Перспективное планирование по чтению художественной литературы (подготовительная к школе группа)
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа)
по программе От рождения до школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie_hud_litry.docx | 59.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование по чтению художественной литературы
(старше-подготовительная группа)
Тема | Тема занятия | Программное содержание | Методы и приемы | Оборудование | Совместная деятельность |
СЕНТЯБРЬ | |||||
1 неделя «Детский сад. День знаний» | «Откуда пришла книга» А.Барков, Р. Сурьянинов Интернет - источник | Формировать представления детей о книге как источнике знаний; развивать слуховое внимание; воспитывать бережное отношение к книге. | Словесные: речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос. Наглядные: показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению. Игровые приемы Словесные: речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос. Наглядные: показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению. Игровые приемы | Книги различной тематики, иллюстрация «Первое сентября» | С/р «Детский сад», «Школа». |
2 неделя «Природа, погода, растительный мир | «Осень» Е. Трутнева (заучивание наизусть) О.С. Ушакова, стр. 140 | Учить выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавать спокойную грусть осенней природы; формировать умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения; подбирать эпитеты, сравнения, метафоры для описания осенних пейзажей; активизировать употребление в речи глаголов. | Иллюстрации на осеннюю тему, иллюстрации | Наблюдения на прогулке | |
3 неделя «Едет с поля урожай» | «Хлебный голос» С.Ремизов (чтение сказки) В.В.Гербова, стр.32 | Познакомить детей с новой сказкой, выяснить, согласны ли они с концовкой произведения. Совершенствовать умение детей воспроизводить последовательность слов в предложении. | Портрет писателя, книга, иллюстрации про хлеб. | Чтение рассказов, рассматривание иллюстраций к рассказам | |
4 неделя «Сельскохозяйственные профессии» | «Огородники» Н. Носов Интернет - источник | Продолжать знакомить детей с творчеством известного детского писателя Николая Носова. Развивать у детей интерес к чтению художественной литературы. Учить анализировать текст произведения. Прививать детям доброту, честность, трудолюбие, эмпатию. Развивать у детей чувство юмора, творческое воображение. Формировать грамматический строй речи и развивать диалогическую речь. | иллюстрации из рассказа для анализа эмоций героев | Чтение рассказов, рассматривание иллюстраций к рассказам | |
5 неделя «Растения, животные» | Русская народная сказка в обработке М. Булатова «Сивка - Бурка» О.С. Ушакова, стр. 138 | Учить эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры персонажей; закреплять знания о жанровых особенностях сказки; формировать образность речи (чуткость к образному строю языка сказки, умение воспроизводить и осознавать образные выражения). | Иллюстрации к сказке. | Слушание и чтение сказок. |
Тема | Тема занятия | Программное содержание | Методы и приемы | Оборудование | Совместная деятельность |
ОКТЯБРЬ | |||||
1 неделя «Мой город» | «О чем печалишься, осень?» Чтение стихотворений об осени О.С. Ушакова, стр.158 | Показать красоту осенней природы в процессе слушания художественных текстов; закрепить желание выразить поэтический слух; познакомить с произведениями разных авторов, развивать познавательный интерес. | Словесные: речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос. Наглядные: показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению. Игровые приемы | Иллюстрации на тему «Золотая осень», букет из осенних листьев | Наблюдения на прогулке |
2 неделя «Моя страна» | Русская народная сказка в обработке А. Толстого «Царевна – лягушка» О.С. Ушакова, стр.136 | Учить воспринимать образное содержание произведения; закреплять знания о жанровых, композиционных, языковых особенностях русской сказки; развивать поэтический слух (умение слышать и выделять в тексте выразительные средства). | Иллюстрации к сказке. | Слушание и чтение сказок. | |
3 неделя «Моя планета» | «Небылицы - перевертыши» В.В.Гербова, стр.34 | Познакомить с народными авторскими перевертышами, вызвать желание составлять свои небылицы. | Иллюстрации различных небылиц | Чтение рассказов, рассматривание иллюстраций к рассказам. | |
4 неделя «Культура и традиции мордовского народа» | «Бедный зайчик заболел» С. Люлякина РМ «Мы в Мордовии живем» /хрестоматия/ | Уточнить и обогатить знания детей о творчестве мордовских писателей. Формирование уважительного отношения к традициям мордовского народа | Портрет С. Люлякиной. | Рассматривание фотографий по теме |
Тема | Тема занятия | Программное содержание | Методы и приемы | Оборудование | Совместная деятельность |
НОЯБРЬ | |||||
1 неделя «День народного единства» | Былина «Илья Муромец и Соловей – разбойник» В.В.Гербова, стр.60 | Продолжать знакомить с жанровыми особенностями литературных произведений. Учить понимать главную мысль былины, придерживаться избранной сюжетной линии в творческом рассказывании. | Словесные: речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос. Наглядные: показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению. Игровые приемы | Иллюстрации к былине | Рассматривание энциклопедий, альбомов об истории нашей страны. |
2 неделя «Обычаи, традиции, искусство народов России» | Чтение сказки Д. Мамина – Сибиряка «Про зайца – длинные уши» О.С. Ушакова, стр. 144 | Формировать целостное восприятие художественного текста в единстве содержания и художественной формы; закреплять знания детей об особенностях разных литературных жанров; упражнять детей в подборе сравнений, синонимов, антонимов, воспитывать стремление к точному словоупотреблению. | Иллюстрации к произведению | Рассматривание энциклопедий, альбомов об искусстве. | |
3 неделя «Транспорт. Профессии» | «Кем быть?» В. Маяковский Интернет - источник | Формировать умение детей анализировать литературное произведение, высказывать свое мнение о прочитанном. Продолжать работу по формированию интереса к книге. Закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением. Обогащать и активизировать словарь. | Иллюстрации к произведению | Беседа и чтение художественной литературы по теме, рассматривание альбомов о профессиях. | |
4 неделя «День матери» | Сопостовление сказок «Патчерица» и «Хаврошечка» О.С. Ушакова, стр. 142 | Учить замечать сходство и различие в построении сюжета, идее, характерах героев двух сказок; формировать умение выделять в тексте выразительные средства, осознавать целесообразность их использования. | Иллюстрации к сказкам | беседы, чтение произведений о матери |
Тема | Тема занятия | Программное содержание | Методы и приемы | Оборудование | Совместная деятельность |
ДЕКАБРЬ | |||||
1 неделя «Зима как время года» | «Каким бывает снег» Г. Иванов О.С. Ушакова, стр.188 | Формировать у детей умение внимательно слушать текст, запоминать его содержание, интонационно передавать любование зимней природы. | Словесные: речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос. Наглядные: показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению. Игровые приемы | Сюжетные картинки о зиме | Наблюдения на прогулке |
2 неделя «Зимующие звери и птицы» | Пересказ русской народной сказки «Лиса и волк» О.С. Ушакова, стр.75 | Продолжать учить детей пересказывать сказкиблизко к тексту, закреплять умение рассказывать от лица героя. Развивать память, воспитывать любовь к русским сказкам | Иллюстрации к произведению | Наблюдения на прогулке | |
3 неделя «Животные Севера, Арктики, Антарктики» | Сказка П. Бажова «Серебряное копытце» Интернет - источник | Познакомить детей с бытовой и волшебной сказкой. Учить определять и мотивировать своё отношение к героям, замечая некоторые выразительные средства. Учить отвечать на вопросы по тексту грамматически правильно. Обогащение словаря: пожитки, балаган, душной. Воспитывать в детях доброту, умение подражать хорошим поступкам героев сказки. | Иллюстрации к сказу «Серебряное копытце», портрет П. П. Бажова; | Рассматривание иллюстраций животных севера | |
4 неделя «Елка наряжается, праздник начинается» | Чтение стихотворения «Елка» Э. Мошковская. РМ «Мы в Мордовии живем» /хрестоматия/ | Продолжать приобщать детей к отечественной детской художественной литературе. Формировать умение отвечать на вопросы педагога. Развивать речь, память, логическое мышление детей. Воспитывать любовь к стихам. | Сюжетные картинки по теме | Чтение стихотворений о зиме и новогоднем празднике | |
5 неделя «Труд людей зимой» | Работа с иллюстрированными изданиями сказок В.В.Гербова, стр.45 | Приучать детей с интересом рассматривать рисунки в книгах. Активизировать речь детей. | Иллюстрированные сказки | Чтение сказок |
Тема | Тема занятия | Программное содержание | Методы и приемы | Оборудование | Совместная деятельность |
ЯНВАРЬ | |||||
1 неделя «Зимние забавы» | Русская народная сказка «Снегурочка» О.С. Ушакова, стр.153 | Формировать умение целостно воспринимать сказку в единстве ее содержания и художественной формы. Закреплять знания об особенностях (композиционных, языковых) жанра сказки. | Словесные: речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос. Наглядные: показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению. Игровые приемы | Книга со сказкой «Снегурочка» с иллюстрациями | Наблюдения на прогулке, лепить фигуры из снега. |
2 неделя «Зимние виды спорта» | Малые фольклорные формы. Придумывание потешек. О.С. Ушакова, стр.151 | Уточнить и закрепить представления о жанровых и языковых особенностях потешек, песенок, загадок и пословиц. Формировать умение понимать переносное значение слов и словосочетаний. | Книги потешек и песенок, детские игрушки, кукла. | Чтение и заучивание потешек, загадок | |
3 неделя «Безопасное поведение зимой» | Чтение рассказа Н.Носова «На горке» Интернет - источник | Познакомить детей с новым произведением писателя Н.Носова. Формировать умение высказывать мнение и давать краткие и развернутые ответы на вопросы по тексту. Учить понимать характер героев художественных произведений. Развивать умение высказывать собственное мнение. Учить усваивать последовательность развития сюжета. Воспитывать уважение к чужому труду, самостоятельность, настойчивость достижений поставленных целей. | Магнитная доска. Картина «Зимние забавы» . Портрет Н. Носова . Иллюстрации к рассказу Н.Носова «На горке». | Чтение рассказов Н. Носова |
Тема | Тема занятия | Программное содержание | Методы и приемы | Оборудование | Совместная деятельность |
ФЕВРАЛЬ | |||||
1 неделя «Профессии пап» | Чтение русской народной сказки «Никита Кожемяка» В.В.Гербова, стр.58 | Вспомнить с детьми русские народные сказки. Познакомить с русской народной сказкой «Никита Кожемяка». Помочь определить сказочные эпизоды в сказке. | Словесные: речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос. Наглядные: показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению. Игровые приемы | Иллюстрации к сказке | Чтение русских народных сказок |
2 неделя «Военная техника» | Чтение рассказа Е. Воробьёва «Обрывок провода» В.В.Гербова, стр.62 | Обогатить литературный багаж детей, помочь прочувствовать необычность описанной в рассказе ситуации. | Картинки военной техники. Книга с рассказом. | Рассматривание картинок | |
3 неделя «Наша армия» | Чтение былины «Алёша Попович и Тугарин Змеевич» В.В.Гербова, стр.63 | Приобщать детей к былинному эпосу, к былинному складу речи. | Иллюстрации к былине | Чтение русских народных сказок | |
4 неделя «Профессии мам» | Чтение рассказа В.Драгунского «Тайное становится явным» О.С. Ушакова, стр.273 | Учить понимать мораль и идею произведения, оценивать поступки героев, видеть связь названия текста с его содержанием. Осмысливать образное содержание и обобщенное значение пословиц и поговорок. | Мешочек, шило или большая игла. | Пословицы и поговорки |
Тема | Тема занятия | Программное содержание | Методы и приемы | Оборудование | Совместная деятельность |
МАРТ | |||||
1 неделя «Мамочка любимая» | Стихотворение Е.Ранневой «Берегите маму» Интернет - источник | Способствовать формированию умений внимательно слушать стихотворение, поддерживать беседу по содержанию, заучивать стихотворения с опорой на мнемотаблицу. Способствовать развитию интонационной выразительности речи, слухового внимания и памяти в процессе разучивания стихотворения. Воспитывать у детей чувство любви и уважения к маме. | Словесные: речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос. Наглядные: показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению. Игровые приемы | Мнемотаблица по стихотворению, стих. | Чтение стихов о маме |
2 неделя «Народная игрушка» | Малые фольклорные формы. Составление рассказов, сказок по пословицам О.С. Ушакова, стр.163 | Учить воспроизводить образные выражения, понимать переносное значение слов и словосочетаний. Формировать умение составлять рассказы, сказки по пословицам, придумывать загадки. | Иллюстрации к фразеологизмам, картинки для загадок. | Чтение и заучивание потешек, загадок | |
3 неделя «Сезонные изменения» | Весна идет, весне дорогу! В.В.Гербова, стр.68 | Чтение стихотворений о весне, приобщение их к поэтическому складу речи. | Картинки о весне. | Наблюдения на прогулке | |
4 неделя «Одежда людей весной» | Чтение былины «Садко» В.В.Гербова, стр.71 | Познакомить детей с былиной «Садко». | Иллюстрации к произведению | Чтение детской художественной литературы | |
5 неделя «Птицы весной» | Чтение басни И. Крылова «Ворона и лиса» О.С. Ушакова, стр.158 | Закрепить знания о жанровых особенностях басни. Учить понимать аллегорию, ее особенное значение, выделять мораль. развивать чуткость к восприятию образного строя художественного языка. | Иллюстрации к произведению | Чтение детской художественной литературы |
Тема | Тема занятия | Программное содержание | Методы и приемы | Оборудование | Совместная деятельность |
АПРЕЛЬ | |||||
1 неделя «Космос» | Чтение рассказа «Первый космосе» В.П. Бороздина Интернет - источник | Познакомить детей с новым произведением посвященным Дню космонавтики. Закрепить знания детей о том, что первым космонавтом был гражданин России Ю. Гагарин. Развивать коммуникативные способности: умение слушать, не перебивая. Поддерживать и развивать интерес к художественной литературе. | Словесные: речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос. Наглядные: показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению. Игровые приемы | Портрет Ю. Гагарина | Беседа о космосе |
2 неделя «Звери весной» | Чтение сказки М.Михайлова «Лесные хоромы». Сопостановление со сказкой «Теремок» О.С. Ушакова, стр.195 | Познакомить детей со сказкой, помочь найти сходное т отличное от русской народной сказки "Теремок". Научить осмысливать идею сказки, оценивать характеры персонажей. | Книга со сказкой | Чтение детской художественной литературы | |
3 неделя «Книжкина неделя» | Малые фольклорные формы. Инсценировка песенок О.С. Ушакова, стр.168 | Поддерживать интерес к образным выражениям. Углублять знания о пословицах и поговорках. Формировать интонационную выразительность речи в процессе исполнения и обыгрывания потешек и песенок. Воспитывать любовь к устному народному творчеству. | Атрибуты к инсценировки песен. | Чтение и заучивание малых фольклорных форм. | |
4 неделя «Первые цветы» | Сказка В. Катаева «Цветик - семицветик» О.С. Ушакова, стр.165 | Подвести к пониманию нравственного смысла сказки, мотивированной оценке поступков и характера главной героини. Закрепить знания о жанровых особенностях сказки. | Книга со сказкой | Чтение детской художественной литературы |
Тема | Тема занятия | Программное содержание | Методы и приемы | Оборудование | Совместная деятельность |
МАЙ | |||||
1 неделя «День Победы» | Заучивание стихотворения З. Александровой «Родина» В.В.Гербова, стр.76 | Помочь детям понять смысл стихотворения ("Родина бывает разная, но у всех она одна"), запомнить произведение. | Словесные: речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос. Наглядные: показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению. Игровые приемы | Картинки по теме | Рассматривание иллюстраций, наблюдения на прогулке |
2 неделя «Насекомые» | Знакомство с басней И.А. Крылова «Стрекоза и муравей». Интернет - источник | Продолжать знакомство с жанром - басня. Развивать умение детей выразительно и ясно излагать свои мысли, умение поддерживать беседу. Развивать устную речь, мышление. Воспитывать доброжелательные отношение в общении друг с другом, а в играх ловкость, быстроту, находчивость, самостоятельность. | Мнемотаблица, презентация по теме (или картинки). | Чтение детской художественной литературы | |
3 неделя «Деревья и кустарники» | Весенние стихи В.В.Гербова, стр.79 | Помочь детям почувствовать удивительную неповторимость стихотворений о весне (цветах, кустарниках, деревьях весной). | Иллюстрации о весенней природе. | Чтение стихов о природе | |
4 неделя «Летние виды спорта» | Повторение В.В.Гербова, стр.81 | Повторение материала (по выбору педагога). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование по чтению художественной литературы в старшей группе
Круг детского чтения детей 5-6 лет направлен на формирование интереса к книге, на постепенное пополнение их литературного багажа, обогащение литературного опыта, который проявляется в заинтересованн...
Перспективное планирование по чтению художественной литературы (подготовительная группа)
Перспективное планирование по чтению художественной литературы (подготовительная группа)...
Перспективное планирование по чтению художественной литературы в первой младшей группе на 2016-2017 уч. год
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «Речевое развитие» - художественная литератураСодержание образовательной области направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг че...
Календарно - тематическое планирование "Чтение художественной литературы" (подготовительная к школе группа )
Учить детей воспринимать образное содержание произведения; закреплять знания о жанровых, композиционных, языковых особенностях произведений, продолжать развивать поэтический слух: умение слышать и выд...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по освоению образовательной области «Чтение художественной литературы» (подготовительная к школе группа)
Формировать представления детей о русских народных и чувашских народных сказках; формировать запас литературных художественных впечатлений, личностную позицию при восприятии сказок....
Перспективное планирование по чтению художественной литературы по программе от рождения до школы" в старшей группе
quot;Давая детям книгу, мы даем им крылья"Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни.И в дошкольном возрасте закладывается фундамент, на который будет опиратьсявсё по...
Перспективное планирование по чтению художественной литературы в подготовительной к школе группе
подготовительная группа...