Интегрированная образовательная деятельность в старшей группе по художественной литературе "Незнайка"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Данное занятие поможет в работе воспитателям старшей группы, работающим по программе "Развитие+"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_neznayka.docx | 24.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности по художественной литературе.
Тема: Творческое рассказывание. «Сочиняем стихи».
Автор: Ковалева Ирина Валерьевна, воспитатель МАДОУ № 163 «Центр развития ребенка – детский сад» г. Кемерово. Кемеровская область.
Цель: развивать интерес к поэтическому литературному жанру; развивать слуховое внимание, обогащать словарный запас, упражнять в придумывании небольших стихов; воспитывать бережное отношение к книгам.
Задачи: поддерживать и закреплять интерес к художественной литературе; способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его творческой деятельности (стихотворение) интересен другим; помогать детям, объяснить основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением; формировать навыки правильного обращения с книгой; воспитывать интерес к книге.
Материалы и оборудование. Книга со стихами, муляжи яблок и грибов, клей, ножницы, кузовок, мяч.
Ход занятия
В гости к ребятам приходит Незнайка (очень печальный).
Воспитатель: - Незнайка, почему ты такой грустный?
Незнайка: - Да вот у меня есть книжка, но она вся рассыпалась.
Воспитатель: - Незнайка, как это могло произойти?
Незнайка: - Не знаю…
Воспитатель: - Ты, наверное, с книжкой плохо обращался?
Незнайка: - Не знаю... А как это?
Воспитатель: - Ребята, давайте расскажем Незнайке, что значит плохо обращаться с книгой.
Дети: неаккуратно перелистывать страницы, загибать уголки страниц, перегибать книгу на переплете, вырывать страницы, закрашивать листы карандашами и фломастерами, разбрасывать книги небрежно и т. д.
Незнайка: - Подумаешь, я всего – то посмотрел в книге картинки. И одна страница почему – то вылетела. И какая она по счету я теперь не знаю.
Воспитатель: - Ребята, давайте поможем Незнайке посчитать, какую страницу он потерял.
Дети: - Конечно, поможем!
Воспитатель: - Нам с вами нужно решить задачку и мы узнаем, какую страницу потерял Незнайка.
Задача. Ежик нес четыре гриба
И четыре яблока.
Сколько всего предметов нес
На своих иголках ежик.
Дети: - 8 предметов.
Воспитатель: Правильно, ребята! Восемь предметов. Это значит, что Незнайка потерял восьмую страницу. Теперь ты можешь (обращается к Незнайке воспитатель) вклеить ее в свою книгу.
Незнайка: - Спасибо ребята вам большое за подсказку! Хотя книга у меня самая ерундовая. Так… стишки какие –то…
Воспитатель: - Незнайка, так у тебя самая замечательная книга, стихи для детей. Вот, послушайте, ребята, какие замечательные стихи в Незнайкиной книге.
Лошадка.
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
(А. Барто)
Мяч.
Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Желтый, красный, голубой –
Не угнаться за тобой!
(М. Маршак)
Дождик.
Дождик, дождик, поливай!
Будет хлеба каравай!
Будут булки, будут сушки,
Будут вкусные ватрушки!
(Е. Трутнева)
Воспитатель: - Ребята, понравились ли вам стихи в Незнайкиной книжке?
Дети: - Да понравились стихи.
Воспитатель: - Кто знает, чем отличаются стихи от рассказов и сказок?
Дети: - В стихах есть ритм, рифма. А в сказках и рассказах нет.
Воспитатель: Правильно! Молодцы!
- Чтобы ты, Незнайка, хорошо усвоил, что такое рифма, поиграй с ребятами в увлекательную игру «Кузовок». Правила игры очень просты. Ребята будут передавать друг другу кузовок и складывать в него все, что начинается на – ок. Начинает воспитатель:
« Я положу в кузовок клубок»
- А я – платок.
- А я – замок.
- А я – сапожок.
- А я – башмачок.
- А я – чулок.
- А я – утюжок.
- А я – колобок.
- А я – бачок и т. д.
Для рифмовки можно предлагать самые разнообразные созвучия: « -ка», «- ул», « - ом», « - ши» и т.д.
Воспитатель: - Ребята, давайте немного отдохнем.
Проводится физминутка.
Ежик
Желтых листьев целый ворох, Сидят на корточках,
Ветра нет, а в листьях шорох. выполняют взмахи руками
Это еж, почуяв осень, вправо – влево. Передвигаются
На иголках их уносит. по кругу на корточках.
Хорошо, что он колючий, - Встают, выполняют прыжки
Сам теперь как листьев куча! на носочках. Руки держат на
Нужно листьями скорей поясе. Опять приседают и
Спальню выстелить в норе. выполняют взмахи руками.
Воспитатель: - А теперь послушайте стихотворение Д. Чиарди:
Удивительные птицы.
На улице прохожего
Увидел я вчера,
Он ящик нес, на ящике
Написано: «Игра».
Я два квартала шел за ним,
Поверьте, я не вру,
И, наконец, спросил его:
- А как играть в игру?
Он улыбнулся вежливо,
Потом мне отвечал:
- Уверен, что такой игры
Еще ты не встречал.
Две птицы удивленных
Есть в ящике моем.
И, если хочешь, то с тобой
Сыграем мы вдвоем.
А чтобы мы могли начать,
Запомнить должен ты,
Что у несхожих этих птиц
Похожие хвосты.
Поймать таких смешных пичуг –
Весьма нелегкий труд,
Недаром люди умные
Их рифмами зовут.
... И вправду, птицы шустрые
Из ящика большого
Вдруг начали вытаскивать
Наверх за словом слово.
Одна достала слово «гвоздь»,
Другая сразу – «гость» и «трость».
Одна достала слово «грусть»,
Другая фразу: «Ну и пусть!»
Одна достала слово «слон»,
Другая – «звон» и «телефон».
- Теперь, - сказал мне человек, -
Пора и нам сыграть.
Я буду доставать слова,
Ты должен рифмовать.
Достал он слово «кочка»,
А я ответил: «Бочка»,
И «строчка», и «сорочка»,
И сразу «два листочка».
И на прощанье «точка».
Мы с ним играли целый час
Похожими словами.
Теперь мы покидаем вас,
И вы играйте сами!
Воспитатель: - Ну, что, Незнайка, давай попробуем вместе с ребятами подобрать рифму в стихотворении Д.Хармса «Пирог».
Я захотел устроить бал-
И я гостей к себе…( позвал).
Купил муку, купил творог,
Испек рассыпчатый …(пирог)
Пирог, ножи и вилки – тут,
Но что – то гости…(не идут).
Я ждал, пока хватило сил,
Потом кусочек…(откусил).
Потом подвинул стул и сел,
И весь пирог в минуту…(съел).
Когда же гости подошли,
То даже крошки…(не нашли).
Воспитатель: - А сейчас мы, ребята, еще потренируемся в игре
«Подбери рифму» и попробуем сами сочинить стихи.
Игра с мячом
Воспитатель бросает ребенку мяч, говорит слово, ребенок подбирает рифму:
Пень – день; ночь – дочь; кот – крот; палка – галка; печка – свечка; мушка – пушка; мышка – крышка; плошка – кошка и т.д.
Воспитатель: - Ребята, сейчас мы с вами играем еще в оду игру, которая называется:
Игра «Добавлялки»
Ра –ра –ра – начинается … (игра)
Ры –ры –ры – у мальчика …(шары)
Ро – ро –ро – у Маши новое… (ведро)
Ру – ру –ру – продолжаем …(игру)
Ре –ре –ре – стоит домик на… (горе)
Ар –ар –ар – кипит наш… (самовар)
Ор –ор –ор –созрел красный…( помидор)
Лу –лу- лу – сидит кот в… (углу)
Ша –ша – ша – мама ищет…(малыша)
Жа – жа –жа – есть иголки у… (ежа)
Воспитатель: - Незнайка, а ты когда –нибудь пробовал сочинять стихи?
Незнайка: - Да что их там сочинять?! Тяп – ляп – и готово! Подобрал рифму – вот и стишок получился.
- Вот, пожалуйста, слушайте стихи, которые написал знаменитый поэт Незнайка:
Посмотрите, у зайчонка
Меду – целых два бочонка.
Воспитатель: - Незнайка, разве так бывает?
Незнайка: - Нет.
Незнайка: - Ну, ладно, сейчас лучше сочиню:
У пушистой белки
Три морковки на тарелке.
Воспитатель: - Незнайка, ну, ты опять что – то сочиняешь.
Незнайка: - Ладно, сейчас постараюсь:
У мишки в кружке
Квакают лягушки.
Воспитатель: - Ребята, можно так сочинять стихи?
Дети: - Нет. Нельзя.
Воспитатель: -Это у тебя, Незнайка, перепутаница какая –то получилась. Кроме рифмы и ритма в стихах должен быть смысл. А чтобы стихи были интересными, поэты делают их сказочными, загадочными, шуточными. Давайте попробуем вместе сочинять стихи. И ты, Незнайка, помогай нам, учись.
- Вначале нужно выбрать героя. (На большой палец надевается шапочка – маска.)
Жил – был мальчик.
- Далее нужно рассказать, какой он был и что он делал.
Маленький… мальчик.
Он кашу… кушал
И маму… слушал
- Ребята, что еще мог делать мальчик?
Он… печь топил,
Дрова… носил,
Пол… подметал,
Бабушку…встречал,
Папу на работу…провожал.
Воспитатель: - Можно рассказать о том, какой он был… (он был… вежливый, … добрый,… послушный,… неравнодушный.)
- Ребята, и обязательно нужно выразить и отношение к нашему герою.
Дети: - Хороший был мальчик, маленький мальчик и т.д.
Воспитатель: -Незнайка, ты понял теперь, что стихи писать интересно и очень нелегко. А сколько замечательных поэтов написали стихи для детей! Это А. Барто, С. Михалков, К. Чуковский, С. Маршак, Е. Благинина, Э. Успенский, И. Токмакова и др.
(Незнайке становится стыдно, что он небрежно обращался с такой замечательной книжкой)
Незнайка: - Ребята, я вам обещаю подклеить свою книжку, стереть с нее грязь ластиком, обернуть ее обложкой и всю прочитать.
Воспитатель: - Ребята, я предлагаю вам помочь Незнайке отремонтировать книгу и почитать ее всем вместе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по художественно-эстетическому развитию образовательная область «Художественное творчество» «Гроздья рябины»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по художественно-эстетическому развитию образовательная область «Художественное творчество» тема «Гроздья рябины»...
Конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе по художественно - эстетическому развитию на тему: «Народная игрушка. Тряпичная кукла»
Конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе по художественно - эстетическому развитию на тему: «Народная игрушка. Тряпичная кукла»Цель: приобщать детей...
Конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе по музыкальному воспитанию и художественному творчеству (аппликация) «Весенний вальс»
Конспект интегрированного занятия воспитателя и музыкального руководителя...
Конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе по художественно - эстетическому развитию на тему: «Народная игрушка. Тряпичная кукла»
Цель: приобщать детей к русской народной культуре через образ традиционной тряпичной куклы....
Конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе по художественно-эстетическому развитию на тему: "Народная игрушка. Тряпичная кукла"
Конспект разработан с учётом возрастных особенностей детей, в старшей группе, с учётом ФГОС ДО....
Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по художественно-эстетическому развитию с использованием цветотерапии и информационно-коммуникационных, здоровье сберегающих, игровых технологий на тему: «Сказоч
Рисование с использованием цветотерапии...
Интегрированная образовательная деятельность в старшей группе по творчеству С. В. Михалкова «Мой щенок». Патриотическая и художественно-эстетическая области.
Цель: продолжать знакомить детей старшего дошкольного возраста с творчеством С. В. Михалкова. Задачи: • обогащать и систематизировать знания детей о творчестве С. В. Михалкова; • побуждать детей ...