Технологическая карта по коммуникативной деятельности в подготовительной группе "Чтение и обсуждение поэтического произведения С.Есенина «Береза»". Воспитатель Шлапакова Ирина Николаевна
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Шумский детский сад

Цель: создать условия для восприятия произведения С. Есенина «Береза»

Задачи:  организовать деятельность по развитию   интереса к поэзии,  пополнения литературного багажа стихами;

-организовать деятельность на развитие поэтического слуха детей;

Организовать рефлексивную деятельность

Методы и приемы:

Материалы и оборудование: ноутбук, жухлые березовые листья, репродукция картины И. И. Левитана «Золотая осень», картины И. Э. Грабаря   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kommunikativnaya_deyatelnost.docx23.85 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ №…………

 (технология системно-деятельностного подхода, автор Петерсон Л.Г)

Вид деятельности _коммуникативная  группа подготовительная

Тема: Чтение и обсуждение поэтического произведения С.Есенина «Береза».

Цель: создать условия для восприятия произведения С. Есенина «Береза»

Задачи:  организовать деятельность по развитию   интереса к поэзии,  пополнения литературного багажа стихами;

-организовать деятельность на развитие поэтического слуха детей;

Организовать рефлексивную деятельность

Методы и приемы:

Материалы и оборудование: ноутбук, жухлые березовые листья, репродукция картины И. И. Левитана «Золотая осень», картины И. Э. Грабаря  

«Сказка инея и восходящего солнца»; запись пьесы «Октябрь. Осенняя песнь» из цикла «Времена года» П. И. Чайковского

Технологии:  ИКТ, коммуникативная, мнемосхемы, игровая, рефлексивная

Физминутка. Вот подул ветерок, и листочки закружились, полетели (дети выполняют движения). Ветерок все тише, тише, листочки все ниже, ниже. Ветерок утих, и листочки опустились на землю

Этапы

ОС

Деятельность педагога

Прописывается текст (с прямой речью педагога) по сценарию ОС + действия педагога.

Деятельность детей

Прописывается текст

 (с  возможной прямой речью детей) по сценарию ОС + действия детей. 

Ожидаемые результаты

Прописываются через ЦО (образовательные, развивающие, воспитательные)

1. Введение в ситуацию (мотивация, постановка проблемы)

Дети, я сегодня утром пришла в группу и увидела на столе листочки (показывает детям листья березы).

Кто хочет посмотреть, что я нашла?

Кто же нам прислал такое привет из осени, как вы думаете?

Дети рассматривают, отвечают

Вызвать интерес

2. Актуализация (повтор, закрепление) знаний и умений

 Чтобы это узнать, отгадайте загадку:

Чтобы это узнать, отгадайте загадку:

Чтобы это узнать, отгадайте загадку:

Белоствольная красавица

Встала у дорожки,

Книзу веточки спускаются,

А на веточках сережки.

  Какие слова в загадке помогли вам догадаться, что это береза?

 А какими еще словами можно сказать о березке?

 Так от какого дерева эти листочки?

Белоствольная красавица

Встала у дорожки,

Книзу веточки спускаются,

А на веточках сережки.

Дети. Береза.

Воспитатель. Какие слова в загадке помогли вам догадаться, что это береза?

Дети. Белоствольная, сережки.

Воспитатель. А какими еще словами можно сказать о березке?

Дети. Высокая, стройная, тонкая, гибкая, нарядная, кудрявая, молодая.

Воспитатель. Так от какого дерева эти листочки?

Дети. Березовые листочки.

Воспитатель. А помните, какой красивой была береза в пору золотой осени? Хотите попасть в осень и еще раз полюбоваться красотой осенних деревьев? Тогда представьте, что вы осенние листочки. Листочки могут лететь, а что еще они могут делать?

Дети. Опадать, кружиться, крутиться, порхать, шелестеть, бежать под ветерком.

Воспитатель. Вот подул ветерок, и листочки закружились, полетели (дети выполняют движения). Ветерок все тише, тише, листочки все ниже, ниже. Ветерок утих, и листочки

Воспитатель. Какие слова в загадке помогли вам догадаться, что это береза?

Дети. Белоствольная, сережки.

Воспитатель. А какими еще словами можно сказать о березке?

Дети. Высокая, стройная, тонкая, гибкая, нарядная, кудрявая, молодая.

Воспитатель. Так от какого дерева эти листочки?

Дети. Березовые листочки.

Воспитатель. А помните, какой красивой была береза в пору золотой осени? Хотите попасть в осень и еще раз полюбоваться красотой осенних деревьев? Тогда представьте, что вы осенние листочки. Листочки могут лететь, а что еще они могут делать?

Дети. Опадать, кружиться, крутиться, порхать, шелестеть, бежать под ветерком.

Воспитатель. Вот подул ветерок, и листочки закружились, полетели (дети выполняют движения). Ветерок все тише, тише, листочки все ниже, ниже. Ветерок утих, и листочки

3. Затруднение в ситуации (постановка проблемы)

А помните, какой красивой была береза в пору золотой осени? Хотите попасть в осень и еще раз полюбоваться красотой осенних деревьев? Тогда представьте, что вы осенние листочки. Листочки могут лететь, а что еще они могут делать?

Воспитатель показывает  репродукцию картины И. И. Левитана «Золотая осень».

- Что за прелесть эта картина! Помните, как она называется? Видно, что художнику нравится красота осенней природы. Он не пожалел красок, чтобы изобразить осень. Какие деревья выделил художник?

 Как вы узнали, что это березы?

 Какие они березки у Левитана?

. Верно, их яркая листва горит и светится в ясном зеленовато-голубом осеннем воздухе.

А теперь послушайте, как композитор П. И. Чайковский рассказал о другой поре осени. Звучит пьеса «Октябрь» из цикла «Времена года» П. И. Чайковского.

-Понравилась вам музыка? Какая она по характеру?

Отшумела золотой листвой золотая осень. Бирюзовое небо заволокли сизые, серые облака. Холодно, дождливо, грязно. Гонит ветер бесконечные гряды туч. Прошел ноябрь, который в народе называют «предзимником»… Но –«Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идет волшебница-зима…»

Дети, вспомните, как красиво поэты называют зиму?

 Вот как нежно и радостно обращаются к ней поэты! А вы рады приходу матушки - зимы? Конечно, приятно морозным солнечным деньком выйти на прогулку.

  Береза.

  Белоствольная, сережки.

 Высокая, стройная, тонкая, гибкая, нарядная, кудрявая, молодая.

 Березовые листочки.

 Опадать, кружиться, крутиться, порхать, шелестеть, бежать под ветерком

выполняют движения соответственно тексту

 Березы

 Стволы белые, тонкие, веточки гибкие, опущены вниз.

Белоствольные, золотые, горят как свечки.

 

Она тихая, нежная, неторопливая, грустная

Гостья-зима, русская молодка, красавица-зима, матушка-зима, чародейка, белоснежная лебедка.

Развитие речи, умения рассуждать

4. «Открытие» нового знания (способа действия)

Дети, а могут ли березы быть красивыми зимой?

Воспитатель выставляет репродукцию картины И. Грабаря «Сказка инея и восходящего солнца».- Понравилась вам эта картина - Какие березы на этой картине? Обратите внимание, как ажурные, опушенные инеем веточки каскадом спускаются вниз. Каждая маленькая веточка покрыта снежным инеем, и создается впечатление, что эта снежная бахрома – необычайной красоты цветы!

- А вам приходилось видеть деревья, покрытые инеем? На что похожи веточки?- Как бы вы назвали эту картину?  А художник И. Грабарь назвал свою картину «Сказка инея и восходящего солнца». Как-то раз художник Игори Эммануилович Грабарь зимой приехал на дачу, чтобы писать зимние пейзажи. Он уже не первый день ходил с этюдником и рисовал понравившиеся ему места. И вот однажды, проснувшись рано утром и выглянув в окно, он ахнул! Что за сказочная, необыкновенной красоты картина открылась перед ним! Он схватил краски и стал писать, а зимушка зима бродила вокруг и тихонько напевала, мурлыкала свою нежную, завораживающую песню.Вот такие березки увидел художник.

 А великий русский поэт С. Есенин написал стихотворение «Береза». Чтение стихотворения.

 Дети, подумайте, с чем автор сравнивает снег на березе?

 Почему снег «горит»? Разве снег может гореть?

 Из каких слов видно, что береза задумалась, дремлет?

 Как вы думаете, любит ли поэт родную природу?

  Да, только человек, любящий родную природу, мог написать такие строчки.

Чтение стихотворения повторно.

 Когда вы слушаете стихотворение, какое настроение оно у вас вызывает?

 Поэтому как нужно читать это стихотворение?

. Понравилось вам стихотворение? Вы хотите его разучить?

 Воспитатель предлагает схематично изобразить стихотворение в своих тетрадях

 Есенин говорит о березе как о живой. Из каких строк это видно?

Ответы детей.

Легкие, воздушные, похожи на пушистое облако, кудрявые

Ответы детей.

Слушают

  С серебром, с бахромой.

Он сверкает на солнце.

  И стоит береза в сонной тишине…

Ответы детей.  

Негромко, медленно, нежно, выразительно.

Дети пробуют, рассказывают по схеме

5. Включение  нового знания в систему знаний и умений

 Ребята. Вы сегодня познакомились со стихотворением С. Есенина «Белая береза». Как вы думаете, для чего нужно знать стихи?

6. Осмысление

(итог, рефлексия)

На мой взгляд, вы сегодня замечательно поработали, а как вы сами думаете, все ли у вас получилось?

Да — веселый смайлик, нет - грустный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по коммуникативной деятельности " Что умеют делать звери?"

Цель: создать условия для  расширения представления об образе жизни диких животных. Задачи: организовать деятельность детей, по знакомству с дикими животными; их жилищами; характерными признакам...

Технологическая карта ОС, коммуникативная деятельность в средней группе "Разучивание стихотворения Г. Ладонщикова "Весна"". Воспитатель Ивановская Светлана Степановна

Цель: Создать условия для  воспитания интереса и любви к художественной литературе.Задачи:   - Организовать деятельность детей по формированию умения запоминать короткие стихотворения....

Коммуникативная деятельность -Чтение и обсуждение поэтического произведения С.Есенина «Береза».

Коммуникативная деятельность -Чтение и обсуждение поэтического произведения С.Есенина «Береза»....

технологическая карта ОС.коммуникативная деятельность

Цель: Создание условий для организации продолжения объяснения детям, как много интересного можно узнать если внимательно рассматривать рисунки в книгах...

Технологическая карта ООД коммуникативной деятельности в младшей группе: по правилам дорожного движения.

Технологическая карта ООД  коммуникативной деятельности в младшей группе: по правилам дорожного движения.    ...

Технологическая карта ООД коммуникативной деятельности в старшей группе: «Красный, желтый, зеленый».

Тема: «Как Незнайка познакомился  с  правилами дорожного движения, благодаря   детям».Цель: Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасного поведе...