Закаливание как вспомогательная терапия в процессе коррекционной работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи.
методическая разработка (старшая группа)
Статья об опыте внидрения здоовьезберегающей технологии "закаливание" в группе комбинированной направленности для детей с ТНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zakalivanie_kak_vspomogatelnaya_terapiya_v_protsesse_korrekionnoy_raboty_s_detmi_s_tnr.docx | 240.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Закаливание как вспомогательная терапия в процессе коррекционной работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи.
Закаливание – это система профилактических мероприятий, направленных на сопротивляемость организма неблагоприятным факторам окружающей среды. Оздоровительное закаливание помогает организму повысить адаптацию к условиям внешней среды, повышает выносливость организма, укрепляет нервную систему, повышает иммунитет и сопротивляемость болезням.
Дети с тяжёлыми нарушениями речи часто страдают простудными заболеваниями и выпадают из системы коррекционных занятий. Что неблагоприятно влияет на становление правильной речи. Профилактические, лечебно-оздоровительные мероприятия такие, как специальные закаливающие процедуры могут помочь в профилактике простудных и тяжёлых респираторных заболеваний. Учитывая особенности развития детей с ОВЗ, строится совместная деятельность педагогов с детьми и с их родителями.
Особенности развития детей с ОВЗ (тяжелыми нарушениями речи)
Незрелость эмоционально-волевой сферы у этих детей сочетается с низкой умственной работоспособностью, эмоциональной лабильностью, иногда – двигательной расторможенностью, повышенной аффективной возбудимостью, нередко с чертами дурашливости и преобладанием повышенного фона настроения. Для некоторых из них, напротив характерны повышенная заторможенность, неуверенность, медлительность, несамостоятельность. Эти дети обычно вялы и безынициативны, бездеятельны. Их деятельность носит непродуктивный характер.
У детей с ТНР наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики. Это проявляется в недостаточной координации кистей и пальцев рук (при расстегивании и застегивании пуговиц, завязывании и развязывании шнурков, лент и т.д.). Ежедневно происходит совершенствование и развитие моторики ребенка, наращивание и самостоятельное использование двигательного опыта.
Использование частичного закаливания (рук и ног) на занятиях с логопедом позволяют расширить спектр влияния на все сигнальные системы организма. Коррекционная работа направлена на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, развитие статической выносливости, упорядочение темпа движений, синхронного взаимодействия между движениями и речью, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции, развитие тонкой двигательной координации, необходимой для полноценного становления навыков письма.
Изменчивость современного мира создаёт новые требования к нашей реальности и системе образования. Новые подходы к воспитанию и коррекции тяжёлых нарушений речи становится всё более актуальным, особенно в дошкольном учреждении, так как ребёнок большую часть времени проводит в детском саду.
Здоровье, приобретенное в дошкольный период детства, служит фундаментом для общего развития, а речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской и игровой.
Главная задача речевого развития ребёнка дошкольного возраста - это владение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развития их коммуникативных способностей.
Частая заболеваемость детей с ТНР в дошкольном возрасте способствует затяжным больничным, из-за которых дети на долго выпадают из коррекционного процесса. Для решения данной актуальной проблемы родителями и педагогами детского сада №135 города Тюмени была выбрана
здоровьезберегающая технология «Закаливание».
В 2022 году в рамках научно исследовательского проекта «Регион здоровья» на базе детского сада №135 города Тюмени стартовал проект по закаливанию «Бодрячёк». В старшей группе комбинированной направленности были отобраны желающие дети и родители, с которыми работали медики воспитатели, физруки и логопеды в период с 2022г. – 2024г.
Были сформированы условные три подгруппы детей. Дети с тяжёлыми нарушениями речи, имеющими заключение ПМПк, которые желают закаливаться и посещают логопедические занятия. Дети с заключением ПМПк, которые не желаю закаливаться и посещают только логопедические занятия. И детей без нарушений речи, которые желают закаливаться.
Для организованности дисциплины и эстетической красоты были закуплены плавательные принадлежности в едином стиле с эмблемой проекта, символом которой стал медведь Умка (купальники для девочек и педагогов, плавки для мальчиков, полотенца и шапочки), что подогрело интерес к закаливанию детей соседних групп и товарищей, которые пока закаливаться не решались. За каждый выход на улицу и обливание юному «Умке» клеилась наклейка рыбка на ведёрко, которое было расположено на его шкафчике. Что способствовало возникновению соревновательного духа «У кого больше».
Перед началом проекты все дети прошли необходимые обследования у специалистов для выявления противопоказаний к закаливанию. На открытие к детям пришёл медведь Умка, который подбодрил ребят и пожелал им успехов.
Перед каждым выходом на закаливание детей осматривал штатный медработник, и давал допуск к процедуре. После осмотра врача дети под руководством воспитателя и физрука направлялись в охлаждённый зал для зарядки и разминки. Далее дети следовали на улицу, где проводили разогревающие упражнения и шли на специально установленный помост где и обливались водой из ведёрок, подготовленных инструктором по физической культуре детского сада с вымеренной температурой, по утверждённой методике. После ребята направлялись в сауну, где грелись и проговаривали речёвки и чистоговорки, составленные логопедом. После сауны все возвращались в группу на завтрак. Далее шли на занятие к логопеду по расписанию, где продолжали частичное закаливание кистей рук и ног.
На занятиях с логопедом как элемент закаливания использовались акваигры по установленному температурному режиму в соответствии с методикой закаливания начиная с 37 °С. Каждые два три дня, понижая на 1°С, пока температура воды не достигнет 22°С - 20°С. Если ребёнок выбывал по причине болезни или какой либо другой, то процесс понижения температуры начинался заново с отметки 37 °С. В процессе занятий детям предлагалось выполнение упражнение в воде для частичного закаливания рук и ног. Для акваигр на занятии отводилось 5 – 7 минут для выполнения какого либо упражнения и далее проводилось занятие с заданиями без воды.
Учителем - логопедом детского сада № 135 Кисляковой А.А. для выполнения в воде были отобраны и адаптированы специальные игры и упражнения соответствующие поставленным задам. Для их реализации использовались контейнеры с прозрачным дном, под которые можно было подкладывать лисы с заданиями. Был собран различные материалы, который можно использовать в воде. Такие как массажные мячики и мячики Су-Джок, ластики-фигурки зверей и фруктов и овощей, декоративные камешки «Марблс» разных размеров и цветов, пуговицы, губки и камни с изображением артикуляционной гимнастики и нейропроб кистей рук. По мере накопления и пополнения методической базы и опыта сформировались картотеки из рабочих листов собранные в пособия. Так появилась серия альбомов «Акваигр».
В серии «Акваигры» представлены следующие 8 альбомов:
- Артикуляционная гимнастика;
- Игры с камешками «Марблс» заплатки;
- Лабиринты;
- Игры на формирование функциональной асимметрии мозга
- Игры с массажными мячиками;
- Нейрогимнастика для рук и пальчиков;
- Игры на развитие зрительного гнозиса «Пуговки»;
- Чистоговорки по звукам и лексическим темам;
На протяжении всего периода работы с октября 2022г. по май 2024г. отмечается положительная динамика детей в речевом развитии. Снизилась заболеваемость и тем самым улучшилась посещаемость логопедических коррекционно - развивающих занятий. Повысился эмоциональный отклик на занятиях с логопедом. Интенсивнее стала развиваться тактильная чувствительность и сенсорное восприятие. Эффективность коррекционно – развивающих занятий с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи стала значительно выше. Мелкая моторика кистей и пальцев рук вышла на более высокий уровень организации и самоконтроля. Речевое и психофизическое развитие выровнялось. Можно отметить гармоничное развитие детей, которые занимались закаливанием, По истечению времени все дети участвующие в проекте «Бодрячок» скомпенсировались и вышли в речевую норму. Дети этой же группы с ТНР, которые не занимались закаливанием и посещали только логопедические занятия тоже вышли в норму, но значительно тяжелее и позже, хотя работали совместно с педагогами и родителями не меньше.
На протяжении проекта «Бодрячок» в рамках просветительской работы о пользе закаливании, проводились мастер-классы и лекции для родителей, педагогов и всех желающих присоединиться.
Можно сделать вывод, что такая здоровьесберегающая технология как «Закаливание» помогла решить проблему частой заболеваемости детей с тяжёлыми нарушениями речи и укрепило их иммунитет. Что позволило проводить постоянную и эффективную коррекционно – развивающую деятельность совместно с педагогами не выпадая и обучающего процесса. За два года проекта удалось сформировать фундамент психоэмоционального и речевого развития, который позволит в дальнейшем быть успешным в школьном возрасте. И в дальнейшем позволит полноценно развиваться без препятствующих факторов, в виде частых болезней и речевой неполноценности.
Автор: учитель-логопед Кислякова А.А.
МАДОУ д/с №135 города Тюмени
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа по самообразованию "Проектная деятельность в логопедической работе с детьми,имеющими тяжёлые нарушения речи(ОНР)".
Актуальность проблемы:Самая актуальная проблема нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Этот чрезвычайно важный аспект экологии не может остаться в стороне от участия педагогов.Д...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ИГРОТРЕНИНГОВ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ТЯЖЁЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ
Аннотация. Работа посвящена коррекции тяжелых нарушений речи детей дошкольного возраста с помощью логопедических игротренингов. У детей с общим недоразвитием речи при сохранном слухе и интеллекте стра...
«Использование квест-технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи»
Использование квест-технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи.Особенности сегодняшних дошкольников с ТНР диктуют нам необходимость поиска новых игр, творче...
Городское методическое объединение учителей-логопедов "Использование приёмов сенсорной интеграции в логопедической работе с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи"
Городское методическое объединение учителей-логопедов "Использование приёмов сенсорной интеграции в логопедической работе с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи"...
Городское методическое объединение «Современные подходы повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи»
Городское методическое объединение «Современные подходы повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи»...
Консультация для инструктора по физической культуре : "Взаимодействие учителя - логопеда и инструктора по физической культуре в системе коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи"
Консультация о преемственности и взаимосвязи в работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре. О том, что от выбора специалистами наиболее эффективных мер коррекции речевого развития, за...
«Организация коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи»
Ежегодное увеличение количества детей с общим недоразвитие речи, в том числе очень высокие требования жизни к организации воспитания и обучения детей, заставляют искать новые, более эффективные психол...