Проект «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения»
проект по логопедии (средняя группа) по теме

Чупина Лариса Анатольевна

Данный проект направлен  на создание условий успешного взаимодействия учителя-логопеда с родителями с целью повышения эффективности коррекции  речевых нарушений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_chupina_l.a._mkdou_no451.docx147.97 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска  «Детский сад № 451

комбинированного вида «Теремок»

Адрес: 630112, г. Новосибирск, ул. Селезнёва,29

e-mail:chupina.larisa@yandex.ru

ПРОЕКТ

«Взаимодействие учителя-логопеда  

и родителей

в процессе коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения»

http://fanhome.ru/wp-content/uploads/2012/05/schastlivaya-semia.jpg

Чупина

 Лариса Анатольевна

 учитель-логопед

2015 г.

Краткая аннотация проекта

      Данный проект направлен  на создание условий успешного взаимодействия учителя-логопеда с родителями с целью повышения эффективности коррекции  речевых нарушений.

      Использование данного проекта позволит значительно повысить активность родителей  в исправлении речевых нарушений у своих детей.

      Проект будет реализовываться через обучение педагогов, просветительскую работу с родителями.

Описание организации

Детский сад функционирует с 1984 года. До 2002 находился в ведомстве ОАО «Новосибирский завод им. Коминтерна». В 2002 году ДОУ передано в управление образования Центрального района. В апреле 2012 года детский сад по приказу мэрии города Новосибирска был закрыт на капитальный ремонт и реконструкцию. В результате в декабре 2012 года было открыто новое современное трехэтажное здание.

Общее число воспитанников – 406; общее количество групп – 19, из них две группы кратковременного пребывания, 7 групп для детей с нарушениями речи, 2 группы  для детей с амблиопией и косоглазием, 2 для  детей с туберкулезной интоксикацией.

 Общее количество педагогов – 50.

Образовательная деятельность в дошкольном учреждении организована в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования, разработанная на основании примерных основных общеобразовательных программ «Детство», «Кроха», Программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи Н.В. Нищевой, Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений  IV вида (для детей с нарушениями зрения) под редакцией Л.И. Плаксиной

Во всех возрастных группах используется технология продуктивного образования «Метод проектов».

Приоритетные направления деятельности дошкольного учреждения:

- физкультурно-оздоровительное;

- коррекционное;

- художественно-эстетическое.

Дошкольное учреждение является пилотным детским садом в реализации проекта по здоровьесбережению Городского центра образования и здоровья «Магистр», пилотным детским садом по реализации проекта городской стажировочной площадки в 2013-2016гг. «Создание в ДОУ предметно-развивающей среды, ориентированной на ребенка».

Наши достижения с 2010 года

  • 2010 год – 
  • серебряная медаль всероссийского конкурса «Росточек: мир спасут дети»,
  • лауреаты городского конкурса проектов «Новая школа Новосибирска» в номинации «Обновление содержания образования и внедрение современных образовательных технологий»,
  • второе место в городском конкурсе «Логопедический кабинет»,
  •  лауреаты городского конкурса «Маленькие фантазеры»,
  • лауреаты городского конкурса детский проектов «Питание и здоровье».
  • 2011 год –
  • победители городского конкурса проектов «Инновационное образование- ресурс развития города» в номинации «Обновление содержания образования и внедрение современных образовательных технологий»,
  • золотая медаль всероссийского конкурса «Росточек: мир спасут дети»,
  • серебряная медаль всероссийского конкурса «Призвание - воспитатель»,
  • диплом лауреата всероссийского конкурса «Призвание – воспитатель»,
  • 2012 год –
  • лауреаты городского конкурса проектов «Модернизация образования как фактор инновационного развития города Новосибирска» в номинации «Новые подходы в образовании дошкольников»,
  • золотая медаль Учсиб – 2012 за проект «Переход дошкольного учреждения на ФГТ»,
  • серебряная медаль всероссийского конкурса «Росточек: мир спасут дети»,
  • серебряная медаль всероссийского конкурса «Призвание - воспитатель».
  • 2013 год –
  •  II место в окружном конкурсе мультимедийных презентаций «Учитель-логопед ДОУ - родителям»,
  • Три диплома победителя окружного этапа конкурса «Инновации в образовании».
  • 2014 год –
  • Два диплома лауреата в городском конкурсе проектов «Инновации в образовании»,
  • Серебряная медаль «Учсиб – 2014»,
  • Серебряная медаль всероссийского конкурса «Росточек: мир спасут дети»,
  • I место в окружном этапе городского конкурса «Питание и здоровье».

Постановка проблемы

Одним из главных  направлений коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда в ДОУ  является работа с родителями ребенка, имеющего речевые нарушения. Небольшой опыт работы учителем-логопедом  в дошкольном учреждении  показывает, такое воздействие – достаточно сложный процесс: не все родители адекватно воспринимают речевые проблемы  своего ребенка. Одни  стараются не замечать нарушения речи у малыша, игнорируют выполнение с ребенком домашних  рекомендаций, предложенных  учителем-логопедом. Другие,  наоборот, проявляют излишнюю тревожность, предъявляя  завышенные требования к речи ребенка. Такая позиция «тормозит», затягивает коррекционно-развивающий процесс. Поэтому разработка данного проекта стала актуальной.

      В современной педагогике взаимодействие педагогов и родителей является одной из наиболее актуальных и острых проблем. В развитии устной речи особое значение имеет индивидуальная работа с каждым ребенком в семье, в образовательном учреждении. Несмотря  на то, что большую часть дня ребенок находится в дошкольном учреждении, основное влияние на процесс его развития все-таки оказывает семья. Эффективность коррекционного процесса также во многом зависит от позиции, которую занимают родители. Плохая  осведомленность родителей в вопросах патологии и коррекции речи, недооценка ими раннего выявления речевых нарушений и своевременного воздействия на них, ложные, а порой и вредные установки в отношении речи детей, говорят о необходимости совместной работы на всех этапах коррекции речи.

       Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья.

       Главной задачей работы учителя-логопеда является - выстраивание диалога между учителем-логопедом и семьей, ведь семья – это первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребёнка.

Цель проекта:

создание оптимальной среды для взаимодействия учителя-логопеда с семьей как условия повышения уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.   

Задачи проекта:

  1. Изучить методическую литературу по данному вопросу.
  2. Выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития.
  3. Выработать и принять единые требования, предъявляемые к родителям и ребёнку, общего подхода к воспитанию.
  4. Разработать и внедрить наглядные пособия для эффективности коррекционного процесса.
  5. Включить  родителей в коррекционно-логопедический  процесс, через повышение компетентности  родителей в вопросах развития речи детей и установления взаимных контактов, в  работе над согласованием воспитательного воздействия на ребенка.

Стратегия достижения поставленных целей

     В течение всего учебного года учителем-логопедом ведется коррекционная работа с воспитанниками по развитию моторной сферы, исправлению нарушенного звукопроизношения, развитию речи в целом. Для достижения  наибольших результатов необходимо активное участие родителей в коррекционном процессе, поэтому реализация проекта будет проходить по следующим направлениям:

  • Работа с педагогами
  • Работа с родителями

Работа с педагогами

Повышение профессиональной компетентности в вопросе родительского воспитания в логопедической группе

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Консультация «Взаимодействие родителей и педагогов»

октябрь

Учитель-логопед Чупина Л.А.,

Оформление логопедического уголка

постоянно

Учитель-логопед Чупина Л.А., воспитатели

Консультация «Как организовать беседы с родителями по выполнению домашних задания по рекомендации учителя-логопеда»

В течение года

Учитель-логопед Чупина Л.А.,

Подготовка дидактических игр

В течение года

Учитель-логопед Чупина Л.А., воспитатели

Пополнение логопедического уголка

постоянно

Заведующая ДОУ Пугачева Л.Н., Учитель-логопед Чупина Л.А., попечительский совет, воспитатели

Создание библиотеки «Ребёнок в логопедической группе»

постоянно

Учитель-логопед Чупина Л.А., воспитатели

Обмен опытом с педагогами ДОУ через методическое объединение «Логопедическое»

В течение года

Учителя-логопеды

                

Работа с родителями

Повышения активности родителей к вопросам речевого развития своего ребёнка. 

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1.

Анкетирование «Развитие речи детей» «Сколько мы общаемся?»  «Что я знаю о своем ребенке?»

октябрь

Учитель-логопед Чупина Л.А., воспитатели

2.

Родительское собрание «Развитие речи дошкольников 4-5 лет»

Октябрь

Учитель-логопед Чупина Л.А., воспитатели

3.

Индивидуальные консультации  родителей по  развитию речи ребенка

В течение года

Учитель-логопед Чупина Л.А.,

4.

Индивидуальные консультации, беседы по результатам анкетирования

октябрь

Учитель-логопед Чупина Л.А.,

5.

Пополнение логопедического уголка группы

постоянно

 Заведующая ДОУ Пугачева Л.Н., Учитель-логопед Чупина Л.А., попечительский совет, воспитатели

6.

Консультация «Домашнее задание выполняй  -  речь развивай»

постоянно

Учитель-логопед Чупина Л.А., воспитатели

7.

Ознакомление с библиотекой «Ребенок в логопедической группе»

постоянно

Учитель-логопед Чупина Л.А., воспитатели

8.

  Проведение обучающего семинара в рамках клуба «Речевичок»

В течение года

Учителя-логопеды

Ожидаемые результаты

  • Решится  одна из наиболее сложных проблем – проблема различия в позициях педагогов и родителей по преодолению нарушений речи у  детей.
  • Будут преодолены определенные трудности в организации взаимодействия родителя с ребенком.
  • Повысится  эффективность коррекционной  работы, осознанное включение родителей в совместный с учителем–логопедом процесс по преодолению речевых нарушений  ребенка.
  • Возникнет понимание того, что создание единого речевого пространства развития ребенка возможно при  условии тесного сотрудничества учителя-логопеда воспитателей  и родителей.
  • Повышение родительской компетентности в вопросах речевого развития ребенка, помощь в принятии позиции «активного родителя».

Смета расходов на реализацию проекта

№ п/п

Ресурсы

Имеющиеся

Необходимые

ИТОГО

Расходные материалы, канцтовары.

1000

1000

2000

Дидактические пособия, литература

1000

2000

3000

Организация родительских собраний, семинаров.

2000

2000

Расходы на обобщение и распространение результатов реализации проекта.

1000

1000

2000

ИТОГО

3000

6000

9000

Оценка результатов

Оценка эффективности данного проекта будет проводиться через анкетирование участников проекта, беседы с педагогами и родителями.

Список литературы

  1. Вакуленко Л.С.  Организация взаимодействия учителя-логопеда и семьи. Методическое пособие. Детство-пресс. 2011.
  2. Взаимодействие с родителями по коррекции  звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста. Алексеева Н. В. Логопед, 2009, №8.
  3. Максаков А.И.  Развитие правильной речи ребенка в семье. Мозаика-

Синтез, 2006.

  1. Перчаткина Е. Сотрудничество логопеда и родителей // Дошкольное воспитание. 1998г. № 11
  2.  http://logoportal.ru/10180/.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка - программа учителя-логопеда «Применение приёмов кинезиотерапии в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения»

Методическая разработка - программа учителя-логопеда «Применение приёмов кинезиотерапии в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения»...

Взаимосвязь учителя-логопеда и специалистов ДОУ в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения (выступление на педсовете).

Взаимосвязь учителя-логопеда и специалистов ДОУ в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения (выступление на педсовете).         Успешная коррекционна...

Городское методическое объединение учителей-логопедов "Использование приёмов сенсорной интеграции в логопедической работе с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи"

Городское методическое объединение учителей-логопедов "Использование приёмов сенсорной интеграции в логопедической работе с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи"...

Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре при работе с детьми имеющими нарушения речи.

С целью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы в условиях ДОУ и объединения усилий в данном направлении, очень важно в учреждении выстроить модель сотрудничества учителя-лог...

Формы взаимодейстрия учителя-логопеда и семей в процессе коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения.

Сотрудничество с родителями как условие психолого-педагогической поддержки будет содействовать, с одной стороны, коррекции речевых нарушений у детей, и с другой – повысит уровень психолого-педаг...

Закаливание как вспомогательная терапия в процессе коррекционной работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи.

Статья об опыте внидрения здоовьезберегающей технологии "закаливание" в группе комбинированной направленности для детей с ТНР....