Конспект непосредственной образовательной деятельности ,,Пословица недаром молвится "
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Дети получают представление о жанровых особенностях и значении пословиц как народной мудрости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programmnoe_soderzhanie.docx | 19.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Программное содержание: дать детям представление о жанровых особенностях, назначении пословиц, их отличии от произведений других малых фольклорных форм; тренировать умение воспринимать идею, образное содержание пословиц, совершенствовать навыки составления по ним коротких рассказов; формировать выразительность, интонационную точность речи; развивать творческое воображение; учить обнаруживать в некоторых текстах особую, иносказательную манеру повествования.
Предварительная работа: За несколько дней до занятия воспитатель активно использует в своей речи как можно больше общеизвестных афористических выражений.
Материалы и оборудование:
- Костюм Емели;
- «Большой толковый словарь пословиц и поговорок русского народа».
- Разрезные картинки.
Ход занятия
Дети входят в группу и видят там сидящего на стуле героя сказки «По щучьему велению».
Воспит.: Здравствуй, Емеля. А что это ты здесь делаешь?
Емеля: Жду, когда мне калачи принесут.
Воспит.: Калачи? Вот так дела! Боюсь тебя расстроить, Емеля, но только сегодня на обед в детском саду будут щи из свежей капусты и макароны с котлетой, а на полдник ‒ запеканка. Калачей в нашем меню, к сожалению, нет.
Емеля: Как это, нет? Здесь же ясно написано (достаёт «Большой толковый словарь пословиц и поговорок русского народа» и читает): «Хочешь есть калачи – не сиди на печи». Я даже на стул из-за этого пересел.
Воспит.: Так вот почему ты сегодня без печи!
Емеля: Ну, конечно. Калачи-то, наверное, вкусные будут.
Воспит.: Ребята, как вы думаете, дождётся Емеля калачей, если будет просто сидеть на стуле?
Ответы детей
Емеля: А что же мне ещё нужно для этого сделать?
Дошкольники высказывают свои предположения
(Взять муку, просеять её, замесить тесто, испечь в печи)
Емеля: Так, значит, в этой книге неправда написана?
Воспит.: Почему же, неправда, Емеля? Не сидеть на печи – значит…
Дети: …не лениться.
Емеля: Так бы сразу и сказали. Зачем только нужны такие непонятные выражения?
Воспит.: Это выражение, Емеля, содержит в себе народную мудрость. Ведь речь идёт не только о калачах: без труда ни одно дело само собой не сделается. Выражение «Хочешь есть калачи – не сиди на печи» ‒ образное и называется оно пословицей.
Емеля: А много их, этих пословиц, существует?
Воспит.: Очень много. Дети, какие пословицы вы знаете?
Игровое упражнение «Кто больше назовёт?»
(Дошкольники озвучивают пословицы, которые смогут вспомнить, и стараются дать их толкование. При необходимости воспитатель предлагает им воспользоваться помощью толкового словаря)
Воспит.: Вот видишь, Емеля, пословицы могут быть самыми разными: о дружбе и вражде…
Дети (помогая продолжить перечисление): …о смелости и трусости, о мудрости и глупости…
Воспит.: … о труде и лени. Я, например, вспомнила пословицу «Без труда не вытянешь рыбку из пруда»
Емеля: Постойте, постойте. Но, ведь о том же самом говорится и в моей пословице про калачи.
Воспит.: Правильно, Емеля. Дело в том, что у пословиц, так же как и у отдельных слов, могут быть похожие значения. Послушайте пословицы и постарайтесь выбрать из них те, которые покажутся вам близкими по смыслу.
Словесная игра «Найди похожие выражения»
(Выполнение задания сопровождается коллективным обсуждением значения каждой пословицы)
1. Ум хорошо, а два лучше;
Не говори «гоп», пока не перепрыгнешь;
Дурной пример заразителен;
Цыплят по осени (т.е., только осенью) считают.
2. Один в поле не воин;
На сердитых воду возят;
Одной рукой узла не завяжешь;
В гостях хорошо, а дома лучше;
Одна пчела много мёда не наносит.
3. Трусливому зайке и пенёк – волк;
Семь раз отмерь – один раз отрежь;
Семеро одного не ждут;
У страха глаза велики.
Емеля: Ох, как же сложно разобраться, о чём в пословице говорится. Я устал даже.
Воспит.:Я предлагаю всем немножко отдохнуть .
Физминутка с мячом «Доскажи пословицу»
Воспит.: Дело в том, Емеля, что пословицы можно встретить не только в толковом словаре. А где ещё, ребята, как вы думаете? (В устной речи; в рассказах, сказках, стихах – художественной литературе.)
Воспит.: Верно. Вот послушайте одну историю.
Чтение рассказа, иллюстрирующего пословицу
В скверике присела на скамейку отдохнуть старушка. Рядом играли дети. На скамейке лежали их игрушки: потрёпанный, без колёс и стёкол автобус, одноухий заяц без хвоста, чистенькая ярко-зелёная машина.
Посмотрела старушка на игрушки, потом на детей и сразу догадалась, что хозяин разбитого автобуса и зайца – вон тот неряха в грязной рубашке, а хозяин чистенькой машины – мальчик в опрятном синем свитерке. «Эх, ‒ вздохнула старушка, ‒ какие сами – такие и сани!
Воспит.: Что означает эта последняя фраза? Разве среди детских игрушек были санки?
Ответы детей
Емеля:Ой, смотрите в моей книжке какой-то конверт лежит.Достаёт из него разрезные картинки.Вы не знаете что это такое?
Воспит.:А здесь с обратной стороны написано : «Сложи картинку правильно и узнаешь какая пословица в ней спрятана»
Игровое упражнение «Сложи картинку, узнай пословицу»
Воспит.: Давайте попробуем придумать к этим пословицам какую-нибудь маленькую историю.
Составление повествовательных рассказов-миниатюр
Емеля: Как здорово, оказывается, придумывать истории к пословицам. Да, верно люди говорят: «Берись дружно, не будет грузно». Т.е. вместе всегда легче справиться с любым делом. Без вас я бы так и не понял, что выражение «Хочешь есть калачи – не сиди на печи» ‒ пословица. А пословица – это… (чешет затылок, вспоминая определение).
Воспит.: Дети, помогайте Емеле.
☺: Пословица – это образное выражение, в котором заложена какая-нибудь народная мудрость.
Емеля: Верно. Именно это я и хотел сказать.
Итог занятия
Емеля: Ну, что ж, ребята. В гостях, как говорится, хорошо, а дома лучше. Пойду я тесто месить, да калачи выпекать. А вы не скучайте, ко мне в гости приходите на чай с калачами.
Воспит.: Обязательно придём, Емеля,а на прощанье ребята хотят тебе кое-что пожелать.
Дети:
1. Под лежачий камень вода не течёт.
2. Труд кормит,а лень портит.
3. Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
4. Не ленись за плужком-будешь с пирожком.
Емеля: Спасибо. До свидания. (Уходит.)
Используемая литература:
1. Большой сборник пословиц с объяснениями.
2. Т.С.Комарова «Народное искусство в воспитании детей».
3. О.А.Соломенникова «Радость творчества.Ознакомление детей с народным искусством».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши» Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши»
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи«Животные и их детёныши»(для старшей, логопедической группы)...
Конспект непосредственно образовательной деятельности Конспект непосредственно образовательной деятельности по окружающему миру: « Учитесь жалеть и беречь»
для страшего дошкольного возраста...
Конспект непосредственной образовательной деятельности интегрированной направленности с использованием интерактивных технологий. Тема: "Тридесятое царство, обувное государство". Конспект непосредственной образовательной деятельности интегриров
Образовательная область: познание, коммуникация, художественное творчество. Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная. Цели:1....
План конспект непосредственно образовательной деятельности по заучиванию стихотворения Ф.Тютчева "Зима недаром злится" с помощью картинок в подготовительной группе
Помочь детям почувствовать красоту природы в стихотворении, вызвать желание выучить его. Систематизировать и закрепить знания детей о весне. Совершенствовать технику рисования красками и восковыми мел...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Не шути с огнем» (в рамках тематической недели «Береги себя») Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Не шути с огнем» (в рамках т
Цель: создание условий для развития познавательной активности посредством составления алгоритма действий при возникновении пожараЗадачи:ü создать условия для расширения представлений...
КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе на тему: «Устное народное творчество. Пословицы, поговорки.»
Развивать интерес к устному народному творчеству через знакомство с малыми фольклорными формами...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию для детей второй младшей группы на тему: "Зима недаром злится".
Цель: сформировать представления о времени года «весна».Задачи:- развивать наблюдательность, внимание, память, образное мышление;- расширять словарный запас (слова «сосульки», ...