"Пословица недаром молвится" Малые фольклорные формы. составление сказок по пословицам
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
На занятии мы знакомим детей с пословицами и поговорками. Учим отличать пословицу от поговорки. Прививаем любовь к малым фольклорным формам. Активизируем словарь старших дошкольников. Учимся придумывать сказки и подбирать к ним пословицы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Цель: Закрепить знания старших дошкольников о жанровых особенностях малых фольклорных форм: пословицах и поговорках через составление сказки с использованием образных выражений.
Задачи: учить осмысливать значение пословиц, составлять по ним небольшие рассказы, сказки, отражающие это значение;
Активизировать словарь;
развивать произвольное внимание;
воспитывать интерес к устному народному творчеству.
В-ль: - Здравствуйте, дети! На дворе весна. Месяц март, светит солнышко. Давайте поздороваемся с солнышком!
Д: -Здравствуй, солнышко-колоколнышко!
КОТ: -Мяу-Мяу! Кто меня разбудил, кота-лежебоку. Спал я на завалинке,
Грелся на весеннем солнышке.
В-ль: -А мы с весенним солнышком здоровались!
Не сердись, лучше к нам садись, беседовать.
КОТ: -Это я люблю.
В-ль: - А чтоб лучше беседовалось, разомнем наш язычок.
Повторяйте за мной:
жу-жу-жу молока дадим ежу
Цо-цо-цо снесла курица яйцо
Ва-ва-ва влесу выросла трава
Усь-усь-усь на лугу пасется гусь
Арь-арь-арь на стене висит фонарь
Мо-ми-мо мы едим эскимо
Ча-чу-ча горит вкомнате свеча
А беседовать мы будем про пословицы и поговорки – в них заложена народная мудрость.
Тысячелетиями народ передавал из уст в уста сокровенные знания о мире, о его устройстве, законах. Эти знания народ передавал в пословицах и поговорках. Что же такое поговорка? Это меткое слово. Какая-то примета. Познакомимся с поговорками про месяц март. Март – до обеда зима, а после обеда – весна. Как можно это объяснить? (ответы детей)
Март на дворе, так и грач на горе. Март с водой, апрель с травой, а май с цветами.
КОТ: - Я понял! В марте день с ночью меряется, равняется. (светлое время суток длится столько же, сколько темное)
В-ль: - Котик, ты еще не устал беседовать?
КОТ: Немножко…
В-ль: - Давайте отдохнем.
Физминутка:
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо все выше, выше!
В-ль:- Чем же пословица отличается от поговорки? Пословица предполагает действие и состоит из двух частей. Каждая пословица может чему-то научить и от чего-то предостеречь. Пословица дает совет, как поступить в данной ситуации. Пословицы охватывают все стороны жизни человека.
В-ль: - Дети, о чем бывают пословицы?
Дети: – о Родине, дружбе, семье, труде, учебе.
В-ль: - Котик, хочешь с нами поиграть и пословицы узнать?
КОТ: - Мяу-да!
На столе приготовлены карточки. Ребята разделятся на две группы. Одна группа идет направо с Котиком, а другая налево со мной.
Встаньте у стола и возьмите каждый по одной карточке.
Тихонько рассмотрите свои карточки. Та группа, у кого картинка с красной рамкой, начинает первой. Надо найти пару и тогда узнаете, какая у вас пословица.
Делу – время, а потехе – час.
Хочешь есть калачи – не сиди на печи.
Любишь кататься, люби и саночки возить.
Не надобен и клад, коли в семье лад.
При солнышке тепло, а при матери добро.
Нет друга – ищи, а нашел – береги.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
У нас прозвучали пословицы о труде, семье, дружбе
Молодцы! Вы все справились с заданиями.
Устали, надо отдохнуть.
Физминутка
Аист- (стоим на одной ноге)
Грач – (руки вверх)
Скворец – (присели на корточки)
Кот: мне не терпится узнать, а что же дальше?
В-ль:- Ребята, вы любите сказки. Вспомните, какой фразой заканчиваются некоторые из них: Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Чему учат сказки? Добру, смелости, дружбе, трудолюбию. Что же это за фраза? Правильно, пословица.
В-ль: -Мы попробуем сочинить сказку и подобрать к нашей сказке пословицу. Запишем на диктофон и послушаем.
Дети составляют сказку по кубикам. Подбирают пословицу.
Нет друга – ищи, а нашел – береги. (Пословица)
Друг познается в беде. (Поговорка)
Рефлексия.
В-ль: -Ребята, про пословицы тоже есть поговорки:
Пословица – недаром молвится. Поговорка цветочек, а пословица – ягодка. расскажите о ваших любимых пословицах
О чем мы сегодня узнали?
Кот: Спасибо, я теперь знаю пословицы и поговорки и понимаю, чем пословицы от поговорок отличаются.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД "Ознакомление детей с малыми фольклорными формами: загадки,пословицы,скороговорки"
НОД "Ознакомление детей с малыми фольклорными формами: загадки,пословицы,скороговорки"...
Развлечение для детей старшей группы «Пословица недаром молвится» ТЕМА: Приобщение детей к русской культуре через народное творчество – пословицу
Цель: Создать условия для обогащения образной речи детей посредством использования малых фольклорных форм (пословиц). Задачи: * воспитывать интерес к народной культуре через разучивание пословиц, ...
Статья по коммуникации «Малые фольклорные формы: пословицы и поговорки о Родине»
Цель: воспитывать нравственно – патриотические чувства дошкольников.Задачи:§ Продолжать знакомить детей с достопримечательностями Москвы.§ Углублять знания о защитниках нашей Родины. Позна...
Малые фольклорные формы. Составление рассказа (по пословице).
Модель занятия по ознакомлению с художественной литературой рекомендована воспитателям групп компенсирующей направленности по закреплению знаний старших дошкольников о малых фольклорных формах по леки...
Изучение малых фольклорных форм (сказок, песен, частушек, потешек, пословиц, поговорок)
Изучениеие малых фольклорных форм (сказок, песен, частушек, потешек, пословиц, поговорок)...
Занятие по ЧХЛ в старшей группе .Тема: «Малые фольклорные жанры. Составление рассказов по пословицам».
Цель:1. Учить детей осмысливать значение пословиц, составлять по ним небольшие рассказы, сказки, отражающие значение пословицы.2. Развивать связную речь детей, умение подбирать синонимы и антонимы к с...
Конспект занятия по развитию речи на тему «Ознакомление с малыми фольклорными формами. Составление рассказа и сказки по пословице»
Цель: закреплять знания о жанровых особенностях и назначении пословиц, поговорокПрограммное содержание: учит осмысливать переносное значение образных слов и словосочетаний, пословиц, составлять по ним...