Интегрированное занятие "Ознакомление с окружающим и развитие речи по теме Одежда"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Это интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим и развитию речи ставит следующие цели и задачи перед логопедом и воспитателем:
- уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Одежда»,
- в форме опыта провести сравнение бумаги и ткани,
- познакомить детей с материалами, из которых делают одежду,
- закреплять умение согласовывать прилагательное с существительными в роде, формировать категорию рода, закреплять умение образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных
- развивать внимание, память, тактильные ощущения, мелкую моторику,
- воспитывать внимание к речи других детей, учить составлять описание предметов одежды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odezhda.docx | 22.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного занятия
по ознакомлению с окружающим и развитию речи
в старшей логопедической группе для детей с ТНР
Воспитатель: Тищенко Т.И.
Учитель- логопед: Канатчикова Л.Ю.
Тема «Одежда».
Цели и задачи:
- уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Одежда»,
- в форме опыта провести сравнение бумаги и ткани,
- познакомить детей с материалами, из которых делают одежду,
- закреплять умение согласовывать прилагательное с существительными в роде, формировать категорию рода, закреплять умение образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных
- развивать внимание, память, тактильные ощущения, мелкую моторику,
- воспитывать внимание к речи других детей, учить составлять описание предметов одежды.
Оборудование:
Кусочки ткани и разноцветной бумаги.
Силуэты одежды из ткани и бумаги, тазики с водой.
План - схема описательного рассказа про одежду, ободки для головы, предметные картинки по теме.
Кукольная одежда, инструменты швеи для выставки «Ателье»,
Детали детской одежды.
ГБОУ школа 1566
28 октября, 2016 г
Ход занятия.
Воспитатель:
- Введение в тему, постановка цели занятия.
Загадка: Рано утром мы встаем,
Быстро в руки мы берем,
Ручки, ножки одеваем
И себя мы наряжаем. (одежда)
Беседа о назначении одежды.
- Загадки про одежду.
Попробуйте отгадать, о какой одежде идет речь. (с опорой на картинки)
«Пушистая, а не снег. Греет, а не печка» Что это? (Шуба) Почему ты так решил? (шуба пушистая, она грее, она очень теплая).
«Чтобы мы не заболели,
Нас согреет от метели!
Отгадайте, это что?
Это зимнее...» (пальто)
Сравнение шубы и пальто.
«»Это зимняя одежда. У нее есть капюшон с мехом, на ней есть застежки кнопки и молнии, много карманов. Она фиолетового цвета. Она короткая. Что это?» (Зимняя куртка)
Сравнение куртки и комбинезона; брюк и шорт, платья и юбки.
- «Опыт: бумага и ткань» ( три команды детей)
- Из чего делают одежду? - Из ниток, из ткани.
- А как вы думаете, можно ли делать одежду из бумаги? -Нет.
-Почему?
-Она порвется при стирке, помнется.
-Давайте в этом убедимся.
А. Детям предлагается помять кусочки ткани и бумаги, сделать вывод: бумага помялась сильнее.
Б. Далее предлагается разгладить смятые кусочки. При разглаживании воспитатель обращает внимание на качества: бумага шершавая, она шуршит, а ткань мягкая, гладкая.
В. А сейчас проверим, что случится с одеждой из ткани и бумаги, если их поместить в воду.
Дети «стирают» одежду и делают вывод: Одежда из бумаги порвалась, а из ткани осталась целая.
Одежда из ткани удобней. Она мягкая, тянется, принимает форму тела, ее можно постирать и высушить.
Логопед:
- А я для вас тоже подготовила загадку: в образе кого я сегодня у вас на занятии?
Шьёт для взрослых и детей,
Мамы, братика, друзей —
Изделия отличные,
С фасонами приличными.
Ответ: швея
Целый день сегодня шью.
Я одела всю семью.
Погоди немножко, кошка, —
Будет и тебе одёжка.
Правильно. Швея, портниха – это профессия человека, к-рый шьет или ремонтирует одежду.
В уже опытным путем выяснили, что одежду лучше делать из материалов. А какие они бывают, я сейчас вам расскажу.
- «Материалы»
На примере силуэтов (тактильно) дети знакомятся с разными материалами, что из них можно сшить, дается образец словообразования.
Это вельвет. Штаны из вельвета – вельветовые.
Это мех. Шуба из меха – меховая.
Это ситец. Платье из ситца – ситцевое.
Это джинсовая ткань. Куртка будет джинсовая. И т.д.
- Выставка «Ателье» . Знакомство с инструментами швеи (портного).
Игра «Подбери словечко» - активизация глагольного словаря.
Иголкой с ниткой – шьют, зашивают, пришивают..
Швейной машинкой – шьют, строчат, сострачивают, подшивают..
Утюгом – гладят, утюжат, отпаривают..
Ножницами – отрезают, кроят, разрезают..
Булавкой – скрепляют, соединяют, прикалывают.. И т.д.
- Подвижная игра «Магазин» - образование уменьшительно-ласкательных форм существительных (игра с мячом)
- А где мы можем увидеть уже готовую одежду?
- в магазине..
- я буду покупать взрослую одежду, а вы детскую, маленькую, поэтому называйте ее ласково.
Я куплю штаны – а я штанишки (ребенок)
Я куплю платье – а я платьице
Я куплю куртку – а я курточку…. И т.д.
Воспитатель:
- «Сравнение предметов одежды, отличающихся к-л деталью»
- А я тоже кое-что себе прикупила. Вот посмотрите..
Игра «Найди отличия»
Скажите, чем отличаются эти предметы одежды?
Дети: У этой юбки синий пояс, а у этой юбки красны пояс.
У этой юбки зеленая оборка, а у этой юбки коричневая оборка.
У этой рубашки красный воротник, а у этой рубашки синий воротник.
У этой рубашки синий карман, а у этой рубашка красный карман.
Логопед:
Раздается стук в дверь, доставляется посылка для швеи (коробка с деталями одежды)…
- Игра «Маленькие портняжки»
Детям читается записка:
Здравствуйте ребята! Помогите!
Нам одежду почините.
Много ателье прошла,
Но решила сдать сюда.
Предлагается побыть в роли маленьких портняжек. Необходимо собрать на столе предмет одежды из отдельных частей.
Рубашка: рукава, манжеты, воротник, карманы, жилетка.
Джинсы: брючины, пояс, застежка «молния»..
- Спасибо за помощь! А я за это научу нас одной интересной игре «Что я вижу - не скажу, но предмет я опишу!»- закрепление умения составлять описание предмета одежды с опорой на план-схему.
Одному ребенку на голову одевается ободок с предметной картинкой, изображающей какую-либо одежду (рубашка, шарф), остальные – опираясь на план-схему, описывают ему предмет так, чтобы он его угадал.
Воспитатель:
- Подведение итога занятия,.
Вспомните, какие опыты вы проводили?
Почему одежду шьют из ткани?
Какая одежда получается из ткани? (мягкая, гладкая)
Какие бывают материалы?
Как нужно ухаживать за одеждой?.. И т.д.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи по теме "Одежда" подготовительная группа
Материал может заинтресовать воспитателей, родителей, логопедов, дефектологов, использован в качестве конспектов для занятий, заданий логопедов воспитателям на 2 половин...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи по теме "Одежда"
Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей с ЗПР...
Конспект открытой интегрированной НОД по знакомству с окружающим и развитию речи на тему: «Мой дивный град!»
Занятие -экскурсия по знакомству с основными достопримечательностями Санкт-Петербурга. Рассчитано для детей 6-7 лет. Развивет речь, воспитывает любовь к родному городу и его жителям....
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ, РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕМУ: «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»
Задачи занятия:Закреплять и расширять представление детей о домашних животных и их детёнышах, особенностях их поведения и питания.Закреплять умение вести диалог: слушать и понимать заданный вопр...
Конспект интегрированного (ознакомление с окружающим миром, развитие речи) занятия в старшей группе «Свойства воды»
Материал может быть использован воспитателями как на занятиях по окружающему миру, так и на занятиях по развитию речи....
Конспект интегрированного занятия по окружающему миру, развитию речи и рисованию "В гостях у птичке"
Конспект непосредственно образовательной деятельности в младшей группе...
Конспект по развитию речи на тему «Одежда» в старшей группе с использованием технологии развития критического мышления
уточнение знаний по теме»Одежда»; активизировать словарь по данной теме....