Конспект открытой интегрированной НОД по знакомству с окружающим и развитию речи на тему: «Мой дивный град!»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Шатилова Алевтина Алексеевна

Занятие -экскурсия по знакомству с основными достопримечательностями Санкт-Петербурга. Рассчитано для детей 6-7 лет. Развивет речь, воспитывает любовь к родному городу и его жителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_divnyy_grad.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

    Конспект открытой интегрированной НОД по знакомству с окружающим  и развитию речи на тему: «Мой дивный град!»

Автор: Шатилова А.А. воспитатель ГБДОУ№49 Колпинского района

г. Санкт-Петербурга

Участники -  дети подготовительной группы 6-7 лет.

Количество детей 12 человек

 Педагогический замысел:

Образовательная область Социализация

Задачи:

  1. . Совершенствовать навыки разговорной речи: учить отвечать точно (кратко и развёрнуто) в зависимости от вопроса.
  2. Активизировать словарь детей за счёт слов: река Нева, Летний сад, Медный всадник, набережная, широкая, просторная, огромный, старинный, решётка, ажурная, аллеи;.
  3. . Воспитывать любознательность, наблюдательность, любовь и уважение к родному городу, умение культурно себя вести в общественных местах;

Образовательная область Коммуникация:

Задачи:

  1. Развивать дружеские взаимоотношения между детьми;
  2. Формировать умение представлять свой город гостям;

Образовательная область Познание:

Задачи:

  1. Продолжать формировать у детей знания о том, что наш город большой и красивый, есть много памятников, площадей, улиц, набережных;
  1. Познакомить с некоторыми из них: «Дворцовая площадь», «Невский проспект», Памятник «Медный всадник», река Нева»

Материал к занятию: Иллюстрации с видами Санкт-Петербурга, игра «Сложи и назови»

Организация детей: Занятие проводится в виде экскурсии от одного архитектурного памятника к другому (перемещаются дети по группе).

  В НОТ использованы методы и приемы:

  1. совместной деятельности взрослого и детей;
  2. самостоятельной деятельности детей;
  3. наглядный (рассматривание иллюстраций о городе»
  4. словесные;
  5. практические;

                       Ход проведения  совместной деятельности

Воспитатель: Ребята, как называется город, в котором мы живём?

Дети: Наш город называется Санкт-Петербург.

Воспитатель: Почему он так называется?

Дети: Наш город был назван в честь святого Петра, который оберегал Петра-русского царя, основателя города.

Воспитатель: Да, совершенно верно, наш город был назван в честь святого Петра. Город наш стоит на реке Неве. Петербург знаменит на весь мир. Давайте прочтём стихотворение:

                 «Петербург широк в плечах

          Силы непомерной,

          Синь горит в его очах

          Пламенно и верно.

          И от этой сине

          Небеса в сатине.

          Сколько здесь аллей густых

          По весне кипучих,

          Сколько шлемов золотых,

          Разорвавших тучи!

            Сколько улиц заревых

            И просторов мировых

            Знает этот город».

Воспитатель: Какие улицы, площади вы знаете?

Дети: У нас в Санкт-Петербурге есть Дворцовая площадь, там находится Зимний дворец. Есть площадь искусств. Я знаю площадь Декабристов.

Воспитатель: О нашем городе сложено много песен. В песне поётся:

                     «Над Россией небо синее,

          Небо синее над Невой.

          В целом мире нет, нет красивее

          Петербурга моего».

Сегодня у нас необычное занятие. Сегодня у нас будет экскурсия, а вы будите экскурсантами. Напомните, как ведут себя экскурсанты в автобусе?

Дети: В автобусе нельзя громко говорить, а нужно сидеть и слушать экскурсовода. Нельзя в автобусе кушать, кидать фантики и огрызки, бегать по автобусу. А ещё, если станет плохо, нужно сказать взрослому.

Воспитатель: Молодцы, все правильно подметили, старайтесь всегда выполнять эти на мой взгляд, несложные правила. Посмотрите, мы проезжаем по самой главной улице Санкт-Петербурга, как она называется?

Дети: Это Невский проспект.

(Проходим мимо выставленных иллюстраций)

 Воспитатель: Посмотрите, какой дворец мы видим из нашего окна автобуса?

Дети: Да это же Зимний дворец, где раньше жили цари. А ещё мы видим Александровскую колонну. Она тоже находится около Зимнего дворца, на Дворцовой площади.

Воспитатель: А вот наша первая остановка. Куда мы приехали?

Дети: Мы приехали на набережную.

Воспитатель: Что такое набережная?

Дети: Набережными называют улицы, расположенные вдоль реки Невы.

Воспитатель: Что вы можете рассказать про Неву?

Дети: Наш город Санкт-Петербург стоит на реке Неве. Он широко раскинулся на её берегах. Нева очень глубокая, по ней ходят большие корабли. Нева быстрая, многоводная.

Воспитатель: Скажите мне, в какую сторону бегут волны Невы.

Дети: Волны Невы бегут в залив.

Воспитатель: А какая особенность есть у нашей Невы?

Дети: При сильном ветре с залива она выходит из берегов, в городе бывают наводнения. Сильно, мощно дует ветер, вода не успевает попасть в залив, возвращается обратно в город.

Воспитатель: Наш город – один из красивейших городов в мире. Русский царь Пётр приказал здесь построить город. А  А.С. Пушкин, великий русский поэт, жил когда-то в Петербурге, часто гулял по набережной  Невы, очень любил город и воспел его в стихах. Кто хочет прочесть стихи?

Дети: Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой её гранит …

Воспитатель: Давайте сейчас полюбуемся Невой. Подберите слова, какая Нева?

Дети: Нева широкая. А ещё она просторная, полноводная, бурливая, а ещё бывает и спокойная.

Воспитатель: Какие здания видны на противоположной стороне Невы?

( Показать иллюстрации).

Дети: На противоположной стороне Невы видна Академия наук, Зоологический музей и Петропавловская крепость.

Воспитатель: Подберите слова, какие эти здания?

Дети: Здания красивые, они невысокие, трёхэтажные.

Воспитатель: Как укреплены берега Невы?

Дети: Берега Невы одеты в гранит, это очень красивый камень. А ещё он очень прочный.

Воспитатель: Неву украшают фигуры львов. Их высекли из камня скульпторы. Посмотрите на них. Какими вы видите львов?

Дети: Львы красивые, как живые. Они стоят с поднятой лапой. Львы как-будто сторожат что-то.

Воспитатель: А теперь посмотрите на ту сторону Невы. Какое здание вы видите? (показать иллюстрации)

Дети: Мы видим Адмиралтейство.

Воспитатель: Да верно, это бело-жёлтое здание называется Адмиралтейство. Слово «Адмиралтейство» происходит от слова «адмирал». Кто знает, кто такой адмирал?

Дети: Адмирал – это самый главный капитан моряков.

Воспитатель: Кто же догадается, что здесь строили для моряков?

Дети: Для моряков здесь строили корабли.

Воспитатель: Правильно. Сейчас мы с вами пройдём вдоль Невы Адмиралтейской набережной, через бульвар – широкую аллею, обсаженную высокими деревьями. Куда мы с вами пришли?

Дети: Мы пришли к памятнику Петру 1. Он называется «Медный всадник». Это самый первый памятник нашего города. Его воздвигла русская царица Екатерина 2  Петру1 за великие дела на пользу России.

Воспитатель: Русскую землю, вот эти берега хотели завоевать шведы. Пётр1 воевал с ними, победил их, а затем на этих берегах, покрытых лесами, болотами, заложил город. Кто хочет прочитать стихотворение А.С. Пушкина о том времени?

Дети: На берегу пустынных волн

Стоял он, дум великих полон

И вдаль глядел. Пред ним широко

Река неслась, бедный челн

По ней стремился одиноко.

По мшистым, чёрным берегам

Чернели избы здесь и там … и лес…

 В тумане спрятанного солнца

 Кругом шумел

 И думал он

 Отсель грозить мы будем шведу

 Назло надменному соседу …

Воспитатель: Помните, что написано на памятнике Петру1?

Дети: На «Медном Всаднике» написано: «Екатерина2 Петру1»

Воспитатель: За что же поставлен памятник Петру1?

Дети: За то, что он заложил здесь город. Пётр1 очень много хорошего сделал для нашей родины.

Воспитатель: Горожане любят этот памятник, гордятся им, берегут его. А что с ним было во время войны?

Дети: Когда наш город бомбили, памятник закрыли мешками с песком, обложили досками и сохранили.

Воспитатель: Посмотрите на лицо всадника. Что оно выражает?

Дети: Решительность.

Воспитатель: Да, на лице отражены ум, энергия. А что на голове у всадника?

Дети: На голове у Петра1 венок.

Воспитатель: А что находится у пояса?

Дети: У пояса находится меч.

Воспитатель: Рассказывают, что во время отливки памятника случился пожар. Все растерялись. И лишь один мастер Емельян Хайлов, не боясь погибнуть, погасил огонь. Но всё же статуя пострадала. Голова Петра1 и голова лошади были испорчены. Скульптор Фальконе приказал испорченные

головы отпилить. Лишь через два года сделали новые головы и припаяли их. Это было сделано искусно. Ведь совсем незаметно, что «Медный всадник» состоит из трёх частей. Кто хочет рассказать, на каком камне находится памятник?

Дети: Памятник находится на камне – великане, его называют трон – камень. А нашли его в деревне возле Финского залива. Передвигали камень к этому месту почти год.

Воспитатель: У какого памятника мы сегодня побывали?

Дети: Мы гуляли у памятника Петру1, у «Медного всадника».

Воспитатель: Наш город – один из прекрасных городов мира. Его украшают парки, музеи, памятники. Одним из лучших памятников архитектуры является … (показать иллюстрации)

Дети: Летний сад.

Воспитатель: Мы видим прекрасную решётку Летнего сада, известную всему миру. Постарайтесь описать её.

Дети: Ажурная решётка, как кружево. Она чёрная с золотом.

Воспитатель: Да, решётка лёгкая, воздушная, тонкая. На воротах решётки красивые вазы. Решётки Петербурга называют «чугунным кружевом». Об решётке Летнего сада рассказывают много историй. Может, кто-нибудь хочет рассказать одну из них.

Дети: В наш город приехал иностранец. Осматривать Петербург он начал с решётки Летнего сада. Рано утром он сел напротив неё и просидел весь день, не спуская с решётки глаз. Он увидел, что решётка выглядит по -  разному в разное время суток. Красота её так поразила иностранца, что он на следующий день уехал, чтобы запомнить это навсегда.

Воспитатель: Замечательная история. А что ещё есть в Летнем саду?

Дети: В Летнем саду много статуй.

Воспитатель: Кто знает, сколько статуй в Летнем саду?

Дети: Там находится 30 статуй, а ещё в Летнем саду много деревьев, которые подстригают под геометрические формы.

Воспитатель: В Летнем саду есть пруд, где плавают лебеди. Есть домик Петра, где он жил раньше. Ещё там находится памятник баснописцу И.А. Крылову.

Воспитатель: Всё правильно вы говорите, а кто знает стихи о нашем городе?

Дети: Чтение стихов.

Воспитатель: А теперь посмотрим, какие вы у нас архитекторы. Устройтесь поудобнее в нашем автобусе, сейчас по дороге обратно в детский сад мы поиграем с вами в игру «Сложи и назови» ( по типу разрезные картинки ).

Подводится итог занятия.

Планируемый результат: 

1.Расширить знания детей о Петербурге;

2. Развивать любовь и гордость за свой город;

3. Развитие психических процессов: память, внимание, мышление, сосредоточенность;

4. Развитие монологической и диалогической речи;

(Некоторый материал взят из книги Н.А. Ушаковой «Словом душа полнится» стр. 94.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план-конспект открытого просмотра в 1 мл. гр. по развитию речи на тему: "В гости к Тане"

Игровая НОД по развитию речи, где дети уточняют представления о свойствах бумаги,экспериментируя с ней; упражняются в отчётливом звукопроизношении звуков т-ть, расширяют словарный запас, развивают слу...

Конспект открытого интегрированного занятия по математике с элементами развития речи для средней группы.

Конспект интегрированного занятия по математике с элементами развития речи для средней группы....

Конспект итогового интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим, развитию речи и изодеятельности в средней группе «Человек идет по жизни»

Обобщить знания детей о человеке в разные периоды его жизни.Воспитывать заботливое отношение к малышам и старикам, уважение к труду взрослых.Выявить знания детей о профессиях; о материалах, из которых...

Конспект открытого интегрированного занятия в средней группе по развитию речи на тему: "Насекомые"

Цель: сформировать у детей представления о насекомых.Задачи: Образовательные: Закреплять порядковый счёт от 1 до 9;обобщать и расширять знания детей о насекомых; вводить в активный словарь детей обобщ...