Программа "Я, ты, он, она - вместе дружная страна!"
рабочая программа по теме

Насретденова Вария Рухелбаяновна

Оглавление

Введение. 2

Методологические и теоретические основы воспитания патриотизма и межнациональной толерантности детей старшего дошкольного возраста………   8

1.1 Воспитание патриотизма в истории педагогической мысли……………...

 

. 8

1.2. Особенности проблемы межнациональной толерантности дошкольника на современном этапе. 10

1.3. Пути и средства патриотического воспитания и межнациональной толерантности. 14

1.4. Методы и формы воспитания патриотизма и межнациональной толерантности детей старшего дошкольного возраста. 16

 

2.1 Особенности сформированности начал патриотизма и межнациональной толерантности у старших дошкольников. 20

2.2. Методика и программа воспитания начал патриотизма и межнациональной толерантности у детей старшего дошкольного возраста. 24

2.3. Организация работы с родителями по формированию у детей межнациональной толерантности. 26

Заключение. 29

Библиография: 30

Приложение:

 Перспективные планы работы с родителями

Введение.

В настоящее время на историческую арену выходит новый тип личности – социальный. Современному обществу требуются люди деловые, уверенные в себе,  независимые, с яркой индивидуальностью. В то же время в обществе ощущается «дефицит нравственности»: как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми. Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры подрастающего  поколения выступило утрачивание патриотизма и межнациональной толерантности, отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, общественно – исторического опыта своего народа.

  Существенные изменения, произошедшие в стране за последние годы и новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания и межнациональной толерантности. Решение проблемы воспитания патриотизма и межнациональной толерантности потребовало новой идеологии в образовательной и воспитательной деятельности. Идея воспитания патриотизма и гражданственности приобрела государственное значение, вследствие чего были разработаны государственные программы «Патриотическое воспитание граждан  Российской Федерации», «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005г.г.)».

         Чрезвычайно важным в связи с этим является общепринятое мнение о том, что процесс воспитания необходимо начинать в дошкольном возрасте, в этот период происходит формирование культурно-ценностных ориентаций духовно – нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознание себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни ребенка является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма и толерантности. Сегодня, как никогда, актуальны слова академика Д.С. Лихачева: «Забота о народном искусстве всех народов нашей страны – это долг, счастливая и радостная обязанность каждого гражданина нашей великой многонациональной Родины».

Идеи патриотического воспитания и межнациональной толерантности особенно актуальны в настоящее время, когда наблюдается рост межэтнических и межнациональных конфликтов, и  это наиболее  опасно в  многонациональной  стране, такой как Россия. Ускорить развитие положительных тенденций и снизить по возможности рост постотрицательных факторов  возможно в  процессе изучения наций, этносов, регионов –  и это новая социальная функция образовательных учреждений и всей системы воспитания детей и молодежи.

         Данная проблема не нашла пока должного отражения в психолого - педагогических исследованиях. Большинство авторов указывают на важность и значимость патриотического воспитания и межнациональной толерантности детей дошкольного возраста, но не предлагают целостной системы работы в данном направлении. Характерной особенностью исследований, связанных с воспитанием патриотизма и толерантности детей дошкольного возраста, является обращение к отдельным аспектам проблемы. Так, в работах Т.Н. Дороновой довольно отчетливо прослеживается идея патриотического воспитания, но понятие «воспитание патриотизма» и «воспитание толерантности» не используются.  Теоретики  и практики Т.С. Комарова, Т.А. Ротанова, В.И. Логинова, Т.Н. Бабаева, Н.А. Ноткина, О.Л. Князева, М.Д. Моханева, Л.Е. Никонова, Е.И. Корнеева и др. в своих  работах делают акцент на приобщение детей к культурному наследию народа.

         Муниципальному бюджетному образовательному учреждению детскому саду комбинированного вида № 31 «Медвежонок» г. Нижневартовска около 30 лет. За это время педагогами накоплен богатый опыт работы,  который  предполагает непрерывное стремление к совершенствованию, поиску эффективных путей организации образовательного процесса в дошкольном учреждении. Обучение и развитие детей в группах  общеразвивающей направленности осуществляется по базисной программе «Истоки», в данной программе имеет место постановка задач патриотического воспитания,  но программно- методические разработки по организации воспитания патриотизма отсутствуют, поэтому в практической деятельности дошкольного учреждения нет единого подхода к вопросу воспитания патриотизма и межнациональной толерантности.

Анализ литературы и собственного педагогического опыта позволил  определить следующие противоречия:

- между заявленной государственной идеей о необходимости воспитания патриотизма ориентированной на все социальные слои и возрастные группы граждан России (в том числе дети дошкольного возраста) и недостаточной методической разработанностью  вопроса патриотического воспитания  дошкольников в современных условиях;

- между остро осознаваемой необходимостью возрождения  духовной связи с родным народом и утратой у значительной части населения (особенно молодежи) уважения к своей культуре, что осложняет работу по воспитанию патриотических чувств у детей;

- между необходимостью воспитания патриотизма и межнациональной толерантности в семье и низким уровнем компетентности  родителей в данном вопросе.

         Выявленные противоречия, определили идею программы: каковы педагогические условия воспитания патриотизма и межнациональной толерантности детей старшего дошкольного возраста.

Цель  программы: формирование начал патриотизма и межнациональной толерантности у  старших дошкольников.

Исходя из цели,   были поставлены следующие задачи:

1.Обогащать представления детей о родном крае, городе, его достопримечательностях, об округе, о коренных народах ханты и манси и других народах  (когнитивный компонент).

2. Развивать отношение дошкольников к малой Родине, чувство привязанности к родным местам, характер отношения к своему городу, национальностям (эмоциональный компонент).

3.Создать условия для повышения уровня  компетентности родителей в вопросах  воспитания патриотизма  и межнациональной толерантности.

4.Адаптировать в условиях группы общеразвивающей направленности следующие технологии: «Музей и дети» (Л.В.Пантелеева),  социально- эмоционального  развития «Я-ты-мы» (О.Л. Князева),  «Педагог и семья» (Е.П. Арнаутова).

Структура программы состоит из двух частей:

В первой части «теоретической», представлена методологическая и теоретическая основа программы.

Во второй «практической» части представлены технологии, условия реализации программы,  содержание, формы и методы работы с детьми и родителями.

В заключении проведен анализ реализации программы,  подводятся итоги и в зависимости от этого намечаются перспективы.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированная НОД "Я, ты, он, она - вместе дружная страна!"

Интеграция образовательных областей: "Физическое развитие" и "Речевое развитие"Часто у дошкольников с патологией речи можно наблюдать комплексные нарушения. Дети с трудом овладевают анализом и синтезо...

Развлечение "Я, ты, он, она - вместе дружная страна"

Развлечение для подготовительной  группы. Проводится на праздник "Днь народного единства"...

«Я, ТЫ, ОН, ОНА – ВМЕСТЕ ДРУЖНАЯ СТРАНА!»

laquo;Я, ТЫ, ОН, ОНА – ВМЕСТЕ ДРУЖНАЯ СТРАНА!»...

Паспорт проекта "Я, ты, он, она – вместе дружная страна!" (подготовительная группа)

Тема проекта: " Я, ты, он, она – вместе дружная страна!"Актуальность темы:Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация,...

"Я, ты, он, она - вместе дружная страна"

Цель: развитие у детей  толерантного отношения к людям разных национальностей, проживающих на территории России....

"Я,ты,он,она - вместе дружная страна"

Занятие, посвященное Дню Народного Единства. Основная цель, которого сплочение детского коллектива и формирование понятия "дружба"...

Исследовательско - творческий проект "Ты, я, он, она - вместе дружная страна"

Цель данного проекта: формирование представлений дошкольников о России как о многонациональном государстве. Задачи проекта: Расширить знания детей о традициях, обычаях, праздниках народов России. Знак...