Проект «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения»
проект по логопедии (средняя группа) по теме
Данный проект направлен на создание условий успешного взаимодействия учителя-логопеда с родителями с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_chupina_l.a._mkdou_no451.docx | 147.97 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 451
комбинированного вида «Теремок»
Адрес: 630112, г. Новосибирск, ул. Селезнёва,29
e-mail:chupina.larisa@yandex.ru
ПРОЕКТ
«Взаимодействие учителя-логопеда
и родителей
в процессе коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения»
Чупина
Лариса Анатольевна
учитель-логопед
2015 г.
Краткая аннотация проекта
Данный проект направлен на создание условий успешного взаимодействия учителя-логопеда с родителями с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений.
Использование данного проекта позволит значительно повысить активность родителей в исправлении речевых нарушений у своих детей.
Проект будет реализовываться через обучение педагогов, просветительскую работу с родителями.
Описание организации
Детский сад функционирует с 1984 года. До 2002 находился в ведомстве ОАО «Новосибирский завод им. Коминтерна». В 2002 году ДОУ передано в управление образования Центрального района. В апреле 2012 года детский сад по приказу мэрии города Новосибирска был закрыт на капитальный ремонт и реконструкцию. В результате в декабре 2012 года было открыто новое современное трехэтажное здание.
Общее число воспитанников – 406; общее количество групп – 19, из них две группы кратковременного пребывания, 7 групп для детей с нарушениями речи, 2 группы для детей с амблиопией и косоглазием, 2 для детей с туберкулезной интоксикацией.
Общее количество педагогов – 50.
Образовательная деятельность в дошкольном учреждении организована в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования, разработанная на основании примерных основных общеобразовательных программ «Детство», «Кроха», Программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи Н.В. Нищевой, Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушениями зрения) под редакцией Л.И. Плаксиной
Во всех возрастных группах используется технология продуктивного образования «Метод проектов».
Приоритетные направления деятельности дошкольного учреждения:
- физкультурно-оздоровительное;
- коррекционное;
- художественно-эстетическое.
Дошкольное учреждение является пилотным детским садом в реализации проекта по здоровьесбережению Городского центра образования и здоровья «Магистр», пилотным детским садом по реализации проекта городской стажировочной площадки в 2013-2016гг. «Создание в ДОУ предметно-развивающей среды, ориентированной на ребенка».
Наши достижения с 2010 года
- 2010 год –
- серебряная медаль всероссийского конкурса «Росточек: мир спасут дети»,
- лауреаты городского конкурса проектов «Новая школа Новосибирска» в номинации «Обновление содержания образования и внедрение современных образовательных технологий»,
- второе место в городском конкурсе «Логопедический кабинет»,
- лауреаты городского конкурса «Маленькие фантазеры»,
- лауреаты городского конкурса детский проектов «Питание и здоровье».
- 2011 год –
- победители городского конкурса проектов «Инновационное образование- ресурс развития города» в номинации «Обновление содержания образования и внедрение современных образовательных технологий»,
- золотая медаль всероссийского конкурса «Росточек: мир спасут дети»,
- серебряная медаль всероссийского конкурса «Призвание - воспитатель»,
- диплом лауреата всероссийского конкурса «Призвание – воспитатель»,
- 2012 год –
- лауреаты городского конкурса проектов «Модернизация образования как фактор инновационного развития города Новосибирска» в номинации «Новые подходы в образовании дошкольников»,
- золотая медаль Учсиб – 2012 за проект «Переход дошкольного учреждения на ФГТ»,
- серебряная медаль всероссийского конкурса «Росточек: мир спасут дети»,
- серебряная медаль всероссийского конкурса «Призвание - воспитатель».
- 2013 год –
- II место в окружном конкурсе мультимедийных презентаций «Учитель-логопед ДОУ - родителям»,
- Три диплома победителя окружного этапа конкурса «Инновации в образовании».
- 2014 год –
- Два диплома лауреата в городском конкурсе проектов «Инновации в образовании»,
- Серебряная медаль «Учсиб – 2014»,
- Серебряная медаль всероссийского конкурса «Росточек: мир спасут дети»,
- I место в окружном этапе городского конкурса «Питание и здоровье».
Постановка проблемы
Одним из главных направлений коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда в ДОУ является работа с родителями ребенка, имеющего речевые нарушения. Небольшой опыт работы учителем-логопедом в дошкольном учреждении показывает, такое воздействие – достаточно сложный процесс: не все родители адекватно воспринимают речевые проблемы своего ребенка. Одни стараются не замечать нарушения речи у малыша, игнорируют выполнение с ребенком домашних рекомендаций, предложенных учителем-логопедом. Другие, наоборот, проявляют излишнюю тревожность, предъявляя завышенные требования к речи ребенка. Такая позиция «тормозит», затягивает коррекционно-развивающий процесс. Поэтому разработка данного проекта стала актуальной.
В современной педагогике взаимодействие педагогов и родителей является одной из наиболее актуальных и острых проблем. В развитии устной речи особое значение имеет индивидуальная работа с каждым ребенком в семье, в образовательном учреждении. Несмотря на то, что большую часть дня ребенок находится в дошкольном учреждении, основное влияние на процесс его развития все-таки оказывает семья. Эффективность коррекционного процесса также во многом зависит от позиции, которую занимают родители. Плохая осведомленность родителей в вопросах патологии и коррекции речи, недооценка ими раннего выявления речевых нарушений и своевременного воздействия на них, ложные, а порой и вредные установки в отношении речи детей, говорят о необходимости совместной работы на всех этапах коррекции речи.
Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья.
Главной задачей работы учителя-логопеда является - выстраивание диалога между учителем-логопедом и семьей, ведь семья – это первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребёнка.
Цель проекта:
создание оптимальной среды для взаимодействия учителя-логопеда с семьей как условия повышения уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.
Задачи проекта:
- Изучить методическую литературу по данному вопросу.
- Выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития.
- Выработать и принять единые требования, предъявляемые к родителям и ребёнку, общего подхода к воспитанию.
- Разработать и внедрить наглядные пособия для эффективности коррекционного процесса.
- Включить родителей в коррекционно-логопедический процесс, через повышение компетентности родителей в вопросах развития речи детей и установления взаимных контактов, в работе над согласованием воспитательного воздействия на ребенка.
Стратегия достижения поставленных целей
В течение всего учебного года учителем-логопедом ведется коррекционная работа с воспитанниками по развитию моторной сферы, исправлению нарушенного звукопроизношения, развитию речи в целом. Для достижения наибольших результатов необходимо активное участие родителей в коррекционном процессе, поэтому реализация проекта будет проходить по следующим направлениям:
- Работа с педагогами
- Работа с родителями
Работа с педагогами
Повышение профессиональной компетентности в вопросе родительского воспитания в логопедической группе
№ п/п | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
Консультация «Взаимодействие родителей и педагогов» | октябрь | Учитель-логопед Чупина Л.А., | |
Оформление логопедического уголка | постоянно | Учитель-логопед Чупина Л.А., воспитатели | |
Консультация «Как организовать беседы с родителями по выполнению домашних задания по рекомендации учителя-логопеда» | В течение года | Учитель-логопед Чупина Л.А., | |
Подготовка дидактических игр | В течение года | Учитель-логопед Чупина Л.А., воспитатели | |
Пополнение логопедического уголка | постоянно | Заведующая ДОУ Пугачева Л.Н., Учитель-логопед Чупина Л.А., попечительский совет, воспитатели | |
Создание библиотеки «Ребёнок в логопедической группе» | постоянно | Учитель-логопед Чупина Л.А., воспитатели | |
Обмен опытом с педагогами ДОУ через методическое объединение «Логопедическое» | В течение года | Учителя-логопеды |
Работа с родителями
Повышения активности родителей к вопросам речевого развития своего ребёнка.
№ п/п | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1. | Анкетирование «Развитие речи детей» «Сколько мы общаемся?» «Что я знаю о своем ребенке?» | октябрь | Учитель-логопед Чупина Л.А., воспитатели |
2. | Родительское собрание «Развитие речи дошкольников 4-5 лет» | Октябрь | Учитель-логопед Чупина Л.А., воспитатели |
3. | Индивидуальные консультации родителей по развитию речи ребенка | В течение года | Учитель-логопед Чупина Л.А., |
4. | Индивидуальные консультации, беседы по результатам анкетирования | октябрь | Учитель-логопед Чупина Л.А., |
5. | Пополнение логопедического уголка группы | постоянно | Заведующая ДОУ Пугачева Л.Н., Учитель-логопед Чупина Л.А., попечительский совет, воспитатели |
6. | Консультация «Домашнее задание выполняй - речь развивай» | постоянно | Учитель-логопед Чупина Л.А., воспитатели |
7. | Ознакомление с библиотекой «Ребенок в логопедической группе» | постоянно | Учитель-логопед Чупина Л.А., воспитатели |
8. | Проведение обучающего семинара в рамках клуба «Речевичок» | В течение года | Учителя-логопеды |
Ожидаемые результаты
- Решится одна из наиболее сложных проблем – проблема различия в позициях педагогов и родителей по преодолению нарушений речи у детей.
- Будут преодолены определенные трудности в организации взаимодействия родителя с ребенком.
- Повысится эффективность коррекционной работы, осознанное включение родителей в совместный с учителем–логопедом процесс по преодолению речевых нарушений ребенка.
- Возникнет понимание того, что создание единого речевого пространства развития ребенка возможно при условии тесного сотрудничества учителя-логопеда воспитателей и родителей.
- Повышение родительской компетентности в вопросах речевого развития ребенка, помощь в принятии позиции «активного родителя».
Смета расходов на реализацию проекта
№ п/п | Ресурсы | Имеющиеся | Необходимые | ИТОГО |
Расходные материалы, канцтовары. | 1000 | 1000 | 2000 | |
Дидактические пособия, литература | 1000 | 2000 | 3000 | |
Организация родительских собраний, семинаров. | 2000 | 2000 | ||
Расходы на обобщение и распространение результатов реализации проекта. | 1000 | 1000 | 2000 | |
ИТОГО | 3000 | 6000 | 9000 |
Оценка результатов
Оценка эффективности данного проекта будет проводиться через анкетирование участников проекта, беседы с педагогами и родителями.
Список литературы
- Вакуленко Л.С. Организация взаимодействия учителя-логопеда и семьи. Методическое пособие. Детство-пресс. 2011.
- Взаимодействие с родителями по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста. Алексеева Н. В. Логопед, 2009, №8.
- Максаков А.И. Развитие правильной речи ребенка в семье. Мозаика-
Синтез, 2006.
- Перчаткина Е. Сотрудничество логопеда и родителей // Дошкольное воспитание. 1998г. № 11
- http://logoportal.ru/10180/.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы учителя-логопеда МБДОУ "Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида" Сусликовой Ларисы Станиславовны по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения"
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя»...
Методическая разработка - программа учителя-логопеда «Применение приёмов кинезиотерапии в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения»
Методическая разработка - программа учителя-логопеда «Применение приёмов кинезиотерапии в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения»...
Взаимосвязь учителя-логопеда и специалистов ДОУ в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения (выступление на педсовете).
Взаимосвязь учителя-логопеда и специалистов ДОУ в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения (выступление на педсовете). Успешная коррекционна...
Городское методическое объединение учителей-логопедов "Использование приёмов сенсорной интеграции в логопедической работе с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи"
Городское методическое объединение учителей-логопедов "Использование приёмов сенсорной интеграции в логопедической работе с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи"...
Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре при работе с детьми имеющими нарушения речи.
С целью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы в условиях ДОУ и объединения усилий в данном направлении, очень важно в учреждении выстроить модель сотрудничества учителя-лог...
Формы взаимодейстрия учителя-логопеда и семей в процессе коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения.
Сотрудничество с родителями как условие психолого-педагогической поддержки будет содействовать, с одной стороны, коррекции речевых нарушений у детей, и с другой – повысит уровень психолого-педаг...
Закаливание как вспомогательная терапия в процессе коррекционной работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи.
Статья об опыте внидрения здоовьезберегающей технологии "закаливание" в группе комбинированной направленности для детей с ТНР....