Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка “Зимняя прогулка” (подготовительная к школе группа)
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка “Зимняя прогулка”
Возраст: 6-7 лет (подготовительная к школе группа)
Заключение: ТНР
Тема недели: Зима. Зимние забавы.
Задачи
Развивающие:
- развивать зрительное внимание и память, наблюдательность;
- формировать словесно-логическое творческое мышление;
- формировать умение «входить» в воображаемую ситуацию и поддерживать ее;
- развивать чувство юмора.
Воспитательные:
- совершенствовать навыки подгрупповой работы, ориентированной на общий результат;
- формировать представление о том, что смех может помогать в учении.
Образовательные:
- совершенствование навыка словообразования и словотворчества;
- упражнять в умении составлять целое из частей;
- закреплять в речи правильное употребление сущ-х в род.п.;
- упражнять в образовании сущ-х с ум.-ласк. суффиксами;
- формировать навык образования притяжательных прилагательных;
- упражнять в навыке составления предложений по сюжетной картине;
- совершенствовать навык подбора слов-рифм.
Оборудование: атрибуты одежды (шапочки и шарфы), два мольберта, магнитные разрезные картинки двух снеговиков, муз. сопровождение «Кабы не было зимы…», снежки из магнитного полотна, мнемотаблица к стихотворению, сюжетная картина из отдельных элементов на основе магнитого винила, картинки животных «Чемпионы».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie.docx | 27.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка “Зимняя прогулка”
Возраст: 6-7 лет (подготовительная к школе группа)
Заключение: ТНР
Тема недели: Зима. Зимние забавы.
Задачи
Развивающие:
- развивать зрительное внимание и память, наблюдательность;
- формировать словесно-логическое творческое мышление;
- формировать умение «входить» в воображаемую ситуацию и поддерживать ее;
- развивать чувство юмора.
Воспитательные:
- совершенствовать навыки подгрупповой работы, ориентированной на общий результат;
- формировать представление о том, что смех может помогать в учении.
Образовательные:
- совершенствование навыка словообразования и словотворчества;
- упражнять в умении составлять целое из частей;
- закреплять в речи правильное употребление сущ-х в род.п.;
- упражнять в образовании сущ-х с ум.-ласк. суффиксами;
- формировать навык образования притяжательных прилагательных;
- упражнять в навыке составления предложений по сюжетной картине;
- совершенствовать навык подбора слов-рифм.
Оборудование: атрибуты одежды (шапочки и шарфы), два мольберта, магнитные разрезные картинки двух снеговиков, муз. сопровождение «Кабы не было зимы…», снежки из магнитного полотна, мнемотаблица к стихотворению, сюжетная картина из отдельных элементов на основе магнитого винила, картинки животных «Чемпионы».
I. Организационный этап
Логопед: Я вижу по Вашим лицам, что вы немного волнуетесь: здесь много незнакомых людей, вы не догадываетесь, чем мы будем сейчас заниматься. Я хочу вам признаться, что тоже волнуюсь, а чтобы перестать бояться и лучше узнать друг друга, предлагаю вам игру, которая называется «И я». Если вы со мной соглашаетесь, отвечайте: «И я!»
«Я люблю играть» - дети: «И я», «Хочу мороженое» - дети: «И я», «Умею рисовать», «Буду читать», «Поеду отдыхать», «Буду купаться», «Люблю подарки», «Пойду гулять» ….. по инерции дальше «Снег падает» - дети: «И я» (смех) Попались!!! Не падайте, пожалуйста!Садитесь на стульчики.
II. Введение в тему
Логопед: А снег на улице и правда падает (идет). Что еще может делать снег? Поберите слова-действия (ответы детей: лежит, кружится, летит, тает, колется, скрипит, опускается, порхает, валит, сверкает, белеет, блестит, сыплется).
- А чем могут дети заниматься на улице, когда идет снег? (Ответы детей: кататься на лыжах, на санках, коньках, лепить снеговика.
- Сегодня об этих забавах и о зиме мы будем говорить. Ребята, у меня идея: предлагаю прямо сейчас отправиться на улицу. Согласны? Тогда нам нужно одеться. Подходите сюда, надевайте шапочки и шарфы (дети надевают подготовленные атрибуты).
III. Основная часть
- Конструирование «Собери снеговиков».
Логопед:
Выпал снег, идем гулять,
Будем снежный ком катать.
Ох, работа нелегка,
Слепим мы снеговика.
Разделитесь на две команды, и каждая «слепит» своего снеговика.
(Дети, под музыку «Кабы не было зимы…», из деталей собирают на мольбертах снеговиков (большого и маленького)).
- Игра «Сравним снеговиков»
Логопед: Отойдем подальше (дети встают полукругом перед мольбертами), полюбуемся нашими снеговиками. Какие они у вас получились? Подберите слова-признаки (ответы детей: смешные, забавные, большой, маленький, белые, красивые, веселые,снежные, разные…)
Обращаю внимание детей на то, что снеговики разные: «А они одинаковые?» (разные), давайте их сравним:
- у нас с вами - глаза, у маленького снеговичка– глазки, у большого – глазищи;
- нос-носик-носище;
- рот – ротик – ртище;
- у людей бывают усы,у снеговика - усищи, а у маленького снеговичка нет чего? – усиков;
- у людей – борода, у снеговика – бородища, у снеговичка нет чего? – бородки.
- Подбор однокоренных слов (слова-родственники)
Логопед: Молодцы! Вы слепили замечательных снеговиков, а я предлагаю сделать для них снежные запасы. Прикрепить снежок рядом со снеговиком можно, сказав слово, в котором слышится «снег». Первое слово мое – «заснеженный».
Дети продолжают: снежинка, снежок, снегирь, Снегурочка, подснежник, снеговик, снегопад, снежный, снегоход, снегокат (лепят снежки около снеговиков).
Логопед: Спасибо, зима, за снег! Не было бы снега, не было бы наших снежных слов и веселых забав!
- Повторение стихотворения по схеме с добавлением движений:
Логопед: А я про этих снеговиков знаю стихотворение. Вы его, может быть, тоже слышали. Присаживайтесь и послушайте. Мы его сейчас с вами выучим, а поможет нам эта схема:
(1. Проговариваю стихотворение по схеме, дети добавляют слова.
2. Дети - хором по схеме.
3. Вставайте в круг, и это стихотворение мы расскажем с движением):
Как из белого снежка
Слепим мы снеговика
Удивляется прохожий:
«На кого же он похожий?
Где пробрался к нам во двор
Этот дядька Черномор?
Борода его до пят
И усы пучком торчат.
Что за глазки, что за нос,
Что за дед он – вот вопрос!
Рядом маленький, обычный
Снеговик вполне приличный!
Молодцы! Садитесь на стульчики.
- Игра «Загадки-обманки»
Логопед: Ребята, а я знаю, где еще один снеговик прячется (открываю на доске картину-путаницу). А что здесь происходит? Вас не удивляют забавы детей? (Ответы детей) Мы исправим эту путаницу в игре «Загадки-обманки». Прежде, чем отгадывать, послушайте совета: не доверяйте рифме – складно, да не ладно!
- С горки милые подружки
Мчатся весело на …клюшке (на санках)
- Финиш стал гораздо ближе,
По катку несутся… лыжи (коньки)
- На воротах озорник
Наш защитник… снеговик (вратарь)
- Гол! Шайба! Мальчики - дружки,
Играют весело… в снежки (в хоккей)
- Крутой трамплин и палок взмах,
Летит мальчишка на коньках … (на лыжах)
- А теперь подойдите и покажите, как должно быть на самом деле. (Дети подходят и исправляют ошибки на картине под музыку, ставя на свои места элементы картины).
- Составление рассказа
Теперь можно рассказать, что делали дети во дворе? Вопросы для детей:
1.Как вы думаете, когда это было?
2. Какой был день?
3. Куда отправились дети?
4. Чем они занимались?
5. Кто еще был на прогулке с ребятами? (Придумайте кличку щенку)
- А знаете, что еще случилось в этот день? Малыш побежал за своей хозяйкой, а потом кубарем скатился с горы. И когда дети оглянулись, они засмеялись и закричали: «Еще один снеговик!» Как можно закончить наш рассказ? (Детям было очень весело. Эта прогулка запомнилась ребятам. Как весело зимой во дворе!)
- У всех рассказов есть заглавие, а как мы назовем наш рассказ? (Зимой во дворе. Веселая прогулка. Зимняя прогулка. Веселый случай во дворе.)Хорощо! Оставим название «Веселый случай во дворе». Повторим рассказ, который у нас получился?
- Я начну: «Это было зимой. (Дети по цепочке продолжают) Молодцы!
- Дети, а что мы Малыша так и оставим в снежном коме? Как будем его спасать? (Предложения детей.Освобождаем.) Да, Малыш, наверное, надолго запомнил эту прогулку!
- А нам пора возвращаться в детский сад. Раздевайтесь и садитесь на стульчики (дети снимают шапочки и шарфики).
- Упражнение в образовании притяжательных прилагательных и существительных в родительном падеже. Словотворчество
Логопед: Как хорошо, вернувшись с улицы, посмотреть мультфильм, почитать книжку. А я хочу показать вам веселые картинки. Сегодня наши герои катались на лыжах, на коньках, играли в хоккей. А в будущем они могут стать настоящими чемпионами-олимпийцами. А вы знаете, что такое Олимпиада? (Ответы детей: соревнования, спортивные игры, состязания…) Да, ребята, спортивные игры, на которые приезжают спортсмены из разных стран, называют «Олимпиада». И совсем недавно в нашей стране, в городе Сочи проходила зимняя Олимпиада, и в каждом виде спорта были свои чемпионы. Ребята, что значит быть чемпионом? Кто такой чемпион? (победитель)
- А наши картинки так и называются – «Чемпионы».
(Рассматриваем первую картинку) Необычный чемпион?
- Голова чья? (медвежья), а туловище чье? (заячье) Как же тогда будет называться этот спортсмен? Хотите я вам подскажу?Проговорите на ладошку: «медведь», а на другую – «заяц», хлопните в ладоши и получится новое слово: медвезай.
- Голова чья? (лисья), а туловище кого? (бобра). Проговорите: лиса, бобр – лисобобр.
- Голова кого? (бобра), а туловище чье? (лисье) Проговорите: бобер, лиса – бобролис.
- Давайте назовем чемпиона (говорим на ладошки: заяц, медведь – зайцемед)
Логопед: Забавные получились имена у наших чемпионов?
VI. Рефлексия.
Логопед: Мы с вами сегодня поговорили о зиме и зимних забавах, мы и посмеялись, и поучились.
Да, ребята, игра – не хитрая штука,
Но в каждой игре наука!
Есть такое выражение: «Кто с хорошим настроением не ссорится, у того и учеба спорится». Спорится – значит, получается. Я желаю Вам, чтобы все у вас в жизни получалось, а если что-то не получится, не расстраивайтесь и пробуйте еще, не сдавайтесь и тогда Вы будете настоящими чемпионами!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий "Цирк. Цирк. Цирк"в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР ( 6 - 7 года жизни) с использованием презентации
Конспект и презентация логопедического занятия по теме "Цирк" в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) 7 года жизни...
Конспект открытого фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе детей с ОНР
Конспект будет интересен практикующим учителям-логопедам, воспитателям логопедических групп и студентам педагогических заведений....
Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по развитию лексико - грамматического строя речи с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития. Тема: «Гости из Простоквашино»
Лексическая тема "Домашние животные"...
Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий для детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста на тему: «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»
Подгрупповое логопедическое занятия по формированию лексико-грамматических категорий для детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста на тему: «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИ...
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ОНР "Школа. Школьные принадлежности" (с использованием технологии пакетмод)
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое раз...
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ОНР, по теме: « Покупка автомобиля» (на материале лексической темы «Транспорт».)
Цель: составление описательных рассказов о транспорте с использованием схемы...
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических представлений и связной речи в подготовительной к школе группе с использованием игровых технологий «Магазин фруктов и овощей»
Программное содержание:Цель: формирование лексико-грамматических средств языка и связной речи.Задачи:Коррекционные: совершенствовать лексические, грамматические категории языка и связную речь на матер...