«Пословица недаром молвится»
статья по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Сценарий развлечения
в подготовительной к школе группе
«Пословица недаром молвится»
Задачи:
- обобщить у детей знание о пословицах;
- развивать интерес к пословицам, потребность в их употреблении;
- воспитывать любовь к родной речи, обратить внимание на ее красоту, выразительность и точность;
- вовлекать детей в совместную игровую, творческую деятельность.
Подготовительная работа: заучивание пословиц с детьми, подготовка инсценировок и костюмов к ним, совместное рисование с родителями иллюстраций к пословицам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodnaya_rech.docx | 20.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий развлечения
в подготовительной к школе группе
«Пословица недаром молвится»
Задачи:
- обобщить у детей знание о пословицах;
- развивать интерес к пословицам, потребность в их употреблении;
- воспитывать любовь к родной речи, обратить внимание на ее красоту, выразительность и точность;
- вовлекать детей в совместную игровую, творческую деятельность.
Подготовительная работа: заучивание пословиц с детьми, подготовка инсценировок и костюмов к ним, совместное рисование с родителями иллюстраций к пословицам.
Оформление: в музыкальном зале оформить выставку детских рисунков, на центральной стене зала изображены солнце, плетень, подсолнухи.
Декорации: деревенская изба, лавочка, деревянная посуда.
Музыкальный центр, записи с русскими народными мелодиями, призы – шоколадные монетки, леденцы-петушки.
Ход развлечения
Звучит русская народная музыка, дети рассаживаются в зрительном зале.
Ведущая: Добрый день! Мы приветствуем наших дорогих детей и гостей. Собрались мы на развлечение, всем на удивление, на других посмотреть, себя показать! Велик и могуч русский язык, много можно рассказать о нем, но наша сегодняшняя встреча посвящена пословицам. Давайте разделимся на две команды и посоревнуемся в знании пословиц (дети делятся на две команды). В этом сундучке необычные монетки (достает и показывает шоколадные монетки). Команды будут получать их за смекалку и знание пословиц. Ну что, команды готовы?
Разминка
Дети отвечают на вопросы ведущей и получают монетки.
- Кто придумал пословицы? (народ)
- Когда появились пословицы и поговорки? (очень давно)
- Кто собирал пословицы и поговорки, как они сохранились до наших дней? (ученые, поэты, писатели, простые люди, любившие и знавшие и изучавшие русский язык)
- О чем говорят пословицы? (о добре и зле, об уме и глупости, о правде и лжи, о труде и лени, о дружбе, о любви)
- Почему вам нравятся пословицы? (они умные, складные, красивые, интересные, смешные)
Ведущая: Пословицы — это краткие изречения, выражающие житейскую мудрость народа. Поговорка, как и пословица, — остроумное, меткое народное суждение, краткое по форме. Пословицы отличаются от поговорок своей законченностью. Пословица — законченная мысль, поговорка — только часть суждения. Например: Под лежачий камень вода не течет (пословица) — Бить баклуши (поговорка). Каждый день мы используем в своей речи пословицы и поговорки. Практически к каждому случаю нашей жизни можно подобрать пословицу, их тематика очень разнообразна: работа, семья, любовь, дружба и т.д.
Конкурс № 1 «Доскажи словечко»
Ведущая: Давайте проверим, хорошо ли вы знаете русские пословицы. Я прочитаю пословицу, а вы закончите ее одним словом (пословицы читаются по очереди каждой команде за правильные ответы раздаются монетки).
- Не спеши языком, торопись…(делом).
- Сначала подумай, потом …(говори).
- Сумел взять – умей и … (отдать).
- Пилу точат, чтобы стала острее, а человека учат, чтобы стал … (умнее).
- О дереве судят по плодам, а о человеке по … (делам).
- Терпение и труд, все …(перетрут).
Конкурс № 2 «Узнай пословицу по двум словам»
Ведущая: Молодцы! Отлично справились с заданием. А сейчас послушайте пару слов и скажите, в каких пословицах они встречаются.
Семь – один. (Семеро одного не ждут. Один с сошкой – семеро с ложкой. Семь раз отмерь – один раз отрежь. Семь бед – один ответ.)
Конкурс № 3 «Путаница»
Ведущая: Дети, к нам в приехал заграничный гость (звучит музыка, появляется старик Хоттабыч в восточном наряде).
Ведущая: Проходите, гость дорогой! Мы рады видеть вас в нашем детском саду.
Хоттабыч (говорит с акцентом): Здравствуйте! Вы речь ведете о пословицах? Мне тоже нравятся русские народные пословицы. Я их быстро выучил. Вот, например: Что с возу упало, того не вырубишь топором.
Ведущая: Ой-ой-ой! Ребята, вы поняли, что произошло? Наш гость перепутал все пословицы! Помогите ему, пожалуйста, назовите пословицы правильно (команды по очереди поправляют «иностранку»).
Хоттабыч: А вот еще, какую пословицу знаю: Не рой другому яму – пригодится воды напиться (дети называют правильные пословицы).
Хоттабыч: Ну а это правильно? Хочешь есть калачи – люби и саночки возить (дети называют правильные пословицы).
Хоттабыч: И вот еще, какую знаю: Слово не воробей – разобьешь, не сложишь (дети называют правильные пословицы). Спасибо вам, друзья! Теперь я постараюсь говорить пословицы правильно (гость прощается и уходит).
Конкурс № 4 «Аукцион»
Ведущая: А сейчас мы проведем аукцион! Его правила очень простые: кто пословиц больше знает, тот награду получает. Назовите пословицы о дружбе.
Старый друг – лучше новых двух.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Скажи, кто твой друг и я скажу, кто ты.
Нет друга – ищи, а нашел – береги.
Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось.
Конкурс № 5 «В селе Веселово-Говорково»
Ведущая: Есть на свете маленькое село. Называется оно Веселово-Говорково. (звучит музыка «Во саду ли, в огороде», дети-артисты занимают места в избе, садятся на лавочку около дома)
Ведущая: В этом селе живет славный народ. Здесь без пословицы речь не молвится, как без углов дом не строится. Не любят они лентяев, смеются над ними, говорят: «Люди – хлеб убирать, а они на солнышке лежать».
Сценка «Ленивица»
Действующие лица: матушка, Акулина и Марфушка (ее дочки), хор – все в русских народных костюмах.
Из избы выходят две девочки. Марфушка садится на завалинку, зевает, начинает дремать.
Акулина: Проснулась Марфушка не поздно, не рано. До обеда проспала, да обедать встала. Наелась, поклонилась да опять повалилась.
Матушка (выглядывает из окна): Марфушка, сходи за водицей на речку!
Марфушка: Да лень мне, дремота одолела!
Акулина: Вот лодырь! Кто ленив, тот и сонлив!
Матушка (из избы): Марфушка, иди кисель хлебать!
Марфушка (поднимаясь): Раз матушка велит – надо идти. Где моя большая ложка? Без меня не начинайте! (уходит в избу)
Хор на завалинке запевает:
Хорошо лентяю жить, совсем не о чем тужить.
Он избы не прибирает, как испечь калач не знает.
С зарей рано не встает, с косой в поле не идет.
А уж как за стол идти, ложку знает, где найти.
Марфушка (высовывается из окна): Ой-ой! Не надо про меня петь!
Хор: Хочешь есть калачи – не сиди на печи!
Ведущая: Дети, какие пословицы вы услышали? А какие еще можете сказать о труде? (ответы детей: Терпение и труд все перетрут. Труд кормит, а лень портит. Без труда не вынешь рыбку из пруда. Не бывает скуки, коли заняты руки.) Много трудились в Веселово-Говорково, но и веселиться не забывали. Недаром в пословице говорится «Делу – время, потехе – час». Когда кончалась работа, собирались у околицы и стар и млад, смешили друг друга потешками да небылицами.
Сценка «Веселый Емеля»
Выбегает Емеля с балалайкой в костюме скомороха
Емеля: Здрасьте! А вот и я – Емеля, весела неделя. Голоса услыхал – к вам прибежал. Эх, мы паря удалые да озорные – голосом спляшем, ногами споем. В общем и целом прекрасно живем! Вот присяду у ворот да потешу народ. Я спою, а вы подпевайте! (имитируя игру на балалайке, исполняет небылицы, дети ему отвечают)
Емеля: На дубу коза пасется, в бане парится медведь. Рано утром вечерком, поздно на рассвете баба ехала верхом в ситцевой карете.
Все: Здорово, здорово у ворот Егорова, а у наших у ворот все идет наоборот.
Емеля: На заборе чепуха жарила варенье. Куры съели петуха в одно воскресенье. Сидит ежик на заборе, новая рубашка, на макушке сапожок, на ноге фуражка.
Все: Здорово, здорово у ворот Егорова, а у наших у ворот все идет наоборот.
Емеля: А наш дедушка Иван посадил кота в карман. Котик плачеи и рыдает, громко дедушку ругает. По реке плывет корова, обгоняет пароход. На рогах сидит ворона и соломинкой гребет.
Все: Здорово, здорово у ворот Егорова, а у наших у ворот все идет наоборот.
Емеля: Эх, весело тут у вас! Смотрю, нарисовали много рисунков к пословицам, а давайте выберем те, которые больше всего всем понравились! (выбирает с детьми на выставке рисунки-иллюстрации к пословицам, дарит победителям призы – леденецы-петушки)
Ведущая: Вот так весело и дружно живет народ в селе Веселово-Говорково. Вам понравилось? (ответы детей) Давайте посмотрим, как команды справились с заданиями (подсчитывается количество монеток у команд, определяются победители). Молодцы, ребята! Все вы хорошо знаете пословицы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развлечение для детей старшей группы «Пословица недаром молвится» ТЕМА: Приобщение детей к русской культуре через народное творчество – пословицу
Цель: Создать условия для обогащения образной речи детей посредством использования малых фольклорных форм (пословиц). Задачи: * воспитывать интерес к народной культуре через разучивание пословиц, ...
Викторина "Пословица недаром молвится"
Викторина может проводиться с детьми старшего и подготовительного к школе возраста....
Речевой праздник "Пословица недаром молвится"
Занятие позволяет в увлекательной форме познакомить детей с некоторыми пословицами...
«Пословица недаром молвится»
Сценарий развлечения в подготовительной к школе группе...
Конспект НОД для детей старшей группы " Пословица недаром молвится...."
Непосредственно образовательная деятельность по теме "Пословица недаром молвица..." направлена на обогащение детьми знаний о русском фольклоре....
Конспект непосредственной образовательной деятельности ,,Пословица недаром молвится "
Дети получают представление о жанровых особенностях и значении пословиц как народной мудрости....
"Пословица недаром молвится" Малые фольклорные формы. составление сказок по пословицам
На занятии мы знакомим детей с пословицами и поговорками. Учим отличать пословицу от поговорки. Прививаем любовь к малым фольклорным формам. Активизируем словарь старших дошкольников. Учимся придумыва...