ваше внимание .
Слайд 5: (суть игры «Да-нетка» текст+фото)
Пожалуй, нет ни одного человека на Земле, который на том или ином жизненном этапе не принимал участие в игре «Да - Нет».
Подрастающему человеку необходимо умение ориентироваться в пространстве и эти задачи стоят во всех без исключения программах воспитания и обучения детей дошкольного возраста. А мне эту задачу помогает решить игра «Да – нетка», суть которой сводится к разгадке некоторой тайны. Один человек загадывает – другой или другие отгадывают. Загадать можно любой предмет, явление, произведение искусства и т. д. Отгадку же можно найти при помощи вопросов. Задавать вопросы - не такая легкая задача, как кажется на первый взгляд. Вопрос должен быть поставлен в такой форме, чтобы можно было ответить "Да" или "Нет". Отсюда и название игры.
Слайд 6: «Почему да-нетка»?
Возможно, Вас заинтересует вопрос «Почему я выбрала эту игру?», а я Вам отвечу, как я уже говорила ранее дошкольников всегда интересует раскрытие тайны и поиски неизвестного, также игра «Да- нет» развивает умение ориентироваться в пространстве и предусматривает не перебор вариантов, а целенаправленную систему сужения поля поиска, поэтому игры «Да - Нет» столь популярны в детском сообществе. Также эта игра не требует материальных затрат, играем мы исключительно с подручным материалом.
Этот метод помогает детям находить существенный признак в предмете, слушать и слышать ответы других, точно формулировать свои мысли, т.к. для того чтобы угадать, какой предмет находится у ведущего, можно на поставленный детьми вопрос отвечать только «да» или «нет».
Слайд 7: (виды игры)
В ТРИЗ технологии существует несколько видов игр «Да – нет» на освоение пространства, поговорим о каждом из них:
Слайд 8: (текст описания + фото)
1.Игра «Да – нет» с использование линейного пространства:
В играх «Да - Нет»с использованием линейного пространства объекты (предметы, картинки, цифры, буквы и др.) выстраиваются в линию горизонтально, вертикально или удаленно. В случае, когда используются цифры или числа, это дает возможность детям освоить математические термины, порядковый счет. Ребенок начинает различать большее и меньшее число, выделять середину числового ряда, осваивать промежуточные числа и т.д. Вводятся понятия «до», «после», «между», «перед»; «предыдущая», «последующая», «серединная», «крайняя» цифра (число).
Начинать осваивать разные виды пространства нужно в ходе игры «Да – Нет» с объектами. Используются термины «право – лево», «дальше – ближе», «выше – ниже», «серединный объект».
Таким образом, игры на освоение линейного пространства делятся на два вида:
− игры «Да – Нет» с использованием цифр и чисел, (фото)
− игры «Да – Нет» с использованием предметов. (фото)
Слай 9:
2. Игра «Да – нет» на плоскости:
Игры «Да – Нет»на плоскости учат детей ориентировке на плоскости. Сужение поля поиска происходит в двухмерном пространстве, поэтому оно проходит через понятия «правая – левая», «верхняя-нижняя», «дальняя-ближняя» части плоскости; центр, угол и сторона плоскости.
Объекты могут находиться как на вертикальной, так и на горизонтальной плоскости. В качестве объектов могут опять же использоваться геометрические фигуры, предметы, картинки, числа, буквы и др.
Слайд 10: (аналогично)
3. Игра «Да – нет» в объемном пространстве:
Игры «Да - Нет» в объемном пространстве учат детей ориентироваться в трехмерном пространстве. Это может быть поиск объектов в шкафу, коробке, комнате. Поэтому в ней актуальны такие понятия как: «правая-левая», «верхняя-нижняя», «передняя-задняя» части комнаты; центр, угол и стороны объемного пространства.
В каждом случае, как мы уже могли заметить, применяется своя терминология, характеризующая пространственные ориентировки.
Слайд 11: «С чего начать?»
А сейчас, уважаемые педагоги, я хотела бы предложить Вашему вниманию видеофрагмент того, как мы играем с ребятами в «Да-нетку» и предлагаю Вам тоже попробовать сыграть в эту игру.
Слайд 12: Видео.
Слайд 13: Горизонтальная игра.
Слайд 14: Плоскостная игра.
Слайд 15: Ожидаемый результат.
Слайд 16: Рефлексия.
Слайд 17: «Спасибо за внимание».
Заключение
Кому понравилось и кто будет использовать игру в своей работе – поставьте пожалуйста красную стрекозу на магнитную доску. Кому понравилось, не будет использовать в своей работе поставьте желтую стрекозу, кому не понравилось – поставьте синюю.
Я вижу, что многим понравился мастер-класс Я рада, спасибо за внимание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.83 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель и задачи мастер-класса: Знакомство педагогов с технологией ТРИЗ; Показать виды и способы игры « Да-нет »; Повысить компетентность в сфере инновационных технологий.
Три основных принципа ТРИЗ: 1. Принцип основных законов. Все системы развиваются по определенным законам. Их можно познать и использовать для преобразования окружающего мира. 2. Принцип противоречия. Все системы развиваются через преодоление противоречий. 3. Принцип конкретности. Конкретное решение проблемы зависит от конкретных ресурсов, которые имеются в наличии. Дидактические возможности ТРИЗ: - Решение творческих задач любой сложности и направленности; - Решение научных и исследовательских задач; - Развитие воображения и творческого мышления; - Развитие качеств творческой личности и формирование ключевых компетенций учащихся: когнитивной, креативной , коммуникативной, мировоззренческой; - Развитие творческих коллективов.
Суть игры « Да-нет » Суть игры сводится к разгадке некоторой тайны. Один человек загадывает – другой или другие отгадывают. Загадать можно любой предмет, явление, произведение искусства и т. д. Отгадку же можно найти при помощи вопросов. Задавать вопросы - не такая легкая задача, как кажется на первый взгляд. Вопрос должен быть поставлен в такой форме, чтобы можно было ответить "Да" или "Нет". Отсюда и название игры.
Почему « Да-нетка »? Развивает умение ориентироваться в пространстве; Интерес к раскрытию тайны, поиску неизвестного; Предусматривает не перебор вариантов, а целенаправленную систему сужения поля поиска.
Виды игры «Да – нет» - игры «Да – Нет» с использованием линейного пространства (предметные, числовые); - игры « Да – нет» на плоскости; - игры «Да – нет» в объемном пространстве.
Линейная « Да – нетка »
«Да – нетка » на плоскости
«Да – нетка » в объемном пространстве
С чего начать? 1 этап – освоение детьми главного правила игры; 2 этап – научиться правильно задавать вопрос.
Игра « Да – нетка » в объемном пространстве видеофрагмент
Задание № 1 для педагогов Сейчас мы с вами поиграем в игру – «горизонтальная Да – нетка ». Давайте вспомним главное правило этой игры. Я загадала объект. Задайте мне правильные вопросы и отгадайте какой объект я загадала?
Задание № 2 для педагогов Сейчас мы с вами поиграем в игру – «плоскостная Да – нетка ». Давайте вспомним главные условия этой игры. Я загадала объект . Задайте мне правильные вопросы и отгадайте какой объект я загадала?
Ожидаемый результат Ориентируется в разных видах пространства; Осваивает и применяет понятия: «выше – ниже; справа – слева – середина; дальше – ближе; сторона; угол; сзади – спереди» и др. Продумывает и находит подходящие вопросы в соответствии с целями и задачами поиска определенного предмета; Доводит начатое дело до конца и добивается результата по выяснению вопроса «Какой же предмет был загадан?».
Название технологии Технология проведения игры Игра «Да - нетка » Основное правило Что дает детям? помогает находить варианты решения проблемного вопроса; регулярная тренировка творческого мышления; освоение пространственного ориентирования. Что дает воспитателю? развивает творческие способности педагога, гибкость и системность мышления; воспитывает готовность к восприятию нового; обеспечивает профессиональный рост. Рефлексия
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/21/picture-275141-1374394761.jpg)
Презентация "Развитие творческих способностей дошкольников в процессе обучения и воспитания на основе технологии ТРИЗ".
В наше время можно наблюдать быстрое развитие технического прогресса. Быстро меняющаяся жизнь заставляет нас пересмотреть свое о...
![](/sites/default/files/pictures/2023/04/14/picture-273469-1681473793.jpg)
РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ
Данный материал представляет собой методическую разработку по проблеме использования инновационных технологий в реализации рабочей программы в ДОУ....
![](/sites/default/files/pictures/2022/06/12/picture-608421-1655031829.jpg)
Занятие: "Придумывание сказок на самостоятельно выбранную тему по плану на основе технологии ТРИЗ-РТВ метод символическая аналогия с использованием ЭОР".
Из своего опыта работы по развитию речи у детей дошкольного возраста, я пришла к выводу, что используя технологию ТРИЗ-РТВ, а именно метод "символическая аналогия", можно обогатить речь и приобщить де...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/12/picture-181614-1510503192.jpg)
Мастер-класс для педагогов " Использование методов и приёмов технологии ТРИЗ в процессе знакомства детей дошкольного возраста с народной куклой"
Используя в своей работе элементы технологии ТРИЗ, я решила попробовать применить методы и приёмы этой технологии в процессе знакомства детей с народными тряпичными куклами....
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/20/picture-1058756-1537427361.jpg)
Экологическая азбука на основе технологии ТРИЗ (метод синектика) при проведении музыкальных занятий
Три музыкальных игры по методу синектика...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/23/picture-1090053-1571817677.jpg)
Мастер-класс для педагогов на тему: «Применение методов технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога и детей в ДОУ»
Мастер-класс для педагогов на тему: «Применение методов технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога и детей в ДОУ»Цель мастер-класса: практическое о...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/08/picture-1135146-1554708786.jpg)
Организации развивающей предметно-пространственной среды с использованием технологии ТРИЗ
Организации развивающей предметно-пространственной среды с использованием технологии ТРИЗ...