Интегрированная НОД "Я, ты, он, она - вместе дружная страна!"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Швец Оксана Анатольевна

Интеграция образовательных областей: "Физическое развитие" и "Речевое развитие"

Часто у дошкольников с патологией речи можно наблюдать комплексные нарушения. Дети с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением, забывают сложные инструкции. У большинства детей-логопатов повышена истощаемость, снижена работоспособность. Двигательные нарушения у них разнообразны как по своим проявлениям, так и по механизму их возникновения. Сочетание речи и движения является важным компонентом на пути исправления речевых и двигательных недостатков у детей. Речевой материал эффективнее использовать в стихотворных формах, так как ритм речи помогает сохранить ритмичность движения. Стихотворные тексты нормализуют темп речи детей, что сказывается на формировании слоговой структуры слова. Дети вслушиваются в звуки, слова, контролируя собственную речь.
Примером может служить интегрированное занятие-соревнование, представленное ниже. 
В занятие включены не только стихотворные тексты, но и другой речевой материал, который подобран в соответствии с речевыми нарушениями дошкольников, с учетом их возраста и этапов логопедического воздействия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированная  НОД для детей                                                                            подготовительной к школе группы.E:\ЗАНЯТИЕ ПО ФИЗО ОТКРЫТОЕ\1302072059_list of Russian.jpg

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие»

                                                                            «Физическое развитие»

Конспект НОД по теме:

«Я, ты, он, она — вместе дружная страна»

Задачи:

  • Закреплять навыки словообразования; упражнять в подборе антонимов; активизировать глагольный словарь, словарь признаков, словарь наречий; закреплять умение делить слова на слоги и соотносить с нужной схемой; способствовать нормализации темпа и ритма речи детей, развитию фонематического слуха, речевого дыхания;  активизировать работу мозга через использование приёмов кинезиотерапии, самомассажа;  
  • Способствовать развитию физических качеств: быстроты, ловкости; создать условия для разви​тия умения действовать в команде, самостоятельно; развивать общую и мелкую моторику, зрительно-двигательную ко-​ординацию, внимание, память; воспитывать нравственно-патриотические чувства: любовь к своей стране, гордость за достижения Российской олимпийской сборной.

Методы и приёмы: игра с мячом, эстафеты, самомассаж, логоритмическое упражнение без музыкального сопровождения, релаксационное упражнение, динамическое упражнение, наглядные методы, музыкальное сопровождение, ИКТ.

Словарная работа: интеллектуальные, грушевый, сливовый, огуречный, гимнаст, борец, пловец, теннисист.

 Предварительная работа: разучивание логоритмических упражнений, динамического упражнения, беседа об Олимпийских играх, игрушках и сувенирах, символизирующих Россию.

Оборудование и инвентарь: матрёшки деревянные, карта России, мяч, конусы, гимнастические скамейки, две корзины, два обруча, две дуги, гимнастические скамейки 2 шт., маты 2 шт., четыре гимнастические палки, импровизированные лыжи, мячи по количеству детей, ворота футбольные, медали, эмблемы команд, муляжи овощей и фруктов по количеству детей, предметные картинки (гиря, скакалка, ласты, лук, лучник, всадник, лыжник, лыжи, факел, ролики, ракетка, медаль, клюшка), В.Чичков «Физкульт, ура!», Тиличеева Е. «Бег», С. Иванов «Полька».

Ход образовательной деятельности:

Команды детей входят в зал под песню В.Чичкова «Физкульт, ура!» Строятся в шеренгу.

Логопед: Внимание, внимание! Начинаем наши соревнования! А соревнования не простые, а спортивно-интеллектуальные! Что значит «спортивно интеллектуальные»? (Ответы детей). В наших соревнованиях принимают участие две команды! Команда «Ловкачи» и команда «Силачи».

Логопед:. Команде «Ловкачи», физкульт…! Дети: Привет!

Логопед: Команде «Силачи», физкульт…! Дети: Привет!

Логопед: Гостям  физкульт…!  Дети: Привет!

Логопед: Ребята, присаживайтесь на скамейку.                                                                                            

Логопед: Ребята а вы любите играть? А в какие игры? Как называются игры, в которые играют на столе? На компьютере? В которых много двигаются? А если мы занимаемся спортом, то играем в какие игры?

Логопед: Как называются самые знаменитые спортивные игры?                                  

Дети: Олимпийские.

Логопед: В олимпийских играх соревнуются только лучшие спортсмены всех стран. Для того, чтобы победить, спортсменам надо усиленно тренироваться. Олимпийские игры проходят один раз в четыре года. И мы можем тоже наблюдать по телевизору за нашими российскими спортсменами, и, конечно, болеть за них. А почему? Да потому, что мы – одна дружная страна!

И сегодня мы проводим игры, в которых чемпионом может стать каждый из вас. А дружба вам поможет преодолеть все препятствия.

Логопед: Ребята, а вы знаете какой предмет является знаменитым русским сувениром?                                                                                                    

Дети: Матрёшка!                                                                                                                  

Логопед: Правильно! Русский сувенир матрёшка символизирует единство и дружбу.                    

                                                               Показ куклы-матрёшки.

Логопед: Кукла самая большая – это как страна родная, и на свете нет красивей, чем любимая…  

Дети: Россия ….  (Логопед обращает внимание на карту России и на самую большую матрешку)

Логопед: А в России славный край. И называется он…

Дети: Камчатский!      (Показ на карте, показ второй во величине матрёшки)

Логопед: Он всем нам дорог. И в Камчатском крае есть поселок, под названием …

Дети: Вулканный!      (Третья матрешка символизирует посёлок)

Логопед: И в нашем поселке есть наш общий дом, который называется…

Дети: Детский сад!   (Четвертая матрешка символизирует детский сад)

Логопед: И группа под названьем …

Дети: «Колокольчик!»  (Пятая матрешка символизирует подготовительную группу)

Логопед: Ты и он и я, наша дружная семья! Пять матрёшек деревянных, круглолицых и румяных, приготовили задания, чтоб проверить ваши знания. Ваша задача собрать всех матрешек в одну большую. А для этого необходимо выполнить все задания, которые они нам приготовили.

Перед стартом, разомнись! Врассыпную становись!

                  (Воспитатель убирает скамейки) 

Дыхательные упражнения

После слов «задержу дыхание» дети делают вдох и задерживают дыхание. Логопед  читает стихотворный текст, ребята только выполняют задание.

Носиком дышу,
Дышу свободно,
Глубоко и тихо –
Как угодно.
Выполню задание,
Задержу дыхание.
Раз, два, три, четыре –
Снова дышим:
Глубже, шире.

 

Логоритмическая  разминка

Логопед: Сделаем разминку.

Дети: Держим ровно спинку. (Дети выполняют движение, проговаривая текст) Голову назад, вперед, влево, вправо поворот. Руки вверх поднять прямые, вот высокие какие. Дальше будем приседать — дружно сесть и дружно встать. Прыгать нам совсем не лень, словно мячик целый день. Красный, синий, голубой, вот веселенький какой!

Логопед: Давайте еще немного подготовимся к соревнованиям. Шагом марш!

У нас славная осанка,

Мы свели лопатки.

Мы походим на носках,

А потом на пятках

Пойдем мягко, как лисята,

Перекат с носка на пятку

Ну, а если надоест

То пойдем все косолапо,

Ходьба на наружных сводах стоп

Как медведи ходят в лес

А теперь мы медвежата,

И немного толстопяты.

Ходьба на высоких четвереньках

Мы шагаем очень дружно,

Для порядка это нужно.

                                                           

        (Воспитатель ставит указатели с картинкой команды возле линии старта)

Логопед: Разойдись! По командам становись!

ЭСТАФЕТА № 1   «Полоса препятствий».

           Пока логопед объясняет задание воспитатель расставляет инвентарь для эстафеты: НАПРОТИВ КАЖДОЙ КОМАНДЫ 3 КОНУСА, ДУГУ ДЛЯ ПРОЛАЗАНИЯ, ВЕДРО С ПЛОДАМИ)

(Речевое задание «Какой сок?». Образование относительных прилагательных.)                               Логопед: Интересно, какое задание приготовила самая маленькая матрёшка? Чтобы быть здоровым, нужно есть овощи и фрукты. Спортсмены их очень любят.  

Ребята, по команде вам нужно преодолеть препятствие: пробежать змейкой между конусами, подлезть под  дугу, подбежать к корзине взять плод и вернуться к своей команде. Бежать об​ратно нужно по прямой. Передавать эс​тафету касанием руки. Итак, пока вся команда не окажется с плодами.

Логопед: Раз, два, три, беги!    (Музыкальное сопровождение_______________).

Логопед: Молодцы, а теперь назовите сок, который можно приготовить из этих плодов.

Дети: Из яблока – яблочный сок. Из апельсина – апельсиновый сок. Из винограда – виноградный сок. Из груши – грУшевый сок. Из слив – слИвовый сок. Из клубники – клубничный сок. Из капусты – капустный сок. Из огурцов – огуречный сок. Из моркови – морковный сок. Из свеклы – свекольный сок. Из тыквы – тыквенный сок. (Плоды складывают в одну корзину.)

Логопед: Сколько соков вы знаете! А в чём же их польза?

 Дети: В них много витаминов.

Логопед: Да, в них много витаминов, микроэлементов. Они очень полезные, а ещё они очень вкусные.

Логопед: С первым заданием вы справились прекрасно! Матрешки уже начали собираться в одну большую! (Мал. пятая матрёшка вставляется в четвёртую)

              (Пока логопед беседует с детьми, воспитатель расставляет инвентарь для эстафеты:          

2 СКАМЕЙКИ, 2 МАТА В КОНЦЕ СКАМЕЙКИ, УКАЗАТЕЛИ С КАРТИНКОЙ КОМАНД НА ФИНИШЕ СПРАВА И СЛЕВА) 

ЭСТАФЕТА № 2  «Мостик» (ходьба по гимнастической скамейке, в конце спрыгнуть на мат).

(Речевое задание «Назови спортсмена»; словообразование существительных) Логопед: А у второй матрёшки задание сложней.

Логопед: Видов спорта много есть, даже все не перечесть. Будем мы сейчас играть и спортсменов называть. Тот по мостику пройдёт, кто словечко назовёт.  

Логопед: Кто правильно называет слово, проходит по «мостику» и остается на другом берегу. Идти на носочках, руки в стороны, держать ровно спину. Чья же команда быстрее соберётся? Сегодня у ребят есть право помогать своей команде.

 Речевой материал:

Играет в хоккей…  - Хоккеист.

Играет в футбол…  - Футболист.

Играет в теннис…  - Теннисист.

Играет в шахматы…  -  Шахматист.

Занимается плаванием…  -  Пловец.

Занимается борьбой… - Борец.

Занимается гимнастикой…  -  Гимнаст.

Логопед: Занимается каратэ…  -  Каратист.

Занимается боксом…  - Боксёр.

 Логопед: Молодцы, справились и с этим заданием.

(Четвёртая матрёшка вставляется в третью)

Самомассаж (в кругу)

Логопед: Круг широкий вижу я, в нем стоят мои друзья! Раз, два, три, четыре, пять нужно пальчики размять!

Дети: Разотру ладошки сильно, (Трут ладошки) Каждый пальчик разомну, (Растирают пальчики) Поздороваюсь с ним сильно (Зацепить пальчик за пальчик) И вытягивать начну. (Потянуть) Затем руки я помою, (Имитация мытья рук) Пальчик в пальчик я вложу, (Обхватить пальчик) На замочек их закрою (Прокрутить пальчик в кулачке) И тепло поберегу. (Так же на другой руке) Выпущу я пальчики, (Потрясти руками) Пусть бегут как зайчики. D:\ФИЗО\КАРТИНКИ\КАРТИНКИ СМАЙЛЫ СПОРТ\image(2).gif

                                          Проведение игры «Наоборот» 

(Речевое задание «Подбери антонимы», активизация словаря признаков, глагольного словаря, словаря наречий)

Логопед: Матрешки озорные, веселые. Они очень любят играть с мячом, а вы любите?  

Логопед: Мяч летит ко мне и вот, слово вам наоборот!

Речевой материал:

Мяч большой – мяч маленький                                                                                                   Человек высокий – человек низкий                                                                                   Тренер старый – тренер молодой                                                                                                                                                                                             Форма мокрая – форма сухая                                                                                                      Человек смелый – человек трусливый                                                                                 Спортсмен сильный – спортсмен слабый                                                                          Тренироваться трудно – тренироваться легко                                                                         Бежать быстро – бежать медленно                                                                                    Посмотреть налево – посмотреть направо                                                                               Сигнал громкий – сигнал тихий                                                                                                                                                            Болельщики далеко – болельщики близко                                                                                Вдох – выдох                                                                                                                                         Польза – вред                                                                                                                                       Редко – часто                                                                                                                                         Рано – поздно                                                                                                                                    Можно – нельзя                                                                                                                                 Бросить – поймать                                                                                                                        Залетать – вылетать                                                                                                                                   Поднять – опустить                                                                                                                        Тренируется – отдыхает

Логопед: Молодцы, подтянись, по командам, становись!

ЭСТАФЕТА № 3  «Лыжные гонки».      D:\ФИЗО\КАРТИНКИ\КАРТИНКИ СМАЙЛЫ СПОРТ\ЛЫЖНИК.gif

  (Пока логопед объясняет задание воспитатель расставляет инвентарь  для эстафеты (ИМПРОВИЗИРОВАННЫЕ ЛЫЖИ ИЗ ПЛАСТИКОВЫХ БУТЫЛОК – 2 ШТ, ГИМНАСТИЧЕСКИЕ ПАЛКИ-4 ШТ, МОДУЛИ ВМЕСТО СТОЛОВ, НА НИХ КАРТИНКИ, 3 ФЛАГА  С ИЗОБРАЖЕНИЕМ СХЕМЫ СЛОВА)

(Речевое задание «Произнести слова по слогам. Подобрать к слову нужную схему») 

Логопед: А следующая матрёшка предлагает вам поучаствовать в лыжных гонках.  

По команде первые участ​ники добегают на «лыжах» до обруча, берут одну картинку и также возвращается назад. Палки и лыжи отдают следующим участникам.

Логопед: На старт, внимание, марш! (Музыкальное сопровождение___________)

Логопед: Бегали вы замечательно, а теперь посмотрите, что изображено на вашей картинке. Разделите это слово на слоги и подойдите к той схеме, на которой указано нужное количество слогов. Посмотрим, чья команда быстрее справится с заданием.

Дети: Скакалка –ска-кал-ка; (лучник, всадник, лыжи, гиря, факел, лыжник, ролики, шайба, лук, флаг, медаль, санки, клюшка, ласты, мяч).

Логопед: Замечательные лыжники, быстрые и сообразительные.

Логопед: Посмотрите, матрешки уже совсем скоро соберутся в одну большую! (Третья матрёшка вставляется во вторую)     D:\ФИЗО\КАРТИНКИ\КАРТИНКИ СМАЙЛЫ СПОРТ\ФУТБОЛ1.gif

ЭСТАФЕТА № 4   «Футболисты».                                                                                    (Речевое задание «Какой?», активизация словаря признаков)

  (Пока логопед объясняет задание воспитатель расставляет инвентарь  для эстафеты:        (КАЖДОМУ РЕБЕНКУ МЯЧ, ПОСЕРЕДИНЕ НАПРОТИВ КОМАНД ОДНИ ВОРОТА, ПУСТАЯ КОРЗИНА ДЛЯ СБОРА МЯЧЕЙ)

Логопед: Эта матрёшка хочет посмотреть, какие вы ловкие футболисты. Команды выступают по — очереди. Дети могут помогать своей команде. Каждому нужно взять по одному мячу. Забивать гол может тот, кто назовёт признак предмета…

Логопед: Своё слово называй – мяч в ворота забивай!          

                                                                                                                                                        Логопед: Команда «Ловкачи», ваш предмет — мяч.

Логопед: Команда «Силачи», ваш предмет — спортсмен.

Речевой материал:

Мяч, какой?  - круглый, резиновый, упругий, красивый, большой, легкий, детский, спортивный, футбольный, волейбольный, баскетбольный, новый, старый, чистый, грязный, оранжевый, тяжёлый…                                                                                                                                                      

Спортсмен, какой? - крепкий, здоровый, выносливый, ловкий, стройный, сильный, высокий, низкий, гибкий, быстрый, умелый, уверенный, настойчивый, трудолюбивый, спортивный, уставший, …

Логопед: Все постарались попасть в цель и правильно подобрать слова, молодцы!

Логопед: Молодцы, стрелки! Справились с заданием!

 Все спортсмены после соревнований должны отдыхать. И мы с вами тоже отдохнём.

Мышечная релаксация «Волшебный сон»       

Дети ложатся на ковёр, устраиваются поудобнее. Руки вытянуты вдоль туловища, расслаблены. Ноги прямые, не скрещенные. Играет тихая спокойная музыка.

                          Музыкальное сопровождение______________________

Логопед: Реснички опускаются, глазки закрываются. Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем, Дышится легко, ровно, глубоко. Губы тёплые и вялые, но нисколько не усталые. Губы чуть приоткрываются, всё чудесно расслабляется. И послушный наш язык быть расслабленным привык. Нам понятно, что такое состояние покоя, Дышится легко, ровно, глубоко. Хорошо нам отдыхать! Но пора уже вставать. Крепче кулачки сжимаем, их повыше поднимаем. Потянуться! Улыбнуться! Всем открыть глаза, проснуться!

Логопед: Молодцы, подтянись, в одну команду, становись! (Вторая матрёшка вставляется в первую). Вот и собрались наши матрёшки в одну дружную семью, а ребята в одну дружную команду! А что вам больше всего понравилось в наших соревнованиях?

Дети: (Предполагаемые ответы детей) Бегать на лыжах, бросать мешочки.

Логопед: Сегодня вы показали себя отличными спортсменами: ловко бегали, внимательно слушали, быстро отвечали на вопросы. И все ребята сегодня получают заслуженные медали.  

                                                                  Спасибо!

Под песню дети выходят из зала. E:\ЗАНЯТИЕ ПО ФИЗО ОТКРЫТОЕ\КАРТИНКИ к занятию\медаль.png

C:\Users\Логопед\Desktop\cropped-0_106193_5637e488_orig.png



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Я, ты, он, она - вместе дружная страна!"

ОглавлениеВведение. 2Методологические и теоретические основы воспитания патриотизма и межнациональной толерантности детей старшего дошкольного возраста………   81.1 Воспитание патриотизма в ист...

Развлечение "Я, ты, он, она - вместе дружная страна"

Развлечение для подготовительной  группы. Проводится на праздник "Днь народного единства"...

«Я, ТЫ, ОН, ОНА – ВМЕСТЕ ДРУЖНАЯ СТРАНА!»

laquo;Я, ТЫ, ОН, ОНА – ВМЕСТЕ ДРУЖНАЯ СТРАНА!»...

Паспорт проекта "Я, ты, он, она – вместе дружная страна!" (подготовительная группа)

Тема проекта: " Я, ты, он, она – вместе дружная страна!"Актуальность темы:Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация,...

"Я, ты, он, она - вместе дружная страна"

Цель: развитие у детей  толерантного отношения к людям разных национальностей, проживающих на территории России....

"Я,ты,он,она - вместе дружная страна"

Занятие, посвященное Дню Народного Единства. Основная цель, которого сплочение детского коллектива и формирование понятия "дружба"...

Исследовательско - творческий проект "Ты, я, он, она - вместе дружная страна"

Цель данного проекта: формирование представлений дошкольников о России как о многонациональном государстве. Задачи проекта: Расширить знания детей о традициях, обычаях, праздниках народов России. Знак...