Перспективное планирование по чтению художественной литературы в первой младшей группе на 2016-2017 уч. год
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) на тему

Касияди Татьяна Григорьевна

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «Речевое развитие» - художественная литература

Содержание образовательной области направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:

·         формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;

·         развитие литературной речи;

·         приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon persp_plan_hudozh_literatura.doc162.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ВОЛОШКА»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК

Перспективное планирование по чтению художественной литературы в первой младшей группе

на 2016-2017 уч. год

Разработала:

воспитатель

Касияди Татьяна Григорьевна


ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «Речевое развитие» - художественная литература

Содержание образовательной области направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:

  • формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
  • развитие литературной речи;
  • приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Формирование интереса и потребности в чтении

Регулярно читать детям художественные и познавательные книги. Формировать понимание того, что из книг можно узнать много интересного.

Побуждать называть знакомые предметы, показывать их по просьбе воспитателя, приучать задавать вопросы: «Кто (что) это?», «Что делает?».

Продолжать приобщать детей к рассматриванию рисунков в книгах.

Читать детям художественные произведения, предусмотренные Программой для второй группы раннего возраста.

Продолжать приучать детей слушать народные песенки, сказки, авторские произведения. Сопровождать чтение показом игрушек, картинок, персонажей настольного театра и других средств наглядности, а также формировать умение слушать художественное произведение без наглядного сопровождения.

Сопровождать чтение небольших поэтических произведений игровыми действиями.

Предоставлять детям возможность договаривать слова, фразы при чтении воспитателем знакомых стихотворений.

Поощрять попытки читать стихотворный текст целиком с помощью взрослого. Помогать детям старше 2 лет 6 месяцев играть в хорошо знакомую сказку.


Перспективное планирование по чтению художественной литературы в первой младшей группе

Чтение потешек

Чтение стихотворений

Чтение сказок, проза

Заучивание наизусть

Сентябрь

  1. «Как у нашего кота...»
  2.  «Огуречик, огуречик…»

3. «Еду-еду к бабе, к деду»

4. «Идет коза рогатая»

  1. А. Барто «Мячик»
  2. А. Блок «Зайчик»
  3.  К. Чуковский «Айболит и воробей»
  4. В. Сутеев «Кто сказал «мяу»?
  1.   «Колобок»  
  2. Л.Толстой «Спала кошка на крыше»

  1. А. Барто «Мячик»
  2.  «Еду-еду к бабе, к деду»

Октябрь

  1. «Наши уточки с утра…»
  2. «Солнышко, ведрышко…»
  3.  «Ай, радуга-дуга».
  4. «Идет лисичка по мосту»
  1.  А. Барто «Грузовик»
  2.  З. Александрова «Мой мишка»
  3. «Три веселых братца» пер. Яхнина
  4.  В.Берестов «Больная кукла»

  1.  «Козлятки и волк» в обр. Ушинского
  2.  В. Бианки «Лис и мышонок»

 

 

  1.  «Ай, радуга-дуга».
  2.  «Три веселых братца»

Ноябрь

  1. «Пошел котик на Торжок…»
  2.  «Водичка, водичка»
  3.  «Мыши водят хоровод»
  4. «Ой,люли-люли-люли!»
  1. А. Барто «Слон»
  2.  А. Барто «Девочка чумазая»
  3. «Бу-бу, я рогатый» лит. обр. Ю.  Григорьева
  4. Н.Пикулева «Лисий хвостик»
  1.  «Теремок» обр. М.Булатова
  2.  «Петушок золотой гребешок»

 

 

  1.  «Водичка, водичка»
  2.  «Мыши водят хоровод»

Декабрь

  1. «Заяц Егорка…»
  2.  «Гуси вы, гуси»
  3.  «Вышла кисонька на мост»

4. «Петушок, Петушок, золотой гребешок»

  1. А. Барто «Лошадка»
  2. З. Александрова «Дед Мороз»
  3. Е. Благинина «Посидим в тишине»
  4.  Н.Саконская «Где мой пальчик?»
  1.  «Маша и медведь» обр. М. Булатова
  2.  Л. Толстой «Был у Пети и Маши конь»

 

 

  1. А. Барто «Лошадка»
  2. Н.Саконская «Где мой пальчик?»

Январь

  1. «Наша Маша маленька…»
  2. «Запрягайте санки»
  3.  «Идет петушок»
  4.  «Маша варежку надела»
  1.  А. Барто «Мишка»
  2.  З.Александрова «Новый снег»
  3. К. Чуковский «Мойдодыр»
  4. «Кошка» Г. Сапгир
  1. «Маша и медведь»
  2.  Б. Житков «Храбрый утенок».

 

  1. А. Барто «Мишка»
  2. Сидит белка на тележке

Февраль

  1. «Из-за леса, из-за гор....»
  2.  «Мы на пухлые ручонки»
  3. «Баба сеяла горох».
  4. «Отчего так хороши»
  1. А. Барто «Кто как кричит?»
  2. И.Токмакова «Где спит рыбка?»
  3.  Е. Благинина «Научу обуваться и братца»
  1. «Заюшкина избушка»
  2. «Репка»

  1. А. Барто «Кто как кричит?»
  2. Баба сеяла горох

.

 

Март

  1. «Чики, чики, кички…»
  2.  «Едет Ваня в красной шапке»
  3.  «Кисонька-мурлысонька»
  4.  «На базар ходили мы»
  1. А. Барто «Девочка ревушка»
  2. Т. Бокова «Праздник весны»
  3. А. Барто «Села птичка на окошко»
  4. А.Плещеев «Сельская песня»
  1. «Упрямые козы»
  2.  Ч. Янчарский «Друзья»
  3.  У солнышка в гостях (словацкая сказка)

  1. Г. Ладонщиков «Весна»
  2. А. Барто «Смотрит солнышко в окошко»

Апрель

  1. «Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу»
  2. «Божья коровка»
  3. «Летела пчела около чела»
  4. «На дубочке, на дубочке»
  1. А. Барто «Кораблик»
  2. В,Берестов «Бычок»
  3. С. Маршак. « Апрель».
  4. К.Чуковский «Путаница»
  1. «Курочка Ряба».
  2. С.Маршак «Сказка о глупом мышонке»

 

 

  1. «Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу»
  2. В,Берестов «Бычок»

Май

  1. «Бежала лесочком лиса с кузовочком…»
  2. «Ранним-рано поутру»
  3. «Кот на печку пошел»
  4. «Курочка-рябушечка»
  1. А. Барто «Козленок»
  2. «Котауси и мауси» обр. Чукоского
  3.  «Мышка» А. Введенский
  4.   Т. Бокова «Здравствуй, лето!»
  1. Л. Толстой «Три медведя»
  2. Ч. Янчарский «В магазине игрушек»

  • Как у нашего кота
    Шубка очень хороша,
    Как у котика усы
    Удивительной красы,
    Глаза смелые,
    Зубки белые.

  • Огуречик, огуречик,
    Не ходи на тот конечик –
    Там мышка живет,
    Тебе хвостик отгрызет!

  • Еду-еду к бабе, к деду
    На лошадке, в красной шапке,
    По ровной дороженьке,
    На одной ноженьке,
    В старом лапоточке,
    По рытвинам, по кочкам,
    Всё прямо и прямо,
    А потом вдруг... в яму
    Бух!

  • Идет коза рогатая
    За малыми ребятами.
    Ножками топ-топ,
    Глазками хлоп-хлоп.
    Кто каши не есть,
    Кто молока не пьет.
    Забодает, забодает, забодает.

  • СПАЛА КОШКА НА КРЫШЕ

         Л.Толстой

Спала кошка на крыше, сжала лапки. Села подле кошки птичка. Не сиди близко,

птичка, кошки хитры!

  • Наши уточки с утра – 
    Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!
    Наши гуси у пруда –
    Га-га-га! Га-га-га!
    А индюк среди двора – 
    Бал-бал-бал! Балды-балда!
    Наши гуленьки вверху –
    Грру-грру-угрру-у-грру-у!
    Наши курочки в окно – 
    Кко-кко-кко-ко-ко-ко-ко!
    А как петя-петушок
    Ранним-рано поутру
    Нам споет ку-ка-ре-ку!

  • Солнышко-ведёрышко,
    Выгляни в окошечко!
    Солнышко, нарядись!
    Красное, покажись!

  • Ай, радуга-дуга.

Не давай дождя,

Давай солнышко,

Красно ведрышко —

К нам в оконышко!

  • Бежала лесочком лиса с кузовочком.
    А что в кузовочке?
    Лесные грибочки.
    Лесные грибочки для сына, для дочки.

  • З. Александрова

Мой мишка

Я рубашку сшила мишке,

Я сошью ему штанишки.

Надо к ним карман пришить

И конфетку положить.

На плите сварилась каша.

Где большая ложка наша?

Я тебе перед едой

Лапы вымою водой.

Повяжу тебе салфетку -

Ешь котлетку, ешь конфетку,

Молоко своё допей,

И пойдём гулять скорей!

Это — куры, это — утки,

Чёрный Шарик спит у будки.

Мы его не позовём,

Убежим гулять вдвоём.

Пьёт козлёнок из корыта,

На тебя глядит сердито.

Ты не бойся — это гусь,

Я сама его боюсь.

Мы по узенькой дощечке

Побежим купаться в речке,

Будем плавать, загорать,

Наши трусики стирать.

Мишка топал, баловался,

Лёгкий мостик зашатался,

По воде идут круги…

Шарик, Шарик, помоги!

Мишка мокрый, будто губка,

Сохнет плюшевая шубка.

Шарик убежал вперёд.

Нам от мамы попадёт!

  • БОЛЬНАЯ КУКЛА.

В.Берестов

Тихо. Тихо. Тишина.

Кукла бедная больна.

Кукла бедная больна,

Просит музыки она.

Спойте, что ей нравится,

И она поправится.

  • ТРИ ВЕСЁЛЫХ БРАТЦА

 перевод с немецкого Л.Яхнина

Три весёлых братца гуляли по двору,

Три весёлых братца затеяли игру,

Делали головками ник-ник-ник,

Пальчиками ловкими чик-чик-чик.

Хлопали ладошками хлоп-хлоп-хлоп,

Топотали ножками топ-топ-топ

  • Водичка, водичка, 
    Умой моё личико, 
    Чтоб глазки блестели, 
    Чтоб щечки краснели, 
    Чтоб смеялся роток, 
    Чтоб кусался зубок.

  • Пошел котик на торжок,

Купил котик пирожок,

Пошел котик на улочку,

Купил котик булочку.

Самому ли есть,

Либо Кате снесть?

Я и сам укушу

Да и Кате принесу.

  • Ой,люли-люли-люли!
    К нам с подарками пришли:
    Заинька с капустой и морковкой вкусной.
    Целую колоду тащит мишка мёду.
    Белочка в тележке нам везёт орешки.
    Даже рыжая лисичка принесла грибы-лисички.
    А в подарке злого волка никакого нету толка: в лапах волка- пусто.
    Мы его не пустим!

  • Мыши водят хоровод,
    На лежанке дремлет кот.
    Тише мыши, не шумите,
    Кота Ваську не будите.
    Вот проснется Васька-кот,
    Разобьет весь хоровод.

  • Девочка чумазая

- Ах ты, девочка чумазая,

где ты руки так измазала?

Чёрные ладошки;

на локтях - дорожки.

- Я на солнышке

лежала,

руки кверху

держала.

ВОТ ОНИ И ЗАГОРЕЛИ.

- Ах ты, девочка чумазая,

где ты носик так измазала?

Кончик носа чёрный,

будто закопчённый.

- Я на солнышке

лежала,

нос кверху

держала.

ВОТ ОН И ЗАГОРЕЛ.

- Ах ты, девочка чумазая,

ноги в полосы

измазала,

не девочка,

а зебра,

ноги-

как у негра.

- Я на солнышке

лежала,

пятки кверху

держала.

ВОТ ОНИ И ЗАГОРЕЛИ.

- Ой ли, так ли?

Так ли дело было?

Отмоем всё до капли.

Ну - ка, дайте мыло.

МЫ ЕЁ ОТОТРЁМ.

Громко девочка кричала,

как увидела мочалу,

цапалась, как кошка:

- Не трогайте

ладошки!

Они не будут белые:

они же загорелые.

А ЛАДОШКИ - ТО ОТМЫЛИСЬ.

Оттирали губкой нос -

разобиделась до слёз:

- Ой, мой бедный

носик!

Он мыла

не выносит!

Он не будет белый:

он же загорелый.

А НОС ТОЖЕ ОТМЫЛСЯ.

Отмывали полосы -

кричала громким голосом:

- Ой, боюсь щекотки!

Уберите щётки!

Не будут пятки белые,

они же загорелые.

А ПЯТКИ ТОЖЕ ОТМЫЛИСЬ.

- Вот теперь ты белая,

Ничуть не загорелая.

ЭТО БЫЛА ГРЯЗЬ.

  • БУ-БУ, Я РОГАТЫЙ.

         обр.Ю.Григорьева

Бу-бу, я рогатый,

Бу-бу, я хвостатый,

Бу-бу, я ушастый,

Бу-бу, очень страшный,

Бу-бу, испугаю,

Бу-бу, забодаю.

  • Отчего так хороши
    В нашем доме малыши
    Губки алы,
    Зубки белы,
    Щечки розовы…
    Да с мороза мы!!!

  • На дубочке, на дубочке
    Тут сидят два голубочка.
    У них шейки голубые,
    У них перья золотые,
    Красные кафтанчики,
    Синие карманчики.
    На дубу они сидят,
    Меж собою говорят:
    Всё про Вареньку,
    Всё про маленьку..

  • На базар ходили мы
    много груш там и хурмы
    есть лимоны, апельсины
    вишни, сливы, мандарины
    но купили мы арбуз-
    самый сочный в мире груз

  • Мы на пухлые ручонки,
    Надеваем рубашонку.
    Повторяй за мной слова:
    Ручка – раз, и ручка – два!
    Застегнем застежки
    На твоей одежке:
    Пуговки и кнопочки,
    Разные заклепочки.
    На мою малышку
    Наденем мы штанишки.
    Повторяй за мной слова:
    Ножка – раз, и ножка – два!

  • Маша варежку надела:
    -Ой, куда я пальчик дела?
    Нету пальчика, пропал,
    В свой домишко не попал.
    Маша варежку сняла:
    -Поглядите, я нашла!
    Ищешь, ищешь – и найдешь.
    Здравствуй, пальчик!
    - Как живешь?

  • Летела пчела около чела
    Летела оса, около носа.
    Летела мушка, около ушка.
    Летел жук, на головку бух

  • - Курочка-рябушечка,
    Куда пошла?
    - На речку.
    - Курочка-рябушечка,
    Зачем пошла?
    - За водичкой.
    - Курочка-рябушечка,
    Зачем тебе водичка?
    - Цыпляточек поить.
    - Курочка-рябушечка,
    Как цыплята просят пить?
    - Пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи!

  • Кот на печку пошел,
    Горшек каши нашел,
    На печи калачи
    Как огонь горячи
    Пряники пекутся,
    Коту в лапки не даются

  • -Кисонька-мурлысонька,
    Где была?
    - На мельнице.
    - Кисонька-мурлысонька,
    Что там делала?
    - Муку молола.
    - Кисонька-мурлысонька,
    Что из муки пекла?
    - Прянички.
    - Кисонька-мурлысенька,
    С кем прянички ела?
    - Одна. 
    - Не ешь одна! Не ешь одна!

  • Идет петушок,
    Красный гребешок,
    Хвост узорами,
    Сапоги со шпорами,
    Двойная бородка,
    Частая походка,
    Рано утром он встает,
    Красны песенки поет.

  • Запрягайте санки,
    Поедем к Ульянке.
    Ульянка рада будет,
    Пирожков добудет

  • Едет Ваня в красной шапке
    На серебряной лошадке
    Золотой уздой звенит,
    Во все стороны глядит.
    Плеточкою машет,
    Под ним лошадка пляшет

  • Вышла кисонька на мост
    Четыре лапы, пятый хвост.
    Бархатная спинка,
    В лапке хворостинка.
    Кисонька мурысонька,
    Откуда пришла?
    Целый день я кисонька
    Гусей пасла.

  • Гуси вы, гуси,
    Красные лапки!
    Где вы бывали, 
    Что вы видали?
    - Мы видели волка:
    Унёс волк гусёнка,
    Да самого лучшего,
    Да самого большего!
    - Гуси вы, гуси, 
    Красные лапки!
    Щипите вы волка -
    Спасайте гусёнка!

  • Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

  • Ранним-рано поутру 
    Пастушок: "Ту-ру-ру-ру!" 
    А коровки в лад ему 
    Затянули: "Му-му-му!" 
    Ты, Буренушка, ступай 
    В чисто поле погуляй, 
    А вернешься вечерком, 
    Нас напоишь молочком.

  • Божья коровка,
    Черная головка.
    Полети на небо,
    Принеси нам хлеба.
    Черного и белого,
    Только не горелого.

  • Мыши водят хоровод ,
    На лежанке дремлет кот ,
    Тише , мыши , не шумите ,
    Кота Ваську не будите ,
    Вот проснется Васька- кот ,
    Разобьет весь хоровод Идет лисичка по мосту,
    Несет вязанку хворосту,
    Зачем ей хворост?
    Печь топить.
    Зачем ей печь?
    Обед варить.
    Зачем обед?
    Гостей кормить.
    А гости кто?
    Медведь с женой, да еж, да кот
    Да мы с тобой.
    Тили–бом , тили– бом !

.

  • Ай качи качи качи
    Глянь, баранки, калачи.
    Глянь, баранки, калачи,
    С пылу, с жару из печи.
    В пылу с жару из печи, 
    Все румяны, горячи.
    Налетели тут грачи,
    Подхватили калачи.
    Нам осталися бараночки
    .

  • Заяц Егорка свалился в озерко.
    Бегите под горку! Спасайте Егорку!

  • Наша Маша маленька,
    На ней шубка аленька
    Опушка бобровая,
    Маша чернобровая

  • Из за леса, из за гор
    Едет дедушка Егор
    Сам на лошадке, 
    Жена на коровке
    Дети на телятках,
    Внуки на козлятках
    Съехали с гор, развели костер, 
    Кушают кашку, слушают сказку

  • Чики чики кички
    Березовые лички.
    Летели две птички
    Собой невелички
    Как они летели - все люди глядели.
    Как они садились - все на них дивились.

  • Петушок, Петушок, золотой гребешок
    Маслена головушка, шелкова бородушка
    Что так рано встаешь, голосисто поешь, 
    Деткам спать не даешь.

  • Н. Саконская

ГДЕ МОЙ ПАЛЬЧИК?

Маша варежку надела.

- Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не попал!

Маша варежку сняла.

- Поглядите-ка, нашла!

Ищешь, ищешь – и найдёшь.

Здравствуй, пальчик!

Как живёшь?

  • Кто как кричит

Агния Барто

Ку-ка-ре-ку!

Кур стерегу.

Кудах-тах-тах!

Снеслась в кустах.

Пить, пить, пить!

Воды попить.

Мурр-мурр...

Пугаю кур.

Кра, кра, кра!

Завтра дождь с утра.

Му-у, му-у!

Молока кому?

  • Зайчик

Блок Александр

Маленькому зайчику

На сырой ложбинке

Прежде глазки тешили

Белые цветочки...

Осенью расплакались

Тонкие былинки,

Лапки наступают

На жёлтые листочки.

Хмурая, дождливая

Наступила осень,

Всю капусту сняли,

Нечего украсть.

Бедный зайчик прыгает

Возле мокрых сосен,

Страшно в лапы волку

Серому пропасть...

Думает о лете,

Прижимает уши,

На небо косится -

Неба не видать...

Только б потеплее,

только бы посуше...

Очень неприятно

По воде ступать.

  • Дед Мороз

Шел по лесу дед Мороз

Мимо кленов и берез,

Мимо просек, мимо пней,

Шел по лесу восемь дней.

Он по бору проходил —

Ёлки в бусы нарядил.

В эту ночь под Новый Год

Он ребятам их снесет.

На полянках тишина,

Светит желтая луна..

Все деревья в серебре,

Зайцы пляшут на горе,

На пруду сверкает лед,

Наступает Новый Год!

  • Новый снег

Новый снег, пушистый, белый,

С ним что хочешь, то и делай…

Собери скорее в горсть

И снежок подальше брось,

Не лижи его украдкой,

А копай своей лопаткой

И на санках сверху вниз

С белой горки прокатись.

Протопчи в снегу дорожку,

Обгони на лыжах кошку,

Смастери снеговика,

Вот и все дела – пока…

  • Ирина Токмакова

ГДЕ СПИТ РЫБКА?

Ночью темень. Ночью тишь.

Рыбка, рыбка, где ты спишь?

Лисий след ведёт к норе,

След собачий - к конуре.

Белкин след ведёт к дуплу,

Мышкин - к дырочке в полу.

Жаль, что в речке, на воде,

Нет следов твоих нигде.

Только темень, только тишь.

Рыбка, рыбка, где ты спишь?

  • Научу обуваться и братца

Е. Благинина

Я умею обуваться,

Если только захочу.

Я и маленького братца

Обуваться научу.

Вот они - сапожки.

Этот - с левой ножки.

Этот - с правой ножки.

Если дождичек пойдёт,

Наденем калошки.

Эта - с правой ножки,

Эта - с левой ножки.

Вот как хорошо!

  • Валентин Берестов

БЫЧОК

Маленький бычок,

Желтенький бочок,

Ножками ступает,

Головой мотает:

- Где же стадо? Му-у-у!

Скучно одному-у!

  • Посидим в тишине

Мама спит, она устала…

Ну и я играть не стала!

Я волчка не завожу,

А уселась и сижу.

Не шумят мои игрушки,

Тихо в комнате пустой.

А по маминой подушке

Луч крадется золотой.

И сказала я лучу:

– Я тоже двигаться хочу!

Я бы многого хотела:

Вслух читать и мяч катать,

Я бы песенку пропела,

Я б могла похохотать,

Да мало ль я чего хочу!

Но мама спит, и я молчу.

Луч метнулся по стене,

А потом скользнул ко мне.

– Ничего, – шепнул он будто, –

Посидим и в тишине!..

  • Т. Бокова

Здравствуй, лето!

Сколько солнца! Сколько света!

Сколько зелени кругом!

Что же это? Это ЛЕТО

Наконец спешит к нам в дом.

Певчих птиц разноголосье!

Свежий запах сочных трав,

В поле спелые колосья

И грибы в тени дубрав.

Сколько вкусных сладких ягод

На поляночке в лесу!

Вот наемся я и на год

Витаминов запасу!

Накупаюсь вволю в речке,

Вволю буду загорать.

И на бабушкиной печке

Сколько хочешь буду спать!

Сколько солнца! Сколько света!

Как прекрасен летний зной!

Вот бы сделать так, что лето

Было целый год со мной!

  • Праздник весны

До того, как солнце встало,

всё морозом трепетало.

С первым солнечным лучом

зажурчал снежок ручьём.

Журрррр!

Кап-кап-кап! В весеннем хоре

ручейку сосульки вторят.

Ох! Вздохнул большой сугроб –

припекает снежный лоб.

Хрустнул лёд, на солнце тая.

Вдруг запела птичья стая.

С ветки снег салился. Хлоп!

И опять вздохнул сугроб.

Шлёп! Упала льдинка с крыши.

Бррр! Медведь погреться вышел.

Даже соням не до сна –

возвращается ВЕСНА!

С каждым часом звуки громче!

Голоса весны слышны!

С каждым часом глубже, звонче,

ярче МУЗЫКА ВЕСНЫ!

  • Самуил Маршак.

 Апрель.

 Апрель, апрель!

 На дворе звенит капель.

 По полям бегут ручьи,

 На дорогах лужи.

 Скоро выйдут муравьи

 После зимней стужи.

 Пробирается медведь

 Сквозь лесной валежник.

 Стали птицы песни петь,

 И расцвел подснежник.

  • ПТИЧКА. А.Барто

Села птичка на окошко.

Посиди у нас немножко,

Подожди, не улетай!

Улетела… ай!

  • Кошка (Г. Сапгир)

- Кошка, как тебя зовут?

- Мяу.

- Стережёшь ты мышку тут?

- Мяу.

- Мяу, хочешь молочка?

- Мяу.

- А в приятели - щенка?

- Фрр!

  • Агния Барто

Девочка-рёвушка

Что за вой? Что за рёв?

Там не стадо ли коров?

Нет, там не коровушка -

Это Ганя-рёвушка

Плачет,

Заливается,

Платьем утирается...

УУ-УУ-У!..

Вышла рёва на крыльцо,

Рёва сморщила лицо:

- Никуда я не пойду!

Мне не нравится в саду.

Уу-уу-у!..-

Вот вернулась Ганя в дом,

Слёзы катятся ручьём:

- Ой, пойду обратно!

Дома неприятно!

Оо-оо-о!..

Дали Гане молока.

- Эта кружка велика!

В этой не могу я!

Дайте мне другую!

УУ-УУ-У!..

Дали рёвушке в другой,

Рёва топнула ногой:

- В этой не желаю!

Лучше дайте чаю!

Аа-аа-а!..-

Уложили Ганю спать,

Плачет рёвушка опять:

- Ой, не буду спать я!

Ой, наденьте платье!

УУ-УУ-У!..

Тут сбежался народ.

Чтоб узнать: кто ревёт?

Кто всё время плачет?

Что всё это значит?

Видят - девочка стоит,

Очень странная на вид:

Нос распух, что свёкла,

Платье всё промокло.

Оо-оо-о!..

УУ-УУ-У!..

- Что ты плачешь, рёвушка,

Рёвушка-коровушка?

На тебе от сырости

Плесень может вырасти

  • А. Плещеев

СЕЛЬСКАЯ ПЕСНЯ

Травка зеленеет,

Солнышко блестит;

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

С нею солнце краше

И весна милей...

Прощебечь с дороги

Нам привет скорей!

Дам тебе я зерен,

А ты песню спой,

Что из стран далеких

Принесла с собой...

А.Барто

Смотрит солнышко в окошко,

Светит в нашу комнатку.

Мы захлопаем в ладошки –

Очень рады солнышку.

Л.Толстой «Был у Пети и Маши конь»

Был у Пети и Миши конь. Стал у них спор: чей конь? Стали они коня друг у друга рвать.

- Дай мне, мой конь!

- Нет, ты мне давай, конь не твой, а мой.

Пришла мама, взяла коня, и стал конь ничей.

  • КОТАУСИ И МАУСИ.

обр.К.Чуковского

Жила-была мышка Мауси

И, вдруг увидала Котауси.

У Котауси злые глазауси

И злые-презлые зубауси.

Подбежала Котауси к Мауси

И замахала хвостауси:

«Ах, Мауси, Мауси, Мауси,

Подойди ко мне, милая Мауси!

Я спою тебе песенку, Мауси,

Чудесную песенку, Мауси!»

Но ответила умная Мауси:

«Ты меня не обманешь, Котауси!

Вижу злые твои глазауси

И злые-презлые зубауси!»

Так ответила умная Мауси —

И скорее бегом от Котауси.

  • Мышка (А. Введенский)

Мышка вылезла из норки,

Мышка очень хочет есть.

Нет ли где засохшей корки,

Может в кухне корка есть?

А на кухне возле шкапа

Видит мышка - чья-то лапа.

Лапа пёстрая,

Когти острые.

Эй, мышка, не зевай:

Поскорее убегай!

убегай из этих мест,

А то кошка съест.

  • Георгий Ладонщиков

ВЕСНА

Отшумела злая вьюга.

Стала ночь короче дня.

Тёплый ветер дует с юга,

Капли падают, звеня.

Солнце землю нагревая,

Гонит с нашей горки лёд.

Тает баба снеговая

И ручьями слёзы льёт.

  • В МАГАЗИНЕ ИГРУШЕК

Ч. Янчарский

Это было в магазине игрушек. На полках сидели и стояли плюшевые мишки.

Был среди них один мишка, который давно сидел в своём уголочке.

Другие мишки уже попали к ребятам и вышли с улыбкой на улицу. А на этого мишку никто не обращал внимания, может потому, что он сидел в уголочке.

С каждым днём мишка огорчался всё больше: ему не с кем было играть. И от огорчения одно ушко у него отвисло.

"Не беда, — сам себя утешал мишка. —Если мне в одно ухо теперь влетит сказка, то из другого уха уже не вылетит. Отвисшее  ушко не пустит"

Однажды мишка обнаружил на своей полке красный зонтик. Схватил его в лапки, раскрыл и храбро прыгнул вниз. А потом выбрался тихонько из магазина. Сначала он испугался, уж очень много было народу на улице. Но когда ему встретились двое ребят, Зося и Япек, страх у него прошёл. Ребята улыбнулись мишке. Какая это была улыбка!

—  Кого ищешь, медвежо­нок?-спросили ребята.

—  Я  ищу ребят.

—  Пошли с нами.

—  Пошли! — обрадовался мишка.

И они зашагали вместе.

ДРУЗЬЯ

Перед домом, где жили Яцек и Зося, был дворик. Главным в этом дворике был пёс Кручек. А потом там ещё жил рыжень­кий Петушок.

Когда мишка вышел первый раз во двор погулять, к нему тот­час подскочил Кручек. А потом подошёл и Петушок.

—  Здравствуйте! — сказал медвежонок.

—  Здравствуй! — сказали они ему в ответ, — Мы видели, как ты пришёл с Яцеком и Зосей. А почему у тебя ухо отвисло? Слушай, а как тебя зовут?

Мишка рассказал, что полу­чилось с ушком. И сильно рас­строился. Потому что у него не было имени.

—   Не переживай, —сказал ему Кручек.— А то и другое ушко отвиснет. Мы будем звать тебя Ушастиком. Мишкой Ушастиком. Согласен?

Мишке имя очень понрави­лось. Он хлопнул лапками и сказал:

—  Теперь я Мишка Ушастик!

—   Мишка, Мишка, позна­комься, это наш Зайчик.

Зайчик щипал траву.

Но Мишка увидел только два длинных уха. А потом мор­дочку, которая забавно шевелилась. Зайчик испугался Мишки, прыгнул и исчез за забором.

Но потом ему стало стыдно и он вернулся.

—   Зря пугаешься, Зайчик, — сказал ему Кручен. — Познакомься с нашим новым другом. Его зовут Мишка Ушастик.

Ушастик глянул на длинные пушистые уши Зайчика и вздохнул, подумав о своём отвисшем ушке.

Вдруг Зайчик сказал:

—  Мишка, какое у тебя красивое ушко..

  • В.Бианки

«Лис и мышонок»

— Мышонок, мышонок, отчего у тебя нос грязный?

 — Землю копал.

 — Для чего землю копал?

 — Норку делал.

— Для чего норку делал?

 — От тебя, лис, прятаться.

— Мышонок, мышонок, а я тебя подстерегу! — А у меня в норке спаленка.

 — Кушать захочешь — вылезешь!

 — А у меня в норке кладовочка.

 — Мышонок, мышонок, а ведь я твою норку разрою!

 — А я от тебя в отнорочек — и был таков!

  • Желтячок

Г. Балл

В курятнике кто-то тихонько постучал: тук-тук... А потом послышалось: крак!

Клуша Рыжуха замахала крыльями. А из разбитой яичной скорлупы выклюнулся цыплёнок, первый цыплёнок. Можно про него сказать–Желтячок. Потому что он был кругом жёлтый.

Цыплёнок затряс головой и сказал:

– Пин... пин... пи.

А в это время из-за леса выглянуло солнышко.

И по земле побежал солнечный лучик. Искупался в холодной реке, прокатился по крыше дома и заглянул в окошко. Желтячок зажмурился и притаился. Вдруг закудахтала клуша Рыжуха, залаял пёс Шустрый, громко замычала корова:

– Му-у! Пора на волю!

А цыплёнок подумал: «Сколько света и шума. Это всё я сделал?! Пин! Это всё я! Это я! Я!»

Нет, не надо смеяться над Желтячком. Ведь это было самое первое утро в его жизни. А как хорошо, как чудесно увидеть мир рано утром! Как хорошо жить на земле!

  • У солнышка в гостях (словацкая сказка)

Однажды большая туча занавесила небо. Солнце три дня не показывалось. Заскучали цыплята без солнечного света.

-Куда это солнышко девалось? - говорят. - Нужно его поскорее на небо вернуть.

-Где же вы его найдёте? - закудахтала наседка. - Разве вы знаете, где оно живёт?

-Знать-то мы не знаем, а кого встретим, того спросим, - ответили цыплята.

Собрала их наседка в дорогу. Дала мешочек и сумочку. В мешочке - зёрнышко, в сумочке - маковинка.

Отправились цыплята. Шли, шли - и видят: в огороде, за кочаном капусты, сидит улитка. Сама большая, рогатая, а на спине хатка стоит.

Остановились цыплята и спрашивают:

-Улитка, улитка, не знаешь ли, где солнышко живёт?

-Не знаю. Вон на плетне сорока сидит - может, она знает.

А сорока ждать не стала, пока к ней цыплята подойдут.

Подлетела к ним, затараторила, затрещала:

-Цыплята, куда вы идёте? Куда вы, цыплята, идёте, куда?

Отвечают цыплята:

-Да вот солнышко скрылось. Три дня его на небе не было. Идём его искать.

-И я пойду с вами! И я пойду с вами! И я пойду с вами!

-А ты знаешь, где солнышко живёт?

-Я-то не знаю, да, может, заяц знает: он по соседству, за межой, живёт, - затрещала сорока.

Увидел заяц, что к нему гости идут, поправил шапку, вытер усы и пошире ворота распахнул.

-Заяц, заяц, - запищали цыплята, затараторила сорока,- не знаешь ли, где солнышко живёт? Мы его ищем.

-Я-то не знаю, а вот моя соседка, утка - та, наверно, знает: она около ручья, в камышах, живёт.

Повёл заяц всех к ручью. А возле ручья утиный дом стоит, и челнок рядом привязан.

-Эй, соседка, ты дома или нет? - крикнул заяц.

-Дома, дома! - закрякала утка. - Всё никак не могу просохнуть - солнца-то три дня не было.

-А мы как раз солнышко идём искать! - закричали ей в ответ цыплята, сорока и заяц. - Не знаешь ли, где оно живёт?

-Я-то не знаю, а вот за ручьём, под дуплистым буком, ёж живёт - он должен знать.

Они переправились на челноке через ручей и пошли ежа искать.

А ёж сидел под буком и дремал.

-Ёжик, ёжик,- хором закричали цыплята, сорока, заяц и утка,- ты не знаешь, где солнышко живёт? Три дня его не было на небе, уж не захворало ли?

Подумал - подумал ёж да и говорит:

-Как не знать!

Знаю, где солнышко живёт. За буком-большая гора. На горе - большое облако. Над облаком - серебристый месяц, а там и до солнышка рукой подать!

Взял ёж палку, нахлобучил шапку и зашагал впереди, всем дорогу показывать.

Вот пришли они на макушку высокой горы. А там облако за вершину уцепилось и лежит-полёживает.

Залезли на облако цыплята, сорока, заяц, утка и ёж, уселись, и полетело облако прямёхонько к месяцу в гости.

-Месяц, месяц, - закричали ему цыплята, сорока, заяц, утка да ёж, - покажи нам, где солнышко живёт! Три дня его не было на небе, соскучились мы без него.

Привёл их месяц прямо к воротам солнцева дома, а в доме темно, света нет: заспалось, видно, солнышко и просыпаться не хочет.

Тут сорока затрещала, цыплята запищали, утка закрякала, заяц ушами захлопал, а ёж палочкой застучал:

-Солнышко-вёдрышко, выгляни, высвети!

-Кто тут под окошком кричит? - спросило солнышко. - Кто мне спать мешает?

-Это мы, цыплята, да сорока, да заяц, да утка, да ёж.

Пришли тебя будить - утро настало.

- Ox, ox!.. - застонало солнышко. - Да как мне на небо выглянуть? Три дня меня тучи прятали, три Дня собой заслоняли, я теперь и заблестеть не смогу...

Услыхал про это заяц - схватил ведро и давай воду таскать. Услыхала про это утка - давай солнце водой умывать. А сорока - полотенцем вытирать. А ёж давай колючей щетинкой начищать. А цыплята - те стали с солнышка соринки смахивать.

Выглянуло солнце на небо, чистое, ясное да золотое.

И всюду стало светло и тепло.

Вышла погреться на солнышке и курица. Вышла, закудахтала, цыплят к себе подзывает.

А цыплята тут как тут. По двору бегают, зёрна ищут, на солнышке греются.

Кто не верит, пусть посмотрит: бегают по двору цыплята или нет?

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная деятельность по разделу «Чтение художественной литературы» в первой младшей группе Тема: «Как у нашего кота шубка очень хороша»

Цель. Привитие интереса к народному творчеству.Задачи.1. Познакомить детей с фольклорным произведением,активизировать речь малышей, привлекая их к договариванию и проговариванию строчек из потешк...

Конспект НОД по чтению художественной литературы в первой младшей группе Стихотворение А.Бродского "Солнечные зайчики"

Цель: познакомить с новым стихотворением, поощрять желание детей рассказывать стихотворение вместе с воспитателем.Задачи: учить ориентироваться в пространстве; учить детей бегать в разных направл...

Чтение художественной литературы для первой младшей группы.

ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫСЕНТЯБРЬДля чтения детям. Потешки: «Ладушки, ладушки», «Катя, Катя маленька..», «Ночь пришла», «Зайка», «...

Занятие по чтению художественной литературы в первой младшей группе. На тему: чтение р. н. п. «На птичьем дворе»

Цель: Познакомить детей с русской народной песенкой «На птичьем дворе». Учить детей различать и называть птиц, о которых упоминается в потешке.Задачи: активизировать словарь за счёт з...

Тема регламентировано - образовательной деятельности: Чтение сказки К. Чуковского "Цыпленок". по чтению художественной литературы в первой младшей группе.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие»....

Перспективное планирование по чтению художественной литературы в первой и второй младшей группе

Разработано в соответствии с ФГОС. Соответствует возрастным особенностям....