Конспект НОД для детей старшей группы " Пословица недаром молвится...."
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме
Непосредственно образовательная деятельность по теме "Пословица недаром молвица..." направлена на обогащение детьми знаний о русском фольклоре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_poslovitsa_ne_darom_molvitsa.docx | 22.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД
Для детей старшей группы
«ПОСЛОВИЦА НЕДАРОМ МОЛВИТСЯ…»
Цель: Познакомить детей с мудростью русского народа – пословицами и поговорками
Задачи:
Образовательные учить обнаруживать в некоторых текстах особую, иносказательную манеру повествования. Дать детям представление о жанровых особенностях, назначении пословиц.
Развивающие: развивать творческое воображение; умение воспринимать идею, образное содержание пословиц,
Воспитательные: Воспитывать интерес к русскому народному фольклору.
Приоритетная образовательная область: познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: физическое развитие, речевое.
Технологии: игровые, здоровьесберегающие, ИКТ.
Материал: костюм Емели, Большой толковый словарь пословиц и поговорок русского народа.
Предварительная работа: Чтение сказки «По щучьему велению», рассматривание иллюстраций, книг, чтение поговорок.
Ход.
Зайдя в группу, дети видят там сидящего на стуле героя сказки «По щучьему велению».
-Ребята, посмотрите А кто это у нас в гостях? ( ответы детей)
-Правильно это Емеля.
-А что нужно сделать чтоб узнать зачем он к нам пришёл? ( ответы детей)
(Дети задают вопрос Емели)
-Жду, когда мне калачи принесут.
- Калачи? Вот так дела! Боюсь тебя расстроить, Емеля, но только сегодня на обед в детском саду будут щи из свежей капусты и макароны с котлетой, а на полдник ‒ запеканка. Калачей в нашем меню, к сожалению, нет.
-Как это, нет? Здесь же ясно написано (достаёт «Большой толковый словарь пословиц и поговорок русского народа» и читает)
- «Хочешь есть калачи – не сиди на печи». Я даже на стул из-за этого пересел.
-Так вот почему ты сегодня без печи!
-Ну, конечно. Калачи-то, наверное, вкусные будут.
- Ребята, как вы думаете, дождётся Емеля калачей, если будет просто сидеть на стуле? Ответы детей
- А что же мне ещё нужно для этого сделать?(ответы детей)
(Взять муку, просеять её, замесить тесто, испечь в печи)
- Так, значит, в этой книге неправда написана?
- Почему же, неправда, Емеля? Не сидеть на печи – значит… Ответы детей( не лениться).
- Так бы сразу и сказали. Зачем только нужны такие непонятные выражения?
-Это выражение, Емеля, содержит в себе народную мудрость. Ведь речь идёт не только о калачах: без труда ни одно дело само собой не сделается. Выражение «Хочешь есть калачи – не сиди на печи» ‒ образное и называется
оно пословицей.
-А много их, этих пословиц, существует?
-Очень много. Дети, какие пословицы вы знаете?
Игровое упражнение «Кто больше назовёт?»
(Дети озвучивают пословицы, изображение которых они видят на экране и стараются их объяснить.)
-Вот видишь, Емеля, пословицы могут быть самыми разными: о дружбе и вражде…(Дети помогают продолжить перечисление …о смелости и трусости, о мудрости и глупости…)
- Я, например, вспомнила пословицу «Без труда не вытянешь рыбку из пруда»
- Постойте, постойте. Но, ведь о том же самом говорится и в моей пословице про калачи.
-Правильно, Емеля. Дело в том, что у пословиц, так же как и у отдельных слов, могут быть похожие значения. Послушайте пословицы и постарайтесь выбрать из них те, которые покажутся вам близкими по смыслу.
Словесная игра «Найди похожие выражения»
(Выполнение задания сопровождается коллективным обсуждением значения каждой пословицы)
- Ум хорошо, а два лучше;
Не говори «гоп», пока не перепрыгнешь;
Дурной пример заразителен;
Цыплят по осени (т.е., только осенью) считают.
- Один в поле не воин;
На сердитых воду возят;
Одной рукой узла не завяжешь;
В гостях хорошо, а дома лучше;
Одна пчела много мёда не наносит.
- Трусливому зайке и пенёк – волк;
Семь раз отмерь – один раз отрежь;
Семеро одного не ждут;
У страха глаза велики.
- Ох, как же сложно разобраться, о чём в пословице говорится. Я лучше не буду больше в эту толстую книгу заглядывать.
-Дело в том, Емеля, что пословицы можно встретить не только в толковом словаре.
-А где ещё, ребята, как вы думаете?( ответы детей) (В устной речи; в рассказах, сказках, стихах – художественной литературе.)
-Верно. Вот послушайте одну историю.
Чтение рассказа, иллюстрирующего пословицу.
В скверике присела на скамейку отдохнуть старушка. Рядом играли дети. На скамейке лежали их игрушки: потрёпанный, без колёс и стёкол автобус, одноухий заяц без хвоста, чистенькая ярко-зелёная машина.
Посмотрела старушка на игрушки, потом на детей и сразу догадалась, что хозяин разбитого автобуса и зайца – вон тот неряха в грязной рубашке, а хозяин чистенькой машины – мальчик в опрятном синем свитерке. «Эх, ‒ вздохнула старушка, ‒ какие сами – такие и сани!
-Что означает эта последняя фраза? Разве среди детских игрушек были санки? (Ответы детей)
- А как вы понимаете пословицу «Один ‒ за всех, и все – за одного»? (Ответы детей)
-Вспомните известные вам сказки, мультфильмы, о героях которых можно было бы так сказать.( Ответы детей).
- Что значит фраза «Скучен день до вечера, когда делать нечего?» (Ответы детей)
Словесная игра «Продолжи пословицу»
-За двумя зайцами погонишься - …(Ответы детей)
- В пословице говорится – «…ни одного не поймаешь». Почему? (Ответы детей)
-Чему нас учит эта мудрость? (Ответы детей)
-Сначала нужно сделать одно дело, а потом уже браться за другое.
-Кончил дело – … (гуляй смело);
-Любишь кататься, люби и … (саночки возить);
-Поспешишь - … (людей насмешишь);
-Тише едешь - … (дальше будешь).
-Да, верно люди говорят: «Берись дружно, не будет грузно». Т.е. вместе всегда легче справиться с любым делом. Без вас я бы так и не понял, что выражение «Хочешь есть калачи – не сиди на печи» ‒ пословица. А пословица – это… (чешет затылок, вспоминая определение).
- Дети, помогайте Емеле.
Пословица – это образное выражение, в котором заложена какая-нибудь народная мудрость.
-Верно. Именно это я и хотел сказать.
- Ну, что ж, ребята спасибо вам за помощь. В гостях, как говорится, хорошо, а дома лучше. Пойду я тесто месить, да калачи выпекать. А вы не скучайте, ко мне в гости приходите на чай с калачами.
-Петя, как ты, думаете наш Емеля понял значение поговорки?
-А, вам ребята понравилось играть с Емелей? ( ответы детей)
-А, что для вас было самым трудным? ( ответы детей)
-А, на что вам не составила труда ответить? ( ответы детей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект развлечения для детей старшей группы "День защиты детей"
Летнее спортивное развлечение на воздухе. Цель: Сохранение и укрепление здоровья, закаливание детей, повышение физической и умственной работоспособности при проведении спортивных мероприятий на откры...
Развлечение для детей старшей группы «Пословица недаром молвится» ТЕМА: Приобщение детей к русской культуре через народное творчество – пословицу
Цель: Создать условия для обогащения образной речи детей посредством использования малых фольклорных форм (пословиц). Задачи: * воспитывать интерес к народной культуре через разучивание пословиц, ...
Конспект НОД для детей старшей группы на тему: «Детям о войне»
Огромное значение для патриотического воспитания ребенка имеет знание истории страны....
Конспект организации ННОД детей старшей группы По теме: «Береги свои глаза» Автор конспекта ННОД: воспитатель МАДОУ № 2 г. Томска Битяйкина Людмила Петровна.
http://Задачи приоритетной образовательной области: «Социально – коммуникативное развитие» Формировать свободное общение с взрослыми и детьми Ввести детей в проблемную ситуацию, ...
Развлечение в старшей группе: "Пословица недаром молвится".
Легкий непринужденный праздник с конкурсами играми и подарками ,очень понравился детям. В программе досуга знакомство со значением пословиц и поговорок, шуточная викторина , нацеленная на знание детьм...
Конспект экскурсии для детей старшей группы «Правила дорожные детям знать положено».
В начавшемся году в рамках проекта «Улучшение качества дошкольного образования: Стартуй», 7 сентября прошла экскурсия к проезжей части Ильинского шоссе «Правила дорожные детям з...
Конспект НОД для детей старшей группы для детей с ОВЗ по теме: «Вода — источник жизни на земле».
Конспект НОД для детей старшей группы для детей с ОВЗ по теме: «Вода — источник жизни на земле». Интеграция областей: «Познание», «Коммуникация», ...