Конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе по художественно-эстетическому развитию на тему: "Народная игрушка. Тряпичная кукла"
план-конспект занятия (старшая группа)
Конспект разработан с учётом возрастных особенностей детей, в старшей группе, с учётом ФГОС ДО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie.docx | 91.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе по художественно-эстетическому развитию на тему:
"Народная игрушка. Тряпичная кукла"
Конспект разработан с учётом возрастных особенностей детей, в старшей группе, с учётом ФГОС ДО.
Цель: Знакомство с историей народной куклы, развитие интереса к культурным ценностям и традициям своего народа.
Задачи:
Образовательные:
• Знакомить детей с традициями русского народа, через народные игрушки,
• Учить делать детей тряпичную куклу;
• Активизировать словарь прилагательных,
Развивающие:
• Развивать свободное общение между детьми и взрослыми, точно отвечая на поставленные вопросы,
• Развивать умение внимательно слушать новый незнакомый материал,
• Развивать мелкую моторику;
Воспитательные:
• Воспитывать интерес и бережное отношение к русским традициям.
Интеграция образовательных областей:
- «Социально-коммуникативное развитие»,
- «Речевое развитие»,
- «Познавательное развитие»,
- «Физическое развитие»,
- «Художественно-эстетическое развитие».
Методы и приёмы:
- Практические: изготовление куклы, физкультминутка «У Меланьи, у старушки»;
- Наглядные: рассматривание кукол, материала для изготовления кукол.
- Словесные : игра «Опиши игрушку» , загадки, вопросы, ответы детей;
Оборудование:
- игрушки деревянные, глиняные («Дымковская роспись», «Гжель», куклы (обереговые, игровые, обрядовые),
- фоновая русская народная музыка,
- ширма (изба), карточки со схемами изготовления кукол,
- запись игры – песни «У Маланьи, у старушки»,
- фонограмма русской народной песни,
Раздаточный материал: 2 цветных круглых отрезков ткани, колокольчики, нитки.
Предварительная работа:
- Беседа «Откуда берутся игрушки?»
- Чтение русской народной сказки “Василиса Премудрая”
Ход непосредственно образовательной деятельности
1. Организационный момент
Под музыку дети с воспитателем заходят в зал,
Марья : (обращается к детям и гостям): Ребята давайте с вами поздороваемся с гостями. Здравствуйте гости дорогие! (низко кланяется). Очень рады встрече с вами. Улыбнитесь ребята, пошлите гостям своё хорошее настроение.
- Ребята хотели бы вы сегодня со мной отправится в небольшое путешествие. (ответы детей)
-У меня есть волшебный клубочек, с помощью которого мы сможем отправится путешествовать (дети берутся за нить клубочек у воспитателя в руках)
Ты клубочек нас веди,
Старину нам покажи
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли.
(встают в круг, в кругу лоскутное одеяло, в одеяле завёрнута кукла)
Смотрите деревенский мальчишка играл одеяло потерял.
Кто загадку отгадает тот одеяло раскрывает.
Закрывает она глазки.
Ей рассказывают сказки,
Может «Мама!» закричать.
И в коляске полежать. (Кукла)
Дети: это кукла.
(Разворачивают одеяло там современная кукла)
Марья: Правильно, кукла. У нас в детском саду, у вас дома, у всех есть игрушки. Все они продаются в магазинах.
-Скажите ребята, а где делают такие игрушки (на фабрике)
-А как такие игрушки называются (фабричными)
-А есть еще, ребята, народные игрушки, их в магазине не продают.
Марья: Давайте сядем- рядком и поговорим ладком. Послушайте сказку-быль об игрушках, в которые играли ваши прабабушки и прадедушки, когда были маленькими.
(презентация)
Марья: Много лет назад, когда еще не было пластмассы, ни стекла, ни металла, дети играли - деревянными игрушками (1 слайд -деревянные игрушки, Мишка с зайчиком, свистульки, дудочки), ведь дерево всегда было одним из самых доступных и любимых материалов русских умельцев.
Самой известной деревянной игрушкой была матрешка. Она совсем не похожа на современных кукол, но дети очень любили сестричек-матрешек.
2-й слайд: Позже человек догадался, что можно добывать глину и помесив ее в воде можно что-то вылепить.
- Как ты думаешь Соня, что можно вылепить из глины, например?
Дети: можно было вылепить посуду, игрушки, кукол.
3-й слайд : Вскоре люди придумали искусственные краски и стали раскрашивать глиняных кукол красками, Они стали красивыми и яркими, их стали продавать на ярмарках. Эти куклы сохранились до наших дней.
Марья: Матвей как ты думаешь, глиняной игрушкой удобно было играть?
Дети: Нет.
-Почему?
-Они могут разбиться.
2. Словесная игра с мячом «Игрушка, какая она?»
Матвей: Ребята, давайте поиграем. Встаньте в круг и отвечайте мне на вопрос: «Игрушка, какая она?». Старайтесь не повторяться, и не подсказывать. (слова: машинка, кукла, медвежонок.)
Марья: Продолжим наше путешествие. Ребята посмотрите у меня есть вот такой сундучок, но я не могу его открыть может мы с вами попробуем сказать дружно заветные слова:
Сундучок, сундучок покажи нам свой бочок (звучит музыка)
Марья: Посмотрите, а тут лежит письмо. Давайте прочтём его.
Волосы льняные,
В них ленточки цветные.
С лоскутков её скрутила
В сарафанчик нарядила.
Сарафанчик из сукна.
Догадайтесь, кто она? (тряпичная кукла)
Достает тряпичную куклу
Рассказ про куклы.
Марья: Самой любимой в старину была кукла, сделанная из тряпок, лоскутков. Маленькие дети сами могли «свертеть» простую куколку из подходящих лоскутков (показывает куколку, и кладет на стол). В народной традиции куколка играла разные роли: кукла-игрушка; обрядовая кукла, кукла- оберег. Куклам в древности приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, от пожара принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю и даже исполняли желания.
Марья: Ребята, а вы заметили почему у куколки нет лица?
(ответы детей)
Марья: Долгие годы лицо не раскрашивалось, так как люди раньше были очень суеверные, и думали, что лицо «оживает». Если такая кукла сломается, то человеку может быть плохо.
Марья: Посмотрите ребята, что я вам приготовила (достаёт из сундука бусы, платки, кушак,) Наряжает и приглашает сходить в гости к Меланье -старушке.
3. Физкультминутка: «У Меланьи, у старушки»
У Меланьи у старушки (хлопки в ладоши)
Жили в маленькой избушке (присесть сложить руки домиком)
Жили Семь сыновей (семь пальцев)
Жили Семь дочерей(семь пальцев)
Вот с такими ушами, (растопырить ладони, поднести к ушам)
С такими глазами (показываем круглые глаза)
Вот с такой головой, (очертить большую голову)
Вот с такой бородой, (показать руками с наклоном вниз)
Ничего не ели (поднести ко рту одну руку- чашку, другую - ложку)
Ничего не пили
На неё глядели, (держа руки у глаз, похлопывая пальцами, как ресницами)
И все делали вот так… (Любое движение)
Повтор игры:
Марья: Ребята, вспомните мы с вами читали русскую народную сказку «Василиса Прекрасная». У Василисы была куколка.
-Оля а, что куколка делала, вспомни, пожалуйста.
Дети: Куколка оберегала, защищала.
Марья: Правильно, куколка утешала Василису, помогала ей в работе.
-Соня хотела бы ты поиграть с такими куклами? (ответы детей)
А продолжить учиться их делать своими руками? (ответы детей)
предлагаю самим сегодня свертеть тряпичную куколку. Колокольчик.
Колокольчик - кукла добрых вестей, оберег хорошего настроения. Эта куколка - веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье.
Приглашаю вас в свою мастерскую, (обращает внимание на полку там стоят куклы (деревянные, тряпичные, глиняные игрушки)
Марья : Присаживайтесь посмотрите на стол, у вас на столе лоскутки из ткани.
-Какой формы лоскутки ткани?
- Одинаковые они по размеру и форме?
Дети: Лоскуты круглые. Один меньше, другой больше.
Марья: Перед тем как начать нашу работу давайте разомнем наши пальчики:
4. Пальчиковая гимнастика:
Дом мы строим выше, выше! (пальчики подымаются)
Есть окошки в нем и крыша! (колечко крышу из пальчиков)
Вот помощники мои
Каких хочешь поверни (показать руки)
Раз, два, три, четыре, пять. (загибать пальцы)
Не сидится им опять. (поднять пальчики)
Постучали по вертели,
И работать захотели. (сжать кулачок)
5. Продуктивная деятельность.
Марья: Вот мы и размяли свои ручки. А теперь можно приступать к выполнению работы. Когда мы будем делать куклу, нужно думать о хорошем, это же кукла хорошего настроения. И все у нас получится.
Марья: Сначала берем круглый лоскуток меньшего размера, сверху кладем круглый лоскут большего размера. Теперь берем колокольчик кладем его в центр нашего круга. Далее зажимаем пальцами «в пучок» и начинаем обматывать нитками. Помним золотое правило «Три витка три узелка. На счастье, на здоровье, на благополучие!» Получилась головка у куколки!
И разноцветные сарафанчики. Если кому нужна помощь. Поднимите руку.
Марья: Какие красивые куколки у вас получились! Как вы думаете почему эту куклу называют Колокольчиком?
Дети: Потому что сарафан напоминает форму колокольчика и внутри куколки колокольчик.
Марья: Теперь ваши куколки могут занять своё место в нашем мини музее
3. Итог занятия
Марья: -А ну-ка всю правду скажите не утаите, понравилось ли вам со мной путешествовать? (ответы детей)
- Артём чем мы с вами говорили? (сегодня мы говорили об игрушках)
- Коля о каких игрушках, мы сегодня вспомнили? (деревянных игрушках, глиняных игрушках, тряпичных)
- Маша какую куклу смастерили? (мы смастерили куклу колокольчик)
Вот и подошла к концу наша встреча. Сегодня мы заглянули в прошлое, ведь без него невозможно будущее. Пусть та кукла, которую вы сегодня сделали своими руками будет кому-то игрушкой, кому-то оберегом в дальнейших делах. Мне хочется, чтобы вы как можно больше обращались к традициям наших предков. Спасибо всем за работу и теплую нашу встречу. Вас ребята за ваши старания угощу сладким подарком. Можете пройти в группу и попить чай.
(Звучит русская народная музыка дети проходят в группу)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по художественно-эстетическому развитию образовательная область «Художественное творчество» «Гроздья рябины»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по художественно-эстетическому развитию образовательная область «Художественное творчество» тема «Гроздья рябины»...
План конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по художественно-эстетическому развитию по теме: «Что нам стоит дом построить…» (образовательная технология «Ситуация»)
Данная публикация является планом конспектом непосредственнно образовательной деятельности в старшей группе. Конспект построен с учетом образовательной технологии "Ситуация", разработанной в соответст...
КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по художественно-эстетическому развитию на тему: «Весеннее настроение»
КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по художественно-эстетическому развитиюна тему: «Весеннее настроение»Цель:Развивать художественно-творческие спо...
Конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе по художественно - эстетическому развитию на тему: «Народная игрушка. Тряпичная кукла»
Конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе по художественно - эстетическому развитию на тему: «Народная игрушка. Тряпичная кукла»Цель: приобщать детей...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по художественно-эстетическому развитию на тему: «Роспись ложки»
Конспект непосредственно-образовательной деятельностив старшей группепо художественно-эстетическому развитиюна тему: «Роспись ложки»...
Конспект проведения образовательной деятельности в старшей группе по художественно- эстетическому развитию (рисование) Тема: «Оренбургский пуховый платок»
Цель: Формирование представлений о традициях Оренбуржья в диалоговом общении с элементами театрализованной деятельности. Развитие неповторимой индивидуальности каждого ребенка, его интереса...
Конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе по художественно - эстетическому развитию на тему: «Народная игрушка. Тряпичная кукла»
Цель: приобщать детей к русской народной культуре через образ традиционной тряпичной куклы....