Речевой праздник "Пословица недаром молвится"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Шилан Татьяна Александровна

Занятие позволяет в увлекательной форме познакомить детей с некоторыми пословицами

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_-_poslovitsa_nedarom_molvitsya.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Речевой праздник – развлечение для

детей подготовительной группы

       «Пословица недаром молвится»

Речевой праздник - развлечение

       «Пословица недаром молвится»

Цель:

-Обобщить  у детей знание пословиц;

-Развивать интерес к пословицам, потребность в их употреблении;

-Воспитывать любовь к речи, обратить внимание на красоту речи, ее  выразительность и точность;

-Вовлекать детей в совместную игровую, творческую деятельность;

-Активизировать слуховое внимание и память;

-Развивать фонематический слух

-Совершенствовать связную речь.

-Закреплять словарь – антонимов;

-Воспитывать чувство товарищества, взаимовыручки, умение работать парами, в группах.

Оборудование: Презентация «Узнай пословицу»;  игра «Составь пословицу»; буквы, мяч; предметные, картинки – яблоко, воробей, солнышко, санки, хлеб, ложка, рыба, атрибуты - символы к синквейну, сюжетные картинки к сказке «Лиса и козел», портрет А.С.Пушкина, мнемотаблицы (пословицы о дружбе)

Ход развлечения:

Логопед: Добрый день! Сегодня  мы собрались на речевой праздник, посвященный пословицам и поговоркам. Великий русский поэт А.С.Пушкин сказал «Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой пословице нашей! Что за золото!»

Разминка

-Как вы думаете, дети, что такое пословицы и поговорки?  (Это короткие выражения, которые учат нас чему-либо)

-Чему же могут учить пословицы и поговорки? (Уважать родителей, любить Родину, смелости, верности, дружбе, трудолюбию) В пословицах и поговорках  нередко говорится о животных, а подразумеваются люди, например, «Волков бояться, в лес не ходить»

 У народа на всякие случаи есть меткое слово — пословица. О чем может быть пословица?

1.Игра: «Скажи наоборот» (с мячом)

Добро –  зло, труд – лень, скука – веселье, грусть – радость, война – мир, трусость – смелость, болезнь – здоровье, правда – ложь, ум – глупость.

2.Игра. «Доскажи словечко»

Логопед: Давайте проверим, хорошо ли вы знаете русские пословицы. Я скажу начало пословицы, а вы закончите ее одним словом.

1.Не спеши языком, торопись …(делом)

2.Сначала подумай, потом …(говори)

3.Кто не работает, то не …(ест)

4).Куда иголка, туда и … (нитка)

5).О дереве судят по плодам, а о человеке по …(делам)

6).Терпение и труд все …(перетрут)

7).Слово – серебро, молчание – …(золото)

8).Делу время - потехе…(час)

9).Слово не воробей, вылетит – не …(поймаешь) 

3. Игра в парах «Веселые рифмовки»  (Уточнение: Что такое рифмы?)

Дети работают в парах, каждая пара называет рифмы.

1.Послушайте пословицу и назовите рифмы:

2.Где птица не летает, а свое гнездо знает

3.Поскорей подрастай – да к работе поспевай

4.Хорош грибок белый, а солдат смелый

5.Не стыдно молчать, когда нечего сказать

6.У врача лечись, а у умного – учись.

7.Поспешишь – людей насмешишь

8.Не трудиться – хлеба не добиться

9.Работай смелее, будет жить веселее

4. Игра «Узнай пословицу» (презентация)

Картинка и слово: Язык – дело (Не спеши языком – торопись делом)

Картинки: Пчела – мед (Одна пчела много меду не натаскает) (когда все работают дружно, а не каждый сам по себе, поодиночке).

Картинки: Ягодка - кузовок (Собирай по ягодке, наберешь кузовок) (только кропотливый, упорный труд может привести к ожидаемому результату.)

Цифры: Семь – один (Семеро одного не ждут) + новая пословица (Один пашет, а семеро руками машут) - как вы ее понимаете?

5. Задание «Составь  пословицу» (работа парами)

Дети рассматривают предметные картинки; выделяют первый звук или букву; находят соответствующую букву; составляют слова; из слов – пословицу

-Нет милее дружка, чем родная матушка.

6. Задание «Назови пословицу» (по мнемотаблице), объясни ее значение.

Логопед: А сейчас мы вспомним пословицы о дружбе

Дружба – как стекло: разобьешь – не склеишь.

Старый друг лучше новых двух.

Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

Друзья познаются в беде

Нет друга – ищи, а нашел – береги

Платье хорошо новое, а друг – старый

Не имей сто рублей, а имей сто друзей

Человек без друзей, что дерево без корней

Физкультминутка

Ложка - это ложка, (Шагаем на месте)

Ложкой суп едят. (Хлопаем в ладоши)
Кошка — это кошка, (Шагаем на месте)

У кошки семь котят. (Хлопаем в ладоши)
Тряпка — это тряпка, (Шагаем на месте)

Тряпкой вытру стол. (Прыжки на месте)
Шапка — это шапка, (Шагаем на месте)

Оделся и пошел. (Прыжки на месте)
А я придумал слово, (Руки в стороны на пояс)

Смешное слово — плим (Присели)
Я повторяю снова: (Наклоны туловища влево-вправо.)

Плим, плим, плим! (Присели)

Вот прыгает и скачет (Прыжки на месте)
Плим, плим, плим! (Шагаем на месте)

И ничего не значит (Прыжки на месте)
Плим, плим, плим! (Шагаем на месте)

Мы с вами читали много разных сказок с фразеологизмами,

давайте вспомним сказку «Лиса и козел»

В этой сказке было много крылатых выражений. Я предлагаю сейчас вспомнить эту сказку. Посмотрите, правильно  ли расставлены иллюстрации? (Расставить иллюстрации по порядку).

7. Составить мини-рассказ  с фразеологизмами по сюжету

 (Работа парами: один ребенок составляет мини-рассказ, второй – называет фразеологизм)

1 картинка: – Бежала лиса по дороге, мух ловила да ворон считала. Не заметила старый колодец и упала в него. Сидит, грустную думу думает.

2 – Идет по той же дороге козел. Любил он везде совать свой нос. Вот он и заглянул в колодец. Увидел лису и спрашивает:

-Что это ты, Лиса Патрикеевна, тут делаешь?

-Отдыхаю. Наверху больно жарко, а тут водицы холодной сколько  душе угодно.

-Да свежа ли водица –то? – спрашивает козел.

-И свежа, и хороша! – отвечает лиса. – Прыгай ко мне скорее! Тут места хватит!(Лева)

3 – Глупый козел и прыгнул. А лиса вскочила ему на спину, со спины на голову – мигом выбралась из колодца. И побежала со всех ног.

4 – Сидит козел, голову повесил, выбраться не может. Три дня его приятель медведь искал. Насилу нашел да за рога вытащил.

Затем всю сказку рассказывает один ребенок.

8.Игра  «Вспомни пословицу» (по ассоциации)» по опорным картинкам»

Дети берут опорные картинки и называют пословицу , объясняют значение пословицы.

Солнышко: При солнышке тепло – при матери добро

Рыбка: Без труда не выловишь и рыбку из пруда

Санки: Любишь кататься, люби и саночки возить

Хлеб: Ржаной хлебушко – калачу дедушка

Яблоня: Яблоко от яблони не далеко катится

Воробей: Слово не воробей, вылетит не поймаешь

Семья: Вся семья вместе, так и душа на месте

Мама: Нет милее дружка, чем родная матушка

Ложка: Дорога ложка к обеду

9. Составление синквейна (о дружбе, маме, семье…)

Дружба.

Крепкая, верная.

Играют, помогают, выручают

Нет друга – ищи, а нашел – береги.

Верность!

Завершение праздника

Логопед: Молодцы, ребята! Все вы дружны с пословицами и хорошо их знаете. Я надеюсь, что в своей речи вы будете использовать разные пословицы. И ваша речь будет интересной, все с удовольствием будут вас слушать. С какой новой пословицей вы сегодня познакомились?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлечение для детей старшей группы «Пословица недаром молвится» ТЕМА: Приобщение детей к русской культуре через народное творчество – пословицу

Цель: Создать условия для обогащения образной речи детей посредством использования малых фольклорных форм (пословиц). Задачи: * воспитывать интерес к народной культуре через разучивание пословиц, ...

Викторина "Пословица недаром молвится"

Викторина может проводиться с детьми старшего и подготовительного к школе возраста....

«Пословица недаром молвится»

Сценарий развлечения в подготовительной к школе группе«Пословица недаром молвится»Задачи:- обобщить у детей знание о пословицах;- развивать интерес к пословицам, потребность в их употреблен...

«Пословица недаром молвится»

Сценарий развлечения в подготовительной к школе группе...

Конспект НОД для детей старшей группы " Пословица недаром молвится...."

Непосредственно образовательная деятельность по теме "Пословица недаром молвица..." направлена на обогащение детьми знаний о русском фольклоре....

Конспект непосредственной образовательной деятельности ,,Пословица недаром молвится "

Дети получают представление о жанровых особенностях и значении пословиц как народной мудрости....

Проект "Пословица недаром молвится"

p.p1 {margin: 0.0px 0.0px 0.0px 0.0px; text-align: justify; font: 18.0px \'Times New Roman\'; color: #1f3864} span.s1 {letter-spacing: 0.0px} Одними из приоритетных направлений деятельности дошкол...