Конспект интегрированного (ознакомление с окружающим миром, развитие речи) занятия в старшей группе «Свойства воды»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Материал может быть использован воспитателями как на занятиях по окружающему миру, так и на занятиях по развитию речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
svoystva_vody.docx | 25.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы «Школа № 830»
Конспект интегрированного (ознакомление с окружающим миром, развитие речи) занятия в старшей группе «Свойства воды»
Подготовила:
Воспитатель Корчагина Н. Н.
2015 год
Цель: совершенствовать представления детей о состояниях воды – жидком, твёрдом и газообразном и её свойствах.
Задачи:
- Уточнить и закрепить знания детей о роли воды в нашей жизни;
- Познакомить детей со свойствами воды: отсутствие запаха, цвета, вкуса, прозрачность, вода - растворитель, у воды нет формы;
- Развивать навыки проведения лабораторных опытов, учить обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы;
- Прививать бережное отношение к воде;
- Развивать речь, мышление, наблюдательность, любознательность;
- Воспитывать аккуратность при выполнении опытов, умение работать в паре;
- Активизировать словарь детей словами: лаборатория, лаборант, исследователь, исследование.
Предварительная работа.
- Беседы: «Вода в жизни человека»,
«Вода вокруг нас»,
«Вода – наш друг»,
«Вода – источник жизни»;
«Что такое глобус?»
- Рассматривание иллюстраций на тему: «Вода»;
- Отгадывание загадок на тему: «Свойства воды»;
- Наблюдение за водой во время прогулок.
Материал (на каждого ребенка): 3 пронумерованных стакана с жидкостью(1, 3 – вода, 2 – сок персиковый), 2 чайные ложки, кусочек сахара рафинада, полоски бумаги разных цветов (жёлтая, оранжевая, синяя, белая), коктейльные трубочки, салфетки, детский одноразовый халат.
Оборудование: подарочная коробка-посылка, глобус, карточки с изображениями снега, дождя, льда, облаков (туч), тумана, града; сосуды для воды различной формы; мяч.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в группу принесли посылку и на ней что-то написано. Давайте прочитаем: «Отгадай загадку и что лежит в посылке узнай, без разгадки не вскрывай»:
Горы, пустыни,
Степи, леса,
Страны, реки и моря,
На нём поместилась вся наша Земля.
Кто знает, о чём идёт речь?
Дети: Речь идёт о глобусе.
Воспитатель: (Вскрывает посылку и достаёт глобус) Правильно. Это глобус. А что такое глобус? А какого цвета на глобусе больше всего?
Дети: Глобус – это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде. На глобусе больше всего синего цвета.
Воспитатель: Верно. Как вы думаете, что же обозначено этим цветом на глобусе?
Дети: Голубой и синий цвет – это цвет обозначения воды на глобусе. Воспитатель: А кому нужна вода?
Дети: Людям, животным, птицам, насекомым, растениям.
Воспитатель: Правильно, без воды не было бы жизни на земле, животные и птицы бы погибли, растения бы завяли и не было бы нас с вами. А где человек использует воду?
Дети: Воду человек использует, когда готовит кушать, стирает одежду, для купания и умывания, поливает ей цветы, для утоления жажды.
Воспитатель: Правильно ребята:
Вечерком нашей водице,
Нужно будет потрудиться.
Ванну станем принимать,
Ножки, ручки отмывать.
С мылом спинку мы потрем,
Грязь везде-везде найдем.
Нелегко воде бывает,
Но дело свое она знает!
Знаем точно, что водица
Грязь не признает на лицах.
Кто красивым хочет стать,
Воду должен уважать!
Вода – наш друг, источник жизни.
А сейчас давайте вспомним, какая же бывает вода. (после того как дети называют отгадку, достаётся карточка из посылки с изображением отгадки)
1. Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь. (Снег)
2. Кто это такой садовник –
Полил вишню и крыжовник,
Полил сливу и цветы,
Вымыл травы и кусты. (Дождь)
3. Он прозрачен как стекло,
Но не вставить его в окно. (Лёд)
4. пушистая вата
Плывёт куда-то,
Чем вата ниже
Тем дождик ближе. (Облака, тучи)
5. Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было.
Растворилось молоко,
Стало видно далеко. (Туман)
6. На дворе переполох,
С неба сыплется горох.
Съела шесть горошин Нина,
У неё теперь ангина. (Град)
Воспитатель: Молодцы, ребята. Давайте вспомним, вспомним все наши отгадки.
Дети: Снег, дождь, лёд, тучи (облака), туман, град.
Воспитатель: Вода имеет три состояния. Первое состояние – она может быть жидкой – например дождь. Второе состояниео воды – она может быть твёрдой – например в виде льда и града. Третье состояние воды – она может быть газообразной – например облака, туман. А давайте попробуем привести еще примеры состояния воды: вода жидкая, твёрдая и газообразная.
Дети: Жидкое состояние воды: капелька, речка, море; твёрдое состояние воды – снежинки; газообразное состояние воды – это пар, тучи.
Физминутка
Море очень широко,
(Дети широко разводят руки в сторону.)
Море очень глубоко.
(Приседают, коснувшись руками пола.)
Рыбки там живут, друзья,
(Выполняют движение «Рыбка».)
А вот воду пить - нельзя.
(Разводят руки в сторону, приподняв плечи.)
Воспитатель: Предлагаю вам, ребята, отправиться в лабораторию, чтобы провести опыты и узнать о свойствах воды. Прежде чем мы пойдём в лабораторию, скажите, а кто работает в лаборатории? Что там исследователи (лаборанты)делают?
Дети: В лаборатории работают исследователи (лаборанты), они проводят опыты, исследования, экспериментируют.
Воспитатель: В лаборатории существуют определённые правила поведения:
1. Необходимо внимательно слушать инструкции, иначе у нас ничего с вами не получиться..
2. После каждого опыта делать вывод
3. Общаться тихо друг с другом и не отвлекать своих товарищей-исследователей от опытов.
4. Помогать друг другу, если что-то не получается.
А теперь надеваем халаты занимаем свои места в лаборатории и начинаем исследования свойств воды.
ИССЛЕДОВАНИЕ 1 – вода не имеет запаха.
Воспитатель: Что стоит у вас на столах? Возьмите стаканчик под номером 1. Что в нём налито? Теперь попробуем воду понюхать, и сделать вывод чем вода пахнет.
Дети: На столах стоят стаканчики с жидкостью. В стаканчике 1 налита вода и она ничем не пахнет. Делаем вывод: вода не имеет запаха.
ИССЛЕДОВАНИЕ 2 – вода не имеет цвета.
Воспитатель: Возьмите стаканчик под номерами 2 и поставьте его со стаканчиком 1.Что налито в стаканчике 2? Что ещё на столах лежит рядом со стаканчиками? Каким они цветом? А теперь, выберите, пожалуйста полоску бумаги, которая совпадает с цветом сока. Теперь выберите полоску, которая совпадает с цветом воды? Есть ли у воды цвет, как вы думаете? Какой вывод делаем?
Дети: В стаканчике с номером 2 налит сок. Рядом со стаканчиками лежат бумажные полоски , жёлтого, оранжевого, синего, белого цветов. С соком совпадает жёлтая полоска. У воды нет цвета. Делаем вывод, что вода – бесцветная.
ИССЛЕДОВАНИЕ 3 – вода прозрачная.
Воспитатель: У каждого из вас есть чайные ложечки. Опустите одну ложечку в стакан с водой, а другую в стакан с соком. Скажите мне, пожалуйста, видно ли нижнюю часть ложечки в стакане с соком?
Дети: Нет.
Воспитатель: Видно ли нижнюю часть ложечки в стакане с водой?
Дети: Да.
Воспитатель: Значит, что мы можем сказать о воде и о соке? Какой вывод можем сделать?
Дети: В воде всё видно, а в соке нет. Делаем вывод, что вода – прозрачная, а сок непрозрачный.
ИССЛЕДОВАНИЕ 4 – вода не имеет вкуса .
Воспитатель: А теперь мы с вами попробуем
воду и скажем какой вкус у воды? Для этого нам потребуются коктейльные трубочки. У сока? Какой сделаем вывод?
Дети: Вода безвкусная, сок со вкусом персика. Делаем вывод: вода не имеет вкуса.
ИССЛЕДОВАНИЕ 5 – вода – растворитель.
Воспитатель: Давайте посмотрим, что станет с кусочком сахара, если мы положим его в воду. Возьмите стаканчики под номером 3. Положите кусочек сахара в стаканчик и размешайте его ложкой. Что случилось с сахаром? Растворится сахар в воде или нет?
Дети: Сахар растворился в воде. Делаем вывод: вода является растворителем для сахара.
ИССЛЕДОВАНИЕ 6 – вода не имеет формы .
Воспитатель: Ребята, у меня в руке мяч. Какую форму он имеет?
Дети: Мяч круглой формы.
Воспитатель: Куда бы я не положила мяч, он форму не меняет. Ребята, а скажите, пожалуйста, какую форму имеет вода? Передо мной сосуды разной формы. Давайте попробуем налить воду во все эти формы. Что мы видим?
Дети: Вода принимает форму любого сосуда.
Воспитатели: Правильно. Ребята, это значит, что вода не имеет определённой формы. Куда бы мы её не налили, вода приобретает ту форму, в каком сосуде она находится. Итак, какой делаем вывод?
Дети: Вода не имеет формы, она может принимать форму любого сосуда, любой ёмкости.
Воспитатель: Ребята, с какими свойствами воды мы сегодня познакомились?
Дети: Вода не имеет, цвета, запаха, она прозрачная, вода – растворитель, не имеет вкуса и не имеет формы.
Воспитатель: Ребята, вы настоящие исследователи, пришло время немного отдохнуть. Я предлагаю послушать стишок о воде:
Вода — основа жизни на Земле,
Она необходима всем вокруг:
Растениям, животным, человеку,
Расходуй ее бережно, мой друг!
На этом наши опыты закончены, дети, вы сегодня потрудились на отлично!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи в старшей группе для детей с ЗПР по теме: «Мебель. Части мебели, её назначение»
Цель: повторять обобщающее понятие «Мебель» и ее назначениеЗадачи: Коррекционно-образовательные: продолжать знакомство детей с предметами мебели, учить правильно называть обобщающее поняти...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи в старшей группе на тему «Космос»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи в старшей группе на тему «Космос»...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи в старшей группе на тему «Космос»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи в старшей группе на тему «Космос»...
Занятие по ознакомлению с окружающим и развитие речи в старшей группе
Занятие по ознакомлению с окружающим и развитие речи в старшей группе...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи в старшей группе на тему «Космос».
quot;В мире космоса"....
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ, РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ "ПРАЗДНИК ПАП"
Формировать у детей знания о празднике День защитника Отечества.Развивать связную речь детей, побуждая их составлять небольшие рассказы о своих папах.Обогащать лексический запас слов по теме (Отечеств...
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи в старшей группе «МАМИН ПРАЗДНИК»
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе «МАМИН ПРАЗДНИК»...