Развитие речи с использованием театрализованной деятельности
материал (старшая группа) по теме

Петрова Оксана Анатольевна

Предназначен для повышения компетентности педагогов в применении театрализованной деятельности в детском саду, развитие фантазии и творческих способностей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер- класс «Развитие речи с использованием

театрализованной деятельности»

подготовила воспитатель Петрова О.А.

                    Добрый день, уважаемые коллеги и члены жюри!

Одним из приоритетных направлений в работе воспитателя является развитие речи. Я работаю с детьми младшего и старшего дошкольного возраста. Одним из основных видов деятельности в моей работе является театрализованная игра. Большинство кукол для театра изготовлены своими руками. Сегодня я покажу вам мастер класс по изготовлению настольного театра.

Целью моего мастер-класса является повышение компетентности педагогов в применении театрализованной деятельности в детском саду, развитие фантазии и творческих способностей.

Задачи: Познакомить педагогов с разными видами театров.

Побудить к широкому использованию театральной деятельности в детском саду.

Дать возможность педагогам самостоятельно изготавливать персонажей из подручного материала.

Планируемые результаты: 

-освоение слушателями приемов использования театрализованной деятельности в детском саду,

-повышение компетентности педагогов в организации продуктивной деятельности детей по созданию изделия,

- проявление интереса педагогов к изготовлению различных видов настольного театра.

Сейчас я попрошу свою фокус-группу подняться на сцену и занять места за столом для изготовления различных видов театра.

В современном детском саду существует множество видов кукол для театрализованной деятельности. Нужно создавать и постоянно обновлять развивающую среду в театральных уголках детского сада. «Актёры» и «актрисы» в них должны быть яркими, легкими, доступными в управлении. Для организации детского театра нужны куклы различных систем, формирующие у детей определённые умения и навыки, стимулирующие детское творчество. Многие куклы просты в своем изготовлении.

Сейчас фокус-группа будет создавать различные виды театров из подручного и бросового материала, который лежит на столе.  Для работы они используют схемы изготовления различных животных, которые у нас находятся в группах, начиная со среднего возраста для активизации творческой и конструктивной деятельности детей. А пока, мои помощницы работают,  я вам расскажу об организации театрализованной деятельности в детском саду.  

В условиях реализации ФГОС обучение детей производится в игре, т.к. игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью. Она активизирует ум и волю ребенка, глубоко затрагивает его чувства, повышает жизнедеятельность организма, способствует физическому развитию.

Так же  ФГОС в ДО предполагает создание развивающей предметно-пространственной среды в группах, чтобы она была вариативной, многогранной, доступной и т.д.

В нашем детском саду проходил конкурс на лучшее оформление центра театрализованной деятельности, в котором наша группа так же принимала участие.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ строиться таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Только тогда среда способствует формированию познавательной, речевой, двигательной и творческой активности.

 

Организовывая  центры театрализованной деятельности, мы учитывали инновационные  подходы, способствующие  гармоничному развитию и саморазвитию детей, успешной адаптации, развитии речи и всех познавательных процессов.

Ребенок находится большее время в детском саду вместе со сверстниками и воспитателем, и нужно создать такую ситуацию, проблему, чтобы направить  развитие речи в нужное русло.

Благодаря театрализованным играм, у детей развивается эмоциональная сфера, расширяется и обогащается опыт сотрудничества детей, как в реальных, так и в воображаемых ситуациях. Кроме того, театрализованная деятельность таит в себе огромные возможности для  развития речи детей. Речь – это неотъемлемая часть театрального искусства, дополняет мимику, жесты, делает образ героя полнее, интереснее. Добиться хорошей речи можно с помощью упражнений на развитие артикуляции и дикции. Цель упражнений по развитию речи – развивать четкость речи. Речь их становится более выразительной, грамотной. Они начинают использовать новые слова, повышается самооценка, развивается внимание, память, творческое воображение.

В нашей группе  детского сада используются разнообразные виды театров.

Пальчиковый театр. Подражание движениями рук, игры с пальцами стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка. Поэтому развитие рук помогает ребенку хорошо говорить, подготавливает руку к письму, развивает мышление.

Магнитный театр – развивает моторно-двигательную, зрительную, слуховую координацию. Формирует творческие способности, артистизм. Обогащает пассивный и активный словарь.

Театр картинок (фланелеграф) –такие игры развивают творческие способности и содействуют их эстетическому воспитанию. Маленькие дети очень любят смотреть картинки в книгах, но если картинки показать действующими, они получат еще большее удовольствие.

Театр на палочке, оригами – способствует развитию мелкой моторики руки, благодаря которым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Теневой театр – помогает расширять словарный запас, подключая слуховое и тактильное восприятие. Знакомит с народным творчеством. Обучает навыкам общения, игры, счета.

 Театр на перчатке. Кукла – перчатка способна оказывать потрясающее терапевтическое воздействие. На занятии ребенок избавляется от переживаний или страха путем решения конфликтной ситуации в игре с куклой– перчаткой. Куклотерапия дает очень хорошие результаты при работе с детьми с нарушениями речи, неврозами. Печаточная кукла может передавать весь спектр эмоций, которые испытывают дети. Малыши увидят в кукле отражение своих переживаний, будут успокаивать, если она плачет, кормить кашей и так далее.

Театр на прищепках -  развивают мелкую моторику, воображение, развивают связную речь детей.

Театр игрушек. Используются любые обыкновенные игрушки, одинаковые по материалу. Уже в период заучивания потешек и незатейливых стишков в младшей группе воспитатель на столе, как на своеобразной эстраде, разыгрывает для детей спектакли – миниатюры, где роли «исполняют» игрушки. Театр игрушек воздействует на маленьких зрителей целым комплексом средств: это и художественные образы, яркое оформление, и точное слово, и музыка. Организация таких миниатюр пока не требует особой подготовки, дети в основном выступают в роли зрителей.

Импровизация – это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки. Также к драматизации относятся игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений.

Основные требования к организации театрализованных игр:

  1. Содержательность и разнообразие тематики.
  2. Постоянное ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса.
  3. Максимальная активность детей на этапах подготовки и проведения игр.
  4. Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.
  5. Последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр, соответствует возрасту и умениям детей.

При игре в кукольный театр невозможно играть молча. Ведь ребенок становиться и актёром, и режиссером, и сценаристом своего спектакля. Он придумывает сюжет, проговаривает его, озвучивает героев, проговаривает их переживания. Таким образом, игра – драматизация оказывает большое воздействие на развитие речи ребенка.

Сейчас я предлагаю фокус-группе обыграть различные виды текстового материала со своими «героями». А отрывки из текста лежат у вас на столе. Выберите по желанию.

А сейчас я хочу с вами поделиться своей педагогической находкой, которая всегда со мной можно сказать в кармане и всегда мне помогает в любой ситуации. Это варежка и конвертик картинок с различными персонажами. Это может помочь и на прогулке и в младшей группе успокоить ребенка, в часы приема отвлекая его внимание и в старшей группе в качестве сюрпризного момента в различные режимные отрезки. Даже отсутствие нужной игрушки может восполнить эта варежка. Она проста в изготовлении.

РЕФЛЕКСИЯ: Сейчас я с вами проведу игру «Настроение». При помощи рук и определенных жестов вы покажете свое отношение к моему мастер классу. Поднятая вверх одна рука – мастер класс понравился. Поднятые вверх обе руки – мастер класс заинтересовал и поднял ваше настроение.  Опущенные вниз руки – ничего не изменилось в вашем настроении.

Спасибо за внимание вы настоящие зрители. А мне хочется пожелать всем вам побольше добрых вестей, радости и благополучия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная деятельность по развитию речи с использованием театрализованной деятельности

Образовательная деятельность по развитию речи через театрализацию, с использование мнемотехники...

Образовательная деятельность по развитию речи с использованием театрализованной деятельности

Образовательная деятельность по развитию речи через театрализацию, с использование мнемотехники...

Конспект занятия по развитию речи с использованием театрализованной деятельности в средней группе "Дом доброты и дружбы".

«Дом доброты и дружбы». Конспект занятия по развитию речи с использованием театрализованной деятельности в средней группе №1Цель: развивать речь детей посредством использования элементов т...

конспект занятия по развитию речи с использованием театрализованной деятельности

конспекты занятий по развитию речи в старшей группе с использованием театрализованной деятельсти...

Конспект НОД по развитию речи с использованием театрализованной деятельности «В гостях у сказки» в первой младшей группе

Конспект НОД по развитию речи с использованием театрализованной деятельности «В гостях у сказки» в первой младшей группеЦель: Создание благоприятных условий для восприятия возникновения по...

Конспект НОД по развитию речи с использованием театрализованной деятельности «Сказка «Теремок»

Данное занятие способствует развитию у детей творческого воображения, интереса к играм-инсценировкам и речевому развитию....