ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ КАК ОСОБЫЙ СПОСОБ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ
статья по развитию речи (старшая группа) на тему
Проблема владения языком издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей, и неоспоримым остается тот факт, что наша речь очень сложна и разнообразна, и что развивать ее необходимо с первых лет жизни. Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Причиной острой необходимости развития речи детей является потребность общения человека с окружающими его людьми, а чтобы речь была внятна, понятна и интересна другим, необходимо проводить разнообразные игры, разрабатывать методики проведения игр, чтобы дети были заинтересованы в игровой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
popova_m.m.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ КАК ОСОБЫЙ СПОСОБ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ
Попова М.М.
Проблема владения языком издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей, и неоспоримым остается тот факт, что наша речь очень сложна и разнообразна, и что развивать ее необходимо с первых лет жизни. Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Причиной острой необходимости развития речи детей является потребность общения человека с окружающими его людьми, а чтобы речь была внятна, понятна и интересна другим, необходимо проводить разнообразные игры, разрабатывать методики проведения игр, чтобы дети были заинтересованы в игровой деятельности.
Игра - один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способами и средствами общения. Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Игра и труд являются сильнейшими стимулами для проявления детской самодеятельности в области языка; они должны быть в первую очередь использованы в интересах развития речи детей. Для детей-дошкольников, страдающих различными речевыми расстройствами, игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта. Однако недостатки звукопроизношения, ограниченность словарного запаса, нарушения грамматического строя речи, а также изменения темпа речи, ее плавности — все это влияет на игровую деятельность детей, порождает определенные особенности поведения в игре. Так, например, дети со сложными
формами функциональных дислалий, ринолалиями и дизартриями нередко теряют возможность совместной деятельности со сверстниками в игре из-за неправильного звукопроизношения, неумения выразить свою мысль, боязни показаться смешным, хотя правила и содержание игры им доступны. У детей с речевыми нарушениями нередко возникают трудности при необходимости быстрой переделки динамического стереотипа, поэтому в играх они не могут сразу переключаться с одного вида деятельности на другой. Дети с пониженной возбудимостью коры головного мозга, склонные к тормозным реакциям, проявляют в игре робость, вялость, их движения скованны, они быстро утомляются. Детям с повышенной возбудимостью не хватает сосредоточенности, внимания и настойчивости в доведении игры до конца. Неуравновешенность, двигательное беспокойство, суетливость в поведении, речевая утомляемость затрудняют включение в групповую игру. Для детей с алалией, у которых нередко наблюдается и значительная задержка интеллектуального развития, содержание игр и их правила долгое время остаются недоступными. Игры этих детей носят однообразный, подражательный характер. Чаще они производят манипулятивные, а не игровые действия с игрушкой. Заикающиеся дети ведут себя в игре иначе. Эти дети робки, не верят в свои силы, не умеют поставить себе цель в игре. Они чаще выступают в играх зрителями или берут на себя подчиненные роли. С усилением заикания дети становятся более замкнутыми, просто отказываются от игр со сверстниками..
Игровая деятельность детей с речевой патологией складывается только при непосредственном воздействии направляющего слова воспитателя или учителя-логопеда и обязательного повседневного руководства ею. Без специально организованного обучения игра, направленная на расширение словаря и жизненного опыта детей с речевыми нарушениями, самостоятельно не возникает. Основные свои знания и впечатления дети получают только в процессе целенаправленной игровой деятельности.
Игровая терапия – особый способ взаимодействия с ребёнком, в процессе которого ему предоставляется возможность, с одной стороны, быть таким, какой он есть, быть самим собой, а с другой – установить отношения с воспитателем и детьми. При этом присутствие других детей уменьшает внутреннюю напряжённость ребёнка и стимулирует его активность, готовность общаться с взрослым и доверять ему, что не мало важно для работы с детьми с нарушением речи. Игровая терапия – это приём, используемый для диагностики и лечения расстройств у детей с нарушением речи. Такие специальные игры дают детям возможность выразить себя во многих отношениях с гораздо большей искренностью и непосредственностью, чем в том случае, когда им задают какие-то прямые вопросы. Все игры должны быть выстроены так, чтобы четко прослеживалась тенденция к усложнению заданий, методов и приемов, а также словарного материала. Ребёнок в игре оказывается в демократическом окружении: никто не помнит о его неудачах, плачевном поведении либо блестящих успехах, отменном прилежании.
Речевая патология, затрагивающая все стороны речи, как правило, наблюдается у детей с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития. Поэтому игровая терапия в комплексе с другими методами позволяет составить ряд познавательных процессов: наглядно-образное и словесно-логическое мышления, памяти, внимания и прогностической деятельности. В организации и управлении игровой терапией при формировании речевой деятельности можно выделить следующие правила:
1. Речевая игра должна приносить радость. Не следует заставлять ребёнка играть, нужно создать условия для возникновения интереса, проявления познавательной и творческой активности.
2. Оживить игру по развитию речи внесением нового материала, чтением сказки, изготовлением моделей и пусть дети фантазируют, придумывают новые способы уже знакомой игры.
3. Создавать в игре непринуждённую обстановку. Не сдерживать речевую активность детей.
4. Хвалить ребёнка даже за малейшие успехи, особенно если что-то получилось у него впервые.
5. Наблюдать, анализировать активность детей в овладении языком, с тем, чтобы помочь ему освоить новые языковые формы.
6. Строить свои взаимоотношения с детьми на взаимном доверии, искренне разделять их радость, успехи, показывать образцы организованной речи.
Таким образом, преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что в ней ребёнок сам, добровольно подчиняется определённым правилам, причём именно выполнение правил доставляет максимальное удовольствие. Это делает поведение ребёнка осмысленным и осознанным. Поэтому игра - это практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность. Именно в игре наиболее интенсивно развиваются мышление, эмоции, общение, воображение, сознание ребёнка.
Список литературы:
1. Новосёлова С. Л. Игра дошкольника. М.: Просвещение, 1989.С.325.
2. Основы специальной психологии, под ред. Л.В.Кузнецовой. М.: Академия, 2002. С.480.
3. Соколова Н.Д. Коррекционное обучение аномального дошкольника. М.: Просвещение, 1989. С.238.
4. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей, под ред. А. В. Запорожца. М.:Просвещение,1976.С.315.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРИНЦИПЫ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ, В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОГОПЕДА И ПСИХОЛОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕВОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
В статье освещены рекомендации по работе с детьми, имеющими речевые нарушения....
Использование игровых моментов на занятиях с детьми, имеющими речевые нарушения
Использование игровых моментов в работе учителя-логопеда на занятиях с детьми, имеющими нарушения речи...
Проект «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения»
Данный проект направлен на создание условий успешного взаимодействия учителя-логопеда с родителями с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений....
Многофункциональное наглядно - игровое пособие «Помогатор», для комплексного коррекционного воздействия в работе с детьми, имеющими речевые нарушения.
Актуальность этого пособия заключается в том, что работая с детьми, имеющими нарушения речи, очень трудно бывает заинтересовать и удержать их внимание, пробудить интерес к содержанию занятия и процесс...
Мастер - класс Тема: Игровые технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими речевые нарушения.
Использование игровых технологий в процессе коррекции речевых нарушений...
Использование массажера Су Джок с детьми, имеющими речевые нарушения и нарушения мелкой моторики
Использование массажера Су Джок с детьми, имеющими речевые нарушения и нарушения мелкой моторики...
Закаливание как вспомогательная терапия в процессе коррекционной работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи.
Статья об опыте внидрения здоовьезберегающей технологии "закаливание" в группе комбинированной направленности для детей с ТНР....