Интегрированная образовательная деятельность в старшей группе по художественной литературе "Незнайка"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Ковалёва Ирина Валерьевна

Данное занятие поможет в работе воспитателям старшей группы, работающим по программе "Развитие+"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_neznayka.docx24.27 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  образовательной деятельности  по художественной  литературе.

Тема: Творческое рассказывание. «Сочиняем стихи».

Автор: Ковалева Ирина Валерьевна, воспитатель МАДОУ № 163 «Центр развития ребенка – детский сад»  г. Кемерово. Кемеровская область.

Цель: развивать интерес к поэтическому литературному жанру; развивать слуховое внимание, обогащать словарный запас, упражнять в придумывании небольших стихов; воспитывать бережное отношение к книгам.

Задачи: поддерживать и закреплять интерес к художественной литературе; способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его творческой деятельности (стихотворение) интересен другим; помогать детям, объяснить  основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением; формировать навыки правильного обращения с книгой; воспитывать интерес к книге.

Материалы  и оборудование.  Книга со стихами, муляжи яблок и грибов,  клей, ножницы, кузовок, мяч.

Ход занятия

В гости к ребятам приходит Незнайка (очень печальный).

Воспитатель: - Незнайка, почему ты такой грустный?

Незнайка: - Да вот у меня есть книжка, но она вся рассыпалась.

Воспитатель: - Незнайка, как это могло произойти?

Незнайка: - Не знаю…

Воспитатель: - Ты, наверное, с книжкой плохо обращался?

Незнайка: - Не знаю...  А как это?

Воспитатель: - Ребята, давайте расскажем Незнайке, что значит плохо обращаться с книгой.

Дети: неаккуратно перелистывать страницы, загибать уголки страниц, перегибать книгу на переплете, вырывать страницы, закрашивать  листы карандашами и фломастерами, разбрасывать книги небрежно и т.  д.

Незнайка: - Подумаешь, я всего – то посмотрел в книге картинки.  И  одна  страница  почему – то  вылетела. И  какая она по счету я теперь не знаю.

Воспитатель: - Ребята, давайте поможем Незнайке  посчитать, какую  страницу он потерял.

Дети: - Конечно, поможем!

Воспитатель: -  Нам с вами  нужно решить задачку и мы узнаем, какую страницу потерял Незнайка.

Задача. Ежик нес четыре гриба

              И  четыре яблока.

             Сколько всего предметов нес

             На своих иголках ежик.

Дети: - 8  предметов.

Воспитатель:  Правильно, ребята! Восемь предметов. Это значит, что  Незнайка  потерял восьмую страницу. Теперь  ты можешь (обращается к Незнайке воспитатель) вклеить ее в свою книгу.

Незнайка: - Спасибо ребята вам большое за подсказку!  Хотя  книга у меня самая ерундовая.  Так… стишки какие –то…

Воспитатель: - Незнайка, так у тебя самая замечательная книга, стихи для детей.  Вот, послушайте, ребята, какие замечательные стихи в Незнайкиной  книге.

                               Лошадка.

Я люблю свою лошадку,

       Причешу ей шерстку гладко,

         Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

(А. Барто)

                                 Мяч.

Мой веселый,  звонкий мяч,

                                  Ты куда помчался вскачь?

Желтый, красный, голубой –

                                  Не угнаться за тобой!

(М. Маршак)

                                 Дождик.  

Дождик, дождик, поливай!

                                   Будет хлеба каравай!

Будут булки, будут сушки,

Будут вкусные ватрушки!

(Е. Трутнева)

Воспитатель: - Ребята, понравились ли вам стихи в Незнайкиной  книжке?

Дети: - Да понравились стихи.

Воспитатель: - Кто знает, чем отличаются стихи от рассказов и сказок?

Дети: - В стихах есть ритм, рифма. А  в сказках и рассказах нет.

Воспитатель: Правильно! Молодцы!

- Чтобы ты, Незнайка, хорошо усвоил, что такое рифма, поиграй с ребятами в  увлекательную игру «Кузовок». Правила игры очень просты. Ребята будут передавать друг другу кузовок и складывать в него все, что начинается на – ок.  Начинает  воспитатель:

« Я положу в кузовок клубок»

- А я – платок.

- А я – замок.

- А я – сапожок.

- А я – башмачок.

- А я – чулок.

- А я – утюжок.

- А я – колобок.

- А я – бачок и  т. д.

Для рифмовки можно предлагать самые разнообразные созвучия: «  -ка», «- ул», « - ом», « - ши» и т.д.

Воспитатель: - Ребята, давайте немного отдохнем.  

Проводится физминутка.

                                       Ежик

Желтых листьев целый ворох,          Сидят на корточках,

Ветра нет, а в листьях шорох.           выполняют взмахи руками

Это еж, почуяв осень,                        вправо – влево. Передвигаются

На иголках их уносит.                       по кругу на корточках.

Хорошо, что он колючий, -               Встают, выполняют прыжки

Сам теперь как листьев куча!          на носочках. Руки держат на

Нужно листьями скорей                   поясе. Опять приседают и

Спальню выстелить в норе.             выполняют взмахи руками.

Воспитатель: - А теперь послушайте стихотворение Д. Чиарди:

                             Удивительные птицы.

На улице прохожего

Увидел я вчера,

Он ящик нес, на ящике

Написано: «Игра».

Я два квартала  шел за ним,

Поверьте, я не вру,

И, наконец, спросил его:

-  А как играть в игру?

Он улыбнулся вежливо,

Потом мне отвечал:

- Уверен, что такой игры

Еще ты не встречал.

Две птицы удивленных

Есть в ящике моем.

И, если хочешь, то с тобой

Сыграем мы  вдвоем.

А чтобы мы могли начать,

Запомнить должен ты,

Что у несхожих этих птиц

Похожие хвосты.

Поймать таких смешных пичуг –

Весьма нелегкий труд,

Недаром люди умные

Их рифмами зовут.

... И вправду, птицы шустрые

Из ящика большого

Вдруг начали вытаскивать

Наверх за словом слово.

Одна достала слово «гвоздь»,

Другая сразу – «гость» и «трость».

Одна достала слово «грусть»,

Другая фразу: «Ну и пусть!»

Одна  достала слово «слон»,

Другая – «звон» и «телефон».

- Теперь, - сказал мне человек, -

Пора и нам сыграть.

Я буду доставать слова,

Ты должен рифмовать.

Достал он слово «кочка»,

А я ответил: «Бочка»,

И  «строчка», и «сорочка»,

И сразу «два листочка».

И на прощанье «точка».

Мы с ним играли целый час

Похожими словами.

Теперь мы покидаем вас,

И вы играйте сами!

Воспитатель:  - Ну,  что, Незнайка, давай попробуем вместе с ребятами подобрать рифму в стихотворении Д.Хармса «Пирог».

Я захотел устроить бал-

И я гостей к себе…( позвал).

Купил муку, купил творог,

Испек рассыпчатый …(пирог)

Пирог, ножи и вилки – тут,

Но что – то гости…(не идут).

Я ждал, пока хватило сил,

Потом кусочек…(откусил).

Потом подвинул стул и сел,

И весь пирог в минуту…(съел).

Когда же гости подошли,

То даже крошки…(не нашли).

Воспитатель: - А  сейчас мы, ребята, еще потренируемся в игре

«Подбери рифму» и попробуем сами сочинить стихи.

                                    Игра с мячом

Воспитатель бросает ребенку мяч, говорит слово, ребенок подбирает рифму:

Пень – день; ночь – дочь;  кот – крот;  палка – галка;  печка – свечка;  мушка – пушка;  мышка – крышка;  плошка – кошка и т.д.

  Воспитатель: - Ребята, сейчас мы с вами  играем еще в оду игру, которая называется:                           

                                 Игра «Добавлялки»

Ра –ра –ра – начинается … (игра)

Ры –ры –ры – у мальчика …(шары)

Ро – ро –ро – у Маши новое… (ведро)

Ру – ру –ру – продолжаем …(игру)

Ре –ре –ре – стоит домик на… (горе)

Ар –ар –ар – кипит наш… (самовар)

Ор –ор –ор –созрел красный…( помидор)

Лу –лу- лу – сидит кот в… (углу)

Ша –ша – ша – мама ищет…(малыша)

Жа – жа –жа – есть иголки у… (ежа)

Воспитатель: - Незнайка, а ты когда –нибудь пробовал сочинять стихи?

Незнайка: - Да что их там сочинять?! Тяп – ляп – и готово!  Подобрал рифму – вот и стишок получился.

- Вот, пожалуйста, слушайте стихи, которые написал знаменитый поэт Незнайка:

Посмотрите, у зайчонка

Меду – целых два бочонка.

Воспитатель: - Незнайка, разве так бывает?

Незнайка: - Нет.

Незнайка: - Ну, ладно, сейчас лучше сочиню:

У пушистой белки

Три морковки на тарелке.

Воспитатель: - Незнайка, ну, ты опять что – то сочиняешь.

Незнайка: - Ладно, сейчас постараюсь:

У мишки в кружке

Квакают лягушки.

Воспитатель: - Ребята, можно так сочинять стихи?

Дети: - Нет. Нельзя.

Воспитатель: -Это у тебя,  Незнайка, перепутаница  какая –то получилась.  Кроме рифмы и ритма в стихах должен быть смысл. А чтобы стихи были интересными, поэты делают их сказочными, загадочными, шуточными. Давайте попробуем вместе сочинять стихи. И ты, Незнайка, помогай нам, учись.

- Вначале нужно выбрать героя.  (На большой палец надевается шапочка – маска.)

Жил – был мальчик.

- Далее нужно рассказать, какой он был и что он делал.

Маленький… мальчик.

Он кашу… кушал

И маму… слушал

- Ребята, что еще мог делать мальчик?

Он… печь топил,

Дрова… носил,

Пол… подметал,

Бабушку…встречал,

Папу на работу…провожал.

Воспитатель: - Можно рассказать о том,  какой он был… (он был… вежливый, … добрый,… послушный,… неравнодушный.)

- Ребята, и обязательно нужно выразить  и отношение к нашему герою.

Дети: - Хороший был мальчик, маленький мальчик  и т.д.

Воспитатель: -Незнайка, ты понял теперь, что стихи писать интересно и очень нелегко. А сколько замечательных поэтов написали стихи для детей! Это А. Барто, С. Михалков, К. Чуковский, С. Маршак, Е. Благинина, Э. Успенский, И. Токмакова и др.

(Незнайке становится стыдно, что он небрежно обращался с такой замечательной книжкой)

Незнайка: - Ребята, я вам обещаю подклеить свою книжку, стереть с нее грязь ластиком, обернуть ее  обложкой и всю  прочитать.

 Воспитатель: - Ребята,  я предлагаю вам  помочь Незнайке отремонтировать книгу и почитать ее всем вместе.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по художественно-эстетическому развитию образовательная область «Художественное творчество» «Гроздья рябины»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по художественно-эстетическому развитию образовательная область «Художественное творчество» тема «Гроздья рябины»...

Конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе по художественно - эстетическому развитию на тему: «Народная игрушка. Тряпичная кукла»

Конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе по художественно - эстетическому развитию на тему: «Народная игрушка. Тряпичная кукла»Цель: приобщать детей...

Интегрированная образовательная деятельность в старшей группе по творчеству С. В. Михалкова «Мой щенок». Патриотическая и художественно-эстетическая области.

Цель: продолжать знакомить детей старшего дошкольного возраста с творчеством С. В. Михалкова. Задачи: • обогащать и систематизировать знания детей о творчестве С. В. Михалкова; • побуждать детей ...