Конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе по художественно - эстетическому развитию на тему: «Народная игрушка. Тряпичная кукла»
план-конспект занятия (старшая группа)
Цель: приобщать детей к русской народной культуре через образ традиционной тряпичной куклы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_krasnaya_kniga.docx | 25.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе по художественно - эстетическому развитию на тему: «Народная игрушка. Тряпичная кукла»
Цель: приобщать детей к русской народной культуре через образ традиционной тряпичной куклы.
Задачи:
Образовательные:
• Знакомить детей и родителей с традициями русского народа через народные игрушки,
• Учить делать детей делать тряпичную куклу вместе с родителями;
• Активизировать словарь прилагательных, упражнять детей в образовании качественных прилагательных.
Развивающие:
• Развивать свободное общение между детьми и взрослыми, точно отвечая на поставленные вопросы,
• Развивать умение внимательно слушать новый незнакомый материал,
• Развивать мелкую моторику;
Воспитательные:
• Воспитывать интерес и бережное отношение к русским традициям.
Оборудование: Экспонаты – готовые образцы кукол. Куклы Хозяин и Хозяйка в холщовых одеждах. Лоскут белой ткани 20х20см (на каждого), 8см-15см (на каждого), лоскут цветастой ткани (треугольник) для косынки или фартука (на каждого), нитки красного цвета «ирис» или резинки (на каждого). Сундук. Самовар. Сушки в хохломской плошке. Аудиозапись русских народных песен. Импровизированное окошко, украшенное городецкими узорами. Демонстрационный – выставка изделий народных мастеров, ноутбук, проектор, персональный компьютер.
Ход занятия:
- Организационный момент. Мотивационный настрой.
Добрый день, гости званые, желанные!
Рады мы гостям из всех краёв,
Всех ждём, встречаем!
Счастья и мира вам всем!
Милости просим в нашу горницу!
А мы вам столько интересного и нового расскажем!
А если понравится, то и делать научим!
Тренинг «Подари улыбку!»
Ребята, сегодня такой чудесный день, что хочется подарить всем улыбку. Давайте возьмёмся за руки. Все вместе улыбнёмся и подарим друг другу свои улыбки. Улыбнёмся другу слева. Улыбнёмся другу справа. Спасибо за эти чудесные улыбки.
Сядем с вами рядком, да поговорим ладком.
Дети садятся за столы.
- II. Постановка проблемной ситуации
Сюрпризный момент
Сегодня из далёкой старены к нам пришли куклы Хозяин и Хозяйка. Они хотят рассказать вам о народном творчестве. И научить вас своему ремеслу. Они пришли к нам не с пустыми руками, а приготовили для вас сюрприз.(сундук с тряпичными куклами) Но о нём вы узнаете позже, а сейчас машина времени перенесёт нас в далёкое прошлое. (Просит детей помочь запустить машину времени (выполняют движения руками под счет)).
Рассказ с элементами беседы (Просмотр презентации)
Ребята куда мы с вами попали? (в деревню) А как назывались деревянные дома, в которых жили люди? (Изба) Предлагаю заглянуть в одну из них. Обращает внимание детей на то, что на лавке лежит забытая игрушка. В далёком прошлом на Руси вечерком, после трудового дня, взрослые и дети любили устраивать посиделки, вот как мы с вами сегодня. Но даже на посиделках никто не сидел, сложа руки: вышивали, вязали, лепили, вырезали игрушки, обсуждали насущные проблемы. С ранних лет воспитывалось усердие и трудолюбие. А ещё они играли, пели песни, водили хороводы, загадывали и отгадывали загадки.
- А вы умеете отгадывать загадки? Отгадайте загадку. Посмотрите, какой красивый сундучок принесли наши гости, в старину в таких сундучках хранили разные мелкие предметы. Отгадав, загадку вы узнаете, что принесли наши гости в своём сундучке:
Платья носит , есть не просит,
Всегда послушна , но с ней не скучно! (Кукла)
Правильно, это кукла.
Игрушки во все времена занимали важное место в народной культуре. Раньше игрушки не делали на фабриках и заводах, а изготавливали вручную. В старину игрушки мастерили почти в каждой семье. Считалось, что куклы охраняют детский сон, оберегают маленького ребёнка от порчи, сглаза и болезней. Когда дети росли, для них изготовляли тряпичных кукол, с которыми можно было играть. А когда дети подрастали, то они сами учились мастерить различные игрушки.
(Воспитатель открывает сундучок и показывает детям, что именно такая тряпичная куколка лежит в нем. Обращает внимание детей на то, что такая кукла называется тряпичная.) Для изготовления кукол подбирали красивые лоскутки для одежды кукол. Для изготовления лица брали белую или светлую ткань. В старину лицо кукле не рисовали. (Люди считали, что кукла приобретёт душу и сможет навредить ребенку, то есть она оживет и, возможно, приобретет дурной характер.) Такие куклы назывались безликими. А в наши дни игрушка, сделанная своими руками, может служить сувениром и быть хорошим подарком.
Экскурсия
- Что такое музей? (ответы детей)
- Кто из вас был в музее? (ответы детей)
- Зачем нужны музеи? (ответы детей)
- Какие ещё экспонаты бывают в музее? (ответы детей)
- Кто проводит экскурсию в музее? (экскурсоводы)
Вот и мы сейчас посетим музей народной куклы , а Хозяин и Хозяйка будут рассказывать, как называется кукла, из чего сделана, какое предназначение имела: Травница, Кулачники, Барыня на чайник, Десятиручка, Крупенички, День-ночь, Птица-радость, Солнечный конь, Матрёшка, кукла-Колокольчик, Кувадка, Кукла на выхвалку.
Игра «Объясни, почему лишнее?»
Среди народных кукол в сундуке лежат мягкая игрушка, резиновая игрушка, неваляшка.
- Почему не выставили мехового зайчика в музей?
- Пластмассовую неваляшку?
- Резинового Карлсона? (Они сделаны из резины, меха, пластмассы на фабрике, и не относятся к тряпичным народным куклам, сделанным своими руками)
Итог экскурсии
- Скажите, а какой народ создавал такие игрушки своим детям? (русский народ)
Такую игрушку делают только в нашей России. А радует и греет души русская игрушка всем добрым людям на Земле. Когда к нам в Россию приезжают иностранные гости, они обязательно везут домой на память нашу русскую народную игрушку. А изделия русских мастеров известны за пределами России. Это наша национальная гордость.
- Как вы думаете, что это значит? (ответы детей)
Это значит, что мы гордимся умением наших мастеров, их необыкновенными произведениями, которые несут людям радость и красоту.
- Ребята, а вы сами хотели бы, научится мастерить таких кукол? (ответы детей)
Я бы очень хотела, чтобы такие красивые вещи были у меня дома.
- Давайте, немного отдохнём и преступим к работе.
Народная игра «У Маланьи»
Русский народ не только умеет создавать такие замечательные игрушки.
А ещё на Руси любили играть.
- А какие народные игры вы знаете? (ответы детей)
Ну, а вы не засиделись без дела? Не пора ли поиграть?
Хозяйка приглашает вас в круг, будем играть в забавную игру «У Маланьи».
У Маланьи у старушки (хлопки в ладоши)
Жили в маленькой избушке (присесть, сложить руки домиком)
Семь сыновей (семь пальцев)
Все без бровей, (очертить брови пальцем)
Вот с такими ушами, (растопырить ладони, поднести к ушам)
Вот с такими носами, (показать нос двумя растопыренными руками)
Вот с такими усами, (нарисовать пальцем усы развести руки в стороны)
Вот с такой головой, (очертить большую голову)
Вот с такой бородой, (показать руками с наклоном вниз)
Ничего не ели (поднести ко рту одну руку- чашку, другую - ложку)
На неё глядели, (держа руки у глаз, похлопывая пальцами, как ресницами)
И все делали вот так… (Любое движение)
- IV. Творческая практическая деятельность
Рассказ - объяснение
Отдохнули? Повеселились?
А теперь от скуки берём дело в руки!
Давайте мы с вами изготовим Куклу «Кувадку».
В древности существовал такой обряд «кувады», магия которого связывалась с таинством рождения ребенка. По верованиям наших предков, зарождение ребенка воспринималась как милость и расположение божественных сил, а с другой стороны, сам процесс рождения связывался с чем-то греховным (эта мысль долгие столетия навязывалась христианством - в ведической традиции нет ничего подобного! - прим.автора сайта). После родов роженица и повитухи совершали обряды очищения. Отцу ребенка отводилась активная роль – он присутствовал при рождении и обеспечивал защиту от нечистой силы, совершая магические обрядовые действия – «куваду».
В предбанник выставлялось лукошко с куриными яйцами. Мужчина садился на лукошко, делая вид, что высиживает яйца (по поверьям, яйцо являлось первоосновой жизни). Громкими неистовыми воплями, подражая крикам роженицы, мужчина выманивал злых духов в предбанник.
Поскольку рожала женщина в бане, то муж разными действиями выманивал злых духов в предбанник, где были развешаны обрядовые куклы. Верили, что в эти первые попавшиеся на глаза неодушевленные образы людей и вселялись злые духи. Самого младенца прятали в чулане, а мужу подкладывали спеленутую куклу.
Чтобы понадежнее обмануть злых духов, в некоторых деревнях сразу после родов женщины переодевались в мужнину одежду и начинали вести домашнее хозяйство, а мужчины чуть ли не целую неделю, до крещения младенца в церкви, пролеживали в постели с тряпичной куклой.
После родов куклы сжигались во время обряда очищения.
К концу 19 в. истоки обряда окончательно утратились и забылись, а куклы остались. Но направленность их магического действия изменилась: теперь они вывешивались над колыбелью после крещения младенца, все так же оберегая его от неисчислимых козней злых духов. В некоторых губерниях за две недели до рождения ребёнка будущая мать помещала такую куклу - оберег в колыбель. Когда родители уходили в поле на работу, и ребёнок оставался в доме один, он смотрел на этих маленьких куколок и спокойно играл. Как правило, эти игрушки были небольшого размера и все разных цветов, это развивало зрение младенца
Эти куклы очень просты в изготовлении. Обычно в связке бывает от 3 до 5 куколок из разноцветной ткани, куколки заменяли погремушки.
Самостоятельная работа
Звучит русская народная мелодия. Ребята скручивают кукол.
Хоровод с куколками
В стародавние времена на Руси любую работу заканчивали играми, песнями да плясками. Мы с вами славно поработали, а теперь весело потанцуем.
Люди добрые! Наш русский народ
Веки вечные водил хоровод!
- А вы умеете водить хоровод?
Хозяйка приглашает всех со своими куколками в хоровод, чтобы спеть и потанцевать.
Дети выходят в круг со своими куколками, поют и ведут хоровод под русскую народную песню «Как на тоненький ледок»
V. Рефлексия
- Ребята вам понравилось знакомство с народной куклой?
- А что вам понравилось больше всего?
- Что нового вы узнали?
- А что было очень трудным?
- Посмотрите ребята, каких замечательных и чудесных куколок вы сделали!
Сегодня вы прекрасно потрудились, замечательно справились с работой. Я вижу, что вам понравилось делать кукол. Вы научились сами и научили наших гостей. Чтобы у вашей куклы была подружка - сделайте дома ещё куколку. Спасибо за работу вашу, за старание.
- VI. Чаепитие
Делу время, а потехе час!
Пора и отдохнуть.
Давайте уберём свои рабочие места. А наши Хозяин с Хозяйкой приглашают вас ребята к самовару, отведать чайку с сушками.
Звучит народная мелодия, дети садятся вокруг самовара.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по художественно-эстетическому развитию по теме: «Что нам стоит дом построить…» (образовательная технология «Ситуация»)
Данная публикация является планом конспектом непосредственнно образовательной деятельности в старшей группе. Конспект построен с учетом образовательной технологии "Ситуация", разработанной в соответст...
КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по художественно-эстетическому развитию на тему: «Весеннее настроение»
КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по художественно-эстетическому развитиюна тему: «Весеннее настроение»Цель:Развивать художественно-творческие спо...
Конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе по художественно - эстетическому развитию на тему: «Народная игрушка. Тряпичная кукла»
Конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе по художественно - эстетическому развитию на тему: «Народная игрушка. Тряпичная кукла»Цель: приобщать детей...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по художественно-эстетическому развитию на тему: «Роспись ложки»
Конспект непосредственно-образовательной деятельностив старшей группепо художественно-эстетическому развитиюна тему: «Роспись ложки»...
Конспект проведения образовательной деятельности в старшей группе по художественно- эстетическому развитию (рисование) Тема: «Оренбургский пуховый платок»
Цель: Формирование представлений о традициях Оренбуржья в диалоговом общении с элементами театрализованной деятельности. Развитие неповторимой индивидуальности каждого ребенка, его интереса...
Конспект открытой организованно образовательной деятельности в средней группе по художественно-эстетическому развитию на тему «Дымковская игрушка»
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.Цель: эстетически...
Конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе по художественно-эстетическому развитию на тему: "Народная игрушка. Тряпичная кукла"
Конспект разработан с учётом возрастных особенностей детей, в старшей группе, с учётом ФГОС ДО....