Мастер - класс Тема: Игровые технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими речевые нарушения.
презентация по коррекционной педагогике
Использование игровых технологий в процессе коррекции речевых нарушений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_master-klass.docx | 18.06 КБ |
master_klass_pre.pptx | 220.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Тулуна «Центр развития ребенка - детский сад – «Гармония»»
Мастер - класс
Тема: Игровые технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими речевые нарушения.
Подготовила: учитель-логопед
Маликова Н.В.
Цель: создание информационного пространства для повышения уровня компетентности педагогов в процессе коррекции речевых нарушений дошкольников на основе использования игровых технологий.
I Орг. момент
Приветствие педагогов.
Сообщение темы мастер-класса.
II. Теоретическая часть.
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чистой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в дошкольном учреждении. Правильная речь является одним из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залогом успешного усвоения грамоты и чтения.
В рамках введения ФГОС, в дошкольном образовании широко применяются игровые технологии. Такой выбор не случаен, поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольников.
Применение игровых технологий помогает организовывать коррекционную работу интереснее и разнообразнее, помогает поддерживать интерес детей на протяжении всего обучения, оказывает влияние на быстроту запоминания, понимания и усвоения программного материала в полном объеме, оптимизирует процесс коррекции речи, что в дальнейшем поможет ребенку в усвоении школьной программы.
Преодоление нарушений фонематического слуха и восприятия является одним из основных направлений логопедической работы в процессе коррекции различных нарушений речи.
III. Практическая часть.
Всю систему коррекционной работы по развитию у детей фонематического восприятия условно можно разделить на 6 этапов. Учитывая выше сказанное, мной был подобран комплекс игр и игровых упражнений, на каждый этап коррекционной работы по формированию фонематических процессов дошкольников.
I этап — узнавание неречевых звуков.
Игра «Кто, что слышит?»
С самых первых занятий провожу работу по развитию слухового внимания и слуховой памяти, что позволяет добиваться наиболее эффективных результатов развития фонематического восприятия. Это очень важно, т.к. неумение вслушиваться в речь окружающих часто является одной из причин неправильного звукопроизношения.
Тек же, на первом этапе использую игры: «Поставь по порядку», «Угадай, на чём играю?». «Шумящие коробочки», и другие.
Например, детям нравится игра «Кто, как кричит»: Предлагаю послушать запись голосов домашних животных. Дети показывают соответствующие игрушки, сами подражают голосам или называют животных.
II этап — различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз.
Игра «Громко-тихо»
На этом этапе речевой слух развиваю с помощью таких игр, как «Угадай по голосу!», «Далеко - близко», «Угадай, кто кричит», «К кому пришел?», «Сказочные голоса»
На III этапе использую игры на различение слов, близких по звуковому составу:
Игра «Будь внимателен»
Так же использую игры: «Незнайка запутался», «Подбери похожие слова», «Не ошибись», «Будь внимателен», «Найди себе пару»
Для развития умения дифференцировать слоги на IV этапе использую игры: «Телефон», «Какой отличается?», «Бабочка», «Медвежонок», «Малыш»
и т.д.
Например, в игре с мячом «Внимательные ушки», предлагаю по очереди поймать мяч и внимательно послушать цепочку слогов, затем необходимо правильно повторить и бросить мяч обратно.
На V этапе применяю игры, направленные на дифференциацию звуков: «Какой звук есть во всех словах?», «Общий звук», «Поймайте звук», «Узнавай-ка», «Звуки-буквы», «Придумай слово»
Детям очень нравится игра «Хлопни-топни». Цель: дифференциация звуков [с-з] (Соты, Зоя, Соня, зубы, сыты, зайка, закат, салат, коса, коза, несу, везу, носы, козы, розы, косы, весы, вози.)
На завершающем VI этапе применяю игры, направленные на формирование звукового анализа и синтеза слова, определение характеристики звуков:
Игра «Наоборот», «Чудо-дерево», «Помоги Незнайке», «Живые звуки», «Грузовик» и т.д
Игра «Живые звуки»
При работе по данным этапам развития фонематических процессов использую принцип постепенности. Результат во многом зависит от того, насколько удастся превратить скучную работу в увлекательную игру. Проводя занятия в игровой форме, у детей повышается интерес к образовательной деятельности, наблюдается положительная динамика развития фонематических процессов.
Опыт показывает, что реализация такой системы использования игровых технологий повышает эффективность предупреждения и преодоления нарушений фонематических процессов, совершенствует речевые возможности дошкольников и может использоваться педагогами ДОУ на всех этапах коррекционно-педагогического процесса.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Игровая педагогическая технология предусматривает отбор, разработку и подготовку игр, включение в них воспитанников ДОУ, контроль хода игры, подведение итогов Применение игровых технологий на занятиях в ДОУ: ● делает ребёнка более активным; ● повышает познавательный интерес; ● развивает память, мышление и внимание; ● способствует развитию творческих способностей, выработке речевых умений и навыков. Игра - ведущий наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний.
Фонематический слух — это способность человека к различению отдельных фонем, т. е. звуков. Это умение представляет собой навыки: ● узнавания; ● сравнения ; ● повторения элементов, из которых состоят слова. Оно является уникальной и необходимой особенностью, дополняющей обычную способность слышать.
I этап – узнавание неречевых звуков: Игра «Кто, что слышит?» Цель : формировать фонематическое восприятие на неречевых звуках. Ход игры : на столе у педагога стоят различные предметы, при действии которыми издается звук: звенит колокольчик; шуршит книга, которую листают; играет дудочка, звучит пианино, гусли и др., т. е. Все, что есть звучащее в группе, можно использовать в игре. За ширму приглашается один ребенок, который там играет, например, на дудочке. Дети, услышав звук, отгадывают, а тот, кто играл, выходит из-за ширмы с дудочкой в руках. Ребята убеждаются, что они не ошиблись. Игра «Поставь по порядку » Цель: развитие слухового внимания, памяти, дифференциация неречевых звуков. Ход игры : показать ребенку музыкальные инструменты, которые в ходе игры он должен будет узнать по звучанию. Поиграйте на каждом из них на глазах у ребенка. Скажите: "Дудочка гудит. Барабан гремит. Колокольчик звенит". Педагог за ширмой играет на музыкальных инструментах. Ребенок называет, что звучало. Затем педагог играет на нескольких инструментах по очереди, затем предлагает разложить эти инструменты по очередности их звучания . Игра «Угадай , что я делаю?» Цель: учить дифференцировать звуки выполняемых действий. Ход игры : перед ребенком лежат хорошо знакомые ему предметы, например, карандаш, ножницы, бумага, стакан с водой и т.д. Далее предметы убираются за ширму, взрослый выполняет с ними определённые действия: режет бумагу, сминает бумагу рукой, переливает воду из одного стакана в другой и т.д. После каждого произведённого взрослым действия ребёнок рассказывает о нём, в силу своих речевых возможностей. В этой игре можно меняться ролями: сначала взрослый производит действие, потом — ребёнок и т.д. Игра «Шумящие коробочки » Цель: упражнять в определении на слух вид мелких предметов. Ход игры : предложите ребенку послушать звучание каждой баночки, показывая и называя, какая крупа там лежит. Поставьте все коробочки на стол в один ряд. Предложите ребенку потрясти каждую из баночек и послушать, как они гремят, и определить, какая крупа там лежит. Попросите найти две одинаково звучащие баночки.
II этап –различение высоты, силы, темпа голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз: Игра «Громко-тихо» Цель: развитие высоты и тембра голоса. Ход: попросите ребенка произнести гласный звук, слог или слово громко, потом – тихо, протяжно, потом отрывисто, высоким голосом – низким. Игра «Угадай по голосу!» Цель: учить различать голоса. Ход : дети встают в круг, держась за руки; водящий - в центре круга, ему завязывают глаза. Дети идут по кругу, а потом останавливаются. Водящий идет в любом направлении. Пока не натолкнется на одного из детей. Тот должен назвать водящего по имени. Если водящий не угадал, кто говорил с ним, он продолжает угадывать следующего. Тот, чей голос он угадал, становится водящим . Игра «Далеко – близко» Цель: развитие основных качеств голоса: силы, высоты. Ход: взрослый показывает детям игрушечного котенка и просит внимательно послушать и запомнить, как он мяукает, когда находится близко (громко), и как - когда далеко (тихо). Затем произносит "Мяу", меняя силу голоса, а дети отгадывают, близко или далеко мяукает котенок. Игра «Угадай, кто кричит» Цель: развитие основных качеств голоса: силы, высоты. Ход : ребенку дают картинки с изображениями домашних животных - взрослых и детенышей: коровы и теленка, козы и козленка, свиньи и поросенка. Взрослый произносит каждое звукоподражание то низким, то высоким голосом (" Му-му ", " Бе-бе ", "Хрю-хрю"). Ребенок, ориентируясь на характер звукоподражания и одновременно на высоту голоса, должен поднимать соответствующую картинку . Игра «К кому пришел?» Цель: развитие голоса: силы, высоты. Ход: взрослый выставляет перед ребенком 4 картинки, на которых изображен волк, козлята, волчата, охотник. Произносит фразу: «Волк пришел», с разной интонацией: с испугом, и радостью, с удивлением. Дети должны определить: кто это сказал - козлята, волчата, или охотник. Игра «Сказочные голоса» Цель: развитие тембра, силы и высоты голоса. Ход : детям предлагают сказать одну и ту же фразу, но от лица разных сказочных героев. Изменяя тембр, громкость и интонационную выразительность. Произнося реплики то очень низким, то средним по высоте, то высоким голосом спрашивает: «Кто это говорит?» Задача детей догадаться, кто эту фразу сказал .
III этап - игры на различение слов, близких по звуковому составу: Игра «Будь внимателен» Цель: развитие внимания и умения различение слов близких по звучанию. Ход: Взрослый раскладывает перед ребенком картинки, названия которых звучат очень похоже, например: рак, лак, мак, бак, сок, сук, дом, ком, лом, сом, коза, коса, лужа, лыжа. Затем он называет слова , а ребенок отбирает соответствующие картинки и раскладывает их в названном порядке (в одну линию или в столбик - по вашей инструкции). Игра «Незнайка запутался» Цель: учить находить слова, сходные по звучанию. Ход : Ребенку предлагается разложить картинки с изображенными предметами, которые произносятся похоже: суп – зуб, зайка – сайка, лисонька – Лизонька, коса – коза, замок – сапог, злой – слой, Захар – сахар, сурок – зубок. Игра «Подбери похожие слова» Цель: учить подбирать слова близкие по звучанию. Ход : Педагог произносит слова, близкие по звучанию: кошка- ложка, ушки- пушки. Затем он произносит слово и предлагает детям самим подобрать к нему другие слова, близкие по звучанию. Педагог следит за тем, чтобы дети правильно подбирали слова, произносили их внятно, чисто, громко. Игра «Не ошибись» Цель: научить находить лишнее слово. Ход : Взрослый показывает ребенку картинку и громко, четко называет изображение: «Вагон». Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Когда я ошибусь, хлопни в ладоши». Затем произносит: «Вагон - вакон - фагон – вагом ». Затем взрослый показывает следующую картинку или чистый лист бумаги и называет: «Бумага - пумага - тумага - пумака – бумака ». Игра «Найди себе пару» Цель: учить находить слова близкие по звучанию. Ход : Каждый ребенок должен найти себе пару. Для этого кто-нибудь один произносит любое слово, а другой должен отозваться похожим словом. Если скажут шутка, то парой будет тот, кто отзовется словом мишутка или утка. Те дети, кто составил пару, берутся за руки. Упражнение продолжается до тех пор, пока все ребята не подберут себе пару.
IV этап – игры для развития умения дифференцировать слоги: Игра «Телефон» Цель: развитии у детей умения дифференцировать слоги. Ход : Дети сидят в ряд друг за другом. Педагог называет слог или серию слогов (например: ее, су-су-со , па-па-са и т.д., состоящие из звуков, не нарушенных в произношении детей) на ушко первому ребенку. Серия слогов передается по цепочке и последний ребенок произносит ее вслух. Последовательность цепочки меняется. Игра «Какой отличается?» Цель: развитии у детей умения дифференцировать слоги. Ход : педагог произносит серию слогов (например: ну-ну-но , сва-ска-сва , са-ша-са и т.д.) и предлагает детям определить, какой слог отличается от других и чем. Игра «Бабочка» Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слогов, близких по звуковому составу. Ход : педагог предлагает детям «превратить руки в бабочек» (скрестить кисти рук в запястьях, прижать ладони тыльными сторонами друг к другу, выпрямив пальцы - бабочка сложила крылья, взмах крыльев осуществляется только легким, но резким движением в запястьях). Бабочка летит, пока педагог произносит слоги («песенки»), но замирает, когда логопед произносит слог «ай»: ам , ом , ай , ап , оп, ох, ах, ай, ам , ах, ух, ай ... Игра «Медвежонок» Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слогов, близких по звуковому составу. Ход : педагог показывает медвежонка и говорит, что он потерялся. Медвежонок еще маленький и не может громко позвать свою маму. Логопед просит детей помочь медвежонку и громко повторить его слова: Ам-ма ! Ом-мо! Ум-му ! Затем появляется медведица и благодарит детей за помощь. Игра «Малыш» Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слогов, близких по звуковому составу. Ход : педагог показывает игрушку и говорит, что малышу скучно, поэтому он плачет. Предлагает спеть вместе с малышом его песенку: сначала внимательно послушать, потом повторить. педагогтонким голоском произносит слоги, а дети повторяют: « Ма-му , ма-мо , ма-мы , му-мы , му-мо , мы-ма-мо ...».
V этап - игры, направленные на дифференциацию звуков : Игра «Какой звук есть во всех словах?» Цель: развитие фонематического слуха. Ход : Взрослый произносит три - четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах. Игра «Общий звук» Цель: учить выделять звук из потока других звуков. Ход : Предложите детям найти часто повторяющийся звук в стихотворении, предложении или скороговорке: «Маша нашла большую шишку». Игра «Поймайте звук» Цель: учить выделять звук из потока других звуков. Ход : хлопайте в ладоши каждый раз, как услышите звук [ ш ]; сосчитайте, сколько раз я сказала звук [ ш ]; положите на стол столько фишек, сколько раз услышите [ ш ]. Игра «Узнавай-ка», «Звуки-буквы» Цель: учить определять наличие звука в слове . Ход: У твердого звука [с] есть братец-близнец – мягкий звук [с’]. Я буду показывать и называть картинки, а вы если услышите [с] – поднимите синюю фишку, если [с’] – зеленую . Игра «Придумай слово» Цель: развитие фонематического восприятия. Ход : Детям дается задание придумать слова на заданный звук.
VI этап - игры , направленные на формирование звукового анализа и синтеза слова, определение характеристики звуков Игра «Наоборот » Цель: развитие умения различать звуки. Ход : со словами - рифмами (надо заменить один звук на другой): сайка – шайка, шкала – скала, сутки – шутки, палас – палаш . Игра «Чудо-дерево» Цель: учить выделять (узнавать) звук на фоне слова. Ход : педагог предлагает детям украсить дерево картинками, в названии которых имеется соответствующий звук. Игра «Помоги Незнайке» Цель: учить выделять (узнавать) звук на фоне слова. Ход : На наборном полотне перед детьми - изображение Незнайки и комплект картинок: дом, шар, сумка, машина,, утка, лошадка, тигр, шуба, лапа, шляпа, топор, мышка, дерево. Педагог предлагает детям рассмотреть картинки, подумать и помочь Незнайке выбрать только те, в названии которых имеется звук [ ш ]. После выполнения задания правильность проверяется путем называния отобранных картинок . Игра «Живые звуки» Цели: Формирование навыка фонематического анализа, учить определять заданный звук на фоне слова. Ход : Трое детей выходят к доске, у одного из них — буква А, у другого — буква У, у третьего — И. Педагог называет слово мак — ребенок делает шаг вперед, показывая букву А. Педагог называет слово суп. Второй ребенок встает слева от первого и показывает букву У. Педагог называет слово кит. Третий ребенок встает между детьми. Остальные дети читают, что получилось. ( Аиу .) Слова: куст, парк, мир; лук, рис, бак; рак, сук, пир . Игра «Грузовик» Цели: определение наличия звука в слове. Например : Педагог демонстрирует детям предметные картинки: : слон, аист, автобус, осы, носорог, шмель, шарик, чашка, ёрш, мишка. Дети рассматривают и называют их. Затем педагог помещает на наборное полотно изображение грузовика и объясняет, что в грузовике «поедут» те пассажиры, в названии которых начинается звук С. Дети «рассаживают» пассажиров, объясняют выбор каждого слова.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение "Использование музыкальных упражнений в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими речевые нарушения"
Сообщение "Использование музыкальных упражнений в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими речевые нарушения"...
Применение метода динамической электронейростимуляции (ДЭНС) в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими речевые нарушения
К вопросу возможности эффективного применения метода ДЭНС в формировании и исправлении произносительной стороны речи у детей Для достижения положительного стойкого результата в формировании и исп...
Выступление на РМО: Мастер – класс по теме: «Использование современных образовательных технологий в логопедической работе с детьми, имеющими речевые нарушения»
Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка. Развитие ...
Мастер – класс на тему: «Использование современных образовательных технологий в логопедической работе с детьми, имеющими речевые нарушения»
Теоретическая часть.Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я учитель – логопед МБДОУ «Детский сад «Радуга» г. Козловка Чувашской Республики. Тема моего мастер – класса сегодня ...
«Использование компьютерных интерактивных игр в коррекционно – развивающей работе с детьми, имеющими речевыми нарушения» РМО
С целью оптимизации процесса развития познавательной деятельности и развития речи дошкольников учителя-логопеды и дефектологи стали использовать обучающие компьютерные программы, при помощи которых по...
РИСОВАНИЕ ПЕСКОМ НА СТЕКЛЕ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ
В данной статье говорится о популярном методе рисования песком на стекле. Представлены направления, которые используются в коррекционно-развивающей работе на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных...
Использование камешков марблс в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими речевые нарушения
Опыт коррекционно-развивающей работы с использованием камешков марблс...