Тема: «Путешествие в волшебный лес» (занятие по совершенствованию лексико-грамматических компонентов речи у детей подготовительной к школе группы)
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Цель.
Обогащать и активизировать словарь детей, развивать связную речь.
Задачи.
Упражнять детей в подборе слов - признаков и слов действий к существительным. Формировать навык образования относительных и притяжательных прилагательных; практические навыки словообразования. Совершенствовать навык рассматривания картины; грамматический строй речи. Активизировать употребление антонимов. Развивать связную речь, слуховое внимание, мышление, воображение, мелкую моторику. Развивать координацию речи и движений, использовать различные здоровьесберигающие технологии, направленные на укрепление здоровья детей.
Оборудование.
Зимние элементы декорирования (снежинки, пенёчки, ёлка с игрушками, снежки, снеговики), ноутбук, проектор, презентация с изображением зимнего леса, корзина с шишками, санки. Конверты с заданиями и картинками - отгадками к вопросам, костюм Лесовичка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_v_podg.gr_._-_v_volshebnom_lesu.docx | 21.96 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ДЖАНКОЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
«ДЕТСКИЙ САД № 9 «СВЕТЛЯЧОК»
Тема:
«Путешествие в волшебный лес»
(занятие по совершенствованию лексико-грамматических компонентов речи у детей подготовительной к школе группы)
Таран Н. В., воспитатель
23. 01. 2017 год
Цель.
Обогащать и активизировать словарь детей, развивать связную речь.
Задачи.
Упражнять детей в подборе слов - признаков и слов действий к существительным. Формировать навык образования относительных и притяжательных прилагательных; практические навыки словообразования. Совершенствовать навык рассматривания картины; грамматический строй речи. Активизировать употребление антонимов. Развивать связную речь, слуховое внимание, мышление, воображение, мелкую моторику. Развивать координацию речи и движений, использовать различные здоровьесберигающие технологии, направленные на укрепление здоровья детей.
Оборудование.
Зимние элементы декорирования (снежинки, пенёчки, ёлка с игрушками, снежки, снеговики), ноутбук, проектор, презентация с изображением зимнего леса, корзина с шишками, санки. Конверты с заданиями и картинками - отгадками к вопросам, костюм Лесовичка.
Ход занятия.
- Ребята, посмотрите к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся и подарим гостям хорошее настроение (дети с ладошки сдувают хорошее настроение гостям).
- Почтальон принёс посылку (внутри письмо и снежинка). В письме Лесовичок просит помочь ему. Сообщает о том, что он живёт в волшебном лесу и попасть туда детям поможет волшебная снежинка. Надо лишь сказать слова:
Если как снежинка покружиться,
То можно в зимнем, сказочном лесу очутиться.
А дорогу к дому Лесовичка помогу найти картинки – подсказки.
- Вы знаете, что зимой в лесу воздух… ( дети дополняют – холодный, морозный), поэтому мы сделаем дыхательную гимнастику. Надо подойти к снежинкам и подуть на них сильно или…(слабо).
- Теперь мы готовы отправиться в волшебный лес ( вместе произносим волшебные слова).
- Первая загадка
Белые Бабочки
Крыльями не машут.
Белые Бабочки
В воздухе пляшут.
И закончив плясовую-
Улеглись на мостовую (снежинки).
- Правильно. И одна из снежинок оказалась в волшебном лесу – найдите её.
Дети находят снежинку около пенёчка и рядом конверт с заданием и следующей загадкой.
Первое задание: подобрать родственные слова к слову – снег (снежный, снег, снеговик, снежки, снегурочка, снежинка. Новые слова: снегирь, подснежник, снегопад, снегоход).
- Вторая загадка
Появился во дворе
Он в холодном декабре.
Неуклюжий и смешной
У катка стоит с метлой.
К ветру зимнему привык
Наш приятель … (снеговик).
Дети находят снеговика и около него конверт с заданием и следующей загадкой.
Второе задание: снеговик предлагает поиграть со снежками в игру «Скажи наоборот».
- Я предлагаю выполнить пальчиковую гимнастику, чтобы вы смогли удержать холодные снежки.
Пальчиковая гимнастика «Снежинки»
Стою и снежинки в ладошку Ритмичные удары пальцами левой
ловлю. руки, начиная с указательного, по ладони правой руки.
Я зиму, и снег, Ритмичные удары пальцами правой
и снежинки люблю, руки, начиная с указательного, по ладони левой руки.
Но где же снежинки? На вопрос сжать кулаки, на ответ —
В ладошке вода, разжать.
Куда же исчезли снежинки? Куда? На первый вопрос сжать кулаки, на
второй — разжать.
Растаяли хрупкие льдинки-лучи... Мелкие потряхивания
расслабленными ладонями.
Как видно, ладошки мои горячи. Потереть ладони друг о друга.
(Упражнение выполняется с проговариванием слов вслух, а затем про себя).
После дети перестраиваются в круг и под музыку передают четыре снежка. С окончанием музыки те, у кого в руках снежки называют противоположные слова.
длинный - короткий
тепло- холодно
грустно - радостно
голодный – сытый
далеко – близко
широкий – узкий
потерял – нашёл
начало – конец
день – ночь
храбрый – трусливый
жидкий – густой
чёрный – белый
старый – молодой
больной – здоровый
ссориться – мириться
спрашивать - отвечать
- Молодцы, с заданием вы справились. Но т.к.мы играли со снежками, которые навевают холод и даже лень, я предлагаю погреться. Проводится физминутка под музыку (врассыпную).
Третья загадка
Я катаюсь на нем
До вечерней поры.
Но ленивый мой конь
Возит только с горы.
А на горку всегда
Сам пешком я хожу
И коня своего
За веревку вожу(санки).
Дети находят санки около них конверт с заданием и следующей загадкой и подзорная труба. Лесовичок предлагает рассмотреть иллюстрацию с изображением зимнего леса с помощью подзорной трубы и назвать предметы, изображённые на ней. Надо назвать как можно больше предметов, о которых можно спросить: Кто это? Что это?(лес, заяц, мышка, нора и т.д.).
- А теперь подберите слова - действия (что предмет делает?) к тем объектам (предметам), которые вы увидели в подзорную трубу. Я начинаю: «Лес молчит». Дети продолжают.
- Дополните предложение словами – признаками (какой предмет?). Моё предложение: «Молчит зимний, белоснежный лес». Дети продолжают составлять свои предложения ( «убегает пугливый заяц» и т.д.).
- И с этим заданием вы справились. Вот следующая загадка.
Четвёртая загадка
Захожу я в зимний лес
Встретил Чудо из чудес.
Зелёное, могучее,
Но чересчур колючее… (ёлка).
Дети находят ёлку и за ней конверт с заданием и следующей загадкой.
- Нам предлагают поиграть в игру «Сугроб». Я буду задавать вопрос, если вы отвечаете правильно, то берёте «снежок» и сооружаете сугроб (маленькие «снежки» класть около большого).
Длинные уши – (длинноухий)
Короткий хвост – (короткохвостый)
Быстрые ноги – (быстроногий)
Любит тепло – (теплолюбивый)
Разного цвета – (разноцветный)
Звонкий голос – (звонкоголосый)
Жёлтая грудка – (желтогрудый)
Карие глаза – (кареглазый)
Белый снег – (белоснежный)
Острые зубы – (острозубый).
- У нас получился большой сугроб и мы с вами продолжаем играть. Я опять задаю вопрос и если вы отвечаете правильно, то берёте «снежок» из сугроба и кладёте его назад.
Шляпа у мамы – (мамина шляпа)
Хвост у мышки – (мышиный хвост)
Рога у лося – (лосиные рога)
Лапы у кошки – (кошачьи лапы)
Шерсть у овцы – (овечья шерсть)
Клюв у орла - (орлиный клюв)
Вой волка – (волчий вой)
Мех белки – (беличий мех)
Глаз птицы – (птичий глаз)
Визг поросёнка – (поросячий визг).
- Снежки мы с вами вернули на место. Вам нравится в волшебном лесу? (да). А что нам помогло попасть сюда? (волшебная снежинка). Я предлагаю вам нарисовать её необычным способом: закройте глаза, и используя нос как карандаш, нарисуйте снежинку в воздухе (дети садятся на ковёр,звучит приятная мелодия).
Во время зрительной гимнастики появляется Лесовичок с наряженной ёлкой. По окончании гимнастики воспитатель обращает внимание на Лесовичка, который снимает с новогодней ёлки игрушки.
Лесовичок просит помочь детям. Он описывает игрушку, а ребёнок находит её на ёлке, снимает её, описывая при этом свои действия. (Острая и пятиконечная – «Я снимаю с ёлки острую и пятиконечную звезду»).
Затем Лесовичок благодарит детей за помошь и просит отгадать, какое варенье он любит. Детям предлагают собрать (сложить картинки – подсказки) - пазлы и назвать варенье: задание разное по сложности (более слабым детям предлагается более лёгкий вариант: если они быстро выполняют задание, то даётся ещё одна картинка).
Варенье из малины – малиновое варенье
Варенье из груши – грушевое варенье
Варенье из яблок – яблочное
Варенье из ежевики – ежевичное
Варенье из смородины – смородиновое
Варенье из черники – черничное.
Лесовичок показывает детям корзину с волшебными шишками и просит назвать слова, связанные по смыслу со словом «шишка» (лес, белка, семена и т.д.).Если дети справятся с этим заданием, то шишки превратятся в подарки. Задание выполнено и шишки превращаются в зефир.
Воспитатель вместе с детьми благодарит Лесовичка, с помощью волшебной снежинки произносит волшебные слова и они оказываются в детском саду.
Если как снежинка покружиться,
То можно в детском саду очутиться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по совершенствованию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в подготовительной к школе группе "Буми в гостях у ребят"
Занятие для детей 6-7 лет с ОНР. На данном занятии в игровой форме дети закрепляют умение образовыватьотносительные прилагательные и учатся использовать их в связной речи...
Конспект подгруппового логопедического занятия по совершенствованию лексико-грамматического строя речи детей с ОНР в подготовительной группе Тема: «Профессии»
В целях данного занятия отражены следующие цели:- актуализация словаря по теме "Профессии";- совершенствование грамматического строя речи;- обогащение экспрессивной речи сложными словами: рыболов, зем...
Конспект комбинированного занятия по совершенствованию лексико-грамматических представлений и подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи «Урок для Буратино»
Программное содержание.1. Учить детей правильно употреблять несклоняемые слова. Расширять словарь детей.2. Упражнять детей в словоизменении....
Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка “Зимняя прогулка” (подготовительная к школе группа)
Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка “Зимняя прогулка”Возраст: 6-7 лет (подготовительная к школе группа)Заключение:...
Конспект (фрагмент) фронтального логопедического занятия по совершенствованию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи (логопедическая подготовительная группа) по теме: «Посуда» с использованием ИКТ
Конспект (фрагмент) фронтального логопедического занятия по совершенствованию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи (логопедическая подготовительная группа) по теме: «По...
Конспект итогового занятия по формированию лексико – грамматических средств языка в старшей подготовительной к школе группе компенсирующей направленности Тема: «В поисках клада»
Обобщение и систематизация знания детей, полученных на логопедических занятиях в течение учебного года....
Методическая разработка Конспект фронтального занятия по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в разновозрастной логопедической группе для детей с онр по теме "Космос"
ЦЕЛЬ: уточнение и расширение словарного запаса по теме. КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:Совершенствовать умение изменять существительные по числам.Формировать умение согласовывать существител...